В настоящее время одной из актуальных задач дошкольного воспитания и образования является воспитание человека, направленного на принятие другой личности. Многие исследователи (М.Р. Битянова, В.К. Вилюнас, П.Д. Котырло, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Л.С. Славина и другие) отмечают, что способность к сопереживанию занимает одно из главных мест в структуре личности ребенка, в познании детьми окружающей действительности. Сопереживание является основной побудительной силой к действию личности в обществе. При всем при этом общество само приводит личность ребенка к деструктивным процессам. Упадок духовности, переоценка моральных ценностей, социальное расслоение людей и другие факторы вызывают отклонения в развитии и формировании чувств, эмоций дошкольников. Поэтому среди многообразия задач музыкального развития личности одной из ведущих выступает развитие эмоционально-чувственной сферы, в которой решающее место отводится эмоциональной отзывчивости.
Проблемой эмоций, ее природы и взаимосвязи на разных возрастных этапах, в том числе и у дошкольников, занимались многие известные ученые, такие как
Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.Н. Галигузова, Я.Л. Коломинский, Р.В. Овчарова, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, М.Ю. Стожарова и другие. Вопросы коррекции эмоциональной сферы дошкольников рассматриваются в исследованиях Ю.В. Айзиной, О.В. Винокуровой, А.В. Вялых, С.Т. Дмитриевой,
Е.Г. Жадько, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Е.М. Листик, И.Г. Малкина-Пых,
Н.В. Нижегородцевой, Л.А. Никифоровой, С.И. Семенаки, Г.А. Широковой и др. Ученые подчеркивают, что особая роль в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, порой незаменимым средством духовного развития ребенка. Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержательную структуру произведения, в частности, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на выражаемое музыкой содержание, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является главной целью занятий вокально-хоровым пением. При изучении научно- методической литературы по данному направлению, мною было выявлено противоречие между признанием больших возможностей развития эмоциональной отзывчивости пения в развитии творческих способностей детей и эффективного использования их в работе с ними, а также между наличием педагогических технологий вокально-хоровой работы и недостаточным владением ими музыкальных руководителей детского сада.
Таким образом, вышеизложенное позволяет сформулировать цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально-хоровой деятельности.
Объект исследования: развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально-хоровой деятельности.
В исследовании была выдвинута гипотеза, систематическая работа вокально-хоровой деятельности старших дошкольников будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости детей в том случае, если будет выполнена систематичность организации вокально-хоровой деятельности, использование эффективных игровых методов и вокальной импровизации, стимулирующих развитие музыкально-творческих способностей, если педагог осуществляет взаимодействие музыкальной студии и семьи в развитии эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме «Развитие эмоциональной отзывчивости в процессе вокально-хоровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
2. Рассмотреть понятие «эмоциональная отзывчивость» в психолого-педагогической литературе.
3. Определить педагогические условия, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе вокально-хоровой деятельности.
4. Определить критерии оценки и показатели уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
5. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий способствующих развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально-хоровой деятельности.
6. Выявить динамику уровня развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ источников; анкетирование дошкольников; наблюдение за деятельностью детей, родителей и педагогических работников.
Практическая значимость исследования: определен диагностический инструментарий; выделены педагогические условия, способствующие организации вокально-хоровой деятельности; разработан и реализован цикл занятий «Вместе весело шагать!».
Экспериментальная база: в экспериментальном исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста МАОУДО «ЦДТ» г. Биробиджана. Дети были поделены на две группы по 7 и 9 детей в каждой, составили экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ).
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на социализацию и индивидуализацию развития дошкольника. Ребенок, способный правильно оценивать и понимать чувства и эмоции другого человека, переживать, сопереживать, проявлять заботу и участие к людям, легче вступает во взаимоотношения с окружающими, быстрее адаптируется в социуме.
Важнейшими условиями развития эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте являются совместная игровая деятельность и межличностное общение детей и взрослых в эмоционально насыщенной среде.
Эмоциональная отзывчивость как показатель полихудожественного развития дошкольника предполагает выделение признаков, подтверждающих прогрессивные изменения в психике с учетом возрастных особенностей ребенка, к которым можно отнести:
— способность откликаться (видеть, чувствовать, слышать) на художественные произведения разных видов и жанров искусства;
— способность личностно сопереживать и вербально и невербально выражать свое отношение к художественным произведениям разных видов и жанров искусства;
— способность сопереживать и содействовать другим в выражении их личностного смысла в процессе восприятия художественных произведений разных видов и жанров искусства.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость, как личностное системное образование, выступает в качестве способа аккумуляции, обогащения и реализации внутреннего опыта ребенка и является одним из важнейших показателей развития дошкольников.
Анализ психолого-педагогической литературы, сопоставление позиций ряда авторов позволили мне выделить последовательность этапов развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников, систему методов и приемов, соответствующих каждому этапу.
Важно, чтобы опыт приобщения к музыкальному искусству осуществлялся через проявление детьми различных форм активности – двигательной, речевой, творческой, вызывающей эффект сопричастности к звучащей музыке, «вживания» в музыкальный образ.
Первый этап – эмоционально-выразительный: ребенок определяет настроение музыкального произведения, его характер; выражает эмоциональный отклик в эмоционально-двигательной активности (выразительные движения, мимические реакции), вокализации. Интерес к музыке проявляется во внимании детей вовремя слушания, внешних проявлениях (двигательных, мимических, пантомимических), просьбах повторить понравившееся произведение. У ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых.
Второй этап – эмоционально-двигательный: ребенок выражает переживания, возникшие у него при восприятии музыкального произведения в различных видах художественно-творческой деятельности и в создании (или попытке создания) своего творческого продукта.
Третий этап – эмоционально-смысловой: происходит понимание и осознание эмоционально-образного содержания музыкального произведения через переживание, возникшее в результате эмоционального отклика на произведение.
Старший дошкольник, в силу его возрастных особенностей (эмоциональной отзывчивости, образной памяти, богатства воображения), именно через переживание эмоций, возникших как отклик на произведение, может прийти к пониманию эмоционально-образного содержания произведения.
Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения я строю следующим образом: от верного определения настроения, характера произведения — через собственную творческую деятельность, направленную на создание художественного образа, воплощающего переживания ребенка – к пониманию эмоционально-образного содержания произведения.
Высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется верным определением эмоционального содержания произведения и совпадающим с ним личностным переживанием, установлением ребенком аналогии между эмоциями, возникающими при восприятии произведения, и собственными жизненными переживаниями. Нахождение личностного смысла в произведении, соотнесение переживания с конкретным жизненным событием являются доказательством осмысленного эмоционального восприятия.
В процессе художественного общения происходит обмен эстетическими ценностями между ребёнком и художником, педагогом и художником. При этом педагог, как эстетически развитая личность, помогает ребёнку выстроить художественный диалог, достигнуть с автором взаимопонимания через овладение языком искусства. В дошкольном возрасте дети импровизируют разнообразные телодвижения к пению, игре на музыкальном инструменте.
Характер мелодических и поэтических образов дети выражают с начала в ритмических импровизациях, но в то же время у них формируется ладовая настройка слуха. Дети находят выразительные интонации, не имея понятия о нотах, звукорядах и т. д. Понятийное мышление детей направляется на разнообразные свойства музыкального исполнения (темп, динамику, артикуляцию). Основная деятельность – игровая. В процессе художественного общения формируется коммуникативная культура ребёнка.
Следовательно, из всего вышесказанного, перед педагогом возникают задачи, которые необходимо решать: развивать общение детей друг с другом, поддерживать их взаимный интерес друг к другу; формировать у ребёнка внутреннюю потребность в общении с искусством; формировать активность восприятия произведения искусства; научить детей знанию языков различных видов искусств (музыки, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра) и овладевать соответствующими навыками их восприятия и воображения.
Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Еще Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что пение первоначально и существенно подобно разговору.
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Благодаря тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.
Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребенка.
Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Народные песни, песни классиков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки.
Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Народные песни, песни классиков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки. Пение развивает у детей музыкально-слуховые представления, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего – это живое, непосредственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке, формировать музыкально-слуховые представления.
Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку, засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
По мере развития ребенка – формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи – усложняются его эмоциональные переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребенку осмыслить это содержание. Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и дает им возможность выразить свои чувства. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, заметно, положительно влияние на физическое развитие детей. Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание, отношение к нему; с другой – пение рождает способность переживать настроение, душевное состояние другого человека, которые отражены в песнях. Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными процессами. Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливает детей к занятиям в школе, где пение является одним из учебных курсов.
Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего – это живое, непосредственное общение исполнителя с детьми.
Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку, засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии.
Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
По мере развития ребенка – формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи – усложняются его эмоциональные переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребенку осмыслить это содержание. Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств.
Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и дает им возможность выразить свои чувства. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, заметно, положительно влияние на физическое развитие детей.
Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание, отношение к нему; с другой – пение рождает способность переживать настроение, душевное состояние другого человека, которые отражены в песнях. Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными процессами.
Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливает детей к занятиям в школе, где пение является одним из учебных курсов.
Наряду с общими задачами, которые стоят перед музыкальным воспитанием в целом (углубление представлений детей о действительности, воспитание их чувств, развитие музыкального восприятия), педагог в процессе обучения пению должен осуществлять следующие задачи: обучать детей певческим умениям; выучить песни, указанные в программе; развивать детский голос.
Перед музыкальным руководителем и воспитателем дошкольного учреждения стоит ответственная задача – научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки.
С этой целью я тщательно продумываю весь вокальный репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками, — и для слушания, и для разучивания. Расширяю репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.
Развивая ребенка эстетически и умственно, поддерживаю еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.
В определенной степени песня влияет и на физическое развитие детей. Пение увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию, поднимается эмоциональный тонус и улучшается работоспособность организма.
Разнообразные по характеру и сложности песни обогащают музыкальный опыт ребенка, содействуют воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.
Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения. Это отметил К. Д. Ушинский. По его мнению, в песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу… вот почему в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство.
Все это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка — естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствуют в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.
В процессе развития эмоциональной отзывчивости в процессе вокально-хоровой деятельности учитываю условия, которые определены с учетом возрастных особенностей старших дошкольников.
Большое значение в развитии эмоциональной отзывчивости в процессе вокально-хоровой деятельности играет постоянное использование музыкально-дидактических игр. В доступной игровой форме использую музыкально-дидактические игры, которые помогают разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждают к самостоятельной музыкальной деятельности. Использую музыкально-дидактические игры простые и доступные, интересные и привлекательные.
Кроме того, стараюсь правильно подобрать репертуар – так как это важнейшая задача, решать которую необходимо, руководствуясь следующими правилами: художественная ценность произведения; доступность для понимания детей; соответствие возрастному диапазону; песни должны представлять интерес для детей; песни должны способствовать вокальному росту ребенка.
Процесс работы над песней проходит в течение 5-6, 7-8 занятий и состоит из нескольких этапов: разучивание песни; закрепление текста; работа над качеством исполнения; закрепление песни; концертное исполнение.
Успех и результативность развития эмоциональной отзывчивости в процессе вокально-хоровой деятельности зависит от систематичности использования различных игр и упражнений, способствующих развитию не только вокально-хоровых навыков, но и эмоциональной отзывчивости, как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной, индивидуальной и другой организованной деятельности со старшими дошкольниками. Важную роль играет консультативная деятельность с педагогами, а также контакт с родителями.
Таким образом, вокально-хоровая деятельность – один из самых сложных и в то же время наименее изученных и методически разработанных разделов музыкальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Развитие эмоциональной отзывчивости в процессе вокально-хоровой деятельности – процесс весьма сложный и длительный, моя задача сделать этот процесс интересным, доступным и результативным. При этом следует соблюдать следующие условия: систематичность организации вокально-хоровой деятельности; использование эффективных игровых методов и вокальной импровизации, стимулирующих развитие музыкально-творческих способностей; если педагогический коллектив будет осуществлять взаимодействие детского сада и семьи в развитии эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
Вывод. Анализ теоретических источников показал, что проблема развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников является актуальной, ее основными причинами являются нарушение системы социального взаимодействия дошкольника, отсутствие необходимых социальных отношений, контактов.
Решение данной проблемы видится, во-первых, в ее актуализации перед педагогической и родительской общественностью; во-вторых, в расширении коммуникативных связей ребенка в семье (бабушки, тети и дяди, двоюродные сестры и братья), в образовательной среде (посещение кружков, клубов по интересам ребенка), в педагогизации окружающей среды дошкольного образовательного учреждения.
В экспериментальном исследовании принимали участие 16 детей старшего дошкольного возраста МАОУДО «ЦДТ» г. Биробиджана.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
1. Констатирующий этап – изучение уровня и особенностей развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирующий этап – развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе вокально-хоровой деятельности через реализацию проекта «Вместе весело шагать!».
3. Контрольный этап – выявление эффективности организованной работы.
Опираясь на теоретические источники, я выделила следующие критерии оценки эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста: понимание эмоционального состояния других людей; проявление эмоций в общении с окружающими.
Для определения уровня эмоционального развития дошкольников я использовала следующие методики: «Понимание эмоциональных состояний» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), «Изучение эмоциональных проявлений детей» (А.Д. Кошелева), «Повышение уровня развития эмоциональной отзывчивости» (А.Д. Кошелева).
1. «Понимание эмоциональных состояний» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Цель – изучение уровня сформированности понимания старшими дошкольниками эмоционального состояния других людей.
Материалом для исследования послужили картинки с изображением основных эмоций (радость, страх, гнев, горе и другие).
За каждый правильный ответ ставится 1 балл. Ответы, указывающие на неточное определение ситуации, оцениваются 0 баллов.
Далее подсчитывается сумма баллов:
— 1-2 балла – не сформирован уровень понимания эмоциональных состояний других людей.
— 3 балла – частично сформирован уровень понимания эмоциональных состояний других людей.
— 4-5 баллов – сформирован уровень понимания эмоциональных состояний других людей.
Результаты методики представлены в таблице 1.
Таблица 1. — Уровень сформированности понимания старшими дошкольниками эмоционального состояния других людей
Группы | Уровни | ||
Сформирован | Частично сформирован | Не сформирован | |
Экспериментальная группа (7 детей) | 20% | 50% | 30% |
Контрольная группа (9 детей) | 40% | 50% | 10% |
Из таблицы 1 видно, что 20% дошкольников ЭГ и 40% дошкольников КГ показали высокий уровень сформированности понимания эмоционального состояния других людей. Дошкольники правильно определили эмоциональное состояние людей на большем количестве рисунков.
Частично сформирован уровень понимания эмоционального, состояния других людей показали равное количество дошкольников экспериментальной и контрольной групп, что составило по 50%. Дети понимали и различали мимику основных эмоциональных состояний: радость, гнев, грусть, печаль (Алина Д.: «Улыбается, значит ей хорошо. Радостная она такая»), но при этом они затрудняются при восприятии оттенков эмоций (отчаяние, сожаление и др.).
Не сформирован уровень понимания эмоционального, состояния других людей показали 30% дошкольников ЭГ и 10% дошкольников КГ. Эта группа дошкольников, комментируя картинки с изображением человека, затруднялись или неверно различали и обозначали словом эмоциональное состояние (Владимир Р.: «Просто грустный»; Павел К.: «Просто вижу»).
2. «Изучение эмоциональных проявлений детей» (А.Д. Кошелева).
Цель – изучение уровня сформированности эмоциональных проявлений детьми старшего дошкольного возраста.
В ходе методики детям предлагалось изобразить различные эмоциональные состояние (грусть, веселье, радость, смех, печаль, плачь и другие).
За каждый правильный ответ, ставится 1 балл. Ответы, указывающие на неточное определение ситуации, оцениваются 0 баллов.
Далее подсчитывается сумма баллов:
— 1-2 балла – не сформирован уровень эмоциональных проявлений детьми.
— 3-4 балла – частично сформирован уровень эмоциональных проявлений детьми.
— 5-6 баллов – сформирован уровень эмоциональных проявлений детьми.
Результаты методики представлены в таблице 2.
Таблица 2. — Уровень сформированности эмоциональных проявлений детьми старшего дошкольного возраста
Группы |
Уровни | ||
Сформирован | Частично сформирован | Не сформирован | |
Экспериментальная группа (7 детей) | 30% | 50% | 20% |
Контрольная группа (9 детей) | 40% | 50% | 10% |
В результате проведения диагностики я выявила, что 30% дошкольников ЭГ и 40% КГ имеют высокий уровень сформированности эмоциональных проявлений. Дети воплощают заданные им эмоциональные, также изображают эмоциональные состояния разных героев сказок, используют богатство экспрессивно-мимических средств общения. Достаточно выразительно изображают чувства и эмоции персонажа, достаточно выразительно передают их настроение.
Дети с частично сформированным уровнем, что составило по 50% дошкольников каждой группы, верно, передают заданные им эмоциональные состояния, а также эмоциональные состояния героев – персонажей, но при принятии на себя роли персонажа мимика и жесты маловыразительны.
У 20% дошкольников ЭГ и 10% дошкольников КГ экспрессивно-мимические средства общения при изображении чувств и эмоций персонажей и заданных эмоций отличаются невыразительностью, недостаточным проявлением. У некоторых детей проявлялась робость, замкнутость, несобранность или агрессия.
Обобщая результаты исследования, мы получили данные об уровне развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3. — Уровень развития эмоциональной отзывчивости детей старшего
дошкольного возраста
Группы | Уровни | ||
Сформирован | Частично сформирован | Не сформирован | |
Экспериментальная группа (7 детей) | 20% | 50% | 30% |
Контрольная группа (9 детей) | 40% | 50% | 10% |
Табличные данные показали, что 20% дошкольников ЭГ и 40% дошкольников КГ имеют высокий уровень развития эмоциональной отзывчивости. Высокий уровень характеризуется правильным пониманием эмоциональных проявлений других людей и умением без ошибок показать заданные эмоции или изобразить эмоциональное состояние сказочных героев. Дети могут проявлять сочувствие, заботу.
50% дошкольников экспериментальной и контрольной групп имеют средний уровень развития эмоциональной отзывчивости, который характеризуется пониманием и различением основных эмоциональных состояний, но затрудняются понять оттенки эмоций, что также приводит к ошибочному изображению эмоций сказочных героев. Средний уровень позволяет ребенку обрести свойства, присущие сопереживанию и сочувствию, таким как: переживание субъекта по поводу чувств другого, обращенность к внутреннему миру другого. Включает в себя идентификацию субъекта с объектом эмпатии.
30% дошкольников ЭГ и 10% дошкольников КГ имеют низкий уровень развития эмоциональной отзывчивости. Дети затрудняются правильно различать и обозначать эмоциональное состояние других людей. Эмоции этой группы дошкольников невыразительны. Низкий уровень обеспечивает развитие эмпатии, проявляющейся на основе слабо выраженного сопереживания или его отсутствия. Выражается в переживании состояний, которые испытывает другой, на основе отождествления с ним.
Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что большая часть старших дошкольников экспериментальной группы затрудняются в понимании и воспроизведении эмоциональных состояний, их знания об эмоциях ситуативны и неглубоки, ориентированы на яркие внешние признаки. Данные результаты послужили основанием для проведения формирующего этапа.
Для повышения уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально-хоровой деятельности был реализован цикл занятий «Вместе весело шагать!».
Участниками цикла были дети, родители, педагоги.
В ходе цикла занятий старшие дошкольники под руководством педагога разучивали вокальные упражнения, песенки. Цикл занятий способствует развитию эмоциональной отзывчивости, артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.
Задачи :
1. Овладеть вокально-певческими навыками: чистым интонированием, певческой дикцией, артикуляцией и дыханием.
2. Развивать голосовой аппарат, музыкальную память, внимание, воображение, мышление.
3. Учить петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.
Цикл занятий проходил в три этапа:
1. Подготовительный: проводилась диагностика детей, формирование группы, подбор вокальных упражнений, песенок, картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений, музыкально- дидактические игры.
2. Основной этап. Здесь работа проходила в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами.
Работа с детьми:
— песенки-распевки,
— дыхательные упражнения,
— артикуляционная гимнастика,
— пальчиковые игры,
— слушание и обсуждение детской музыки,
— пение,
— совместное пение,
— беседы по содержанию песен,
— драматизация песен,
— подыгрывание на музыкальных инструментах,
— просмотр и обсуждение видеофильмов о выступлениях детских вокальных коллективах,
— музыкально-дидактические игры.
Работа с педагогами:
— консультация «Чтобы научиться петь, надо петь»,
— консультация «Музыкально-певческое воспитание по методике Д.Е. Огородного».
Работа с родителями:
— консультация «Здоровье и музыкальное развитие ребенка»,
— консультация «Почему дети не поют?»,
— консультация «Значение пения и охрана голоса ребенка»,
— консультация «Влияние музыки на психику ребенка»,
— презентация «Музыка лечит»,
-консультация «Музыкальная терапия для всей семьи»,
— привлечение родителей к изготовлению костюмов для выступлений.
3. Заключительный этап: концерт для детей младших групп.
Таким образом, наблюдая за детьми экспериментальной группы, мы отметили, что дети стали более внимательны и дружелюбны к окружающим, стараются правильно определить эмоциональные переживания окружающих и сказочных героев, которых изображали в ходе занятий по сказкам.
Цель контрольного этапа эксперимента заключалась в выявлении эффективность организованной работы.
Контрольный эксперимент повторял содержание экспериментальных методик констатирующего этапа.
Динамика уровня развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников представлена в таблице 4.
Таблица 4. — Динамика уровня развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста
Этапы | Группы | Уровни | ||
Сформирован | Частично сформирован | Не сформирован | ||
1 этап | Экспериментальная группа (7 детей) | 20% | 50% | 30% |
3 этап | 60% | 40% | — | |
Динамика | +40% | -10% | -30% | |
1 этап | Контрольная группа (9 детей) | 40% | 50% | 10% |
3 этап | 40% | 50% | 10% | |
Динамика | — | — | — |
Анализируя данные, полученные на контрольном этапе и сравнивая их с результатами констатирующего эксперимента, была выявлена положительная динамика уровня развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. Так, на 40% увеличилось количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем. На 10% и 30% снизилось количество дошкольников экспериментальной группы со средним и низким уровнем развития эмоциональной отзывчивости. В контрольной группе положительной динамики не отмечается.
Таким образом, сравнивая результаты исследования, отметим, что дети экспериментальной группы узнают тонкие переживания. Если они видят, что кто-то огорчен, пытаются утешить его, узнать, что с ним произошло, хотят исправить случившуюся ситуацию. Научились правильно изображать эмоции, при этом стараются задействовать мимику и жестикуляцию.
Следовательно, результаты эксперимента подтвердили эффективность проведенной нами работы, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости в процессе вокально-хоровой деятельности старших дошкольников.
Вывод. Таким образом, проведя экспериментальное исследование, я пришла к следующим выводам:
По результатам констатирующего эксперимента определены уровни развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста: низкий, средний, высокий. Овладение высоким уровнем развития эмоциональной отзывчивости предусматривает умение правильно оценивать эмоциональное состояние других людей и верное проявление эмоций в соответствии с ситуацией общения. А также способностью к критическому осмыслению своего поступка, адекватной оценке своей деятельности, стремлению к оказанию действенной помощи.
Для повышения уровня развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников нами был разработан проект «Вместе весело шагать», где дети через вокально-хоровую деятельность, музыкальные игры, игровые ситуации учились определять и проявлять различные эмоциональные состояния.
По окончании формирующего эксперимента для выявления эффективности организованной нами работы был проведен контрольный эксперимент. По результатам которого, мы проследили положительную динамику уровня развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
Заключение. Изучив литературу по теме работы и проведя экспериментальное исследование, были сделаны выводы.
Основными причинами нарушения развития эмоциональной отзывчивости у современных дошкольников являются: нарушение системы социального взаимодействия дошкольника, отсутствие необходимых социальных отношений, контактов, которые в условиях изменений заменяются виртуальным образом мира.
Решение данной проблемы видится, во-первых в ее актуализации перед педагогической и родительской общественностью; во-вторых в расширении коммуникативных связей ребенка в семье (бабушки, тети и дяди, двоюродные сестры и братья), в образовательной среде (посещение кружков, клубов по интересам ребенка), в педагогизации окружающей среды и в реализации специальных программ в рамках дошкольного образовательного учреждения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на социализацию и индивидуализацию развития старшего дошкольника. Ребенок, способный правильно оценивать и понимать чувства и эмоции другого человека, переживать, сопереживать, проявлять заботу и участие к людям, легче вступает во взаимоотношения с окружающими, быстрее адаптируется в социуме.
Развитие у детей эмоциональной отзывчивости в процессе вокально-хоровой деятельности необходимо строить с учетом следующих условий:
— систематичность организации вокально-хоровой деятельности;
— использование эффективных игровых методов и вокальной импровизации, стимулирующих развитие музыкально-творческих способностей;
— педагогический коллектив будет осуществлять взаимодействие студии и семьи в развитии эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
Большая часть детей старшего дошкольного возраста затрудняются в понимании и воспроизведении эмоциональных состояний, их знания об эмоциях ситуативны и неглубоки, ориентированы на яркие внешние признаки.
Для повышения уровня развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников нами был разработан проект «Вместе весело шагать!», где дети, через вокально-хоровую деятельность, музыкальные игры, пение, игровые ситуации учились определять и проявлять различные эмоциональные состояния.
Результаты повторного исследования подтвердили эффективность нашей работы и доказали выдвинутую в начале исследования гипотезу. Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.