Я рекомендую родителям как можно раньше задуматься над тем, как лучше развивать интеллектуальные способности ребёнка и правильно подготовить его к обучению в школе, проектирую всю свою педагогическую деятельность в соответствии с этими рекомендациями.
Часто родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем не будет с учебой. Но иногда случается так, что читающий, считающий и пишущий малыш, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. Что же ПРОИСХОДИТ? Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления. У него недостаточно развиты внимание и память, зрительное и слуховое восприятие.
Чтобы сплавиться с подобными трудностями, я рекомендую им приобрести книги, последние новинки развивающей литературы.
Считаю, что родителям будет интересно и полезно узнать, что развитие мышления ребенка – дошкольника походит несколько этапов. На своей практике, в работе с детьми, я убедилась, что сначала формируется наглядно-образного мышления», т. е малыш начинает мыслить при помощи образов. К концу старшего дошкольного возраста; начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логика рассуждений. Дети с моей помощью учатся самостоятельно расстилать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить общее, устанавливать простые закономерности. Важную роль здесь играет наша игра в шахматы с детьми. Я убеждена, что умственное развитие ребенка – это не только получение определенной суммы знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. А для этого необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие ребенка и взрослого и в детском саду и дома. Дошкольный возраст – период, когда основная деятельность малыша – игра. В игре проще осваиваются знания, умения, навыки. При помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, поэтому все задания в моей группе носят игровой, занимательные характер. И немаловажную роль в этом мы отводим обучению детей и взрослых игре в шахматы.
Я постоянно учитываю, что в дошкольном возрасте интенсивно развивается речь, обогащается активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи. Поэтому для меня важно, чтобы малыш, выполняя задание, УЧИЛСЯ рассуждать, объясняя, почему он делает именно так.
Своим будущим первоклассникам, я развиваю мелкую моторику и координацию ДВИЖЕНИЙ руки, в этом малышам помогают графические упражнения.
Все задания предполагают тесное сотрудничество взрослого и малыша. «В любом случае избегаю назидательности. Занятия с детьми проходят эмоционально, не дожидаясь полного угасания интереса маленького ученика. Рекомендую родителям чтобы они учитывали при домашних занятиях, если даже облегченные варианты задания, рекомендую предлагать самое простое упражнение, чтобы ребенок не потерял уверенности в своих силах.
Я вижу, что, выполняя с малышом интересные задания, родители лучше узнают своего ребенка, помогают ему развивать свои интеллектуальные и коммуникативные способности.
«Увлекательно проводите время, общаясь со своими любознательными непоседами» – рекомендую я родителям своих детей.
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка. Формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому способствуют обучение игре в шахматы.
Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека.
Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. И достоверно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специального организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям более старшего возраста.
К школе произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать и слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи…
Итак, ребенок должен, должен, должен… Но система воспитания и обучения, культивируемая в детском саду, не в полной мере справляется с поставленными задачами.
И здесь, словно волшебная палочка, на помощь приходят шахматы, как бы специально созданные для подготовки детей к школе.
В игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.
Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.
Л. Выготский указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой.
Занятия шахматами укрепляет память, развивают воображение, у детей вырабатываются организованность, целеустремленность, объективность.
Увлекаясь этой игрой, ребенок становится усидчивее, выдержанней, самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения детей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы – одна семья».
Необходимо сочетать шахматы с подвижными играми на свежем воздухе, чтением художественной литературы, туристическими походами и посещением музеев. Мы с ребятами бегаем в теплое время года, зимой ходим на лыжах.
Шахматная игра дарит ребенку – дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, целеустремленность, умение рассчитывать время, дисциплинированность, объективность, усидчивость и т.д.
Шахматная игра – это разновидность настольно-печатных игр. Ребята довольно легко и быстро овладевают секретами этой увлекательной игры.
Экспериментальные исследования ученых совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять важное место в педагогическом процессе детского сада, ибо учит дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность.
Но шахматы – трудный вид спорта, требующий больших усилий ума и воли, а также больших затрат времени.