Развитие интонационной выразительности у детей с общим недоразвитием речи


Автор: Ирина Николаевна Краснослободцева
Место работы: ЧДОУ «Детский сад № 244 ОАО «РЖД»
Должность: воспитатель


Формирование полноценной учебной деятельности у детей возможно только при достаточно высоком уровне развития речи, включающего в себя: правильное произношение и различение звуков, достаточный словарный запас, сформированность грамматического строя речи, интонации, а также умение и навыки свободно пользоваться данными средствами в целях полноценного продуктивного общения.

В настоящее время увеличилось количество детей, имеющих различные речевые нарушения, проявляющиеся в нарушении звукопроизношения, лексики и грамматики.

Вместе с этим, однозначно можно утверждать, что у детей, имеющих проблемы с речью, страдает и просодическая сторона речи. Так, у них наблюдается нарушение голоса (недостаточная громкость, узкий динамический диапазон, несоответствие высоты голоса, невыраженность модуляций), изменения тембра голоса в виде глухости и осиплости, монотонность и однообразие интонационной стороны речи.

Л.И. Белякова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, И.И. Романчук отмечали, что у таких дошкольников отмечаются трудности в восприятии и воспроизведении различных интонационных конструкций, сложности в расстановке логических ударений и выборе верного паузирования.

Неадекватное функционирование всех компонентов и функций интонации влияет на коммуникацию, а также, практически всегда, приводят к тем или иным нарушениям чтения и письма в школе.

Актуальность проблемы заключается в необходимости определения направлений работы над развитием интонационной выразительной речи у дошкольников с ОНР, и в разработке различных форм организации воспитательно- образовательной и коррекционной работы у детей данной группы.

Более 20 лет я работаю на логопедической группе детского сада № 244 г. Облучье и с каждым годом убеждаюсь в необходимости повышения значимости и качественности работы по развитию интонации у детей, имеющих различные речевые патологии.

В связи с этим цель моей работы ‒ показать возможность повышения эффективности работы воспитателей логопедических групп по развитию основных компонентов интонационной стороны речи у детей с ОНР.

Мной были определены следующие задачи:

  1. Анализ научно-методической литературы по проблеме развития интонационной выразительности речи у детей логопедических групп с ОНР.

  2. Изучение интонационной выразительности речи и выявление уровня ее сформированости у старших дошкольников с речевым недоразвитием.

  3. Определение и реализация условий развития интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи.

  4. Анализ результатов исследования после проведенной работы.

Работая над развитием речи в логопедической группе, я определила, что для развития ее интонационной стороны необходимы следующие условия:

— организация предметной среды для развития интонационной выразительности;

— совершенствование интонации речи через различные формы образовательной и воспитательной работы в учебной, игровой и театрализированной деятельности;

Практическую значимость данного материала я вижу в подборе диагностических методик, определении содержательно-методического компонента учебной, игровой и театрализированной деятельности, как средства актуализации интонационной выразительности, что предоставляет возможность применения его педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Мой многолетний опыт работы, анализ теоретических источников, трудов и публикаций таких авторов, как Л.А. Позднякова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.М. Мастюкова, Г.В. Бабина, Р.Е. Идес, привел меня к выводу о том, что у дошкольников с ОНР имеются значительные трудности в нарушении темпа, ритма, мелодики, неумении пользоваться логическим ударением, затруднено использование основных типов интонации: вопросительной, незавершенной повествовательной, восклицательной. В случае недостаточной сформированости интонационной стороны речи у детей с речевой патологией могут наблюдаться трудности организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого взаимодействия.

В своей работе по изучению состояния интонации дошкольников с ОНР я использовала методику Е.Ф. Архиповой, в которой компоненты интонации исследуются с помощью словесных и наглядных заданий и упражнений, подходящих для восприятия и понимания детьми старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование проводилось на базе ЧДОУ «Детский сад №244» ОАО РЖД
г. Облучье. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, поступивших в логопедическую группу по направлению ПМПК. Мной проводилось обследование по изучению восприятия и воспроизведения интонации, умению детей изменять модуляцию голоса по силе и высоте в зависимости от поставленной задачи. Результаты обследования компонентов интонации у дошкольников с ОНР на начальном этапе работы приведены в таблице.

С помощью экспериментального изучения мной было установлено, что у лишь у 15% старших дошкольников, посещающих логопедическую группу, имеется высокий уровень сформированости компонентов интонационной выразительности. Дети с данным уровнем в достаточной мере владеют способами передачи мелодико-интонационной стороны речи. Интонация, темп, логическое ударение, изменение высоты голоса сформированы в полной мере и дети не испытывают трудностей при выполнении заданий.

Средний уровень показали 50% обследуемых мной дошкольников. Для этого уровня характерно непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. При выполнении специальных заданий возможны неточности или отдельные ошибки в восприятии и воспроизведении интонации во фразе, предложении, стихотворном тексте, а так же сложности в изменении голоса по высоте, силе, в восприятии и воспроизведении логического ударения.

Низкий уровень у 35% дошкольников. Отмечается значительная несформированность интонационной стороны речи: недостатки при восприятии и воспроизведении интонации, при восприятии и воспроизведении логического ударения. недостатки модуляций голоса по высоте и силе.

Оценивая результаты обследования по каждому из компонентов интонации, я хотела бы отметить следующее:

1. Восприятие и воспроизведение интонации, у детей с ОНР безусловно нарушено. Так, когда я предлагала выполнить задание по различению разнообразных интонационных структур в импрессивной. А затем и в экспрессивной речи, либо задание на определение эмоциональной окраски предложения, дети допускали характерные ошибки в определении как самой интонации предложения так и при выборе нужного сигнала для ответа. Иногда по ходу обследования дети исправляли ошибки самостоятельно, без дополнительного разъяснения. Например, Маша Л., Полина Ю., Даша М. неверно выбрали нужный сигнал для предложений с восклицательной и вопросительной интонацией, а затем исправили ошибки самостоятельно. Дети с низким уровнем развития компонентов интонации фактически не понимали задачу, поставленную перед ними, допущенные ошибки не исправляли, или исправляли только при активной помощи педагога с использованием максимально упрощенной инструкции. Так, в ходе обследования Матвей П.. Витя Ч. при определении эмоциональной окраски предложения поднимали карточки наугад и не справились с заданием даже при активной помощи взрослого. Для низкого уровня развития интонации характерным является то, что задание не было выполнено, а повторные и упрощенные инструкции, данные мной, оказались неэффективны. Так, Витя Ч., Дима Л., Максим Ц. и другие испытуемые, при выполнении задания: «Послушай предложение и повтори его так, какой знак я тебе покажу», во всех случаях проговаривали предложения с одной интонацией ‒ повествовательной.

2. Умение продуцировать логическое ударение в речи изучалось мной с помощью заданий, в первом из которых были даны предложения для прослушивания и аналогичного воспроизведения с тем же логическим акцентом. Предлагала детям инструкцию: «Я скажу предложение и голосом выделю в нем «главное» слово. Слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели в нем «главное» слово: Маша идет в школу. На улице сегодня холодно. Мама пришла с работы». Во втором задании ребенку предлагалось сравнить два предложения, отличающихся только логическим ударением. В результате обследования по этой методике, только у 2 дошкольников (10%) высокий уровень способности к воспроизведению логического ударения. Средний уровень мной определен у 10 дошкольников (50%). Для них характерно правильное выполнение задания после неоднократного демонстрирования образца, либо выделение главного слова недостаточно выразительное и не совсем правильное. Низкий уровень у 8 детей (40%). Отмечается невыполнение или отказ от выполнения задания, речь ребенка монотонная, способность к воспроизведению логического ударения отсутствует. Например, такие результаты показал Максим Ц.: все предложения он просто повторял, а в задании со слоговыми цепочками ни одну из них не смог произнести, верно делая акцент в необходимом месте. В результате исследования мы установили, что способность к воспроизведению логического ударения во фразовой речи у дошкольников с ОНР находится в основном на среднем и низком уровне.

3. При обследовании способности детей к модуляциям голоса по высоте, материалами для которой служили звуки, звукоподражания, картинки с изображением животных и их детенышей мной было установлено, что даже при наличии предварительного объяснения (у взрослого животного, например, собаки, голос «толстый», т.е. низкий, а у щенка «тонкий», т.е. высокий), выполнение задания: «Послушай и покажи (скажи), кто так подает голос?». Только 4 ребенка (20%) показали высокий уровень: задание выполняется с достаточными модуляциями голоса по высоте; ребенок воспроизводит звуки и звуковые ряды с различной высотой, в зависимости от того, кому они принадлежат. Так, Полина П., Наташа В., Алеша В. и Алина П. легко справились с заданием, правильно воспроизвели как изолированные звуки, так и звукоподражания и в первой, и во второй серии эксперимента. Средний уровень зафиксирован у 10 дошкольников (50%). Для них характерно выполнение заданий с недостаточными модуляциями голоса по высоте; воспроизведение звуков и звуковых рядов различается по высоте недостаточно ясно, ребенок исправляет ошибки при наводящем комментарии воспитателя. Например, Сергею Х. с первого раза не удалось показать голосом, как будет звучать голоса детенышей животных, он просто проговаривал их шепотом. После повторного разъяснения и показа ребенок с заданием справился. Низкий уровень у 6 испытуемых (30%). При выполнении задания высота голоса остается без изменений; задание не выполняется. Такой уровень показали Максим Ц., Матвей П., Даша М., и другие испытуемые, которые смогли изменить голос по высоте, и озвучивали картинки и игрушки в одном диапазоне. Результаты обследования показали, что способность к модуляции голоса по высоте у дошкольников с ОНР преимущественно на среднем и низком уровне.

4. При изучении способности детей изменять голос по громкости (силе), материалами для обследования которого служили звуки; звукоподражания; предметные и сюжетные картинки, с изображением транспорта, животных и насекомых, расположенных близко и далеко, высокий уровень выявлен у 4 дошкольников (20%). Такие дети правильно выполнили задание, выбрали и показали нужную картинку при восприятии силы голоса, а при воспроизведении изменяли голос в зависимости от удаленности предмета. Средний уровень у 12 (60%) испытуемых. Мое задание с передачей силы голоса выполнено после нескольких проб, неоднократного демонстрирования образца. Низкий уровень определен у 4 (20%) дошкольников. Для него характерно то, что задание не выполняется, ребенок не изменяет силу голоса по громкости, повторные инструкции неэффективны. Например, при выполнении задания на озвучивание близких и удаленных предметов, Даша М. и Денис Д. одинаково громко показывали голосом и те, и другие, даже не смотря на повторное объяснение.

Очень большие трудности практически у всех детей наблюдались в воспроизведении темпоритмического рисунка, в заданиях по изменению голоса по высоте и силе. По моему мнению, такие трудности можно связать именно с разнообразными речевыми нарушениями детей с общим недоразвитием речи.

На заключительном этапе обследования компонентов интонации мной использовались те же методики, что и в начале обследования.

По результатам обследования, высокий уровень на начальном этапе у 3 дошкольников (15%), а на контрольном этапе у 7 дошкольников (35%), т.е. появилось улучшение на 20%. Интонация, темп, логическое ударение, изменение высоты голоса сформированы у детей в полной мере. Дошкольники владеют способами передачи различных типов интонации, и не испытывают трудностей при выполнении заданий.

Средний уровень на начальном этапе был определен мной у 10 дошкольников (50%). На контрольном этапе его также показали 10 дошкольников, но состав группы изменился. Для среднего уровня характерно непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. Дети выполнили задания с неточностями или отдельными ошибками при восприятии и воспроизведении интонации во фразе, в предложении, стихотворном тексте; испытывали сложности в изменении голоса по высоте, а так же в восприятии и воспроизведении логического ударения.

Низкий уровень на констатирующем этапе у 7 дошкольников (35%), на контрольном ‒ у 3 дошкольников (15%). Проявилось улучшение на 20%. У детей отмечается значительная несформированность интонационной стороны речи: недостатки при восприятии и воспроизведении интонации, при восприятии и воспроизведении логического ударения; недостатки модуляций голоса по высоте, а так же нарушения в восприятии и воспроизведении силы голоса.

Рассматривая результаты обследования интонации по компонентам, я определила, что:

1. Восприятие и воспроизведение интонации. Высокий уровень восприятия интонации увеличился на 10% и выявлен у 6 дошкольников. Для него характерно верное выполнение заданий, дети определяют повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию предложения и показывают нужный сигнал. Средний уровень определен мной у 10 дошкольников, т.е. увеличился на 20% за счет уменьшения количества испытуемых с низким уровнем. Дети допускают ошибки в определении интонации предложения или при выборе нужного сигнала, но по ходу обследования эти ошибки исправляют самостоятельно, без дополнительного разъяснения педагогом. Например, на начальном этапе Матвей П., Витя Ч., Лена Т. не справлялись с заданием, а на контрольном этапе показали достаточно хороший результат, правильно определив интонацию и показав нужный сигнал. С низким уровнем восприятия интонации, для которого характерно то, что дети фактически не понимают задачу, поставленную перед ними, допущенные ошибки не исправляют, или исправляют только при активной помощи взрослого с использованием максимально упрощенной инструкции, количество детей уменьшилось на 30% и составляет 4 дошкольника. С помощью обследования я установила, что в результате работы уровень восприятия интонации значительно повысился.

Обследование «Воспроизведение интонации» проводилось с целью сравнения результатов обследования на констатирующем и контрольном этапах. Данные обследования показали следующее: высокий уровень определен мной у 5 дошкольников (25%), наблюдается рост прежних показателей на 15%. Дети правильно выполняли задания, верно использовали различные интонационные структуры в экспрессивной речи. Средний уровень выявлен у 13 (65%) испытуемых. Низкий уровень у 2 дошкольников (10%). Задание ими не выполнено, повторные и упрощенные инструкции были неэффективны. Так, Милана К. и Костя К. не справились с заданием и не смогли верно воспроизвести интонацию с опорой на сигнал. В целом, в результате проведенной работы наблюдается значительное улучшение показателей.

2. «Восприятие логического ударения». Количество детей с высоким уровнем увеличилось и составляет 7 дошкольников (35%). Они правильно выполняют задание, выделяют главное по смыслу слово в предложении. Средний уровень у 9 дошкольников (45%). Дети выполняли задание с ошибками, но исправляли их самостоятельно в ходе эксперимента. Такие результаты показали Денис Д. и Артем К., которые изначально справиться с заданием не смогли, а Денис Д. вообще отказывался от его выполнения. Низкий уровень снизился на 10% и составил 4 дошкольника. Задание не было выполнено, повторные инструкции неэффективны, главное слово в предложении определить не смогли. Такой результат я объясняю тем, что эти дети посещали детский сад редко, имели частые пропуски по причине болезни.

3. «Воспроизведение логического ударения». Результаты обследования выявили следующие: количество детей с высоким уровнем увеличилось и составляет 5 дошкольников (25%). Дети верно воспроизвели логическое ударение во фразе. Средний уровень у 11 дошкольников (55%), т.е. увеличился на 5%. Дошкольники правильно выполнили задания после демонстрирования образца, либо выделение главного слова при помощи логического ударения было недостаточно выразительно. Низкий уровень уменьшился на 20% и определен мной у 4 дошкольников. Наблюдается невыполнение или отказ от задания, речь монотонная, способность к воспроизведению логического ударения отсутствует. Обследование показало, что уровень воспроизведения логического ударения изменился в сторону улучшения.

4. «Обследование модуляций голоса по высоте. Высокий уровень увеличился и составляет 8 дошкольников (40%). Дети хорошо справлялись с заданиями; воспроизводили звуки и звуковые ряды с различной высотой. Средний уровень у 10 дошкольников (50%), т.е. их количество не изменилось, но изменился состав детей в данной группе. Отмечаются недостаточные модуляции голоса по высоте в воспроизводимых звуках и звуковых рядах, дети исправляли ошибки при наводящем вопросе. Так, например, свои показатели улучшили Маша Л. и Матвей П., которые справились практически со всеми предложенными заданиями. Низкий уровень уменьшился на 20%, и выявлен у 2 дошкольников. Высота голоса не изменялась ребенком, задание не выполнено. Анализ данных, полученных мной, позволяет установить, что способность к модуляции голоса по силе повысилась.

5. «Обследование модуляций голоса по силе». Высокий уровень выявлен у 8 дошкольников (40%). Имеется рост показателей на 20%. Для высокого уровня характерно правильное выполнение заданий, дети верно показывают нужную картинку при восприятии силы голоса; при воспроизведении изменяют силу голоса в зависимости от удаленности предмета. В группу детей с этим уровнем перешли Максим Ц., Лена Т., которые вначале не справлялись с заданием и озвучивали показанные картинки в одном диапазоне. В процессе работы с ними проводились разнообразные упражнения, игры, с целью развития умения изменять голос по силе. Например, такое упражнение: «Самолет улетает и прилетает», «Кто как голос подает»; кроме этого, я привлекала их к участию в театрализациях по мотивам сказок «Три медведя», «Сказка о глупом мышонке». Средний уровень у 10 дошкольников (50%), задания выполнялись только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца. Низкий уровень у 2 дошкольников (10%). Задание не было выполнено, сила голоса не изменялась по громкости, повторные инструкции не были эффективны. Я считаю, причиной таких показателей является нерегулярное посещение детского сада и, как следствие, отсутствие систематичности в работе по развитию интонационных компонентов речи.

Таким образом, мною было установлено, что у большинства дошкольников с нарушениями речи, имеется ряд особенностей просодической стороны речи: дети плохо воспринимают и воспроизводят интонацию; логическое ударение; имеют недостаточные модуляции голоса по силе и высоте. Анализ результатов обследования компонентов интонации показал, что их уровень преимущественно находится на средне — низких показателях. Полученные данные свидетельствовали о необходимости системной работы по формированию и развитию интонационной выразительности речи.

Реализация деятельности по развитию интонационной выразительной речи у дошкольников с ОНР

Свою работу я разделила на два этапа: подготовительный и основной. Для их реализации мною были выполнены следующие условия:

1. Организация предметной среды (обогащен необходимыми атрибутами Уголок театрализации, Уголок сюжетно-ролевых игр, пополнена библиотечка детских книг, подобраны предметные картинки, игровой материал, сюжетные картины по различным лексическим темам);

2. Подбор приемов и методов работы (подобран и систематизирован игровой и дидактический материал по развитию интонационной выразительности в соответствии с лексическими темами недели, разработаны, подготовлены и проведены театрализации по произведениям детских писателей и русским сказкам). Кроме этого, проводилась работа с родителями в форме анкетирования, бесед, консультаций, показов различных приемов по развитию интонационных навыков в речи.

Проведение воспитательно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи я строила с учетом того, что ведущей формой деятельности дошкольника является игра, поэтому упражнения по развитию интонации на разных этапах работы во время групповых и индивидуальных занятиях всегда проходили в игровой форме. Основным приоритетом работы являлось личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, учет его речевых и индивидуальных особенностей и забота о его эмоциональном благополучии.

На подготовительном этапе я проводила работу по формированию психофизиологических механизмов овладения интонационными средствами.

1. Развитие диафрагмального дыхания. Для развития диафрагмального дыхания проводила упражнения, которые выполнялись детьми перед завтраком и после сонного часа в положении лежа на паласе или кровати. Для контроля движений диафрагмы и нижних ребер ребенку предлагалось положить на них руку, а с целью усиления кинестетических ощущений закрыть глаза. Такие же упражнения дети выполняли и на занятиях по физической культуре, используя для зрительного контроля мелкую мягкую игрушку.

Когда дети усвоили этот вид дыхания, перешла к его воспроизведению на занятиях в положении стоя и сидя. Равномерный и продолжительный выдох сопровождался произнесением подходящих по звучанию звуков: (упражнения: «Чья игрушка выше?», «Насос», «Мячик сдувается и надувается», «Большое доброе животное»). При выполнении этих упражнений учила детей наполнять легкие воздухом, не надувать щеки, производить выдох равномерно и длительно. Например, при проведении упражнения «Большое доброе животное» детям предлагали встать в круг, взяться за руки и представить себя одним большим добрым животным, которое дышит глубоко, спокойно, ровно. На вдох мы, взявшись за руки в круг выполняли один шаг вперед, на выдох- шаг назад.

2. Увеличение длительности речевого выдоха. Еще одним направлением подготовительного этапа является увеличение длительности речевого выдоха. Для достижения его продолжительности во время индивидуальных и групповых занятий дети выполняли упражнения на выдохе с постепенным удлинением речевых отрезков, произносимых на одном выдохе (проговаривание дней недели, счет, проговаривание фразы с увеличением в ней слов). Например, использовали такое упражнение, как: «Закрываем и открываем дверь». Для его выполнения предлагали детям представить: «Сейчас мы с вами будем озвучивать дверь, которая стала старой, и поэтому стала скрипеть. Ветер ее чуть приоткрыл, и дверь тихо скрипнула: «И-И..» (на выдохе). Затем ветер подул сильнее, и дверь заскрипела громче и протяжней. Наберем воздуха и на выдохе покажем, как она заскрипела: «И-И-И-И-И-И…». Такие упражнения в игровой форме всегда интересны детям и способствуют формированию длительного, плавного выдоха.

В Уголке коррекции в свободном доступе для детей я разместила игры: «Чья бабочка дальше улетит?», «Воздушный футбол», «Пчелки и цветочки», «Осенние листочки», «Снежинки». Для развития силы воздушной струи предложила материал в виде свистулек, дудочек, трубочек для мыльных пузырей, ватные шарики, легкие бумажные стаканчики. Кроме этого, в свободное от занятий время дети играли с небольшими корабликами, помещенными в емкость с водой (игра «Чей кораблик дальше уплывет»). Для воспитателей других групп я создала картотеку таких упражнений, которые практически не требуют дополнительного оснащения и могут быть использованы в повседневной работе.

3. Упражнения на развитие различных модуляций голоса. Кроме упражнений на развитие дыхания, проводила работу по развитию силы, высоты, гибкости, модуляции голоса, расширению его диапазона, улучшению тембральной окраски. В игровой форме с помощью таких упражнений, как «Звуковая лесенка», «Кошки и котята», «Назови себя», «Озвучиваем сказку», «Узнай по голосу» во время обычных групповых и музыкальных занятий дети проговаривали и пропевали звуковые ряды с разной высотой и тембром. Для создания игровой обстановки и с целью повысить заинтересованность детей, раскрыть их актерские способности я дополняла каждое из таких заданий красочными атрибутами (шапочки-«ушки», маски, предметные картинки, сюжетные иллюстрации). В качестве предметного наполнения к таким играм в группе и с целью создания игровой ситуации на индивидуальных занятиях, я использовала игрушки разного размера одной серии («Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», фигурки птиц «Птицы и их птенчики», фигурки различных насекомых). Например, предлагала детям игрушки собаки и щенка и давали такое задание: «Сейчас Максим превратится в большую сторожевую собаку, лай которой громкий, грубый. А Сережа станет маленьким щенком, который умеет только звонко тявкать тонким голоском. Покажи, Максим, как лает твоя собака? Как тявкает Сережин щенок?».

4. Развитие темпоритмического рисунка речи. Для развития темпа речи вместе с детьми проговаривали стихотворения в медленном и быстром темпе, использовали скороговорки. При проведении таких заданий обязательно обращали внимание детей на проговаривание слов полностью и на четкую артикуляцию звуков.

Целью основного этапа работы в группе являлось повышение эффективности работы по развитию основных компонентов интонации. Для выполнения этой цели мной проведена работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об интонационной выразительности импрессивной речи и развитию у них интонационной выразительности в экспрессивной речи. В начале этого этапа познакомила детей со «смайликами»-пиктограммами, выражающих различные эмоциональные состояния. С помощью таких «смайликов» одну и ту же фразу предлагали озвучить по-разному. Был изготовлен «Кубик эмоций», на каждую из граней которого помещены «смайлики» — пиктограммы радости, грусти, удивления или злости. Данная игра может использоваться в качестве организационного момента перед занятиями. Например, предлагала для детей такое задание: «Сейчас вы будете по очереди бросать кубик, и проговаривать такое предложение: «Снег идет», но сказать вы его должны с таким настроением, которое вам покажет кубик». Выполняя это задание, дети старались с помощью голоса и мимики показать нужное настроение.

«Кубик эмоций в группе»

Интересным приемом в работе для воспитателей может быть применение такого метода, как самостоятельное изготовление детьми «Смайликов» (пиктограмм настроения). Для этого детям предлагается нарисовать настроение героя сказки, либо свое собственное впечатление на любой доступной форме: воздушном шарике, круге, шаблоне.

Далее познакомила детей со знаками, показывающими, с какой интонацией произносится то или иное предложение: спокойно (точка); радостно, громко (восклицательный знак); «спрашивая о чем-либо», т.е. вопросительно (вопросительный знак). Эти знаки использовались на занятиях по развитию речи (составление плана рассказа, мнемотаблицы).

Например, в составлении описательных рассказов, на первой заполненной клетке в таблице я размещала вопросительный знак, и дети должны были назвать предмет и сказать, к чему он относится: «Это чайник. Чайник ‒ это посуда». На последней заполненной клетке мнемотаблицы нарисованный восклицательный знак означал, что нужно сказать, чем нравится этот предмет, или какую пользу приносит: «Чайник приносит пользу, он полезный и красивый».

  

С помощью сюжетных картин на занятиях по развитию связной речи предлагала детям определить эмоциональное состояние персонажей по жестам, позе, мимике и подобрать к интонированной фразе соответствующую пиктограмму из банка предложенных. Выбрав пиктограмму, ребенок должен был объяснить свой выбор.

В работе по формированию и развитию интонации важным является сопровождение речи выразительными движениями, мимикой, жестами. Такие упражнения развивают эмоциональную сферу ребенка, помогают понять и затем реализовать фразу вербально с необходимой интонацией (игры: «Что мы видели ‒ не скажем, а что видели ‒ покажем!», «Отгадай, что я делаю?»).

Для проведения игр-тренингов, упражнений для развития эмоций я оформила картотеку, включающую в себя такие этюды, как «Звери на лесной полянке», «Волшебный колпачок», «На прогулке», «Потерянный щенок», и другие.

Для формирования восприятия интонации использовала чтение детям небольших по объему произведений с интонационным оформлением и без него. Вместе с детьми я сделала вывод, что изменяя голос, можно передать эмоции — радость, страх, грусть, обиду и др.

Большое внимание в работе уделяла закреплению общих речевых навыков и умений детей произвольно использовать средства интонационной выразительности в связной речи.

Во время занятий использовала физминутки, включающие эмоциональные интонированные фразы, сопровождающиеся различными голосовыми модуляциями. Например, проводила такие этюды:

«Мама пришла домой и удивилась: «Ах, ах!» (наклоны туловища в стороны, ладони прижать к щекам; мимикой показать удивление; голос громкий).

Бабушка медленно поднимается вверх по лестнице: «Ох, ох!» (наклон вперед, руки на поясницу, раскачивание туловища в стороны; мимикой показать сожаление, грусть; голос тихий).

Дровосеки рубят лес: «Ух, ух!» (руки соединить в замок, ноги на ширине плеч, показать движения, имитирующие рубку дров; мимика радостная; голос громкий, радостный)». Как на групповых, так и на индивидуальных занятиях использовала игровые задания для развития ритмического компонента речи: пройти по «следам», отхлопать ритм песенки, отстучать показанный ритмический рисунок или придумать свой. Для этого изготовила опорные карточки для отработки темпоритмического рисунка. На них ребенку дается схема, на которой с помощью условных обозначений зашифрован ритм, который нужно отхлопать, оттопать или отстучать карандашом по столу, молоточком по металлофону и т. д. Например: медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом: тата- ТУ- тата-ТУ… ТА- татата- ТА-тата -ТАТА…

На занятиях по обучению грамоте важным было показать, что, с какой интонацией читается то или иное слово, такую смысловую нагрузку оно и будет нести. Так, «У-У-У!» ‒ может быть звуком поезда, «У-У-У…» ‒ воет ветер, слово «МАМА» можно прочитать так, словно хочешь ее громко позвать: «МАМА!», а можно так, словно хочешь, о чем-либо спросить: «МАМА?».

Обязательно обращала внимание родителей на то, как должен звучать рассказ, с какой интонацией произносятся те или иные фразы, ведутся диалоги между героями рассказа или сказки.

Положительный эмоциональный фон, необходимый для развития интонационной выразительности у ребенка, я создавала в процессе игр-драматизаций и театрализованных игр. Входя в определенный образ, ребенок становится раскованнее, увереннее и говорит свободнее. При распределении ролей учитывала возможную речевую нагрузку для каждого ребенка, его индивидуальные особенности и возможности.

Во время проведения этого этапа работы я подготовила и провела театрализации «Сказка об умном мышонке» по сказке С.Я. Маршака, инсценировку по произведению Ушинского «Дети в роще» и вместе с детьми показали их ребятам средней группы. Работая над театрализациями по этим и другим сказкам, обращала внимание детей на то, каким голосом разговаривает тот или иной персонаж, как можно показать голосом настроение сказочных героев. С помощью родителей пополнила атрибутами и костюмами Уголок театрализации, разучила роли, изготовили маски, разместила их в Уголок театрализации, чтобы дети в свободное время могли использовать их самостоятельно, так как они интересны для обыгрывания, помогают ребенку раскрыть актерские способности, и, следовательно, развивают интонацию.

Работа в детском саду включает в себя разучивание стихотворных произведений. Каждый педагог сталкивался в своей работе с проблемой монотонного, невыразительного рассказывания заученных дома стихотворений к утренникам. Чтобы привлечь родителей к решению этой проблемы, я проводили с ними беседы, рассказывая том, что такое логическое ударение, и почему следует обращать внимание на интонационную выразительность речи в целом, какие приемы помогают в запоминании стихотворного текста (обыгрывание, чтение по ролям, чтение в разном темпе, показ действий по ходу стихотворения).

Благодаря системной работе по развитию интонационной выразительности были достигнуты существенные положительные результаты.

Для обследования компонентов интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР после проведенной мной работы использовались те же методики, что и в начале исследования.

Обследование показывает, что в результате проведенной системной работы дети в достаточной мере овладели способами передачи мелодико-интонационной стороны речи. Интонация, темп, логическое ударение, изменение высоты голоса сформированы успешно. Дошкольники владеют способами передачи различных типов интонации, и не испытывают трудностей при выполнении заданий.

Анализ приведенных данных позволяет утверждать, что развитие интонационной стороны речи у старшего дошкольника с ОНР будет эффективным при выполнении следующих условий: организация предметной среды для развития интонационной выразительности; развитие и совершенствование интонационной выразительности на логопедических занятиях через различные формы учебной, коррекционной, игровой и театрализированной деятельности.

На заключительном этапе обследования компонентов интонации мной использовались те же методики, что и в начале обследования.

По результатам обследования, высокий уровень на начальном этапе у 3 дошкольников (15%), а на контрольном этапе у 7 дошкольников (35%), т.е. появилось улучшение на 20%. Интонация, темп, логическое ударение, изменение высоты голоса сформированы у детей в полной мере. Дошкольники владеют способами передачи различных типов интонации, и не испытывают трудностей при выполнении заданий.

Средний уровень на начальном этапе был определен мной у 10 дошкольников (50%). На контрольном этапе его также показали 10 дошкольников, но состав группы изменился. Для среднего уровня характерно непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. Дети выполнили задания с неточностями или отдельными ошибками при восприятии и воспроизведении интонации во фразе, в предложении, стихотворном тексте; испытывали сложности в изменении голоса по высоте, а так же в восприятии и воспроизведении логического ударения.

Низкий уровень на констатирующем этапе у 7 дошкольников (35%), на контрольном ‒ у 3 дошкольников (15%). Проявилось улучшение на 20%. У детей отмечается значительная несформированность интонационной стороны речи: недостатки при восприятии и воспроизведении интонации, при восприятии и воспроизведении логического ударения; недостатки модуляций голоса по высоте, а так же нарушения в восприятии и воспроизведении силы голоса.

Рассматривая результаты обследования интонации по компонентам, я определила, что:

1. Восприятие и воспроизведение интонации. Высокий уровень восприятия интонации увеличился на 10% и выявлен у 6 дошкольников. Для него характерно верное выполнение заданий, дети определяют повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию предложения и показывают нужный сигнал. Средний уровень определен мной у 10 дошкольников, т.е. увеличился на 20% за счет уменьшения количества испытуемых с низким уровнем. Дети допускают ошибки в определении интонации предложения или при выборе нужного сигнала, но по ходу обследования эти ошибки исправляют самостоятельно, без дополнительного разъяснения педагогом. Например, на начальном этапе Матвей П., Витя Ч., Лена Т. не справлялись с заданием, а на контрольном этапе показали достаточно хороший результат, правильно определив интонацию и показав нужный сигнал. С низким уровнем восприятия интонации, для которого характерно то, что дети фактически не понимают задачу, поставленную перед ними, допущенные ошибки не исправляют, или исправляют только при активной помощи взрослого с использованием максимально упрощенной инструкции, количество детей уменьшилось на 30% и составляет 4 дошкольника. С помощью обследования я установила, что в результате работы уровень восприятия интонации значительно повысился.

Обследование «Воспроизведение интонации» проводилось с целью сравнения результатов обследования на констатирующем и контрольном этапах. Данные обследования показали следующее: высокий уровень определен мной у 5 дошкольников (25%), наблюдается рост прежних показателей на 15%. Дети правильно выполняли задания, верно использовали различные интонационные структуры в экспрессивной речи. Средний уровень выявлен у 13 (65%) испытуемых. Низкий уровень у 2 дошкольников (10%). Задание ими не выполнено, повторные и упрощенные инструкции были неэффективны. Так, Милана К. и Костя К. не справились с заданием и не смогли верно воспроизвести интонацию с опорой на сигнал. В целом, в результате проведенной работы наблюдается значительное улучшение показателей.

2. «Восприятие логического ударения». Количество детей с высоким уровнем увеличилось и составляет 7 дошкольников (35%). Они правильно выполняют задание, выделяют главное по смыслу слово в предложении. Средний уровень у 9 дошкольников (45%). Дети выполняли задание с ошибками, но исправляли их самостоятельно в ходе эксперимента. Такие результаты показали Денис Д. и Артем К., которые изначально справиться с заданием не смогли, а Денис Д. вообще отказывался от его выполнения. Низкий уровень снизился на 10% и составил 4 дошкольника. Задание не было выполнено, повторные инструкции неэффективны, главное слово в предложении определить не смогли. Такой результат я объясняю тем, что эти дети посещали детский сад редко, имели частые пропуски по причине болезни.

3.«Воспроизведение логического ударения». Результаты обследования выявили следующие: количество детей с высоким уровнем увеличилось и составляет 5 дошкольников (25%). Дети верно воспроизвели логическое ударение во фразе. Средний уровень у 11 дошкольников (55%), т.е. увеличился на 5%. Дошкольники правильно выполнили задания после демонстрирования образца, либо выделение главного слова при помощи логического ударения было недостаточно выразительно. Низкий уровень уменьшился на 20% и определен мной у 4 дошкольников. Наблюдается невыполнение или отказ от задания, речь монотонная, способность к воспроизведению логического ударения отсутствует. Обследование показало, что уровень воспроизведения логического ударения изменился в сторону улучшения.

4. «Обследование модуляций голоса по высоте. Высокий уровень увеличился и составляет 8 дошкольников (40%). Дети хорошо справлялись с заданиями; воспроизводили звуки и звуковые ряды с различной высотой. Средний уровень у 10 дошкольников (50%), т.е. их количество не изменилось, но изменился состав детей в данной группе. Отмечаются недостаточные модуляции голоса по высоте в воспроизводимых звуках и звуковых рядах, дети исправляли ошибки при наводящем вопросе. Так, например, свои показатели улучшили Маша Л. и Матвей П., которые справились практически со всеми предложенными заданиями. Низкий уровень уменьшился на 20%, и выявлен у 2 дошкольников. Высота голоса не изменялась ребенком, задание не выполнено. Анализ данных, полученных мной, позволяет установить, что способность к модуляции голоса по силе повысилась.

5. «Обследование модуляций голоса по силе». Высокий уровень выявлен у 8 дошкольников (40%). Имеется рост показателей на 20%. Для высокого уровня характерно правильное выполнение заданий, дети верно показывают нужную картинку при восприятии силы голоса; при воспроизведении изменяют силу голоса в зависимости от удаленности предмета. В группу детей с этим уровнем перешли Максим Ц., Лена Т., которые вначале не справлялись с заданием и озвучивали показанные картинки в одном диапазоне. В процессе работы с ними проводились разнообразные упражнения, игры, с целью развития умения изменять голос по силе. Например, такое упражнение: «Самолет улетает и прилетает», «Кто как голос подает»; кроме этого, я привлекала их к участию в театрализациях по мотивам сказок «Три медведя», «Сказка о глупом мышонке». Средний уровень у 10 дошкольников (50%), задания выполнялись только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца. Низкий уровень у 2 дошкольников (10%). Задание не было выполнено, сила голоса не изменялась по громкости, повторные инструкции не были эффективны. Я считаю, причиной таких показателей является нерегулярное посещение детского сада и, как следствие, отсутствие систематичности в работе по развитию интонационных компонентов речи.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 3 =