Актуальность выбранной темы:
Российская семья последнего десятилетия, как и всё общество в целом, испытала переход в новое качество жизни, неожиданно оказавшись в совершенно иных социально-экономических условиях. Обострившиеся социальные проблемы общества неотвратимо оказывают негативное влияние на семью.
В сложных условиях ожесточения жизни семья становится для человека психологическим убежищем от столкновений с внешним миром, местом восстановления его духовных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях. Однако все перечисленное обеспечивается лишь в благополучных, внутренне сплочённых семьях. К сожалению, таких семей становится всё меньше.
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее актуальных. Её значимость определяется тем, что семья — один из основных социальных институтов общества и этот институт в настоящее время переживает кризис: и в росте числа разводов, и в увеличении количества добрачных и внебрачных детей, и во взаимном отчуждении членов семьи, и в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей, и в увеличении числа неполных семей.
Поэтому одно из направлений деятельности в нашей воспитательной работе – это формирование у обучающихся нравственных представлений о семье, где отношения основаны на любви и уважении друг к другу, гордости за свою семью.
Цель:
Воспитание уважительного отношения к институту семьи как одному из вариантов ответственного жизненного выбора.
Задачи:
- Формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания и культуры интимно-личностного взаимодействия.
- Развитие стремления к самопознанию и познанию основ полоролевого взаимодействия.
Место проведения: общежитие.
Оформление и оборудование: ноутбук, экран, презентация, 4 бланка, карандаши, 2 листа для рисования, 2 листа для описания, круги красного и зелёного цвета.
Участники мероприятия: студенты, проживающие в общежитии лицея. (слайд 3)
Эпиграф
Семья — это форма человеческого
духовного единения. И только через нее
человек способен подняться к другим
нормам духовного единения – Родине
и государству.
Русский философ И.А. Ильин
Ход занятия:
Воспитатель: Дорогие ребята! Не за горами время, когда вы вступите в самостоятельную жизнь и перед вами встанут совсем не детские проблемы, связанные с созданием семьи, рождением и воспитанием своих детей. Вы уже многое знаете о браке и семье, о любви и влюблённости, об отношениях, складывающих между мужчиной и женщиной. Сегодня наш разговор пойдёт о семье в жизни человека. (слайд 4)
— Что же такое семья?
Понятие семьи из словаря Ожегова.
Семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта. Основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. (слайд 5)
Теперь ответьте на вопрос: Что главное в семье?
- штамп в паспорте
- совместное проживание
- любовь, доверие, понимание
— Мы видим, что большинство ответили: любовь, доверие, понимание (вывожу на экране слово «любовь») (слайд 6)
— А из каких еще понятий складывается семья?
СЕМЬЯ |
ГАРМОНИЯ |
ПОДДЕРЖКА |
ВЗАИМОПОМОЩЬ |
ДОВЕРИЕ |
ПОНИМАНИЕ |
ЛЮБОВЬ |
Подведем итог: — Мы разобрались с понятием семья и пришли к единому мнению, Для жизни семьи важны: гармония, поддержка, взаимопомощь, доверие, понимание, любовь.
Семья — это союз двух человек, мужчины и женщины, которые в процессе совместного жития готовы разделять как радости, так и горести.)
— Давайте уделим внимание молодой семье. (слайд 7)
1. Упражнение «Портрет молодой семьи глазами мужской и женской ее половинок».
— Для начала нам необходимо разделиться на две команды по половому признаку. Каждая команда в течение семи минут должна нарисовать портрет молодой семьи, у вас для этого есть карандаши, листы бумаги.
Затем участники представляют свои работы. Сравнение образов молодой семьи, представленных девушками и юношами (словесное описание). (слайд 8)
2. Упражнение «Права и обязанности».
— Как вы относитесь к смысловой стороне поговорки: «Мужчина — голова семьи, а жена — шея»? (Высказывания ребят.)
Предлагаю обучающимся рассчитаться на 1, 2-й. Первые номера — это одна группа, а вторые номера — вторая.
1-я группа — опишите, что должен делать мужчина в семье.
2-я группа — опишите, что должна делать женщина в семье.
Общее задание — составьте перечень прав, которые имеют оба супруга.
Время на выполнение заданий до 10 минут, помогаю группам сформулировать ответы, задаю наводящие вопросы.
Обсуждение обязанностей, нахождение общих и затем переход к обсуждению представленных прав.
Ведущий напоминает о том, что у каждого есть право на свое мнение, уважение, на отдых, на хобби. (слайд 9)
Воспитатель: Значимость понятия «семья» очень велика. Есть в семье родители, есть дети, есть одна крыша над головой, одна фамилия, документы о родстве. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, — это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. (слайд 10)
3. Давайте решим несколько жизненных задач:
- Вы просите сходить ребенка по делам, а он отказывается. Каковы ваши действия?
- Вы застаете сына курящим. Каковы ваши действия?
- Дочь требует дорогие туфли, а денег нет. Каковы ваши действия?
- Ребенку надо вымыть посуду, а он смотрит телевизор. Каковы ваши действия?
(слайд 11)
Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
Главный закон в семье – забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребёнок в семье твёрдо должен знать этот закон, тогда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.
Воспитатель: Каждая семья имеет свой доход, который необходимо рационально распределить. Предлагаю вам это сделать с помощью игры. (слайд 12)
4. Деловая игра «Распределение семейного бюджета».
Суть семейной экономики – это умение семьи распределять доходы по основным расходным статьям бюджета, сведение баланса доходной и расходной части семейного бюджета. Она базируется на трёх основных законах:
1-й закон гласит, что семейный бюджет создаётся всеми членами семьи и всеми же планируется и расходуется. Здесь нельзя делить функции так: ты зарабатываешь, я трачу. Делать покупки без согласования друг с другом можно только на обязательные приобретения.
2-й закон: доходы и расходы должны быть сбалансированы и по возможности содержать элементы экономии.
3-й закон: планирование, учёт, контроль и организация как взаимосвязанные составные части семейного бюджета. Планирование должно включать в себя расходы по четырём основным направлениям:
- питание;
- одежда и обувь;
- хозтовары;
— обеспечение досуга и отдыха.
Для учёта рекомендуется иметь тетрадь расходов с графами:
- дата покупок:
- вид расхода;
- количество товаров;
- сумма расходов;
- остаток средств.
Сегодня, мы с вами объединимся в семьи и вы самостоятельно распределите игровые роли:
1. Муж.
2. Жена.
3.Сын.
4. Дочь.
5.Свёкор – отец мужа.
6. Свекровь – мать мужа.
7. Тесть – отец жены.
8. Тёща – мать жены.
При неполной семье желательно распределить сначала первые роли. Роли распределены, сейчас, вы составите характеристику семьи: игровое имя и возраст каждого члена семьи, предполагаемое место работы (профессия, квалификация) или учёбы, наличие пенсии, Предполагаемый размер заработной платы (стипендии, пенсии) каждого члена семьи, возможные источники других доходов семьи (их размер и законность), итоговая сумма ежемесячного дохода семьи. Все эти данные каждая семья оформляет на бланке №1 (слайд 13)
Бланк №1
Член семьи | возраст | Место работы | Размер заработной платы | Другие доходы | Их размер | Итоговая сумма |
муж | ||||||
жена | ||||||
сын | ||||||
дочь | ||||||
свёкор | ||||||
свекровь | ||||||
тесть | ||||||
тёща | ||||||
итого | ————- | ———— | ———— |
Составлена характеристика семьи, теперь семьи могут приступить к планированию предстоящих расходов на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Для этого каждой семье выделяется Бланк №2, содержащий основные статьи расходов. Обращаю особое внимание участников на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, то есть сумма расходов должна совпадать с размерами доходов каждой семьи. Кроме того, участники должны учесть, что при распределении денежных средств необходимо выделить определённые суммы на каждую статью расходов. (слайд 14)
Бланк №2
семья | Доходы, руб. | Пита ние. | Одежда, обувь, бельё. | Оплата квар тиры. | Куль турно-бытовые нужды | Тран спортные Расходы. | Канц-товары. | Плате жи,сбо ры. Налоги. | Мебель, предметы домашнего обихода. | Накопления, сбережения | Расходы, руб. |
итого |
Если баланс доходов и расходов отрицательный, это означает, что данная семья живёт в долг и она должна объяснить. Где взяты недостающие деньги (или где семья собирается их взять). На каких условиях семья собирается воспользоваться кредитом, может быть взять в долг у родственников, знакомых?
Если баланс положительный, следовательно, семья закончила этот месяц с определённой экономией. Как она собирается распорядиться этими деньгами: купить ценные бумаги, отложить на крупную покупку в следующем месяце? Эти сэкономленные суммы приплюсовываются к статье « Накопления, сбережения».
Воспитатель: Предлагаю вам: (слайд 15)
5. Семейная викторина.
1. Когда отмечается Международный день семьи? (ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН).
2. Когда отмечается Всероссийский день семьи? (Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался 8 июля в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома Владимирской области, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
Как повествует житие, молодого князя Петра поразила некая тяжёлая болезнь, от которой всё его тело покрылось язвами — возможно, проказа. Никакие лекари и снадобья не могли ему помочь. До князя дошёл слух о том, что некая премудрая дева Февронии, дочь простого бортника (охотника за диким медом) из села Ласково, славится искусством лечить травами. Князя привозят к дивной лекарке, и она берется его исцелить, но ставит необычное условие. Пётр соглашается взять Февронию в жены после того, как она его вылечит.
Муромская знать не желает принимать Февронию в качестве княгини и чинит благоверным супругам разные козни. Петра ставят перед выбором: либо он разводится с незнатной Февронией и берёт себе другую, родовитую жену, либо ему придется отказаться от власти и покинуть Муром. Пётр выбирает верность супруге и отправляется вместе с любимой в изгнание.
Но лишения благоверных князей не продлились долго: Петра снова позвали княжить, чтобы прекратить наступившую в Муроме смуту.
До преклонных лет Пётр и Феврония правили Муромским княжеством, а перед смертью удалились в разные монастыри и приняли там постриг.
8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Днём нового праздника выбрано число, когда все вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских — святых, чья супружеская любовь и верность преодолела все житейские преграды.).
3. Скажите по латыни «семья». (Фамилия).
4. Греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист).
5.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?
(Выносить сор из избы).
6. Русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть).
7.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь, и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость).
8. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний? (Третьяк, поскрёбыш).
9. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).
10. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрёшке).
11. Назовите самую семейную геометрическую фигуру (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
12. Родительский инструктаж одним словом – это… (Наказ).
13. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
14. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (Улей, борть).
15. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха).
16. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит).
17. Какие пословицы о семье вы знаете? Какой смысл в них заложен? (Вся семья вместе, так и душа на месте. Яблоко от яблони недалеко падает. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Добрые дети — дому венец, а плохие дети — дому конец. Мать кормит детей, как Земля людей).
Воспитатель: Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно же, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Издавна люди чтили своих предков. И в честь них называли своих детей, бережно хранили фотографии и вещи, продолжали семейные традиции. Это объединяло и укрепляло семью.
— Завершить тему нашего разговора я хочу стихотворением (слайд 16)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья — это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья — это сложно!
— Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
— Ребята! Так что является опорой в нашей жизни? (семья, любовь).
Рефлексия.
А сейчас, ребята, я предлагаю каждому из вас оценить наш разговор. Для этого вам нужно выбрать по цвету тот, который соответствует вашему мнению о теме часа общения. (слайд 17)
Оранжевый цвет
Я получил новые знания, показал свои. Понимал все, о чем говорилось и что делалось.
Синий цвет
Я не всегда понимал, о чем идет речь.
Мне это не очень нужно. (слайд 18)
Помните:
- Счастье семьи — это взаимопонимание, уважение и любовь супругов;
- Счастье семьи — это здоровый ребенок, его воспитание — радость для родителей;
- Счастье семьи — это равноправие в решении семейных дел и взаимозаменяемость в быту;
- Счастье семьи — это материальное благополучие;
- Счастье семьи — это общение с близкими людьми;
- Счастье семьи — это многодетная семья, радость общения с детьми.
Воспитатель: Спасибо за активное участие в часе общения.