Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры


Автор: Елена Григорьевна Сафарычева
Место работы: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21»
Должность: воспитатель


В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью образовательной деятельности. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Поэтому определена тема опыта – “Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры”.

Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Одним из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе.

Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу воспитательной работы в старшей группе, в первую очередь, должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры. Дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей.

Над темой “Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры” работаю в течение последних 3 лет. За это время составила себе четкое представление о том, что дидактические игры способны развивать интеллектуальную и познавательную сферу ребенка – дошкольника лучше, чем какие-либо другие формы образовательной деятельности. Разработала перспективное планирование дидактических игр для детей старшей группы.

Процесс интеллектуального развития старших дошкольников посредством дидактической игры происходит не только на специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы мы – педагоги дошкольного образования были заинтересованы в нем, а дети были активными субъектами этого процесса, проявляли интерес к получению дополнительных знаний. Правильно подобранные и хорошо организованные дидактические игры способствуют всестороннему, гармоническому развитию воспитанников, помогают стимулировать у них тягу к получению новых знаний.

Игра как особый способ взаимодействия человека с миром рассматривалась еще выдающимися мыслителями – Платоном, Аристотелем, Ж.-Ж. Руссо и другими. Современные ученые исследовали психологию игры и ее влияние на развитие личности. Перед началом работы по теме опыта мною изучены исследования психологов: Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, а так же методические рекомендации ученых и педагогов: А.В. Запорожца, В.Н. Сенеренко, А.П. Усовой. Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется вопросам психологии дошкольника, даются практические рекомендации по развитию их интеллектуальных способностей, рассматриваются принципы педагогической поддержки становления познавательной сферы дошкольника. В трудах педагогов-теоретиков Н.П. Аникеевой, Н.Ф. Губановой, А.И. Сорокина дидактические игры рассматриваются как фактор, способствующий успешному усвоению ребенком новых знаний и закреплению уже полученных.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет, ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре. Такое особое место игры в разных системах воспитания, видимо, определялось тем, что игра созвучна природе человека.

Новизна опыта состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрыто противоречие между теоретической разработанностью проблемы и недостаточным внедрением идей развития интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактические игры воспитания в практику работы дошкольных учреждений. Обобщены методические рекомендации по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста, а так же по использованию современных дидактических игр.

Развитие интеллекта предполагает развитие способности осуществлять переводы с одного «языка» представления информации на другой и обратно. Для формирования объективной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия стараюсь знакомить дошкольников с различными способами отражения действительности. Ребенок знает значение вещей, жестов, слов, событий. Но эти значения не разрознены, а объединены в определённые структуры. Индивидуальная система значений характеризует содержательный строй интеллекта отдельного субъекта. Для его развития необходимо расширение кругозора ребёнка, изучение закономерностей и связей в окружающем мире. Интеллектуальное развитие ребёнка определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Целью своей работы ставлю показать эффективность использования дидактических игр для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. Достижение обозначенной цели предполагает решение мною следующих задач:

раскрыть значение дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей детей;

развивать познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь;

развивать любознательность и умственные способности; первичные интеллектуальные умения и навыки;

последовательно увеличивать у детей запас знаний, проводить их упорядочение, уточнение, систематизацию.

Для реализации поставленных задач использую дидактический материал, которым каждый ребенок может пользоваться как индивидуально, так и для групповых дидактических игр. К старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их даёт возможность ребёнку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6-7 лет ребёнок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией, потребностью и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают только, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития».

Игра – основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Играя, он познаёт мир людей и развивается. В современной педагогике существует огромное количество дидактических игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Следует напомнить, что понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, то есть всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Особенно эффективны эти игры при организации занятий: по формированию целостной картины мира, формированию элементарных математических представлений, развитию речи.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Игры-занятия с дидактическими игрушками развивают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то делом, развивают способность подражать взрослому. Действия с подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу — он старается добиться результата.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и др.

Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Учитывая рекомендации физиологов, о необходимости тренировки пальцев рук в целях развития речевых зон мозга, регулярно проводим с детьми пальчиковые игры. Развитость мелкой моторики — основной показатель готовности ребёнка к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом; руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые отставания в этой цепи приводят к отставанию в обучении.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи связаны с игровыми, поэтому при организации игры обращаю особое внимание на присутствие в образовательной деятельности элементов занимательности, поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Проводя дидактические игры, стараюсь целенаправленно воздействовать на детей, продумываю методические приёмы проведения, добиваюсь, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, мы через дидактические игры сообщаем доступные знания, формируем необходимые умения, совершенствуем психические процессы.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения. Дети этого возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью и мышлением. Систематически проводя с детьми старшего дошкольного возраста дидактические игры, мне удается не только развить умственные способности детей, но и выработать у них нравственно-волевые черты характера, приучать детей к более быстрому темпу умственной деятельности.

Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени – школьного обучения. Таким образом, роль дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников несомненна.

Организация учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательный процесс стараюсь строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время непосредственно образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего.

В начале каждого занятия мною проводятся специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Во время занятий по формированию элементарных математических представлений с детьми организую дидактические игры: «Отгадай фигуру», «Найди цифру», «Танграмм», «Собери фигуру», «Превращения», «Четвёртая картинка» и др.

Например, в игре «Найди цифру» говорю детям, что цифры, играя в прятки, спрятались друг от друга, попробуйте их найти. Цель игры «Собери фигуру» – учить детей анализировать элементарную схему предмета. Выполняя условия этой игры, дети научились проводить анализ строения предметов. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Скажи сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Активно использую дидактические игры для решения задач в области познавательного развития ребенка-дошкольника. Дидактические игры «Что изменилось», «Фотограф», «Повтори», «Цепочка слов», «Будь внимателен», «Где ошибся Буратино?» используются и на занятиях, и в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. В играх «Четвертый лишний», «Поиск закономерностей» дети учатся анализировать, сравнивать, целенаправленно думать. Полезными для развития умственной активности являются игры «Все узнаем о предмете», «Расскажем о прошлом, настоящем и будущем предмета». Проводились игры с заданиями на создание новых образов. Дидактическая задача игры «Чудесные превращения» – учить детей создавать в воображении различные образы и ситуации на основе наглядных моделей.

Играя с детьми в игры: «Придумай сказку», «На что похоже», «Дорисуй», «Веселые капельки» развиваю у детей воображение, творчество. В игре «Угадай, что спрятано» дети учились рассуждать логически. В игре «Домино» развивалось умение детей классифицировать предметы. В развитии мыслительных процессов, умения делать анализ и синтез, сравнивать, классифицировать и конкретизировать помогают игры: «Назови одним словом», «Кто где живет?», «Летает — не летает», «Подбери картинку», «Где ошибка?» и др.

При организации занятий по развитию речи проводятся игры для активизации словаря, формирования грамматического строя речи, упражнения в звукоподражании («Узнай по описанию», «Кто в домике живет»,«Наблюдатель», «Волшебное слово»). Например, игра «Расскажи» состояла из 5 комплектов картинок, по5 картинок в каждом комплекте. Все картинки каждого комплекта являются эпизодами из рассказов и объединены одной темой. Эта игра направлена на интеллектуальное развитие детей, развитие внимания, сосредоточенности, речи, учит детей устанавливать логические связи в рассказах.

Детям очень нравится дидактический материал, предлагаемый авторами игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»: «Геоконт», «Игровизор», «Игры-шнуровки», «Коврограф» и др. Эти игровые тренажеры – необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольников. И каждое пособие многофункционально и дает возможность играть разнообразные дидактические игры, решая разные задачи на одном и том же игровом материале. Целью этих игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.

Например, игровой тренажер «Геоконт». Мы ее еще называем « дощечка с гвоздями», на которые натягиваются цветные резинки и получаются контуры геометрических фигур, силуэты предметов. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы, творчество. Варианты игры с геоконтом, по моему мнению безграничны, они зависят на прямую от фантазии педагога и воспитанников. Это и конструирование по схеме, и творческое конструирование, а еще ориентировка на плоскости с опорой на условные знаки (цифры или буквы); это Тренажер для решения логических заданий, и панно для создания объемных изображений из веревочек или резиночек разных цветов. И это лишь мала часть возможностей только одного тренажера — Геоконта.

Как же из множества игр выбрать ту, которая действительно необходима? Которая будет и полезна и интересна ребенку именно сегодня?При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал образовательной деятельности обязательно включаются четкие, конкретные образы. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков контингент, какие воспитательные задачи требуют своего решения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе.

Во время наблюдений на прогулке активно использовалась игра «Хорошо – плохо» на решение противоречий. Дети должны были ответить, что хорошего и что плохого в деревьях, в разных природных явлениях. При проведении занятий всегда помню, что нельзя переутомлять детей играми, необходимо следить за правильной позой ребенка. Необходимо, чтобы и родители в своем семейном воспитании использовали различные дидактические игры для развития познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, речи. Для этих целей выступаю с сообщениями на родительских собраниях, провожу консультации. Дидактические игры дают положительные результаты при условии планомерности их выполнения.

Результатом работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством дидактической игры явились позитивные сдвиги в умственной и интеллектуальной активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников. Значительно увеличился запас знаний детей. Для оценки результатов провела педагогическое обследование, которое осуществлялось через общение с детьми и родителями, наблюдение, анкетирование, беседу. Дети с удовольствием занимаются, играют. Растет их интеллектуальная активность. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Обучение должно быть развивающим, поэтому важно и необходимо больше использовать дидактических игр, которые развивают разнообразные психические процессы. От нас зависит, кем войдут дети в этот мир – простаками или рассудительными людьми, способными выходить к свету из жизненных лабиринтов. Полученные результаты подтверждают важность использования дидактической игры в интеллектуальном развитии старших дошкольников.