Разработка урока русского языка на тему «Изменение имён прилагательных по числам»


Автор: Яна Владимировна Рыбкина
Место работы: МКОУ НОШ с. Ленинское
Должность: учитель начальных классов


Цель: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»

Планируемые результаты (предметные): Овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты: осознают эстетические потребности и ценности.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные:общеучебныеизвлекают необходимую информацию из текста; логические –владеют основами смыслового чтения учебного текста.

Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.

Основное содержание темы, понятия и термины: Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, карточки с заданием для работы в парах и для индивидуальной работы.

Ход урока

I Организационный момент

Итак, русский язык,  друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы  хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!

Коррекция настроения.

Посмотрите друг на друга и подарите улыбку своим одноклассникам.Улыбка – это залог хорошего настроения. Садитесь.

II Проверка домашнего задания

Вам было задано упр. 132

Кто испытал трудности при выполнении домашнего задания?

…….

Назовите, какие орфограммы Вам встретились при выполнении данного упражнения?(…….)

Какое правило нам помогло справиться с написанием окончаний имен прилагательных?

……

Давайте еще раз вспомним: 1) Что такое имя прилагательное? (часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? и т.д. и обозначает признак предмета.)

2) Почем изменяется имя прилагательное? (По родам)

3) Как определить род имени прилагательного? (по вопросу и имени существительному.)

Минутка чистописания

Откроем тетради, запишем число, классная работа – на доске

Доска закрыта:
Отгадайте загадку:

Пришла, улыбнулась – утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.

-Что же это? (весна)

 -Назовите первый звук в слове «весна»? ([вь])

— Дайте ему характеристику (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

    — Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания (на доске и в тетради).

Открываю доску

В ввесна весенний весенняя весеннее весенние – на доске

Записать!

На какие 2 группы можно разделить слова? (имя существительное и имя прилагательное)

  1. Как доказать что это имена существительном?(часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, в предложении является подлежащим, и изменяется по родам и числам)
  2. Что вы знаете об имени прилагательном? (часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и т.д. и обозначает признак предмета и изменяется по родам)

Что заметили в написании имен прилагательных? (Разное окончание)

От чего зависит окончание имени прилагательного? (От имени существительного)

Доброе имя красит человека. – на доске

Итак: как правильно написать окончание имени прилагательного?(Поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному). Укажите род имени прилаг.(проверить)

III Словарная работа

Сегодня хозяйка минутки чистописания у нас буква? (в). Я предлагаю записать словарные слова, которые начинаются на эту букву, но для того, чтобы их записать вы должны догадаться по его лексическому значению какое это слово и записать его.В каждом слове поставьте ударение и подчеркните ту букву, которую нужно запомнить

  • Внезапно, неожиданно (вдруг)
  • О наличии веселья, о радостном настроении, о чувстве веселья (весело)
  • Движение потока воздуха в горизонтальном положении (ветер)
  • Маленькая птичка с коричневато – серым оперением, живущая обычно близ жилых строений (воробей)
  • Птица с черно – серым оперением, гнездящаяся обычно в уединенных местах (ворона)

Проверка по словарю, оценка

IV Актуализация знаний

Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как это происходит?

Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания,выделите окончание, укажите родимен прилагательных

Последний …….,тёплое …….., зелёная ……ранние….- на доске.

Слова для справок: снег, солнышко, трава, цветы

Прочитать вслух словосочетания. Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной. А теперь я предлагаю проверить правильность выполнения работы?? Самооценка.

ФИЗМИНУТКА

V Самоопределение к деятельности

Прочитайте слова: пушистый, весёлые, красная, спелое

Что в них общего? (это имена прилагательные)

Найди лишнее слово (веселые, так как это имя прилагательное обозначает признак нескольких предметов, а остальные – признак одного предмета). Объясните.

Сформулируйте тему урока? Изменение имён прилагательных по числам.

Какие задачи мы можем поставить для себя?

-научиться изменять имена прил. По числам.

VI Работа по теме урока

2. Откройте учебники на стр.78. Тема?

Упр. 135 стр. 78

-Прочитайте.

-понравилось? Почему?

— Слова, какой части речи помогли представить вам цветы?

— Объясните значение слов, данных в задании

Голубой — цвет

голубенький – дополнительный оттенок, авторское отношение использовалось в частушках, фольклоре голубенький цветочек.

голубой и темно-голубой(оттенки цветов)

Как вы понимаете слово — — сквозистый–сквозь который видно, сквозит, просвечивает (пропускающий сквозь свет)

-Выпишите пожалуйста имена прилагательные которые относятся к именам существительным по образцу, укажите, кто сможет число имен прилагательных

Цветок (какой?)….

Снежок

Цветики

— В каком числе употреблены имена прилагательные? Как вы определили?

-Кто затруднялся при выполнении задания?

Правило!

— Почем изменяются имена прилагательные? (числам) ???по родам и

Как определить число имен прилагательного?(по вопросу от имени существительного к имени прилагательного)

— Как изменяются имена прилагательные? (имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам)

VIII Закрепление

Каждой группе раздаются карточки

_карточка 1____________________________________

Замените имена прилагательные единственного числа в словосочетании именами прилагательными множественного числа.

Ед.ч. Мн.ч.

Берёза кудрявая березы какие? ……..
Облако пушистое облака какие? ………
День тёплый дни какие?………..
_____________________________________________________________________
_карточка 2_______________________________________

Замените имена прилагательные единственного числа в словосочетании именами прилагательными множественного числа.

Ед.ч. Мн.ч.

Река быстрая ………… какие? ……..
Озеро прозрачное …………какие? ………
Пруд мелкий …………. какие?……..

________________________________________________________________________________________________________________

Замените имена прилагательные единственного числа в словосочетании именами прилагательными множественного числа.

Ед.ч. Мн.ч.

Бабочка красив… ……… …………
Облако бел… ………… ………….
Колокольчик син… ……… …………

__________________________________________________________________________Проверка по № карточки. Оценили себя. – Слайд

Кто справился без ошибок?
Кто испытывал трудности при выполнении? Какие?

X Итог урока

Итак:

Почем изменяются имена прилагательные?

— Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
-Как определить число имен прилагательных?

Алгоритм действий:

1) Найти существительное, связанное с прилагательным
2)Определить род и число у существительных
3)Указать род и число у прилагательных по существительному.

IXРефлексия

Предлагает закончить предложения:
1) Сегодня я узнал…
2) Мне бы хотелось …

3) Мне было трудно ….

XIДомашнее заданиестр. 80 упр. 138

XII Оценки