Вторая младшая группа
Конструирование из бумаги в этом возрасте не выделяется как отдельный вид занятий. Оно строится на простейших приемах работы с бумагой и первичном ознакомлении детей с её свойствами (в работе используются такие приемы, как скомкать бумагу, разорвать, скатать комочек и др.)
Конструктивная деятельность детей этого возраста, как и ранее, тесно связана с игрой и основывается на непосредственном восприятии формы, строения, величины предметов. Методы и приемы работы несколько меняется, словесные инструкции становятся более краткими. Анализ детских построек лучше проводить в игровой форме.
На всех занятиях необходимо побуждать детей рассказывать, как они будут строить, помогая при необходимости вопросами и советами.
Средняя группа
Со второй половины года детей начинают обучать конструированию из бумаги (на занятиях).
Конструирование по-прежнему тесно связано с игрой. Только связь эта несколько меняется. Если в младшей группе определяющим был сюжет творческой игры и в его рамках решались конструктивные задачи, то теперь конструктивная задача выступает на первый план, а игра развертывается по мере завершения постройки.
На первом занятии знакомят со свойствами бумаги, учат складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба. На следующем занятии воспитателю можно предложить детям сделать пригласительный билет для мамы и папы на родительское собрание. Ребята рассматривают образец, педагог показывает приемы работы, советует, подбадривает детей. Дети по-своему украшают билет аппликацией, свободно располагая декоративные украшения. В конце занятия все билеты кладутся на перед детьми и анализируются.
Тематика занятий по конструированию с детьми может быть разнообразной важно, чтобы конструкции по сложности изготовления предлагались детям от простого к сложному.
Детей учат делать альбомы, будку для собаки, простой домик. Вагончик, складывать лист пополам, наклеивать на основную часть несколько деталей.
Перед началом занятия с детьми проводится беседа о процессе и замысле изготовления поделки. Знания и умения детей, приобретенные на занятиях, закрепляются и развиваются в повседневной жизни и в игровой деятельности. В распоряжении детей средней группы должно быть больше, чем раньше, мелких и крупных, плоских и объемных игрушек для обыгрывания построек.
Задачи:
Развивать понимание свойств бумаги. Постепенно вводятся новые виды: фольга, бархатная, ватман. В работе дети используют дополнительные материалы и инструменты: фломастеры, карандаши, краски, кисти
Учить скручивать бумагу в жгуты, приклеивать к бумаге, дорисовывать детали, соединять в единый образ отдельные части (стебель из жгутика и цветок из комочка).
-
Осваивать техники оригами:
— складывание листа бумаги пополам (вдоль, поперёк) и по диагонали с совмещением сторон и углов (базовые формы треугольника и прямоугольника);
— отгибание у квадрата двух углов (форма полуовала).
Скручивание полосок в кольца.
Познакомить с приёмом киригами (заключительное занятие): складывание квадрата по прямой, вырезание силуэта предмета, дальнейшая доработка образа, включающая рисование или приклеивание дополнительных деталей.
Дети среднего дошкольного возраста должны уметь:
Складывать квадрат пополам и по диагональной линии, совмещая стороны и углы.
Конструировать на основе базовых форм оригами различные поделки.
Подбирать бумагу по фактуре и цвету в соответствии с заданием, использовать дополнительные инструменты и оборудование.
Разрезать бумагу по намеченным линиям.
Придавать поделке законченный образ, использовать в игровых ситуациях.
В старшем дошкольном возрасте воспитанники уже владеют основными способами создания изделий из бумаги. Они должны познакомиться с объемными фигурами (шаром, кубом, конусом, цилиндром, пирамидой, кирпичом) и научиться размещать их в пространстве, делая прочные конструкции. В это время закрепляются уже освоенные умения заменять детали на другие, соединять их, используя разные техники работы с бумагой разной плотности. Воспитатели организуют коллективную деятельность по созданию 1 предмета. Чем старше дети, тем больше в их работе должно быть творчества. Если с младшими воспитанниками можно ограничиться созданием поделок по образцу, в средней – учить работе с чертежами и схемами, то в старшей группе дошкольники могут сами придумать изделие по заданной теме.
Задачи:
Продолжить знакомство с техникой оригами, освоить новые приёмы:
— отгибание боковых сторон прямоугольника к центру (домик, кроватка, стол);
— отгибание нижних углов треугольника к исходящим из него сторонам и противоположным (мордочки животных, цветы, чашка, шапочка).
Освоить простейший приём создания объёмной скульптуры: операцию скручивания квадрата в цилиндр, приклеивания и прорисовки деталей (бабочка, дерево, фигурки животных).
Познакомить с технологическими картами и схемами поэтапного выполнения работ (треугольник, книжечка, двойной треугольник).
Старшие дошкольники должны уметь:
Работать со схемами.
Складывать базовые элементы оригами (треугольник, книжка) и трансформировать их в образ.
Создавать на основе цилиндра объёмные скульптуры.
Самостоятельно подбирать бумагу по фактуре, плотности, цвету.
Создавать коллективные композиции.
Приёмы создания объёмной скульптуры и плоских фигурок, которые осваивают воспитанники подготовительной группы:
сворачивание формы конуса из круга (приземистый) или полукруга (стройный);
трансформация квадрата в куб или кирпичик способом складывания и надрезания;
плетение из бумажных полосок и ленточек;
Одним из главных приемов приобщения детей к конструктивной деятельности на данном этапе остается совместное со взрослым конструирование, в процессе которого решаются разнообразные воспитательные и образовательные задачи.
Приёмы обучения конструированию из бумаги
1. Наблюдение объекта. Цель этого приёма – сделать практическую деятельность детей более осмысленной и осознанной. В процессе исследования предмета дети анализируют взаимосвязь его формы, размера, декора с назначением в реальной жизни. Например, уловив общие закономерности, дети могут самостоятельно прийти к обобщающему выводу о том, что железнодорожный мост через судоходную реку должен быть высоким и широким, а пешеходный мостик через небольшую речушку – узким и низким. Объекты для разных возрастных групп отличаются уровнем сложности. Так, воспитанникам старшей группы можно предложить порассуждать на тему гармоничности архитектурных форм сооружений, представить себя в роли архитектора, который создаёт проект, определяет место будущего строительства, продумывает украшения и детали.
2. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки.
3. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.
4. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке – как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании – как склеивать стороны закрытого куба или бруска.
5. Показ и анализ образца. Цель – сформировать у детей алгоритм обследования предметов. Как правило, используется для изучения новых приёмов и способов конструирования. Этапы обследования:
Выделение общей характеристики объекта (грузовая машина большая, а легковая маленькая).
Пространственный анализ размещения частей (слева, справа, снизу, сверху).
Уточнение более мелких частей (окна, фары, детали кабины и т.д.).
Итоговые выводы по поводу общей характеристики (вот такую машину вы будете конструировать).
6. Распознание геометрической формы основных частей предмета (кузов напоминает прямоугольник, а кабина – квадрат, колёса круглые).
7. Объяснение и обсуждение способов и этапов создания поделки.
Цель – дать наглядное понимание последовательности изготовления поделки в процессе наблюдения за действиями воспитателя. У малышей важно сформировать простейшие базовые приёмы конструирования на основе подражания действиям воспитателя. Старшим дошкольникам можно ставить задачи более сложные, требующие от ребёнка принятия самостоятельного конструктивного решения. Важно учить создавать замысел изделия, подбирать оптимальные способы его реализации и планировать свою работу. Метод конструирования по условию, когда детям ставится задача, но предоставляется свобода в определении способов конструирования, является наиболее эффективным приёмом для развития инициативности и самостоятельности. Воспитанникам младшей и средней групп можно предложить задание, предполагающее усложнение знакомых операций, например, приклеить детали мордочки к базовой форме треугольника в оригами.
8. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
Помимо самого конструирования, в работе по изготовлению поделки могут быть использованы приёмы из других техник изобразительного искусства:
Рисование: для достижения завершённого образа (дорисовывание частей лица или мордочки, конечностей, окошек и дверей у домика и т. д.).
Раскрашивание: особенно актуально при работе с картонными коробками и втулками, белыми одноразовыми тарелками и стаканчиками. Нераскрашенная работа имеет незавершённый вид.
Лепка: используется для создания объёмных элементов (шарики на ёлке, глаза, пуговицы на одежде, ручки на дверцах) и фигурок для создания композиции с изготовленным предметом (водитель машинки, зайчик в домике, птицы в кормушке).
Аппликация: чаще всего используется прямая или обрывная аппликация для создания композиции (трава у домика, оперение птицы, снег в лесу и т. д.). Возможна обратная взаимосвязь, когда из сконструированных бумажных поделок создаётся коллективная аппликация.
Пластилинография (техника заполнения пластилином контура на бумажной основе): может быть применена для создания фона для конструирования на плоскости или отдельных элементов на готовой поделке (цветы на вазе, окна на стене и проч.).
Например, можно следующим образом осуществить обучение детей подготовительной группы новой технике конструирования из конуса.
Обучение конструированию из конуса (как и все другие техники) проходит в три этапа.
На первом этапе обучения дети знакомятся и осваивают новую технику бумажной скульптуры – закручивание круга в конус.
В начале для знакомства используют игровую ситуацию загадочного превращения плоской фигуры в объемную – «Как круг превратился в низкий конус».
Образовательная ситуация: «Был летний день. Братья-круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, интересная фигура – конус. Подкатился он к кругам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!» Удивились круги и спрашивают: «Какие же мы с тобой братья?» Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял, да и превратился в конус». – «Как же тебе это удалось?» – спросили круги. – «Очень просто», – отвечал маленький красный конус и запел свою песенку:
Есть у бумажного кружочка
Как раз посередине точка.
Надрез к ней сделай, мой дружок,
И в конус скручивай кружок.
(Показывает этот процесс.)
И спросили тогда круги: «Зачем же ты превратился в конус?» А маленький конус им отвечал: «Я сделал это потому, что из конуса можно получить много разных интересных игрушек» (показ разных игрушек).
Затем предлагают детям выполнить способ закручивания круга в конус, определить, какие поделки можно сконструировать из полученных низких конусов, и сделать одну из них. По окончании конструирования дети анализируют готовые игрушки, выделяя в них общее и различное; по желанию рассказывают про них маленькие истории, объединяют их в единую композицию.
Анализ, оценка и самооценка. Моменты, которые стоит обсудить:
Обратить внимание на способы конструирования, насколько они были удачны, какие новые приёмы были освоены.
-
Проанализировать изделие с точки зрения его эстетического уровня и соответствия поставленным в начале занятия задачам.
Успехи и недостатки в работе, причины ошибок и способы их исправления.
При оценке результатов коллективного труда стоит отметить:
все ли дети придерживались заранее оговорённого плана совместной деятельности;
насколько добросовестно каждый выполнил свою часть работы;
проявлялось ли стремление помочь своим товарищам;
примеры инициативности и самостоятельности в принятии оригинальных творческих решений.
Индивидуализировать работу с детьми можно в двух направлениях:
ребятам, проявляющим способности к конструированию, посещающим кружковые занятия, можно давать более сложные задания;
детям, которым тяжело освоить программные требования в силу разных причин (у ребёнка индивидуальные особенности восприятия и работоспособности, много пропущенных занятий), целесообразнее давать задания в упрощённом варианте, который ему по силам реализовать. Такой подход поможет сохранить интерес у ребёнка к конструированию и избежать психологического травмирования.
Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами. Психолог А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы. Для того, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду чрезвычайно важно, чтобы от стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребенка обязательно должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Именно этим требованиям отвечает ручной труд. Формирование у ребенка определенной позиции «Я сделал это сам» важно дня его развития. Получение результата становится для ребенка, критерием по которому он может судить о себе, своих возможностях. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Детское конструирование из бумаги очень важная деталь в гармоничном развитии ребенка.