Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||
Цели деятельности педагога | Создать условия для развития представлений о линии, продолжить формирование графических навыков, стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету математики в целом. | ||
Образовательные источники и ресурсы | 1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина; РАН, РАО. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с. 2. Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова; РАН, РАО. – М.: Просвещение, 2013. – 77 с. 3. Презентация. | ||
Методы и формы обучения | Методы: устный контроль и самоконтроль (фронтальный и индивидуальный опрос), стимулирование интереса к обучению (создание эмоционально-позитивных ситуаций), организация и осуществление учебной деятельности (по способу передачи информации – наглядный и словесный, по степени самостоятельности мышления – репродуктивный и частично-поисковый, по степени управления учебной работой – под руководством учителя и самостоятельная работа). Формы: Индивидуальная, групповая, фронтальная. | ||
Основные понятия | Линия, замкнутость, самопересечение, внутренняя область. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся распознавать на предметах, изображениях, в окружающем мире различные линии, плоские и пространственные. Распознавать на чертежах и рисунках замкнутые и незамкнутые линии, самопересекающиеся и без самопересечений. Описывать и характеризовать линии. Изображать различные линии по образцу или с заданными свойствами. | Познавательные: уметь строить речевое высказывание в устной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности; проводить анализ, строить логические цепи рассуждений; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты. Коммуникативные: владеть языковыми средствами – умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Регулятивные: уметь самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность. | Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии |
Организационная структура урока
Технология проведения | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
1 этап. Организационный момент. Цель: — создать благоприятную психологическую атмосферу урока. (1 мин.) | Приветствие. Настрой на работу. |
Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учащихся. | |
2 этап. Мотивация к учебной деятельности. Цели: — актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; — создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;
— уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. (3 мин.) | Предлагают свои варианты ответа на вопрос Отвечают на вопросы учителя | — Представьте, что вы – известный ученый-математик, которого пригласили в школу на встречу с первоклассниками. Что бы вы сказали ребятам, чтобы убедить их в важности изучения математики? — Ребята, внимательно посмотрите на рисунок. Как вы думаете, чему сегодня будет посвящен наш урок? (Слайд 1) — Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой «Линии» и рассмотрим, какие виды линий различают в математике. | Личностные: формирование основ саморазвития. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: умение строить речевое высказывание |
3 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цели:
— зафиксировать во внешней речи причину затруднения. (4 мин.) | Слушают и отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения | — Всякий раз, когда мы прикасаемся к поверхности бумаги кончиком карандаша, мы отмечаем точку. Если мы ведем карандашом по поверхности, то рисуем линию. Слово «линия» происходит от латинского слова linea, означающего «лен, льняная нить, шнур, веревка». Все точки одинаковы, и одна точка от другой ничем не отличается. А мир линий очень разнообразен. — Начертите у себя в тетради произвольную линию и назовите ее. — Приведите примеры линий, которые вам встречались в окружающем мире. — Какие виды линий различают в математике? | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию |
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: — Организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий по реализации цели достижения поставленной цели. (4 мин.) | С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план достижения цели, определяют средства и ресурсы |
– Как вы планируете работать: индивидуально или по группам? Почему? – Сформулируйте правила работы в группе. | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой |
5 этап. Реализация построенного проекта. Цель:
с планом;
зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. (10 мин) | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи Отвечают на вопросы учителя выполняют задания Составляют кластер Отвечают на вопросы учителя | 1. На рисунке изображены две группы линий А) Чем отличаются линии одной группы от другой? Б) Начертите в тетради замкнутую линию (вариант 1), незамкнутую линию (вариант 2). В) Поменяйтесь тетрадями и проверьте соседа по парте. 2. На рисунке изображены две группы линий А) Что общего у линий обеих групп? Б) Чем отличаются линии одной группы от линий другой группы? В) Начертите в тетради замкнутую линию с самопересечением (вариант 1), незамкнутую линию с самопересечением (вариант 2). Г) Поменяйтесь тетрадями и проверьте соседа по парте. 3. Давайте, систематизируем изученный материал и составим кластер по теме линии. Каждый ученик получает лист со схемой для заполнения. Для каждого понятия необходима иллюстрация. Работа производится в парах, на выполнение задания отводится 2-3 минуты, при составлении можно пользоваться учебником. 4. Введение понятия внешней и внутренней области. Работа с учебником с.6 с проговариванием во внешней речи. Рассмотрите рисунок на слайде . А) Какие точки принадлежат внутренней области? Почему? Б) Какие точки принадлежат внешней области? Почему? — Обратите внимание! Чтобы попасть из точки А в точку С, надо пересечь границу. Чтобы попасть из точки А в точку В, граница не пересекается. | Предметные: уметь различать на чертежах и изображать в тетради различные виды линий, различать понятия внешней и внутренней области. Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать в парах по составленному плану |
6 этап. Динамическая пауза. Цель: повысить и удержать умственную работоспособность, обеспечить кратковременный активный отдых, хорошее самочувствие, создать положительную атмосферу. (4 мин.) | Выполняют задания учителя | Класс делится на три группы (по рядам). Взявшись за руки, образовать линию первый ряд: замкнутую линию с самопересечением; второй ряд: не замкнутую линию с самопересечением; третий ряд: замкнутую линию с двумя самопересечениями. | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, работать в команде |
7 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. (10 мин.) | Выполняют задания учителя №1 – 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9. №2 – 4. №3 – 3, 5, 6, 7, 8, 9. №4 – а) 5; б) 5; в) 9. Изображают линии в тетради Выполняют задания в рабочей тетради Выполняют задания учителя | 1. Выполните задания на тренажерах 1-4 устно. №1.Выберите замкнутые линии. №2. Выберите незамкнутые самопересекающиеся линии. №3. Выберите замкнутые линии без самопересечений. №4. Сколько точек самопересечения имеют эти линии. 2. Задачи на изображение линий: 1 вариант. Нарисуйте замкнутую линию с двумя самопересечениями. 2 вариант. Нарисуйте незамкнутую линию с тремя самопересечениями. Поменяйтесь тетрадями и проверьте соседа по парте. 4. Воспроизведение заданной конфигурации: РТ, часть 1, № 5. Продолжите построение в рабочей тетради РТ, часть 1, №7. Проложите от каждой калитки дорожку к домику с тем же номером так, чтобы дорожки не пересекались. 8. На каркас напаяли две проволоки – синюю и черную (верхний рисунок). Нарисуйте синюю проволоку на нижнем рисунке. 5. Учебник №7. 1. Найдите на карте России Еврейскую автономную область. 2. Есть ли у границы части совпадающие с границей России? 3. Сколько у Еврейской автономной области соседей? | Предметные: Уметь различать и изображать различные виды линий Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативны: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, уметь работать в группе других, уметь работать в группе |
8 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель:
(5 мин.) | — Выполнить самостоятельную работу. Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия. Выполняют самопроверку по эталону. | — Как проверить, достигли ли вы поставленной цели? — Как вы будете выполнять задания? — Как будете проверять правильность выполнения заданий? Самостоятельная работа. Текст самостоятельной работы раздается каждому ученику в распечатанном виде. Критерии оценивания самостоятельной работы: За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Перевод баллов, полученных на уроке, в отметку (самостоятельная работа + ответы на уроке): 8 «+» — «5»; 6-7 «+» — «4»; 4-5 «+» — «3»; менее 4 «+» — надо еще проработать тему (без выставления в журнал) | Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, осуществление контроля по результату, внесение необходимых корректив в действие после его выполнения, оценивание правильности выполнения действия |
8 этап. Рефлексия учебной деятельности. Цели:
— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. (2 мин.) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить. Осуществляют самооценку |
Расскажите, чему вы научились на уроке. Отметьте ту ступеньку, на которой вы находитесь, на ваш взгляд, на момент окончания урока. Прием «Лестница достижений». 1 – учебный материал понятен. 2 – учебный материал понятен, но при выполнении заданий допускал ошибки. 3 – учебный материал не очень понятен. – Что надо предпринять ребятам, которые сделали отметку на нижней ступени? (На средней ступени? на верхней ступени?) Поясните свою точку зрения. | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
9 этап. Домашнее задание. Цель: — обеспечить повторение и закрепление материала изученного на уроке (2 мин.) | Записывают домашнее задание, согласовывая его в соответствии с результатами деятельности | Учебник п. 1.1 – читать, № 6, 10, 13; Рабочая тетрадь №2, 4, 6. |