Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования


Автор: Елена Владимировна Зиганшина
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 48»
Должность: воспитатель


Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Нынешний мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно-деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы… Но очень важна в детском саду и познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка.

В работах отечественных педагогов Н.Н. Подьякова, А.П. Усовой, Е.А. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».

Работая по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей, хотела бы поделиться своим опытом в исследовательской деятельности на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования».

«Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать –

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?».

Как отмечал советский и российский психолог Н.Н. Подьяков, «Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».

  • Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

  • Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

  • Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.

  • Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 

Система конкретных педагогических действий, содержание,
методы и формы, приёмы воспитания и обучения

С чего начать? Перед тем как заниматься проблемами развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников, я задала себе вопрос: с чего начать? Как правило, под этим подразумевается создание определенной развивающей среды, приобретение необходимого оборудования, разработка методических рекомендаций, но ответ на этот вопрос оказался несколько другим – нужно начать с себя. Все мы являемся носителями старой, во многом антиэкологической культуры.

Таким образом, я поставила перед собой следующую цель развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково-исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;

  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

  • Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

Свою работу по опытно-экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

  • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);  

  • человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.).

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

— во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

— во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

— в-третьих, они практически безопасны;

в-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

  • Постановка проблемы.

  • Поиск путей решения проблемы.

  • Проверка гипотез, предположений.

  • Обсуждение увиденных полученных результатов.

  • Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

  • тайна, сюрприз;

  • мотив помощи;

  • познавательный момент (почему так?);

  • ситуация выбора.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.

Вот что пишет Пенелопа Лич, автор книги «О развитии детей до 5 лет»: «Если вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и играми, о развитии своего мышления он позаботиться сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента, т.е. себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной лаборатории независимость».

В нашем Центре имеется разнообразное оборудование, представлены различные материалы для исследования. Также имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования:

  • специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, колбы, мензурки, стеклянные палочки, бутылочки и т. д.);

  • бросовый и природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, сено, шишки, бусины, перья и т. д.);

  • утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки, салфетки, шапочки, перчатки и т. д.),

  • инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик, макеты зубов и сердца, телескоп и т.д.);

  • изготовлены дидактические материалы.

А также мною подобраны картотеки опытов и экспериментов, познавательные рассказы, загадки, различные иллюстрации, познавательная литература, энциклопедии, лэпбуки и многое другое. Большую помощь в приобретении материалов для занятий оказали родители воспитанников.

При оборудовании уголка экспериментирования были учтены следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;

  • достаточность;

  • доступность расположения;

  • список литературы.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Исследовательскую деятельность в своей группе организовала в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:

доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),

структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),

непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

  • Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования. (Например: в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной?)

  • Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности я также использовала следующие методы и приемы при проведении экспериментов:

Метод экспериментирования является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактике и понимается как особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Метод наблюдения относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.

Из практических методов обучения я использовала игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности, а также элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т.д.

Из словесных методов обучения я использовала в своей работе следующие:

  • рассказ воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

  • рассказы детей – метод, который направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Занимательные игры-опыты и игры-эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.

Для уточнения, коррекции знаний детей, их обобщения и систематизации использовала такой метод, как беседа.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и речевое развитие. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. В подготовительной группе особое внимание я уделяю обучению детей измерению и сравнению, т.к. дети 6-7 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения.

Связь детского экспериментирования с художественным творчеством  тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время, чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастёт лук в земле, в глине или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами.

Для последовательного, поэтапного развития у детей познавательно-исследовательских способностей я составила план работы по этому направлению деятельности.

Так как интерес к познавательно-исследовательской деятельности возникает с раннего возраста, работать с детьми по данной теме начала со 2-й младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы. Младшие дошкольники легко осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.

В рамках реализации данного опыта работы мною были реализованы различные проекты по познавательно-исследовательской деятельности.

Во второй младшей группе реализовала проект по познавательно-исследовательской деятельности «Этот незнакомый мир». Целью данного проекта было развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей об окружающем мире.

  • Развивать понимание взаимосвязей в природе.

  • Развивать мышление, речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

  • Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.

В основе проекта лежит детское экспериментирование.

Результаты проекта показали: у детей развился познавательный интерес, наблюдательность. Они научились самостоятельно работать с материалами, который я предлагала, научились отвечать на вопросы, учились думать, как же получается тот или иной «фокус». У детей воспитались чувства товарищества, ведь они в ходе экспериментов помогали друг другу. Все это способствовало развитию мыслительных процессов.

Мой проект исследовательски-игровой, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты с водой, песком, камнями и т. д.

В средней группе реализовала проект «Огород на подоконнике». В данном проекте в процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.

Целью данного проекта является формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за ними.

Задачи проекта:

1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, огурцы, цветы);

3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).

7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

9. Развивать познавательные и творческие способности. 

10. Повысить компетентность родителей по теме проектной недели;

11. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

В ходе реализации проекта «Огород на подоконнике» предполагаемые результаты были достигнуты:

— Дети познакомились с культурными растениями.

— У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

— В результате практической и опытнической деятельности дети узнали о необходимых условиях роста и развития растений.

— Дети познакомились с многообразием посевного материала.

— Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

— В группе был создан огород на окне.

— Дети стали более уважительно относиться к труду и результатам труда.

— Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

В старшей группе реализовала проект «Королева вода». Целью данного проекта было уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах.

Задачи проекта: создавать условия для формирования у детей познавательного интереса; расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть); формировать представления о значении воды в жизни человека.

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни.

Результаты проекта показали: у детей расширились и углубились знания и представления о воде, дети научились определять различные состояния воды; у дошкольников появился интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность; также появилось бережное отношение к воде.

В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и  наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Поэтому, в данной возрастной группе я провела исследовательский проект «Секреты кока-колы». Проект рассчитан на детей подготовительной группы и носит межпредметный характер.

Целью проекта было развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, прививать детям навыки исследовательской деятельности.

Задачи проекта: дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с колой; учить детей обследовать предметы и экспериментировать с ними; развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Результаты проекта показали: у детей расширились знания и представления о кока-коле; дети увидели, что кола разрушает зубы и продукты, в ней много красителей; мы вместе с детьми доказали, что в коле есть такие вещества, которые разъедают налет от чая, что в коле очень много сахара, который вредит нашему организму; дошкольники сделали вывод о том, что кола небезопасна для здоровья; у детей появился интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Таким образом, освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. Работа по экспериментированию предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования. Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Родители привлекали детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывали ответственность за их жизнь и здоровье.

Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений мной были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю». Консультации для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Развивайте познавательные интересы детей», «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка», «Познавай и исследуй вместе с ребёнком», «Как активизировать познавательную деятельность детей». Проводились индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.

В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру. Существует много домашних игр-экспериментов:

Игры-эксперименты в ванной — это игры с водой и мыльными пузырями, «Тонет – не тонет» и т. п.

Игры-эксперименты в комнате: «Из чего сделано?», «Устройство пылесоса», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром, наэлектризованная одежда), «Почему завял цветок?», «Как вырастить зеленый лук?» и т. д.

Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Можно использовать любые подручные или бросовые материалы: губки, одноразовую посуду, соломинки, трубочки для коктейлей, пластиковые бутылки и др.

Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Организуя деятельность по экспериментированию, я разработала по данной теме план по самообразованию на учебный год по внедрению в практическую повседневную деятельность детей непосредственно опытов и экспериментов, а так же конспекты по НОД с элементами экспериментирования.

В рамках педагогического совета для воспитателей ДОУ реализовала открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности, включающий в себя познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников на тему «Путешествие с капелькой», «Изучение качеств и свойств песка и глины».

При обсуждении просмотренных форм работы с детьми педагоги отметили актуальность применения исследовательской деятельности, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

Являясь руководителем методического объединения в ДОУ, в соответствии с годовым планом методических объединений в ДОУ на 2019-2020 учебный год, провела плановое методическое объединение на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Результаты работы методического объединения показали, что важнейшим условием успешного развития исследовательской активности детей в экспериментировании являются компетентность воспитателя в данных вопросах, его стремление к постоянному самообразованию, совершенствованию организационно-проектировочных умений, увлеченность экспериментированием, стремление проявлять живой интерес к детской поисковой деятельности, создавать в группе атмосферу творчества, исследовательского поиска и радости открытий.

В рамках областных курсов по повышению квалификации в ОГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических работников» я поделилась своим педагогическим опытом с коллегами в поисково-исследовательской деятельности, с интегрированием традиционных и инновационных технологий.

Я предложила поучаствовать в мастер-классе из опыта работы на тему «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования». В теоретической части я рассказала о том, как использую опыты и эксперименты для развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников, рассказала о том, какие проекты были реализованы мной в рамках темы в разных возрастных группах.

После теоретической части предложила педагогам сюжетную сказочную экспериментальную деятельность, в которой слушатели курсов помогли Золушке выполнить задания злой мачехи. Дружно взявшись за дело, педагоги с азартом приняли участие в занимательном и даже волшебном экспериментировании, в котором, как и в любой сказке, происходили чудеса и превращения. Помогая Золушке, педагоги украсили дом разноцветным дождиком, сделали волшебную лампу, приготовили радужную воду, развесили по дому воздушные шарики, перебрали смешанную соль с черным перцем, приготовили цветное молоко и вулкан из цветной пены.

Процесс всех волшебных превращений я сопровождала научным объяснением. В завершении мастер-класса я поблагодарила участников за активность и пожелала использовать в работе с детьми занимательные эксперименты, так как с их помощью взрослые подарят детям массу положительных эмоций, научат наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли.

Анализ результативности

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К.А. Тимирязев

В результате проведенной работы родители: научились организовывать элементарные эксперименты; оборудовали мини-уголки для детского экспериментирования в домашних условиях; повысили уровень педагогических знаний.

У меня как у педагога-воспитателя сформировались основы педагогического мастерства:

  • умение анализировать научно-методическую литературу;

  • умение применять полученные знания на практике;

  • активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научились:

  • самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

  • предлагать возможные варианты решения;

  • исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.

Я считаю, что с поставленными задачами я справилась. У детей развился познавательный интерес, наблюдательность. Дети научились самостоятельно работать с материалами, который я предлагала, научились отвечать на вопросы, учились думать, как же получается тот или иной «фокус». У детей воспитываются чувства товарищества, ведь они в ходе экспериментов помогали друг другу. Все это способствует развитию мыслительных процессов.

Надеюсь, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Мудрый совет Ян Амос Коменского «Нужно учить так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие свидетельства о вещах» актуален и сегодня.

Таким образом, повышению уровня развития деятельности экспериментирования детей будет способствовать создание условий для самостоятельной деятельности, включающее в себя содержание, обеспечивающееся педагогом, когда материал из совместной организованной деятельности переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей; динамичной предметноразвивающей среды в центрах экспериментирования, материал в которых должен находиться в свободном доступе и меняться в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая максимальное поддержание интереса дошкольников к деятельности и психологический комфорт, невозможный без субъект-субъектных отношений, когда педагог выступает в роли партнера, а не «запрещающего знака».

Данный опыт работы может использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что эта работа предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

Практический материал поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.