Словесные игры и упражнения по теме «Перелётные птицы»


Автор: Александра Сергеевна Фадеева
Место работы: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №21"
Должность: учитель-дефектолог


«Кто лишний?»:

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам, находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Сорока, ворона, воробей, ласточка.

Жук, бабочка, птенец.

Скворец, соловей, грач, голубь.

Курица, журавль, лебедь, кукушка.

«Чья семья?»:

— у грача — грачиная семья.

— у гуся … гусиная.

— у утки … утиная.

— у журавля … журавлиная.

— у лебедя … лебединая.

Д/и «Что умеют делать птицы?»:

Цель: упражнять детей в употреблении в речи слов – действий

— Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы (они что делают? ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют…).

«Чьи перья?», «Чьи крылья?»:

Цель: формирование умения называть притяжательные прилагательные

Перья журавля (чьи?) – журавлиные.

Перья грача (чьи?)

Крылья лебедя (чьи?)

Крылья дикой утки (чьи?)

Д/и «Называй и сосчитай»:

Цель: упражнять детей в порядковом счёте от одного до пяти. Согласовывать числительные с существительным.

Скворец. Аист. Ласточка. Кукушка. Соловей.

«Назови одним словом»:

Цель: формирование умения образовывать сложные слова

У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.

У соловья звонкий голос, поэтому его называют … (звонкоголосым).

У кукушки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).

У журавля длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).

У аиста острый клюв, поэтому его называют… (остроклювым).

У цапли узкая голова, поэтому ее называют … (узкоголовая).

У скворца прямой хвост, поэтому его называют … (прямохвостым).

У жаворонка короткий клюв, поэтому его называют … (короткоклювым).

У дикого гуся красный клюв, поэтому его называют … (красноклювый).

«Нелепицы»:

Цель: развитие логического мышления.

Ход игры: педагог читает предложения, а дети исправляют ошибки.

— Послушайте предложение и расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

— Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

— Дети сделали для аистов скворечники.

— Птенцы высиживают яйца.

— Тело птицы покрыто шерстью.

— Птенцы строят гнёзда.

— Скворец живёт в будке.

«Скажи наоборот»:

Цель: упражнять детей в образовании антонимов

— Аист большой, а соловей …,

— Кукушка сидит высоко, а ласточка …,

— Лебедь белый, а грач …,

— У журавля широкие крылья, а у ласточки …,

— У лебедя длинная шея, а у скворца …,

— Жаворонок живет в поле, а цапля …

«Назови птенцов»:

Цель: образование существительных в единственном и во множественном числе

Грач — грачонок — грачата,

аист — аистенок — аистята,

стриж — стриженок — стрижата,

журавль — журавленок — журавлята,

кукушка — кукушонок — кукушата,

лебедь — лебеденок — лебедята,

скворец — скворчонок — скворчата,

утка — утенок — утята,

гусь — гусенок — гусята.

«Скажи, какая стая?»:

Цель: образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?»
Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — … , стая уток — … , … грачей — … , … соловьев — … .

«Отгадайте»:

Цель: упражнять в отгадывании загадок по лексической теме.

— Всех перелётных птиц черней,

Чистит поле от червей. (Грач)

— На одной ноге стоит,

На всё болото кричит. (Цапля)

— Всё вертится, суетится,

Ей на месте не сидится,

Это бойкая…(Синица)

— Целый день на суку,

На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка)

— Старательный работник,

Лесной носатый плотник. (Дятел)

— Звонкие трели весной прилетели. (Соловей)

Д/и «Угадай и назови»:

Цель: упражнять в отгадывании загадок о перелетных птицах
У какой птицы самая длинная шея? … (У лебедя.); … самые длинные ноги? … (У цапли, журавля.); … самый длинный клюв? … (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? … (Соловьи.); … подражают пению других? … (Скворцы.).