Семья – хранитель духовных ценностей: конспект занятия по внеурочной деятельности в 5 классе (курс ОДНКНР)


Автор: Чупрова Анна Валерьевна
Место работы: МБОУ «Центр образования имени В. И. Пеллера»
Должность: учитель ИЗО, ОДНРК


Цель познакомить учащихся с традицией празднования русского праздника Пасха.

Задачи:

1. Образовательная дать представление об традициях празднования семейных праздниках

2. Развивающая развивать исследовательские и творческие навыки в работе с текстом и подручным материалом.

3. Воспитательные осознание себя как часть общего целого семьи, общества, народа, уважительного отношения друг к другу, культуре и традициям своего народа.

Планируемые результаты:

Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.

Метапредметные УУД:

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий, творческий подход к выполнению задания.

Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.

Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.

Оборудование: конспект, презентация, выставка проекта «Народы России», шаблоны, материал, нитки, иглы, клей, ножницы, украшения.

Ход урока

1. Представление проекта «Народы России» (презентация фото с проекта)

В рамках внеурочной деятельности мы работали над интересным проектом «Народы России». Результатом проекта стала защита ваших творческих работ. Как строился этот проект и какую работу вы над ним проделали, более подробно расскажет Гореликов Максим.

— При изучении темы «Россия многосигнальная страна» мы узнали, что на территории нашей страны проживает большое количество национальностей, нас заинтересовали народы не только близкие нам по соседству, о которых мы знаем, но и малые народы, о которых мы слышали впервые, такие как ульчи, ненцы, манси и др.

При подготовке данного проекта мы много узнали о традициях, обычаях, праздниках разных народов, познакомились с их национальной одеждой, кухней, традиционным жилищем и представили их в виде творческих работ, которые вы видите на выставке. В конце проекта мы сделали для себя вывод: если будем знать и уважать культуру и традиции людей разных национальностей, то будем толерантны, дружны и помогать друг другу.

— Спасибо, Максим!

— Ребята действительно работали над проектом дружно, сплочённо, как одна семья.

2. Мотивация к учебной деятельности

Перед тем как узнать тему нашего урока, давайте послушаем притчу… (притча о семейных ценностях)

— Какой главный смысл заложен в притче? –Какие ключевые слова вы услышали? Давайте их запишем.

— Молодцы. Семья это сплоченный коллектив, который никогда не оставит близкого человека в беде!

— Тема нашего урока «Семья основа духовных ценностей».

— Исходя из темы урока, какие задачи вы поставите перед собой?

— узнать, какие традиции есть в разных семьях,

— какие праздники традиционно отмечаются,

— как отмечали праздники наши предки.

Сегодня на наш урок мы пригласили отдельных членов семей, это наши прекрасные мамы.

— Давайте я вам представлю их (Гореликова Светлана Леонидовна Пидпалько Ольга Ивановна, Пименова Лилия Юрьевна).

— Поделитесь, пожалуйста, с нами, какие традиции есть в ваших семьях?

— Семья конечно же начинается с традиций! Девиз нашего урока.

— Все мы любим праздники. Каждый праздник отличается от других традициями, обрядами, развлечениями. Новые и старые, забытые многовековые традиции. Каждая семья их передает из поколения в поколение.

Вы, наверное, уже слышали о том, какой большой христианский праздник приближается, он празднуется христианами целых 7 дней. Какой это праздник? (Пасха)

Звучит колокольный перезвон, на экране изображения церквей.

— Ребята, а что вы знаете об этом празднике?

— Молодцы, вы так много знаете об этом празднике. Откуда же пришел к нам этот праздник?

3. Исторический очерк (Казанова Лера)

Пасха – светлый и радостный праздник в году. В этот день, как никогда, тянет к корням, местам, где родился. К дому, к родителям. Пасха, день Воскресения Христа – самый главный праздник Православной Церкви. На Пасху принято собираться всем вместе, семьями, целыми многочисленными родами, состоящими из представителей многих поколений. Принято обмениваться куличами, крашеными яйцами, и радостными улыбками. Сейчас мы поделимся тем, как в наших семьях готовились и отмечали Пасху, когда наши бабушки и дедушки, папы и мамы были еще детьми.

Христианский праздник Пасхи имеет длинную и сложную историю.

За неделю до пасхи православные начинают подготовку.

— Понедельник. Дом очищают от старых, громоздких вещей. Начинается большая уборка.

— Вторник. Закупаются продукты для Пасхи. Делаются лечебные настои. День стирки.

— Среда. Желательно вымыть полы, «выбить» ковры.

— Четверг. Последний день, когда можно до Пасхи мести полы.

— Пятница. Кулинария в этот день спорится.

— Суббота. Последняя (тихая) приборка. Окраска яиц.

На праздничном столе обязательно должны быть кулич, творожная пасха и крашеные яйца. Стол традиционно украшается, накрывается самой лучшей скатертью, нарядно сервируется.

В Пасхальную неделю повсюду звучала музыка. Играли на разных русских народных инструментах. Со Святой пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Самым желанным подарком ребенку было, конечно, яйцо. Яйцо символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. 

Есть такой обычай обмениваться крашеными яйцами на Пасху. Чаще всего яйца окрашивают в красный цвет цвет крови Христа. Иногда яйца на Пасху не просто красят, а расписывают, разрисовывают. Такие яйца называются писанками.

— Спасибо, мы узнали много интересного из ваших выступлений. А ведь отмечать мы его в этом году будем 8 апреля.

— Кто этот удивительный зверь и почему в лаках у него яйцо?

Правильно, пасхальный кролик. Согласно древним легендам, кролик собирает и прячет шоколадные яйца разного цвета в своем убежище, в воскресное утро дети просыпаются и идут искать норку кролика. Но они достаются не всем, а только тем детям, кто в течении года себя хорошо вел и учился.

Он считается символом и героем в западных странах, но и в нашей стране, тоже все знают про пасхального кролика и на этот праздник готовят поделки этого нежного зверька своими руками.

Сегодня на уроке я расскажу и покажу, как его сделать своими руками надеюсь, он будет не только сувениром на пасху, но еще и хорошим подарком для друзей, одноклассников, близких.

4. Мастер-класс по изготовлению пасхального кролика.

Нам потребуется:

  • Фетр три цвета (белый, бежевый и жёлтый);

  • Нитки под цвет фетра;

  • Карандаш;

1. Сначала надо обвести по шаблону кролика, вырезать детали.

2. Вырезать из фетра 4 детали, соединяя их так, чтобы они попарно соответствовали цветовой гамме, и наметать, сделать стежки.

5. Итог урока:

Что вы нового, полезного узнали на уроке?

— Какие главные выводы вынесли с урока?

— Вам понравился урок?

После окончания мастер-класса оформляется пасхальное панно. Все присутствующие встают для общей фотографии.