Рекомендации по оздоровлению детей «Весёлые минутки или минутки здоровья»


Автор: Наталья Николаевна Иванова
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 24» г. Биробиджана
Должность: инструктор по физической культуре


а последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает, причем первое место среди заболеваний занимают острые респираторные инфекции.

Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы.

Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки: утренняя гимнастика, двигательная деятельность, подвижные игры.

Не следует забывать и о профилактических формах оздоровления детей – «минутках здоровья». К ним можно отнести пальчиковую и звуковую гимнастику, игровой самомассаж и дыхательные упражнения.

Для профилактических форм оздоровления детей можно использовать любую свободную минуту во благо ребёнка.

Содержимое

Игровой массаж и самомассаж

Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? «Погладь мне спинку!»- это произносит каждый ребёнок. Всё дело в том, что массируя определённые точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, лёгким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.

МАССАЖ — это ритмичное раздражение кожи с определенной силой и в определенной последовательности. Массаж действует непосредственно на кожу и те органы, которые находятся ближе к коже.

Слово массаж происходит от арабского слова масс — касаться.

Приёмы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. Взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, а ребёнка может научить грамотный и опытный педагог.

Цель – научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела.

Проводя массаж определённой части тела, используют поглаживание, разминание, растирание, лёгкие постукивания. Упражнения проходят эффективнее, если ребёнок «разговаривает» со своим телом, делая ему комплименты: «Мои любимые ручки», «Какой чудесный носик», «Сейчас я разомну свои ножки» и т.д.

Обучение простейшим массажным приёмам происходит в игре. На занятиях массаж проводится под музыку – слова ритмодекламируются, или музыка звучит просто фоном. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было ещё интереснее, можно предложить им стать героями сказок, песен.

Малыш реагирует на тембр голоса, звуки, шумы, мелодию, ритм, силу прикосновения, направление движения, характер прикосновения и структуру материала. Например:

«Кто пасется на лугу»

Дети выполняют массаж спины
Далеко, далеко,  Встать друг за другом паровозиком, положить руки на
плечи впередистоящего ребенка и похлопать по плечам.
На лугу пасутся  Загнуть большой палец на правой руке и рисовать
четырьмя остальными пальцами змейку вдоль

позвоночника впередистоящего.
Ко  Покачать плечами вперед-назад.
-Козы?  Наклонить голову вперед
Нет, не козы!  Покачать головой вправо-влево.
Далеко, далеко   Повернуться на 180 и повторить движения 1 куплета
На лугу пасутся
Ко…Кони? Нет, не кони!
Далеко, далеко  Опять повернуться на 180 и повторить те же движения
На лугу пасутся
Ко…Коровы?  Повернуться на 90, покачать головой, руки на поясе
Правильно, коровы!
Пейте, дети, молоко,  Постепенно присесть.
На последний слог быстро встать
Будете здоровы!  и поднять руки вверх.

«Снеговички»

Дети выполняют массаж ног
Папа Снеговик идет,  Сидя, поглаживать ноги сверху донизу
Следом за папой Снежная мама идет,  Разминать ноги
За мамой следом детишки идут,  Похлопывать ладошками
Вслед за ними малышки бредут,  Поколачивать кулачками
Шапочки с полосками беленькими.  Постукивать пальцами
На солнышко варежки похожи,  Поднять руки вверх и скрестить кисти,
Встречают дружно новый день. широко раздвинув пальцы
А если будет жарко им,   Поглаживать ноги ладонями и спрятать
То спрячутся все вместе в снег.  Руки за спину.

Самомассаж с использованием сухого бассейна

В ведро насыпали горох и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.

Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальчиками, «рисовать» спиральки от висков к затылку, взъерошивать или приглаживать волосы.

Такие упражнения улучшают кровообращение, снимают головную боль, успокаивают или, наоборот, активизируют ребенка.

Самомассаж профессора Ауглина «Озорные мишки»

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10.
Оттяну вперёд я ушки, а потом назад.
Словно плюшевые мишки детки в ряд сидят.
Раз, два, три — скажу, четыре, пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.
Оттяну вперёд я ушки, а потом назад.
Словно плюшевые мишки детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.

А теперь по кругу щёчки дружно разотрём:
Так забывчивым мишуткам память разовьём.
Раз, два, три — скажу, четыре, пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для щёчек нужно делать всем.
Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30. Делать по 1разу.

На подбородке круг черчу: Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить, звуки все произносить.
Раз, два, три — скажу, четыре, пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой нужно делать всем.
Чтобы думали получше озорные мишки,
Мы погладим лобики плюшевым плутишкам.
Раз, два, три — скажу, четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.

Мы подушечками пальцев в точки попадём:
Так курносому мишутке носик разомнём.
Раз, два, три — скажу, четыре, пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для носа нужно делать всем.
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!
И налево двинь щекой…
Мишка, мишка, рот открой!
И направо двинь щекой…

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.
Ох, устали наши мишки,
Тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа будет для ребят!

Дыхательная гимнастика

способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в лёгких. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища. Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями.

Каждое упражнение выполняется 5-6 раз.

Рекомендации по проведению

Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда.

Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Правила выполнения

  • Вдох должен быть шумным, резким и коротким, как хлопок в ладоши.
  • Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно.
  • Вдох делается одновременно с движениями.
  • Все вдохи и движения делаются в ритме и темпе строевого шага.
  • Упражнения можно делать стоя, сидя, лежа.

Комплекс дыхательной гимнастики

1. Упражнение «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю».

Работают только кисти рук. Во время вдоха — ладошки сжать в кулаки. Сделать 4 шумных коротких вдоха (серию). Выдох — произвольно (носом, ртом). Всего нужно сделать 24 серии с перерывами 3-5 секунд.

2. Упражнение «Погончики»

Исходное положение: встать прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать к животу на уровне пояса.

На вдохе кулаки резко разжать. Сделать по 8 громких коротких вдохов (серия). Рекомендуется выполнить 12 серий с небольшими перерывами.

3. Упражнение «Насос»

Пружинистые наклоны вперёд с палочкой в руках. Вдох — во второй части наклона. После окончания наклона вдох закончить.

Вдохи выполнять одновременно с наклонами, ритмично.

На выдохе — выпрямиться.

1 серия — 8 вдохов.

Всего выполнить 12 серий.

4. Упражнение «Кошка»

Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы ступни ног не отрывались от пола.

5. Упражнение «Обхвати плечи»

Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч кистями друг к другу.

В момент активного шумного вдоха носом выбросить руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Необходимо, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест.

6. Упражнение «Перекаты»

Исходное положение: встать таким образом, чтобы правая нога была впереди, а левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела распределить на обе ноги. Перенести тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу, левая при этом согнута в колене и отставлена назад на носок для равновесия (на нее не опираться).

Выполнить легкое танцевальное приседание на правой ноге – шумный короткий вдох. Затем правое колено выпрямить и перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу.

7. Упражнение «Передний шаг» (рок-н-ролл)

Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены вдоль тела.

Поднять вверх на уровень живота согнутую в колене правую ногу, на левой ноге в этот момент сделать легкое танцевальное приседание – короткий шумный вдох носом.

Пальчиковая гимнастика

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций. Например:

Гномики

Жили-были гномики (Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике. (Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил, (Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил, (Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила, (Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила, (Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала, (Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала, (Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе).

Звуковая гимнастика

повышает обменные процессы в клетках за счет звуковой вибрации.

Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает отхождение мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Например:

Вертолёт

И.п.: сидя на стуле, ноги вместе, руки на коленях. Отводим правую руку назад и произносим звук З-Р-У-Х.

Когда мы произносим звук З, мы усиливаем вибрацию на уровне шеи.

И заканчиваем обязательно очистительным выдохом Ф-ф-ф.

Будьте здоровы и не забывайте уделять минутку здоровья во благо наших детей!