«Кто лишний?»:
Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам, находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Сорока, ворона, воробей, ласточка.
Жук, бабочка, птенец.
Скворец, соловей, грач, голубь.
Курица, журавль, лебедь, кукушка.
«Чья семья?»:
— у грача — грачиная семья.
— у гуся … гусиная.
— у утки … утиная.
— у журавля … журавлиная.
— у лебедя … лебединая.
Д/и «Что умеют делать птицы?»:
Цель: упражнять детей в употреблении в речи слов – действий
— Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы (они что делают? ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют…).
«Чьи перья?», «Чьи крылья?»:
Цель: формирование умения называть притяжательные прилагательные
Перья журавля (чьи?) – журавлиные.
Перья грача (чьи?) – …
Крылья лебедя (чьи?) – …
Крылья дикой утки (чьи?) – …
Д/и «Называй и сосчитай»:
Цель: упражнять детей в порядковом счёте от одного до пяти. Согласовывать числительные с существительным.
Скворец. Аист. Ласточка. Кукушка. Соловей.
«Назови одним словом»:
Цель: формирование умения образовывать сложные слова
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют … (звонкоголосым).
У кукушки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).
У журавля длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).
У аиста острый клюв, поэтому его называют… (остроклювым).
У цапли узкая голова, поэтому ее называют … (узкоголовая).
У скворца прямой хвост, поэтому его называют … (прямохвостым).
У жаворонка короткий клюв, поэтому его называют … (короткоклювым).
У дикого гуся красный клюв, поэтому его называют … (красноклювый).
«Нелепицы»:
Цель: развитие логического мышления.
Ход игры: педагог читает предложения, а дети исправляют ошибки.
— Послушайте предложение и расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
— Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
— Дети сделали для аистов скворечники.
— Птенцы высиживают яйца.
— Тело птицы покрыто шерстью.
— Птенцы строят гнёзда.
— Скворец живёт в будке.
«Скажи наоборот»:
Цель: упражнять детей в образовании антонимов
— Аист большой, а соловей …,
— Кукушка сидит высоко, а ласточка …,
— Лебедь белый, а грач …,
— У журавля широкие крылья, а у ласточки …,
— У лебедя длинная шея, а у скворца …,
— Жаворонок живет в поле, а цапля …
«Назови птенцов»:
Цель: образование существительных в единственном и во множественном числе
Грач — грачонок — грачата,
аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,
журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,
лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата,
утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.
«Скажи, какая стая?»:
Цель: образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?»
Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — … , стая уток — … , … грачей — … , … соловьев — … .
«Отгадайте»:
Цель: упражнять в отгадывании загадок по лексической теме.
— Всех перелётных птиц черней,
Чистит поле от червей. (Грач)
— На одной ноге стоит,
На всё болото кричит. (Цапля)
— Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая…(Синица)
— Целый день на суку,
На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка)
— Старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел)
— Звонкие трели весной прилетели. (Соловей)
Д/и «Угадай и назови»:
Цель: упражнять в отгадывании загадок о перелетных птицах
У какой птицы самая длинная шея? … (У лебедя.); … самые длинные ноги? … (У цапли, журавля.); … самый длинный клюв? … (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? … (Соловьи.); … подражают пению других? … (Скворцы.).