Психолого-педагогическое сопровождение в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ


Автор: В.В. Исаева, В.В. Дорохова
Место работы: ОГАОУ ДПО "ИРО ЕАО"
Должность:


Содержимое

Общие положения

Модернизация российского образования приоритетной целью психологического обеспечения образования определяет повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики. Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса регламентируется различными нормативными документами, в том числе международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, региональными нормативно-правовыми актами.

Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях России разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогического сопровождения развития личности каждого ребенка и включенности психологической службы в процесс психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения как научная парадигма и практическая психолого-педагогическая помощь субъектам образовательной деятельности традиционно применяется в сфере образования и рассматривается учеными, прежде всего, применительно к учебной деятельности детей, школьников и студентов (Е.А. Савина и др.), к профессиональной деятельности педагогов средней и высшей школы (М.И. Рожков и др.), к работе практической психологической службы детского сада, школы и вуза (М.А. Лыгина и др.).

Так в своих научных исследованиях, Е.А. Савина указывает, что сопровождение – система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

С.В. Велиева указывает, что психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на оказание помощи субъекту в решении «основных жизненных затруднений: смыла жизни, ответственности, выборе и принятии решений и в других вопросах жизненного существования».

Практический опыт школьной службы психолого-медико-педагогического сопровождения описал И.В. Лунгул. Он выделяет следующие уровни психолого-педагогического сопровождения учащихся, как:

— индивидуальный, который отражает индивидуальную специфику оказания помощи учащимся (коррекционно-развивающие занятия, проектирование и реализация индивидуальных коррекционных маршрутов);

— групповой, предполагающий проведение групповых коррекционно-развивающих занятий с учащимися «группы риска», сопровождение совместно с классными руководителями школьных классов в рамках обеспечения необходимой педагогической поддержкой детей и подростков в решении задач обучения, воспитания и развития;

— сопровождение на уровне образовательной организации осуществляется всем педагогическим коллективом, включая педагогов-психологов, учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, администрации школы, выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками.

По мнению Н.Г. Осуховой, приоритетной задачей психолого-педагогического сопровождения в образовании является «повышение уровня психологической безопасности образовательной среды, которая подразумевает под собой такие характеристики, как доброжелательный микроклимат, непредвзятое отношение к каждому обучающемуся, высокая степень вовлеченности детей и родителей в образовательную среду и процесс обучения, развитие социальных навыков взаимодействия обучающихся всех ступеней обучения и т.д.»

Подводя итог проведенного теоретического изучения понятия «психолого-педагогическое сопровождение», можно сделать вывод о том, что в современной психологии представлены разные взгляды на проблему сопровождения, и каждый исследователь изучает данный феномен, исходя из научных ориентаций и предпочтений.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательной среде рассматривается, с одной стороны, как предмет профессиональной деятельности педагога, педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя и с другой стороны, как инструмент оказания психологической, социальной, педагогической поддержки детям и подросткам. Но в целом можно отметить, что это целенаправленная, постоянная работа психологической службы, направленная на создание условий для успешного обучения и развития личностных, профессиональных качеств человека, находящегося в системе психологического сопровождения. Важно подчеркнуть, что многие исследователи отмечают в эффективности сопровождения роль активности самого объекта сопровождения, т.е. ребенка.

Принципы и подходы к организации
п
сихолого-педагогического сопровождения

В условиях современной действительности главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

С помощью группы психолого-педагогического сопровождения создается благоприятная среда для гармоничного развития личности каждого обучающегося на любой ступени обучения и поддержки педагогов в образовательном процессе.

Психолого-педагогическое сопровождение уже не просто представляет собой сумму разнообразных методов коррекционно-развивающей работы только с детьми, но и выступает как комплексная технология, как особая культура поддержки и помощи всем участникам образовательного процесса в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Реализация психолого-педагогического сопровождения может обеспечить повышение эффективности образовательного процесса в целом.

Требования к реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) являются основой модернизации системы образования на современном этапе. ФГОС задает ведущие направления образования современного ребенка, ставит задачи и определяет акценты процессов обучения, воспитания и развития.

Психолого-педагогические условия реализации ФГОС должны обеспечивать:

  • вариативность форм и направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений;

  • преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности;

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся;

  • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения;

  • формирование и развитие психолого-педагогической компетенции обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности.

Л.А. Головчиц, А.М. Царев указывают, что «в условиях реализации ФГОС современная система психолого-педагогического сопровождения обучающихся, с одной стороны, должна включать в себя такие виды деятельности практического психолога, как диагностика, консультирование, коррекция, тренинги и др., а с другой, сопровождение всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей, и других специалистов)».

В представленной ниже таблице рассмотрим классификацию подходов к организации психолого-педагогического сопровождения нормального и отклоняющегося поведения у детей, предложенную И.Ф. Албеговой.

п/п

Подход к организации

психолого-педагогического сопровождения

Содержательная характеристика подхода

 

1. Психолого-педагогическое сопровождение нормального развития

1.1

Личностно-ориентированный подход

Первостепенными в построении системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса выступают потребности, цели и ценности развития личности детей и подростков, максимальный учет их индивидуальных и личностных особенностей. Сопровождение ориентируется на запросы, потребности, интересы, логику индивидуального развития детей и подростков, а не на заданные извне задачи.

1.2

Подход, ориентированный на психическое и психологическое здоровье

Ориентация на психическое и психологическое здоровье детей. Изучение личности ребенка в непосредственных условиях образовательной среды, учет ее влияния на состояние психологического здоровья детей и подростков. Приоритетность психопрофилактической работы. Систематический мониторинг и коррекция неблагоприятных параметров образовательного пространства.

1.3

Концепция развивающего образования

«Психологизация» педагогической науки и практики. Проектирование системы образования, обеспечивающей развитие и формирование у детей и подростков не только знаний, умений и навыков, но фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств.

 

2. Психологическое сопровождение отклоняющегося поведения

2.1

Концепция коррекционно-развивающего образования

«Психологизация» педагогической науки и практики. Проектирование системы образования, обеспечивающей развитие и формирование у детей и подростков не только знаний, умений и навыков, но коррекцию человеческих способностей и личностных качеств.

2.2

Теория психолого-педагогической коррекционной поддержки

Ориентация на сопровождение процесса индивидуального развития личности, «самости». Создание условий для личностного, профессионального самоопределения посредством субъект-субъектных отношений, сотрудничества, сотворчества взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

2.3

Проектный подход в норме и при отклоняющемся поведении

Создание (проектирование) в образовательной среде благоприятных условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса, в том числе при решении проблемных ситуаций.

Как видно из таблицы, формы сопровождения детей и подростков с разным поведением и уровнем развития должны отличаться вариативностью, взаимодополнительностью и осуществляться на разных уровнях (индивидуальном, групповом).

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).

Таким образом, система психологического сопровождения строится на основе развития профессионального взаимодействия психолога и педагогов, специалистов; она представляет собой интегративное единство целей, задач, принципов, структурно-содержательных компонентов, психолого-педагогических условий, показателей, охватывающих всех участников образовательных отношений: учеников, их родителей (законных представителей), педагогов.

Концепция психолого-педагогического сопровождения в образовании

Образование является важным стратегическим ресурсом развития социума. В условиях современной действительности главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

С помощью группы психолого-педагогического сопровождения создается благоприятная среда для гармоничного развития личности каждого обучающегося на любой ступени обучения и поддержки педагогов в образовательном процессе.

Психолого-педагогическое сопровождение уже не просто представляет собой сумму разнообразных методов коррекционно-развивающей работы только с детьми, но и выступает как комплексная технология, как особая культура поддержки и помощи всем участникам образовательного процесса в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Реализация психолого-педагогического сопровождения может обеспечить повышение эффективности образовательного процесса в целом.

Психолого-педагогическое сопровождение – систематическая деятельность педагогов-психологов, социальных психологов, администрации, классных руководителей направленная на сохранение, укрепление, развитие в социально-педагогическом пространстве образовательного учреждения.

Целью психологического сопровождения является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности и их успешного освоения образовательных программ начального основного, основного общего и среднего общего образования в условиях реализации ФГОС.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

—  создание комфортной среды для всех участников образовательного процесса;

—  содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

— сопровождение и систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающихся и динамики их психологического развития в процессе обучения;

— создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;

— проведение профилактической работы по предотвращению возникновения проблем развития обучающихся (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды);

— формирование, повышение и укрепление компетентного подхода в вопросах обучения, воспитания и развития обучающихся у педагогов и родителей (законных представителей).

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования:

Начальное общее образование – определение готовности к обучению, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие креативных способностей, создание условий для личностного развития обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

Основное общее образование – сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, помощь в решении личностных проблем и проблем в социализации, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений со сверстниками и родителями, профилактика девиантного поведения, различного рода зависимостей (наркотической, компьютерной и др.), создание условий для профессионального самоопределения, личностного развития, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

Среднее общее образование – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении проблем самопознания, смысла жизни, достижения личностной идентичности, развитие временной перспективы, способностей к целеполаганию, развитие психосоциальной компетенции, профилактика девиантного поведения, различного рода зависимостей (наркотической, компьютерной и др.), создание условий для профессионального самоопределения, личностного развития, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

В целях реализации принципа диверсификации психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений осуществляется на трех уровнях: индивидуальном, групповой, уровне класса и уровне образовательного учреждения.

Педагоги, специалисты сопровождения, родители и ребенок выступают активными субъектами психолого-педагогического сопровождения.

При организации психолого-педагогического сопровождения в ходе реализации задач должны соблюдаться принципы психолого-педагогического сопровождения:

Принцип научностииспользование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик.

— Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

— Принцип опоры на обученность и обучаемость ребенка – соотнесение уровня актуального и зоны ближайшего развития на основе диагностики индивидуальных сфер ученика.

— Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

— Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач психолого-педагогического сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, педагогов дополнительного образования, администрации и др.

— Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательного процесса.

— Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию

— Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психолого-педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

— Принцип системности предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

Психолого-педагогическое сопровождение, как процесс целостной деятельности всех субъектов образовательного процесса определяется тремя обязательными взаимосвязанными компонентами деятельности:

  1. систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе обучения;

  2. создание социально-психологических условий для развития личности и его успешного обучения;

  3. создание специальных социально-психологических условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Виды психолого-педагогического сопровождения

В соответствии с этими компонентами определены конкретные виды работы психолого-педагогического сопровождения.

1. Профилактическое

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в процессе воспитания и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Профилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

  • разработка и осуществление развивающих программ для обучающихся с учетом задач возрастного этапа;

  • выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучающихся на следующий возрастной уровень.

2. Диагностическое

Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной или групповой.

Этапы индивидуальной диагностики:

  • изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, обучающихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

  • формулировка заключения об основных характеристиках компонентов психического развития или формирования личности школьника;

  • разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы, составление плана развития способностей или других психологических образований.

  1. Консультативное

Помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются дети, родители, педагоги.

Индивидуальное консультирование – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.

Групповое консультирование – информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

  1. Развивающее

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребн6ости в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

  1. Коррекционное

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы прежде всего с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Направлено на:

  • уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия;

  • предупреждение появления вторичных отклонений в развитии;

  • обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.

  1. Просветительско-образовательное

Психологическое просвещение и образование – создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе; формирование морально-нравственного воспитания, установок ценности здоровья и безопасного образа жизни, психологической культуры; развитие психолого-педагогической компетентности школьников, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Формы работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса

Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.

Работа с обучающимися

— Профилактическая работа с обучающимися с целью формирования у них знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

— Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение дезадаптированных и одаренных обучающихся и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

— Проведение коррекционно-развивающих занятий и тренингов с обучающимися по развитию познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу, развитие креативности.

— Консультирование обучающихся (помощь в решении проблем).

Работа с педагогами и другими работниками школы

— Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений с обучающимися, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Педагоги обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешении проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия с детьми и коллегами.

— Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

— Проведение семинаров, практических занятий, лекций.

Работа с родителями

— Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию обучающихся к началу школьного обучения и средней школе, посвященное психологическим особенностям того или периода. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.

— Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.

— Проведение бесед, лекций позволяющими дать родителям рекомендации для успешного воспитания детей, учитывая их возрастные особенности.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

— Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности.

— Сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья.

— Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

— Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся.

— Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среди сверстников.

— Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

— Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

— Формирование и развитие психологической культуры поведения в информационной среде.

— Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

— Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

— Выявление и поддержка одарённых детей.

— Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с учётом особенностей когнитивного и эмоционального развития обучающихся.

— Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

— Поддержка и обеспечение детско-родительских отношений.

— Поддержка детских объединений и ученического самоуправления.

Таким образом, психологическое сопровождение Федерального государственного образовательного стандарта способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников,

разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и личностного развития школьников.

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

Уровни психолого-педагогического сопровождения

 

Основные формы сопровождения

 

 

 

Нормативное правовое обеспечение деятельности
по психолого-педагогическому сопровождению
в образовательных организациях

Деятельность педагогов-психологов образовательных организаций регулируется следующими нормативно-правовыми документами:

1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

2) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении ФГОС начального общего образования».

3) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении ФГОС основного общего образования».

4) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413».

5) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог».

6) Методические рекомендации «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2020 г. № Р-193).

7) Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

8) Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации
от 9 сентября 2019 года № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

9) Приказ департамента образования Еврейской автономной области от 30.03.2022 № 155 «Об утверждении плана развития службы практической психологии в сфере образования в Еврейской автономной области на 2022 — 2024 учебный год»

Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
в условиях реализации ФГОС
на ____ / ____ учебный год

Пояснительная записка

Психолого-педагогическое сопровождение – систематическая деятельность педагогов-психологов, социальных педагогов, администрации, классных руководителей направленная на сохранение, укрепление, развитие в социально-педагогическом пространстве образовательного учреждения. На основе данного подхода разработана программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МБОУ «________________».

В ситуации введения ФГОС особая роль отводится психологу образовательного учреждения. Сформировавшаяся за последние десятилетия психологическая служба в отечественной системе образования обладает достаточным потенциалом, позволяющим осуществлять анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она для обучения и развития школьника, а также требований, предъявляемых к его психологическим возможностям и уровню развития; устанавливать психологические критерии эффективности обучения и развития обучающихся, разработки и внедрения определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития.

Введение новых ФГОС и связанных с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций психологической службы образовательного учреждения. Прежде всего, это касается включения в качестве результатов образования универсальных учебных действий.

Настоящая программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении ФГОС начального общего образования».

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении ФГОС основного общего образования».

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413».

Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог».

Методических рекомендаций «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2020 г. № Р-193).

Федерального закона от 24.06.1999 № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации
от 9 сентября 2019 года № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

Приказа департамента образования Еврейской автономной области от 30.03.2022 № 155 «Об утверждении плана развития службы практической психологии в сфере образования в Еврейской автономной области на 2022-2024 учебный год».

Цель программы: Обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и успешного освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего образования, среднего общего образования в условиях введения и реализации ФГОС.

Задачи:

содействовать полноценному личностному и интеллектуальному развитию обучающихся;

отслеживать динамику развития познавательных, мотивационных и личностных особенностей участников образовательного процесса;

способствовать созданию комфортной среды для всех участников образовательного процесса;

проводить профилактическую работу по предотвращению возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды);

содействовать в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

способствовать повышению психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса обучающихся, родителей, педагогов. Программа обеспечивает вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.

Уровни системы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

В целях реализации принципа диверсификации психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС ООО осуществляется на уровнях: индивидуальном, групповом, уровне класса, уровне образовательного учреждения. При этом особое внимание уделяется переходным этапам в развитии и образовании детей.

Педагоги, специалисты сопровождения, родители и ребёнок выступают активными субъектами психолого-педагогического сопровождения, организующими деятельность в рамках сопровождения.

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

Принцип конфиденциальности (в ситуациях передачи информации третьим лицам, информация должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов обратившегося).

Принцип компетентности (психолог несет ответственность за выбор методов).

Принцип этической и юридической правомочности (все действия должны соответствовать нормативным правовым документам, регламентирующим деятельность педагогов- психологов)

Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно- воспитательного процесса;

Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит

внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Принцип добровольности участи в психологических процедурах. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном обществе.

Приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся.

Комплексная работа психолого-педагогической службы включает в себя взаимосвязанные направления работы: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультационно-просветительское, профилактическое.

Формы сопровождения:

консультирование;

диагностика;

коррекционно-развивающая работа;

профилактика;

просвещение;

экспертиза.

На основе результатов проведенных диагностических исследований, выстраиваются приоритетные направления работы, изучается результативность используемых программ, проектов и корректировка их в дальнейшем.

Психологическая диагностика определяется задачами МБОУ «___________» и запросами участников учебно-воспитательного процесса (администрации, педагогов, родителей, обучающихся).

Диагностика (индивидуальная и групповая) – психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

Использование результатов диагностической работы способствует оказанию поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Диагностическая работа позволяет в первую очередь ориентироваться на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Психологическое просвещение – формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и администрации МБОУ «_________» потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; формирование у всех участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Профилактическая работа предполагает проведение мероприятий с обучающимися, родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений; размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями (детский телефон доверия и т.д.) для обучающихся, педагогов и родителей; ведение Интернет-страницы для родителей по вопросам воспитания.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении; организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Консультирование (индивидуальное и групповое) – оказание помощи участникам образовательного процесса в осознании и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; оказание помощи в формировании новых установок и принятии собственных решений; решении различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии.

Экспертиза – психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.

Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее) с элементами тренинговых технологий, круглый стол, беседа с элементами практикума, семинар, консультация, психологическая игра, самодиагностика (обучающая диагностика).

Психологическое сопровождение

Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует также организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.

Таблица 1

Мероприятия в рамках психологического сопровождения обучающихся

Контингент

Цель

Мероприятия

Обучающиеся

Самореализация,

самоопределение,

коррекция

взаимоотношений,

профориентация

Профилактическая работа с целью формирования
у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

Выявление обучающихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных обучающихся, находящихся под опекой, и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

Консультирование обучающихся (помощь в решении проблем).

Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении обучающихся к социально- профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по выбору профиля, с учетом возрастных особенностей обучающихся, проведение групповых занятий по профориентации обучающихся (профессиональные пробы, тренинги, деловые игры).

Сопровождение обучающихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.

Сопровождение обучающихся с ОВЗ. Работа по созданию образовательной траектории, подбору оптимальной модели инклюзии, созданию ситуации успешности (совместно с другими приглашенными специалистами).

Педагоги

Активизация

профессиональной

рефлексивной позиции

деятельности учителя.

Преодоление

психологических

барьеров деятельности

учителя.

Активация

инновационной

деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.

Профилактическая работа. Установление психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга.

Консультирование по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

Проведение семинаров, практических занятий, лекций

Родители

Повышение уровня

психолого-

педагогической

компетентности в

вопросах воспитания и обучения ребенка

Профилактическая

работа с родителями

(законными

представителями) с целью их обеспечения знаниями и навыками,

способствующими

развитию эффективного,

развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми

Консультирование по созданию условий,

обеспечивающих успешную адаптацию детей и

подростков в условиях перехода на новый уровень образования, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности.

Профилактическая работа с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.

Формы работы: традиционные – групповые и

индивидуальные консультации, лекции, семинары, новые – совместные семинары-тренинги по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители (законные представители), так и дети.

Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители (законные представители), так и дети.

Профилактическая работа с родителями (законными представителями) с целью их обеспечения знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.

Ожидаемые результаты внедрения психолого-педагогического сопровождения обучающихся

1. Гармоничное развитие обучающихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.

2. Успешная адаптация обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

3. Успешная адаптация и социализация выпускников школы.

4. Создание мониторинга психологического статуса школьника с целью повышения качества образования.

Приоритетные направления психологического сопровождения

Работа с обучающимися

Профилактическая работа с обучающимися с целью формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

Выявление обучающихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных обучающихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

Проведение тренингов с обучающимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

Консультирование обучающихся (помощь в решении проблем).

Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении обучающихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профессии, с учетом возрастных особенностей обучающихся, проведение групповых занятий по профориентации.

Сопровождение обучающихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.

Сопровождение обучающихся с ОВЗ. Работа по созданию образовательной траектории, подбору оптимальной модели инклюзии, созданию ситуации успешности (совместно с другими приглашенными специалистами).

При систематической работе достигаются следующие цели: самореализация, самоопределение, взаимоотношения, профориентация обучающихся среднего и старшего уровня образования.

Работа с педагогическим коллективом

Основные задачи:

активизация профессиональной рефлексивной позиции деятельности учителя;

преодоление психологических барьеров деятельности учителя;

активация инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.

Работа с родителями

Цель: повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Задачи:

Просвещение и обучение родителей (законных представителей) поддержке развития УУД школьников.

Консультирование родителей (законных представителей) по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию обучающихся разного возраста к школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители (законные представители), так и дети.

Профилактическая работа с родителями (законными представителями) с целью их обеспечения знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.

Содержание психолого-педагогического сопровождения

1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходный период (1, 5, 10 классы).

2. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

4. Сохранение и укрепление психологического здоровья.

5. Поддержка одарённых детей.

6. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска».

7. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

Начальное общее образование

I этап (I класс) – Поступление ребёнка в школу, адаптация первоклассников к школе.

В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации и готовности ребенка к обучению.

2. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

3. Групповая консультация педагогов по результатам первичной диагностики на методическом объединении начальной школы.

4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики первоклассников, основной целью которого является организация групповой или индивидуальной коррекционно-развивающей работы детьми, направленной на повышение уровня их готовности к обучению, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

5. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом. Динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.

6. Организация методической работы с педагогами, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями первоклассников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми в процессе адаптации.

II этап (II-IV классы) — психолого-педагогическая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении. Работа в этом направлении осуществляется в течение времени освоения основной образовательной программы начального общего образования и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп обучающихся, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

4. Организация психологической помощи обучающимся, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики.

5. Организация групповой психо-коррекционной работы с обучающимися, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями), осуществление психолого-медико- социального сопровождения.

6. Организация групповой диагностической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе

7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов деятельности всех участников образовательного процесса.

Основное общее образование

I этап (V класс) – переход обучающихся на новый образовательный уровень.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся V классов направлено на создание условий для успешного обучения по основной образовательной программе основного общего образования. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. Главная задача – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика успешности адаптации к новым условиям обучения. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей (законных представителей) и с их согласия.

Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, тревожность. В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации обучающихся к образовательному процессу.

2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.

4. Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: обучающимися с ООП, обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме.

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.

II этап (VI-VIII класс)

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся VI-VIII классов направлено на мониторинг развития обучающихся и помощь в устранении трудностей в обучении.

1. Работа по сопровождению VI-VIII классов определяется запросом со стороны родителей (законных представителей) обучающихся и администрации МБОУ « __________».

2. Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска», обучающихся с ООП, с обучающимися, испытывающими временные трудности в обучении и воспитании. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме.

III этап (9 класс). Психолого-педагогическое сопровождение государственной итоговой аттестации, помощь в профессиональном самоопределении. В рамках данного этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогических мероприятий, направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.

2. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей.

3. Психолого-педагогическое сопровождение итоговой аттестации.

Ожидаемые результаты психологического сопровождения.

1. В отношении образовательного процесса в целом:

Увеличение эффективности образовательного процесса, выражающееся

в повышении психологического комфорта обучающихся на уроках и, как следствие, в активизации потребности в получении новой информации – появление «желания учиться» и потребности в учении;

в более быстром овладении УУД при тех же прилагаемых усилиях или же с их уменьшением.

Улучшение качества образовательного процесса за счет:

оптимизации образовательных программ;

улучшения методического и дидактического сопровождения, отталкиваясь от потребностей участников образовательного процесса.

2. В отношении участников образовательного процесса:

Учителей:

повышение психологической грамотности;

оказание психологической помощи в решении личных проблем (консультирование);

разрешение трудностей во взаимоотношениях с другими участниками образовательного процесса;

содействие в личностном росте.

Обучающихся:

сформированность УУД (универсальных учебных действий);

развитие ВПФ (высших психических функций);

развитие креативности (творческого подхода к любой деятельности, в том числе и к учебной);

повышение психологической грамотности;

повышение толерантности в отношении своих сверстников;

содействие в личностном росте и профессиональной ориентации.

формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок,

Родителей обучающихся:

психологическая поддержка, оказание консультативной помощи в решении жизненных трудностей, оказывающих влияние на сферу учебной деятельности ребенка;

получение необходимой информации о возрастных особенностях ребенка и о способах и средствах психологического развития ребенка.