Сказка как средство формирования предпосылок экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста


Автор: Шаповалова Наталья Александровна
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 45»
Должность: старший воспитатель


Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей действительности, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно с дошкольного возраста необходимо внедрять современные технологии образовательного процесса, которые открывают хорошие возможности для успешного развития дошкольников.

Сегодня каждый из нас знает, что судьба государства зависит от экономической, политической и нравственной грамотности молодого поколения.

25 сентября 2017 года Правительством РФ принята Стратегия повышения финансовой грамотности РФ. Цель Стратегии – создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан. Согласно Стратегии, повышением финансовой грамотности населения необходимо заниматься с самых ранних лет, а именно в детском саду –начальном звене в системе образования.

Ознакомление дошкольников с миром финансов с недавних пор стало актуальной социальной проблемой. Многие родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков, не понимают, когда родители говорят о том, что денег нет. Таким образом, воспитание экономических представлений для детей определяется актуальность данной работы.

В МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 45» создана система работы по формированию финансовых представлений у детей старшего дошкольного возраста, она реализуется через различные формы организации детской деятельности на основе разработанной и утвержденной парциальной программы по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов».

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка. Сказки показывают вековой финансовый опыт народа и помогают воспитывать в детях хозяйственность, добропорядочность, щедрость, трудолюбие, взаимопомощь, бережливость и многие другие качества.

Разрабатывая парциальную программу по финансовой грамотности, я отобрала серию народных и авторских сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Для ознакомления воспитанников с экономическими понятиями средствами сказок организовали на базе детского сада конкурс авторских работ «Экономические сказки для детей дошкольного возраста».

В конкурсе приняли участия дети, родители и педагоги детского сада. По итогам конкурса мною был создан «Сборник сказок по экономическому воспитанию для детей 5-7» (Приложение 3). В сборник вошли 30 самых лучших, по мнению жюри, сказок. Сказки были представлены в разных номинациях:

  • «От составителя» – педагоги детского сада;

  • «Маленькие авторы» – дети;

  • «Вместе с папой, вместе с мамой» – семейные работы.

Все победители и участники конкурса были награждены дипломами и призами.

Результат совместного творчества помогает сблизить родителей и педагогов, а также развивает творческие способности детей, а родителей отвлекает от будних дел и проблем. Сказки помогают ребёнку, совместно со взрослыми, увлечённо и активно открывать маленькие экономические истины!