Организация социально-психологической помощи обучающимся техникума с суицидальными тенденциями


Автор: Светлана Анатольевна Бойчина
Место работы: ОГПОБУ «Технологический техникум»
Должность: педагог-психолог


Причины суицидальных тенденций у обучающихся техникума

Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи.

Изучая проблему суицидального поведения у обучающихся ОГПОБУ «Технологический техникум», можно выделить следующие основные причины:

  • неразделенная любовь,

  • конфликты с родителями и сверстниками,

  • страх перед будущим, одиночество.

Этому способствуют, в том числе, смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, изменение приоритетов воспитания в современном образовании, бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов.

В сети интернет появились группы провоцирующие молодых людей к совершению суицида. Такие группы имеют названия «Три кита», «Тихий дом», «Море китов» и др. В этих группах детей подталкивают шаг за шагом к последней черте. Группы постоянно закрывает Роскомнадзор, но они открываются вновь.

Руководят этой работой взрослые люди с четким знанием психологии, внушая юношам и девушкам, что в этом мире они не нужны, а вот для иного мира они избранные. Все это сопровождается картинками, видео, музыкой идеализирующими смерть. Психолог техникума внимательно отлеживает возможные проявления, проводит диагностическую и коррекционную работу.

Мощным фактором, влияющим на обучающихся техникума, является система его социальных связей, прежде всего семья. Вместе с тем именно для подростков все большее значение приобретают отношения со сверстниками (дружеские связи, первые влюбленности и т.п.).

Необходимо отметить, что спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения. Кроме того, подробное и детализированное освещение подростковых суицидов в СМИ, с чем мы имеем дело в настоящее время, как правило взывает «эффект заражения» («эффект Вертера»), что порождает новую волну суицидов в соответствующей возрастной или социальной группе. Такое положение нельзя оставить без внимания.

Поскольку большая часть времени обучающихся связана с техникумом, то именно в нем проводится основная работа по выявлению и профилактике суицидального поведения.

При организации работы с обучающимися с суицидальными тенденциями, психолог ориентируется на достижения отечественной и психологии, которая определяет суицидальное поведение, как стремление человека покончить жизнь самоубийством.

В подростковом возрасте причиной суицидальных тенденций являются импульсивность, конфликтные отношения с родителями, сверстниками. В техникуме на особом контроле группа обучающихся «с суицидальными тенденциями». В эту группу входят обучающиеся, у которых есть суицидальные попытки. Ежегодно численность детей данной группы варьируется от 1 до 5 человек.

Необходимо отметить, что суицидальные попытки носят демонстративный и ситуативный характер. В большинстве случаев обучающиеся стараются таким поведением привлечь внимание к своей проблеме, у них нет цели, лишить себя жизни. Зачастую присутствует сложная мотивация: 

  • Депрессивное состояние, эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы, злоупотребление психоактивными веществами. Расстройство настроения и тревожное состояние, самовольные уходы, чувство безнадежности.

  • Крушение романтических отношений, иные жизненные стресс-факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией.

  • Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией.

  • У подростков такие факторы, как психические заболевания в семье наряду с нездоровыми семейными отношениями, пренебрежение и жестокое обращение, отсутствие любви и заботы в детстве могут потенциально увеличить риск суицида.

При работе с такими обучающимися необходимо учитывать, что:

  • Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых.

  • Дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи тоже существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.

  • Среди подростков в возрасте 16 лет и старше злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств.

  • Предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Кроме того, среди ведущих факторов риска можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства.

Первичная экспертная оценка суицидального поведения

Каждая оценка суицидального поведения должна включать в себя:

— проверку имеющих отношение к суициду факторов риска;

— историю проявлений суицидального поведения;

— неизменяемые биологические, психосоциальные, психические, ситуативные условия, или состояние здоровья;

— степень проявления текущих суицидальных симптомов, включая уровень ощущения безнадежности;

— внезапные сильные факторы стресса;

— уровень импульсивности и самоконтроля;

— защитные факторы (антисуицидальные факторы).

Психолог обращает внимание, что особую роль играют защитные (антисуицидальные) факторы личности это установки и переживания, препятствующие реализации суицидальных намерений, они, как изоляционный материал, предохраняют от самоубийства. Среди них следует отметить следующие:

  • Поддержка семьи, друзей, других важных в жизни человека людей.

  • Религиозные, культурные и этнические ценности.

  • Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, в коллективе техникума

  • Социальная интеграция, например, через учебную деятельность, конструктивное использование досуга.

  • Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким.

  • Выраженное чувство долга, обязательность.

  • Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба.

  • Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих; представления о позорности, греховности суицида.

  • Представление о неиспользованных жизненных возможностях.

  • Наличие творческих планов, тенденций, замыслов.

  • Наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти).

На заседании методической комиссии воспитательной службы педагог-психолог ежегодно доводит до сведения педагогов маркеры суицидального состояния, чтобы каждый педагог понимал опасность поведения. Каждый педагог должен знать такие проявления:

Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»;

  • фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение;

  • активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

  • сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств;

  • стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;

  • раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие;

  • угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего;

  • необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

  • стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

  • снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;

  • приведение в порядок дел, примирение с давними врагами;

  • cимволическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким)  дарение другим людям вещей, имеющим большую личную значимость;

  • попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

При возникновении депрессивных состояний, педагоги техникума сообщают психологу, о симптомах которые они наблюдают и совместно принимается решение, насколько опасно данное состояние для обучающегося. В случае если:

  • Часто грустное настроение, периодический плач.

  • Безнадежность и беспомощность.

  • Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась.

  • Поглощенность темой смерти.

  • Постоянная скука.

  • Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях.

  • Пропуск техникума или плохая успеваемость.

  • Деструктивное поведение.

  • Низкая самооценка и чувство вины.

  • Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам.

  • Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность.

  • Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль.

Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у обучающегося может быть депрессия и ему нужна помощь психолога техникума.

В ОГПОБУ «Технологический техникум» принята примерная шкала оценки суицидального риска, согласно рекомендации ВОЗ. Разработаны методические рекомендации для педагогов.

1. Риск отсутствует. По сути, риска нанесения себе вреда (членовредительства) не существует.

2. Незначительный. Суицидальные идеи ограничены, нет твердых планов или подготовки к нанесению себе вреда, известно всего лишь несколько факторов риска. Намерение совершить самоубийство не очевидно, но суицидальные идеи присутствуют. У индивидуума нет определенных планов и не было попыток самоубийства в прошлом.

3. Умеренный. На лицо твердые планы и подготовка с заметным присутствием суицидальных идей, возможно наличие попыток суицида в прошлом, и, по крайней мере, два дополнительных фактора риска. Или, при наличии более одного фактора риска суицида, присутствуют суицидальные идеи и намерение, но отрицается наличие четкого плана. Присутствует мотивация улучшить, по возможности, свое текущее эмоциональное состояние и психологический статус.

4. Высокий. Четкие и твердые планы и подготовка к тому, чтобы причинить себе вред, или известно, что у индивидуума были многочисленные попытки самоубийства в прошлом, наличие двух или более факторов риска. Суицидальные идеи и намерения вербализуются наряду с хорошо продуманным планом и средствами для выполнения этого плана. Индивидуум проявляет когнитивную жесткость и отсутствие надежд на будущее, отвергает предлагаемую социальную поддержку.

Организация деятельности по снижению риска совершения суицида обучающимися техникума

Суицид, совершенный обучающимся техникума затрагивает всех субъектов образовательной среды:

— обучающихся;

— родителей;

— педагогов;

— администрацию;

— других сотрудников техникума.

В связи с этим организация деятельности психолога по оказанию психологической помощи строиться таким образом, чтобы взаимодействовать со всей системой в целом. Также осуществляется межведомственное взаимодействие при необходимости оказания медицинской, правоохранительной, социальной, информационной и других видов помощи.

В ситуации совершенного суицида/риска суицида основные направления работы психолога в техникуме заключаются в своевременном выявлении суицидального риска, превентивных мерах, кризисном вмешательстве.

I. Превентивные меры

Превенция суицидов в техникуме включает в себя профилактику и своевременное выявление суицидального риска.

На этапе возникновения переживаний и аутоагрессивного поведения подростки чаще обращаются к друзьям, реже к педагогам, психологу, поэтому психолог техникума систематически проводит беседы в группе по формированию жизненных ценностей, где обучающиеся могут получить информацию, задать вопросы, узнать о том, как можно помочь себе и другим в случае навязчивого повторения мыслей о суициде. Тщательно продуманные и подготовленные беседы в учебных группах могут помочь обучающимся найти выход из сложной ситуации.

В техникуме ежегодно разрабатывается план – мероприятий по организации социально-психологической помощи обучающимся с суицидальными тенденциями (Приложение 1).

Формы и методы работы по осуществлению превентивных мер

Индивидуальная и групповая работа с обучающимися включает: индивидуальные консультации с целью нормализации их психического и психофизиологического состояния, выстраивания позитивного будущего, формирование позитивного мышления, оптимизации взаимоотношений с родителями и сверстниками. Этому способствует также организация группового обсуждения темы: «Искусство жить в ладу с собой и миром», «Как стать успешным», где каждый может высказать с какой проблемой сталкивается и что его волнует. Кроме того, обучающиеся осознают, что проблемы есть у всех и зачастую путь ее решения лежит на поверхности, надо лишь посмотреть на ситуацию под другим углом. В таких дискуссиях у обучающихся есть возможность высказаться, быть услышанным и понятым другими обучающимися и психологом. В результате проблема, которая была значительная, создавала напряжение и дискомфорт, становится понятной и решаемой.

Совместная деятельность с педагогами

В целях повышения психологической компетентности педагогов проводится на педагогических советах, методических комиссиях информирование: о видах суицида, психологических особенностях подросткового и юношеского возраста, «знаках», говорящих о суицидальных намерениях, о создании безопасной атмосферы в образовательном учреждении, возможностях получения помощи в преодолении кризиса.

I. Диагностика суицидального риска

Мысли, эмоции подростка с суицидальными намерениями отражаются в его поведении. Суицидальные «маркеры» выявляются на основе наблюдения, беседы, диагностических методик, изучения документов (рисунков, выдержек с сайтов персональных страничек, предпочитаемых фильмов, песен и т.п.). Для выявления депрессии, агрессивных и аутоагрессивных тенденций используется «Опросник суицидального риска» М.Ю. Беляковой.

II. Кризисное вмешательство при высоком риске суицида

В случае выявления высокого риска потенциального суицида у одного или нескольких учащихся психолог техникума:

1. Информирует о суицидальных намерениях обучающегося узкий круг лиц, которые могут повлиять на принятие мер по снижению риска (администрацию, классного руководителя, родителей). Согласовывает с ними дальнейшие действия.

2. Осуществляет кризисную психологическую помощь подростку с суицидальными намерениями. При необходимости, согласовывает свои действия с психологами центра «МОСТ».

III. Алгоритм действий психолога в техникуме в ситуации совершенного суицида

Деятельность психолога и сотрудников техникума в ситуации совершенного суицида регламентируется Приказом директора «О мерах по профилактике суицидов среди обучающихся ОГПОБУ «Технологический техникум» (Приложение 2). Приказ включает в себя механизм взаимодействия специалистов образовательной организации в ситуации суицидальной попытки, а также формы заполнения оперативной информации по случаю суицида.

В кризисной ситуации психолог техникума:

1. Устанавливает контакт с ответственными лицами, собирает информацию, оценивает ситуацию.

На этом этапе психолог взаимодействует с администрацией, классным руководителем, социальным педагогом, родителями; оценивает ресурсы по выявлению группы риска и оказанию экстренной психологической помощи. Психолог или администрация могут самостоятельно инициировать обращение за помощью в ОГБУ ДО Центр «МОСТ». При проведении следственных мероприятий на территории техникума психолог сопровождает участников образовательной среды, задействованных в этих мероприятиях.

Взаимодействие с руководителем группы, социальным педагогом включает в себя получение необходимой предварительной информации о состоянии отдельных обучающихся, сбор анамнеза, информации о степени включенности обучающихся в ситуацию (говорили, знали, обсуждали, читали, слышали), о степени близости отношений, подготовка к встрече с родителями.

2. Выявление группы риска и оказание экстренной психологической помощи

В психотравмирующей ситуации при выраженных признаках психологического неблагополучия экстренная психологическая помощь оказываться как обучающимся, пережившим травматическое событие, и их родителям, так и, в основном, в виде психологической поддержки, педагогам, руководителям техникума.

Психолог встречается с группой, в котором произошел суицид

Беседа с обучающимися позволяет:

— Оценить наличие явной или потенциальной угрозы для жизни, как для самого человека, находящемся в кризисном состоянии, так и его окружения.

— Упорядочить информацию, выстроить последовательность событий (абсолютный хаос в порядок).

— Групповое обсуждение травматического события позволяет обучающимся лучше понять произошедшее, понять погибшего (его проблемы, «пусковые» факторы, послужившие последней каплей, глубину отчаяния, его чувства), отреагировать свои чувства, повысить взаимопонимание и доверие между обучающимися, адаптироваться после случившегося, формировать позитивное будущее, вернуть чувство самообладания, утраченное равновесие. На равновесие влияют несколько взаимодополняющих факторов: реалистическое восприятие события; наличие адекватной поддержки (социальных ресурсов); адекватный механизм разрешения проблемы. Следует не избегать пугающего опыта, а находить ресурс для преодоления и дальнейшего развития (стали взрослее, ответственнее).

— Психолог информирует обучающихся об имеющихся очных экстренных и кризисных психологических службах в городе), телефоне доверия.

После группового занятия, на основе наблюдения и беседы, психолог приглашает часть нуждающихся в психологической помощи ребят на индивидуальную консультацию с целью уточнения степени воздействия травматического события и преодолении его. Часто ребята приходят сами, считая, что им нужна помощь психолога. За этим решением могут быть скрыты различные страхи: оставаться одному, спать без света, приходить в то место, где был совершен суицид, плохое самочувствие, чувство вины, раскаяние, подавленное настроение и др.

Часть же обращений ребят направлено на получение консультаций по вопросам непонимания, одиночества, низкой самооценки. Психолог должен уметь развести заявленные проблемы на связанные с конкретной травматической ситуацией или кризисными проявлениями ребят.

Индивидуальная форма работы:

При индивидуальной форме работы, направленной на оценку состояния при аутоагрессии деструктивного характера, беседа обычно проводится по следующим этапам.

Этапы беседы

Главные задачи этапа

Используемые приемы

Начальный этап

Установление эмоционального контакта с собеседником,

взаимоотношений «сопереживающего партнерства»

«Сопереживание»,

«Эмпатийное выслушивание»

Второй этап

Установление последовательности событий, которые привели к кризисной ситуации;

снятие ощущения безвыходности ситуации

«Преодоление исключительности ситуации», «Поддержка успехами и достижениями», «Структурирование беседы», «Постоянное внимание к содержанию»,

«Определение конфликта»

Третий этап

Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации

«Интерпретация», «Планирование»,

«Удержание паузы», «Фокусирование на ситуации»

Заключительный этап

Окончательное формулирование плана деятельности;

активная психологическая поддержка

«Логическая аргументация», «Рациональное внушение уверенности»

Необходимо помнить о том, что на третьи сутки, как правило, наступает психологическое и физическое истощение у людей, переживших травматическое событие, поэтому психологическую работу необходимо планировать с учетом динамики состояния пострадавших.

При выраженности, длительности или стабильности перечисленных выше болезненных проявлений, возникших в ответ на травматическое событие, необходимо индивидуальное психологическое консультирование подростка.

Индивидуальная работа с подростком, совершившим суицидальную попытку в постсуицидальный период.

В этот период времени консультирование сфокусировано на оценку наличия суицидальных намерений и их снижении (болезненных фантазий о смерти, неприятии, враждебности, потере и наказании), а также на стабилизацию ситуации.

Организуя психокоррекционую работу с обучающимися по переживанию травматического события психолог техникума проводит коррекцию эмоциональной сферы, снятие тревоги, беспокойства, работу со страхами, психокоррекцию агрессивных и аутоагрессивных тенденций, психокоррекцию сна, выработку внутренней свободы, на понимание своих целей, потребностей, преодоление препятствий, выработку навыков поиска выхода из сложных ситуаций, формирование позитивного образа будущего.

При оказании экстренной психологической помощи горюющему ребенку, оказывая поддержку, и планируя коррекционную работу с ним — помнить об этапах нормального горевания.

Если необходимо, спланировать работу по психологическому обеспечению траурных мероприятий (быть на кладбище), что даст возможность специалисту оценить психологическое состояние участников церемонии, ближайшее окружение обучающихся.

Психологическое консультирование родителей направленно на:

— Информирование о возрастных и индивидуальных особенностях реагирования в кризисных ситуациях и способах совладания с ними;

— Рекомендации по вопросам взаимоотношения с детьми;

— Информирование о имеющихся очных экстренных и кризисных психологических службах в городе, телефоне доверия в г. Биробиджан.

— В случае выраженности негативных реакций на травматическое событие, оказание экстренной психологической помощи.

Взаимодействие с классным руководителем, другими педагогами

Для психолога во многом именно педагог является связующим звеном между обучающимся, его родителями и психологом. Педагоги в силу своей профессиональной деятельности больше всего контактируют с обучающимися и их родителями, поэтому они (наряду с родителями) могут обратить внимание на изменения в поведения ребенка, заметить признаки психологического и психического неблагополучия.

Психолог техникума:

— Информирует о признаках психологического неблагополучия, о влиянии травматического события на психику ребенка (как о закономерностях, так и возможных возрастных и индивидуальных реакциях, их динамике), о профессиональной помощи специалистов, работающих с травмой.

— Дает рекомендации педагогам (или консультирует) по вопросам взаимоотношения с детьми, пережившими данные события. Повышение психологической компетенции сотрудников образовательного учреждения по данным вопросам поможет избежать состояния растерянности и беспомощности и, во многом, определит выбор более активных и эффективных способов совладания с данной проблемой, поможет предотвратить профессиональное выгорание.

— Обращает внимание педагогов на их собственные чувства, возникшие в связи ситуацией, оказывает им (по их запросу) психологическую помощь (осознание, принятие, отреагирование чувств, актуализация ресурсов, формирование совладающего поведения).

Заключительный этап

— Психолог определяет согласованный «срок завершения» данной работы: то есть, когда официально в техникуме прекращаются разговоры о суицидальном происшествии и начинается обычная жизнь.

— Отслеживает психоэмоциональное состояние обучающихся в целях профилактики расстройств эмоционального спектра.

— С целью выявления отставленных реакций у обучающихся проводит динамическое наблюдение для выявления признаков посттравматического стресса.