Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе


Автор: Ирина Николаевна Краснослободцева
Место работы: ЧДОУ «Детский сад № 244 ОАО «РЖД»
Должность: воспитатель


Тема: «Пересказ рассказа «Вот так покатались» с проблемным содержанием по сюжетной картинке».

Цель: Продолжать формировать связную речь.

Задачи:

Образовательные: Продолжать учить пересказу по картине с проблемным сюжетом; учить составлять связные, грамматически верные, распространенные предложения; активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;

Развивающие: Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, диалогическую и монологическую речь, мимику, интонационную выразительность речи; учить анализировать и рассуждать, отвечая на вопросы взрослого;

Коррекционные: Автоматизация правильного произношения и дифференциация ранее поставленных звуков;

Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, коммуникативные навыки.

Оборудование: Сюжетная картина «Вот так покатались» (в формате файла), проектор, доска.

 

Ход:

1. Организационный момент. Психогимнастика:

— Ребята, давайте представим, что мы в солнечный зимний день вышли с вами на прогулку. Представьте и покажите мимикой и жестами, что вы: Удивились, увидев огромную снежную горку…Весело катитесь с горки…Упали с санок и больно ударились…Разозлились, когда на вас наехали другие санки… (дети демонстрируют)

2. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика по теме «Зима». Артикуляционная гимнастика.

  • «Подуй на снежок» – дуем на ватный шарик на нитке (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).

  • «Язычок боится мороза» – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).

  • «Язычок показывает, как ветер кружит снежинки»: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).

  • «Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам»: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.

  • «Строим горку»: Похлопай язычком – лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).

  • Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять. «Идём» по столу

Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили, «Крошащие» движения

С горки мы потом катались, Проводим пальцем по ладони

А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол

И снежками мы кидались… Имитируем движения по тексту

Все в снегу домой пришли. Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли. «Кушают», руки под щёки.

Картина «Вот так покатались». Т.А. Ткаченко

3. Ребята, а сейчас посмотрите на картину (включить проектор). Посмотрите на нее внимательно. (Дети рассматривают картину).

Вопросы по картине:

Какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете? Где происходит действие картины? Где построена горка? Откуда съезжали дети? На чем они катаются с горки? Почему с ледянки легко съезжать с горы? Чем она покрыта? На чем еще можно кататься с горки? По какой горке легче ехать: снежной или ледяной? Что делает мальчик, стоящий на переднем плане картины? Почему люди зимой подкармливают птиц? Чем мальчик кормит птиц? Чем еще можно покормить птиц зимой? Будет ли ледянка или санки скользить по зернам и крошкам? Почему? Что может случиться с катающимися с детьми? Почему?

4. Физминутка

Верка и Герка ехали с горки

Следом Валерка верхом на Егорке…

Как угорелые, вниз, без оглядки,

С горки гурьбою катились ребятки

Гнался за ними не Волк, не Горыныч,

Гнался за ними дворник Гаврилыч! (показать мимикой и действиями происходящее по ходу скороговорки)

5. Чтение рассказа. А сейчас послушайте рассказ, о чем эта картина.

«Вот так покатались!»

Наступила зима. Она была снежная, холодная, суровая. Ребята из ближних домов ненадолго выходили во двор и быстро возвращались в свои теплые квартиры. Детям оставалось сидеть около окон и смотреть на улицу. Из окон и дети, и взрослые часто видели мальчика лет пяти, который каждый день подкармливал птиц. Этот малыш в любую погоду стоял с пакетиком корма посреди двора. Вокруг доброго мальчика собиралось множество голубей, воробьев, ворон и сорок. Как-то несколько мальчиков-школьников решили построить во дворе горку. Они натаскали снега, утрамбовали его и залили водой. Теперь посреди двора возвышалась прекрасная, ровная горка. Во дворе сразу стало шумно и весело! Несмотря на мороз, дети подолгу гуляли во дворе. Они катались с горки на санках, ледянках, даже на картонках. Мальчика с пакетом несколько дней не было видно. Наконец он появился и стал сыпать зерна прямо около горки. Птицы сначала боялись, но потом осмелели. Но первый спускавшийся с горки мальчик, наехал ледянкой на зерна и перевернулся. За ним упала ехавшая с горки девочка. Дети закричали на любителя птиц, стали толкать его, отняли пакет с кормом. Малыш заплакал. Он стоял около горки, вытирал варежкой слезы и упрямо повторял: «Тихо, птиц напугаете!»

6. Анализ ситуации, изложенной в рассказе.

Ребята, вам понравился рассказ? Как вы думаете, правильно ли поступил мальчик? Почему? Давайте попробуем найти в поступке малыша хорошее? Как бы вы поступили на месте мальчика? Подумайте и скажите, как бы можно было бы поступить, что бы в данной ситуации хорошо было бы всем?

7. Составление рассказа по вопросам.

Почему дети ненадолго выходили во двор погулять?

Кого взрослые и дети часто видели во дворе?

Кто сделал во дворе горку?

На чем катались дети?

Кто помешал их катанию?

Как дети отреагировали на его поступок?

8. Нахождение частей рассказа.

Ребята, мы с вами уже знаем, что в каждом рассказе есть три основные части. Какие? (Начало рассказа, середина и конец). Как вы думаете, о чем мы будем говорить в начале? (дети отвечают) В середине? В конце? Попробуйте рассказать этот рассказ сами, не забывая голосом показывать, как изменилось настроение мальчика.

9. Пересказ детьми.

Итог. Чем мы сегодня занимались? (Пересказывали рассказ по картине). Как он назывался? («Вот так покатались!»). Этот рассказ вам нужно будет рассказать и записать дома в ваш альбом для рассказов, и вместе с родителями нарисовать к нему картинку.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 2 =