Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами пластилинографии


Автор: Нина Тихоновна Бекетова
Место работы: МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Амурзет»
Должность: воспитатель


«…чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Наиболее эффективное средство для этого является изобразительная деятельность ребёнка. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия новизны и «убивает» интерес к творчеству. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Я учу детей рисовать не только с помощью красок, карандашей, фломастеров, но и пластилином. Такое рисование пластилином называют пластилиновой живописью или пластилинографией. Пластилинография – малоосвоенная техника, но занимательная и эффективная. Она развивает мелкую моторику, способствует развитию тактильных ощущений, развивает внимание, любознательность, расширяет представление об окружающем мире, а также совершенствует сенсорную моторику – ориентировку в пространстве, согласованность в работе рук и глаз, координацию движений, их точность. В пластилиновой живописи заложены огромные воспитательные резервы и педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образного восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Актуальность опыта в пластилинографии для меня состоит в том, что изобразительное творчество имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, расширению кругозора детей, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. Принцип данной техники заключается в создании пластилиновой лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал в пластилинографии – пластилин. Но для фактурного изображения я использую комбинированные техники. Например, декорирование пластилиновой поверхности бисером, семенами растений, природным материалом, небольшими кусочками бумаги. Для меня пластилинография бесконечно увлекательное занятие. Я открываю детям красоту в незначительном. Каждый ребёнок вносит в свою работу обязательно что-то своё. Каждая картина – авторский взгляд. В творчестве с пластилином для детей открываются новые возможности обыкновенного пластилина, но мы его называем волшебным пластилином.

Первые шаги в пластилинографии я сделала 10 лет назад. В 2019 году я начала свою работу по самообразованию по теме «Пластилинография – как средство развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста» Для углубленных знаний в 2023 году я прошла курсы повышения квалификации в «Центре повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний» по дополнительной профессиональной программе «Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников». Новизна этого опыта заключается в дополнении традиционных подходов в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии. Если основным материалом в пластилинографии это пластилин, то основным инструментом являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста и позволяет достичь желаемого результата. А также вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Творческий процесс – это настоящее чудо, где дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Перечитав множество литературы, я поняла, что данное направление деятельности будет интересно детям. Я узнала из специальной литературы, что пластилинография бывает разных видов.

Виды пластилинографии:

  • Мозаичная пластилинография или пластилиновая мозаика – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью пластилиновых шариков.

  • Модульная пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек дисков.

  • Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

  • Контурная пластилинография – изображение объекта по контуру с использованием «жгутиков».

  • Многослойная пластилинография (миллефиори) – объёмное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с последовательным нанесением слоёв пластилина.

  • Обратная (витражная) пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной стеклянной, прозрачной пластиковой поверхности.

  • Фактурная пластилинография – изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры.

В зависимости от возраста детей я определила этапы осваивания различных видов пластилинографии.

Этапы осваивания различных видов пластилинографии:

  • Младший возрастпрямая, мозаичная, контурная пластилинография.

  • Старший возрастфактурная, модульная, многослойная пластилинография (миллефиори).

Я определила цель работы по теме «Пластилинография» – всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Исходя из цели, мною были определены следующие задачи.

Задачи:

1. Научить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

2. Учить слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

3. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на горизонтальной поверхности.

4. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.

5. Поощрять детей, воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, поддерживать творческое начало.

6. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Чтобы вести работу планомерно и последовательно, я определила основные этапы освоения приёмов в технике пластилинографии.

Подготовительный:

1. Освоить приёмы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, овладеть приёмом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между ладоней, раскатывания жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей.

2. Выработать правильную постановку пальца.

3. Научиться работать на ограниченном пространстве.

Основной:

1. Действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

2. Научиться не выходить за контур рисунка.

3. Размазывать пальцем пластилин по всему рисунку.

4. Использовать несколько цветов пластилина.

5. Освоить умение пользоваться специальной стекой, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий.

6. Доводить дело до конца.

Итоговый:

1. Научиться самостоятельно решать творческие задачи.

2. Выбирать рисунок для работы.

3. Самостоятельно выполнять задания.

4. Сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Своё увлечение пластилинографией я передаю детям, начиная с младшего возраста. Я построила свою работу художественно-эстетического развития в технике «пластилинография» по принципу: «От простого к сложному».

Я составила долгосрочный проект работы по художественно-эстетическому развитию «Пластилиновые фантазии». Провела диагностику воспитанников по методике доктора педагогических наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельности и развития их творчества». Согласно результатам первичной диагностики, уровень развития детей на начало учебного года, был на среднем уровне. Провела анкетирование родителей детей. По данным анкет и бесед выяснилось, что у некоторых дома не имеется материала для самостоятельного художественного творчества. Не все родители уделяют внимание детскому творчеству. Многие родители не знали о существовании такого вида творчества. Я советую родителям детей своей группы непременно самим научиться необычным изобразительным приёмам в пластилинографии. Системная работа по использованию нетрадиционной техники способствует развитию педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.

Работу с родителями я построила в такой последовательности:

— Анкетирование.

— Консультации.

— Информация в родительский уголок, родительскую интернет группу.

— Тематические ширмы, листовки.

— Тематические родительские собрания.

— Мастер-класс.

— Выставки работ.

— Создание папки «Наши работы».

— Советы и рекомендации родителям.

Советы и рекомендации в работе с детьми в технике «пластилинография»:

  • Материалы необходимо располагать в поле зрения ребёнка, чтобы у них возникло желание творить.

  • Знакомьте детей с окружающим миром вещей живой и неживой природы, предметами изобразительного искусства.

  • Предлагайте детям рисовать всё, о чём ребёнок любит говорить, и беседуйте с ним обо всём, что он любит рисовать.

  • Не критикуйте ребёнка и не торопите, наоборот время от времени стимулируйте занятие ребёнка рисованием.

  • Хвалите своего ребёнка, помогайте, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки детских работ, выставки совместного с детьми творчества, дали свои результаты. Многие из родителей создали среду для творчества в домашних условиях. Родители узнали, что пластилинография является необычным и увлекательным занятием не только для детей, но и для взрослых. Самое удивительное то, что в наш творческий процесс присоединились родители.

С первого занятия я поняла, что не ошиблась с выбором темы по самообразованию. Дети работали увлечённо, им нравилось, что у них всегда всё получается. Особенно дети открыли для себя новое – это то, что оказывается, пластилином можно и рисовать, а не только лепить. Творческое мышление детей проявляется на основе оригинальности, гибкости, разработанности продуктов творческой деятельности. Занятия с детьми провожу в форме игры. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой. Использование игр в обучении детей технике «пластилинографии» помогает активизировать их деятельность, развивает познавательную активность, поддерживает интерес к изучаемому предмету или явлению, развивает творческое воображение, образное мышление.

Основные средства, которые я использую:

  • Художественные средства: пластичный материал (разноцветный пластилин); бросовый и природный материал; дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, палочки, трубочки, колпачки, стержни, формочки, гофрированная бумага).

  • Наглядные средства: коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин; образцы работ, фотографии, слайд-шоу, презентации.

  • Словесные средства: ставлю перед детьми учебную задачу, указываю пути её решения. Словесные методы и приёмы сочетаю с наглядными, игровыми, практическими методами. А также использую беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы, объяснение последовательности выполнения работы.

  • Технические средства: музыка, видеофильмы, слайд-шоу, презентации. Применение этих средств позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У детей появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности. Индивидуально работаю с наиболее одарёнными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки, а также расширить возможности в изобразительной деятельности.

Начиная с младшего возраста, дети выполняли первые шаги в пластилинографии. Они наносили на плоскостные изображения небольшие кусочки пластилина в виде небольших шариков. Этими шариками они заполняли весь изображённый предмет. В младшем возрасте дети выполнили такие работы: «Сарафан для Маши», «Цветочная поляна», «Матрёшка», «8 марта», «Мухомор», «Божья коровка», «Зёрнышки для петушка». В средней группе дети выполнили работы, используя приёмы размазывания (мазок), раскатывание, сплющивание. Выполнили такие работы: «Медвежонок», «Снегири», «Снежинка», «Светофор», «Цветочная поляна», «Рябиновая веточка», «Веточка мимозы». В старшей группе дети выполнили работы в технике фактурная пластилинография с наибольшим мастерством. Работы предлагала детям выполнить на дисках, на оргалите, картоне. Выполнили такие работы: «Вырастала ёлочка», «Новогодняя ёлка», «Зимние деревья», «Белая берёза», «23 февраля», «Подарок маме», «Осенний пейзаж», «Могучий дуб», «Ель», «Осенний клён», «Берёзовая роща». В подготовительной группе учила детей применять две разные техники – пластилинография и торцевание (пластилин и небольшие кусочки гофрированной бумаги). Выполнили такие работы: «Светофор — три глаза, три наказа», «Российский флаг», «Яблоня весной и осенью», «Красивые цветы», «Одуванчик – жёлтый сарафанчик», «Этот удивительный космос». А также дети выполнили витражную пластилинографию, используя бросовый материал (пластиковые прозрачные крышки) Работа «Яблонька».

Работы, выполненные детьми в технике «пластилинография», использую в своей работе в разных видах деятельности. Например, игра «Сложи картинку» – дети составляют целое из 4-6 частей. Дети выполнили коллективную работу на тему: «Космос» Игра «Кто живет в лесу?», «Подводный мир» Это панорама, выполненная в технике «пластилинография» и добавление объёмных игрушек зверей, рыб. Такие диорамы использую для настольного театра. При изучении космического пространства закрепляли названия планет, их местоположение в солнечной системе выполнили общую работу «Планеты Солнечной системы», индивидуальные работы «Полёт в космос», «Космическое путешествие», «Звёздное небо», «Моя планета Земля».

Изучая разные виды деревьев, их названия и отличительные особенности, выполнили работы: «Белая берёза», «Зелёная красавица», «Моё любимое дерево», «Тонкая рябина», «Могучий дуб», используя фактурную пластилинографию. Изображения разных видов деревьев, выполненные в технике «пластилинография» использую в речевых играх. При изучении природы в разные времена года, её отличительных особенностей, выполнили работы, используя многослойную пластилинографию: «Пейзажи родного села», «Мир растений», «Животный мир», «Деревья родного края в разные времена года». Знакомя детей с народно-прикладным искусством выполнили работы с элементами росписи Хохломы, Дымково, Гжели: «Дымковская барыня», «Дымковский конь и петух» «Хохломские изделия», «Гжельский чайник». В технике пластилинография дети готовили подарки своим родителям на праздник Нового года, День Защитника Отечества, 8 марта, день матери, день России – «Подарки». За время работы проекта мною были проведены выставки детских работ: «Ёлочка, зелёная иголочка», «Моя красивая птица», «Деревья в разные времена года», «Берёза – символ России», «Цветочный мир», «Полёт в космос», «Животный мир». В 2022году провела мастер-класс по теме «Пластилинография – нетрадиционная техника в художественно-эстетическом развитии» на районном методическом объединении среди воспитателей района. Приняла участие в районном конкурсе «Речевые игры». Я выпустила брошюру словесных игр и подготовила альбом «Деревья родного края». Дидактический материал к этим играм выполнила в технике «пластилинография». В конкурсе я заняла призовое место. В 2023году в городе Биробиджане, в рамках курсов по программе повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций я поделилась опытом работы с презентацией по теме «Пластилинография — нетрадиционная техника в художественно-эстетическом развитии» и провела с педагогами области мастер-класс.

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике «пластилинография» позволяет решать не только практические, но и воспитательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме учу детей выделять в своих художественных работах главный замысел. Дети получают знания, умения, навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции. Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты. Дети получают удовлетворение от художественной деятельности. Чем больше ребёнок разрешает себе творчество и чем меньше его ограничивают правилами, тем более непосредственной будет его креативность в будущем. И если ребёнок взрослея, всё-таки делает выбор в пользу искусства, то это огромная победа. Так моя воспитанница имела талант в изобразительной деятельности. Этот талант я помогла ей развивать в детском учреждении. А затем в школе она продолжила успешно заниматься изобразительной деятельностью. После окончания школы она поступила в высшее учебное заведение на дизайнерский факультет. Мы – её педагоги, её родители помогли ей не «спрятать» свой талант, поддержали её, дали возможность развить свой талант. Что и принесло свои плоды. Она состоялась как художник.

Пусть дети творят и фантазируют! Творческая работа доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научаться видеть прекрасное вокруг. Пусть наши дети растут с душой художника!