“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.
В.А. Сухомлинский.
Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире. Познавательная деятельность – это активная деятельность ребенка по приобретению и использовании знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребёнка, а именно:
— в способности видеть и самостоятельно ставить задачи;
— помечать план действий;
— отбирать способы решения поставленной задачи;
— добиваться результата и анализировать его.
Педагог должен уметь увлечь, заинтересовать и развить познавательную деятельность у детей.
В содержании образовательной области «Познавательное развитие» входит:
— сенсорное развитие;
— формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
— развитие познавательной-исследовательской деятельности;
— формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательной активности.
Дети 3-4 лет накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности.
В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребёнку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим.
У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно дети познают новые и новые предметы. Поддерживая интерес детей ко всему новому, надо всё время стимулировать их познавательную активность. Стремления малышей к познанию могут стать ежедневные – подъём, умывание, одевание, приём пищи, прогулка, игра.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы, через использование опытов и экспериментов.
«Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.» – писал Д.И. Писарев
Всё что окружает ребёнка должно быть познано и исследовано. И в этом ему помогает воспитатель. Задачей педагога является развитие познавательной активности, интерес к исследованию.
«Мир велик и малыш должен это знать и чувствовать. Ребенок жаждой познания открывает для себя увлекательные моменты бытия, а это влияет на его мысли, чувства, на его отношение к окружающему, на становление его, как личности» – писал в своих работах В.А. Сухомлинский.
Чтобы ребёнок познавал, исследовал, экспериментировал, его надо обогащать разнообразными впечатлениями. От взрослого зависит, будет ли ребенок неутомим в своём познании мира или будет пассивен. Я работаю воспитателем в ОГКУЗ «Дом ребенка специализированный». В специализированном доме ребёнка живут и воспитываются дети, которые временно или навсегда остались без опеки родителей. Большая часть из них имеют заболевания разной степени тяжести: частичное или полное поражение центральной нервной системы, гидроэнцефалопатия, задержка нервно-психического развития и речевого развития, а также с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Наши дети требуют к себе не только большого медицинского обследования, но и огромной коррекционной работы со стороны педагогов. Здесь требуется особая специфика воспитания и обучения – это коррекция всех нервно-психических реакций.
Основная задача сотрудников учреждения, обеспечить своевременное, полноценное и всестороннее развитие ребёнка. Также поддерживать оптимальное состояние здоровья, в частности их нервной системе, так как это является основой обеспечения нормального развития: движений, речи, памяти, внимания, мышления, сенсорного развития, эстетического и нравственного развития.
Особенностью обучения и воспитания детей в доме ребёнка является более медленный темп усвоения ими материала, чем у детей, воспитывающихся в семье. Поэтому они имеют потребность в более длительном и многократном повторении одного и того же задания. У ребёнка медленно формируется стиль поведения на занятиях, так как он быстро устаёт и отвлекается.
Для многих детей в Доме ребёнка характерна сниженная активность, задержка в развитии мелкой моторики. Также наблюдаются замедленное развитие высших психических процессов: памяти, мышления, внимания, в результате чего происходит задержка речевого развития.
В предупреждении нарушений умственного развития детей решающую роль играет коррекционно-воспитательная работа, которая позволяет предотвратить вторичное отклонение в развитии ребёнка.
Дети в Доме ребёнка в большей степени нуждаются в целенаправленном обучающем взаимодействии взрослого. Поэтому для формирования нервно-психических процессов и воспитания таких детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление отставания, активизацию познавательной деятельности, коррекцию речи, памяти, мышления и внимания. Необходимы такие методы и приёмы, которые могли бы привлечь внимание каждого ребёнка, вызвать положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
Обучение, воспитание формирование ребёнка, это комплексный подход всех специалистов и сотрудников учреждения. Мои занятия строятся на взаимодействии работы логопеда, психолога, инструктора ЛФК, массажиста, врача-педиатра, врача-невролога, медсестры и санитарки.
Цель Дома ребёнка – это решение очень важных задач, благодаря которым закладываются предпосылки физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания:
1. Создать условия для эмоционального развития ребенка.
2. Укреплять и сохранять здоровье ребёнка.
3. Создать комфортные условия для пребывания ребёнка в группе.
4. Коррекционная работа над всеми нервно-психическими процессами.
5. Развивать понимание названий предметов, действий, качеств.
6. Развивать наглядно-действенное мышление, обобщение предметов и действий.
7. Обобщать связи с окружающим миром, развивать интерес к явлениям окружающего мира в повседневной и специально-организованной деятельности.
8. Развивать первые этапы наблюдательности.
9. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение ко всему живому.
10. Всю работу проводить через коррекцию деятельности.
Главная задача нашего учреждения – сохранить малышам жизнь, выходить их на самых ответственных этапах возрастного развития. Следующая задача – возможно более полно реабилитировать, исправить «поломки» организма и оздоровить ребенка, сформировать правильное социальное поведение и личность каждого. При этом весь персонал стремится, как можно раньше определить судьбу малыша, его будущее – решить, куда можно направить ребенка после четырех лет воспитания в нашем учреждении, а самое главное – найти ему семью.
Особенности наших детей – отсутствие близких детям родных людей, некоторая ограниченность получаемых впечатлений, постоянное пребывание в коллективе – все это влияет на поведение и развитие моих малышей. Оформление предметной среды на территории дома ребенка оказывает непосредственное влияние на когнитивное и эмоциональное развитие малышей: развивается их разговорная речь, мышление, память, улучшается эмоциональная сфера: дети учатся смеяться, улыбаться, радоваться.
Поэтому я стараюсь направлять свою деятельность на то, чтобы сделать жизнь ребят интересной и разнообразной, позитивной. У меня в группе малыши одного возраста – 3-4 года, но разные по своему развитию, поведению.
Особенности наших детей – отсутствие близких детям родных людей, некоторая ограниченность получаемых впечатлений, постоянное пребывание в коллективе – все это влияет на поведение и развитие моих малышей. Оформление предметной среды на территории дома ребенка оказывает непосредственное влияние на когнитивное и эмоциональное развитие малышей: развивается их разговорная речь, мышление, память, улучшается эмоциональная сфера: дети учатся смеяться, улыбаться, радоваться. Поэтому я стараюсь направлять свою деятельность на то, чтобы сделать жизнь ребят интересной, разнообразной и позитивной. У меня в группе малыши одного возраста, но разные по своему развитию, поведению.
Егор – подвижный, несдержанный мальчик, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводя начатое дело до конца. Он отдаёт предпочтения играм, деятельности, связанной с конструированием. Однако пальчиковые, подвижные игры, динамические паузы вызывают у него демонстративный отказ от деятельности. Упрям, обидчив, раним, часто нарушает правила поведения.
Легко включается в занятия, проявляя высокий уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, развитое воображение, легко справляется с заданиями, которые требуют анализа, классификации, связанные с интеллектуальной деятельностью, с удовольствием собирает головоломки, однако участия в сюжетно-ролевых играх связанных с перевоплощением избегает. Память развита хорошо, но носит избирательный характер (активное включение происходит только в те сферы, которые ему интересны).
Поведение Богдана отличается отсутствием какой-либо мотивации, ситуативностью, повышенной тревожностью, хаотичностью. Речь сформирована слабо, испытывает затруднения в ответе на простые вопросы, в понимании вопросов. Контакты устанавливает с трудом, действуя по аналогии. При появлении новых игрушек, людей, предметов пугается, может заплакать. Затрудняется организовать свою деятельность, регулировать своё поведение. Игры довольно однообразны, не сопровождаются речью. Интереса к занятиям не проявляет, делает по принуждению или наблюдает за тем, как работают другие дети, механически перебирая предметы, находящиеся у него под руками.
Злата – активная девочка, быстро включается в любую деятельность, неконфликтна, дружелюбная, хорошо идёт на контакт с окружающими людьми. Уверена в себе, уравновешена, быстро переключается с одной деятельности на другую, настойчива, в достижении цели. Стремится сотрудничать, помогать другим, общительна. В ситуации неудач, пытается найти правильное решение (спросить у воспитателя, посмотреть, как делают другие) или выбирает задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует её желание попытаться выполнить более сложную задачу. Легко включается в занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, любит перевоплощения.
Венера – очень подвижная девочка, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводя начатое дело до конца. Склонна к демонстративности в поведении. Упряма, капризна. Стремится быть на виду, старается выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если она не может обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делает это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, может выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя и других детей, кривляться и т.д. Легко включается в занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, легко справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Динамика работы положительная. Венера хорошо идёт на контакт, мотивирована на дальнейшее обучение, проявляется зарождение новых социальных потребностей, свидетельствующих о социальном взрослении.
Никита для своего возраста плохо говорит, часто повторяя окончание фразы или вставляя заученную реплику, попадая в аналогичную ситуацию. Проявляет высокую утомляемость и истощаемость психических процессов, подчиняет свои действия определённым требованиям и правилам, но испытывает затруднения в самостоятельной организации своей деятельности.
На занятиях проявляет интерес к динамическим паузами и играм, сопровождающимся речевыми трактовками. Ждёт поддержки и одобрения, старается угадать, доволен ли им взрослый. Очень радуется похвале, любит тактильный контакт. Диагностике поддаётся с трудом. Часто создаётся ощущение, что он не слышит. Динамика работы слабо-положительная. Никита идёт на контакт, особенно в группе сверстников. Материал усваивает с трудом, только при постоянном механическом проговаривании и повторении.
Алена любит заниматься, ждёт, что её позовут на занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, любит перевоплощения. Средний уровень развития памяти. Устойчивые знания формируются при систематических занятиях, многочисленных повторениях материала, его постепенном усложнении Воображение развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе, в упражнениях типа «что на что похоже». Низкий уровень сформированности пространственно-временных связей. Речь нечёткая.
Но всех их объединяет одно желание – все увидеть и всё узнать. Вот почему я для своей педагогической работы я выбрала познавательное развитие, а именно «Создание условий для формирования познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста» и хочу с вами поделиться опытом своей работы.
Воспитатель является проводником в мир предметов и явлений. От воспитателя дети получают необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвиваются.
Для успешного развития познавательной активности детей, я вначале определяю конкретные индивидуальные уровни развития и обучаемость каждого ребёнка. Без выполнения данного условия невозможно достичь ожидаемого положительного результата.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Подобрать познавательный, игровой материал, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
В процессе диагностики уровня развития познавательной активности я столкнулась с проблемой недостаточности диагностической базы для исследования этого компонента личности дошкольника.
Изучение индивидуального профиля социального развития ребенка проводилось по следующим критериям:
Легко идет на контакт со взрослым
Откликается на просьбы взрослых
-
Успешно действует под руководством взрослого и сообща со взрослым
Часто взаимодействует со сверстниками
Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками
Успешно участвует в коллективной игре
Проявляет качества лидера
Успешно участвует в играх и делах предложенных другими детьми
Успешно разрешает конфликты со сверстниками
Хорошо действует самостоятельно
Умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение
Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам
В условиях Дома ребенка я использую только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
— во-первых, в характере решаемых задач, они известны только детям;
— во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
— в-третьих, они практически безопасны;
— в-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
— Постановка проблемы
— Поиск путей решения проблемы.
— Проверка гипотез, предложений.
— Обсуждение увиденных полученных результатов.
— Формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
— внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
— тайна, сюрприз;
— мотив помощи;
— познавательный момент (почему так?);
— ситуация выбора.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
В нашем Доме ребенка имеется разнообразное оборудование, представлены различные материал для исследования. Также имеется дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования (специальная посуда – стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, бутылочки и др., бросовый и природный материал-камешки, песок, ракушки, перья и др, утилизированный материал – проволока, скрепки, губки, перчатки и др.). Подобраны картотеки опытов и экспериментов, познавательные рассказы, загадки, различные иллюстрации, познавательная литература, лэпбуки и многое другое.
При оборудовании уголка экспериментирования были учтены следующие требования:
— безопасность для жизни и здоровья детей;
— достаточность;
— доступность расположения;
— список литературы.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования, способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Исследовательскую деятельность в своей группе организовала в следующих формах:
— Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования;
структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов);
непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
— Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования.
— Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний отстаёт от общего.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности я также использовала, следующие методы и приемы при проведении экспериментов:
Метод экспериментирования является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактике понимается, как особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Метод наблюдения относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.
Из практических методов обучения я использовала игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности, а также элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых свойств объектов, установлении связи между ними и т.д.
Из словесных методов обучения я использовала в своей работе следующее:
— рассказ воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.
— рассказы детей – метод, который направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
Занимательные игры-опыты и игры-эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Для уточнения, коррекции знаний детей, их обобщения и систематизации использовала такой метод, как беседа.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и речевое развитие. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Поэтому необходимо научить детей внимательно слушать литературные произведения, расширять знания о жанрах литературы, учить больше стихов; продолжать использовать пальчиковые гимнастики, артикуляционную гимнастику, отрабатывать ЗКР.
Необходимыми условиями являются:
Создание условий для комфортного пребывания детей в группе, эмоционально-психологического климата, доброжелательного отношение к детям, построенных на партнёрских отношениях взрослого и ребёнка.
Создание предметно-развивающего пространства, стимулирующего социальную, коммуникативную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную инициативу.
Использование разнообразных методов и приёмов, направленных на активизацию детской деятельности (игровой, познавательно-речевой, трудовой).
Использование в работе с детьми инновационных технологий.
В «Познавательном развитии» использовала метод наблюдения, индивидуальную беседу, игровые, тестовые задания. Летом наблюдала с детьми за одуванчиками. Воспитывала интерес детей к живой природе, любознательность, закрепляла знания о цветах, воспитывала мировоззрение, развивала наблюдательность, диалогическую речь, мышление. Работая по данной теме, я организовывала совместное с детьми наблюдение за различными явлениями неживой природы, в которых поддерживала или пробуждала интерес детей к окружающему, знакомила с разнообразными свойствами природных объектов, вызывала удивление, радость открытия нового.
Наблюдения за разнообразными явлениями природы сочетала с интересными играми-опытами и непосредственно образовательной деятельностью детей, в процессе которых дети на собственном опыте знакомились с различными свойствами объектов неживой природы, получали общее представление об их отличительных признаках. Также поддерживала интерес детей к своей деятельности. Они наблюдали, как я строила дом, создавала из мыльных пузырей воздушный замок и т. д. Свои действия комментировала, рассказывала и отвечала на вопросы малышей. Большое значение имело художественное слово (загадки, стихи, потешки), которое помогало организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.
Мною было выбрано одно из направлений по развитию, познавательной активности детей – это организация элементарных опытов. В чем же заключалась их элементарность?
Во-первых, в характере решаемых задач: они были неизвестны только детям.
Во-вторых, в процессе этих опытов не происходило научных открытий, а формировались элементарные понятия и умозаключения.
В-третьих, в такой работе, использовала обычное бытовое и игровое оборудование.
Для детей раннего возраста актуален принцип повтора, следовательно, ко многим опытам я постоянно возвращалась в процессе работы.
Огромное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. В связи с этим мною оформлен центр «Исследовательской деятельности», который включает в себя центр «Песок, вода», центр «Воздух», центр «Науки и природы».
Оборудование центра «Исследовательской деятельности»:
— Центр «Песок, вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, опилки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.
— Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.
— Центр «Науки и природы»: пластилин, стеки. Горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т.д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т.д.), оборудование для ухода за растениями, календарь природы, лупа, кусочки меха, вата, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и т.д.), магниты, бисер, янтарь, линейки, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, магнитная доска, весы, деревянные предметы, картотека игр-опытов, клеенчатые фартуки, мелкие игрушки («Киндер-сюрприз»), микроскоп, монеты, железные предметы, песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, набор предметов, обладающих способностью отражения зеркал, фанера, оргстекло, скрепки, проволока, рупор из картона.
Здесь созданы условия для совместной и самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности. Значительную часть оборудования я собрала из использованных упаковочных материалов.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре «Исследовательской деятельности», способствовало овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Первое знакомство моих малышей было с водой. Они увидели, что вода льется и движется (в игре «Считалочка-купалочка»), ее можно собирать различными предметами губкой, пипеткой, грушей, салфеткой («Как вода гулять отправилась»). Опуская кораблики в воду («Волшебные кораблики») ребята убеждались, что тяжелые предметы тонут, а легкие не тонут. В игре «Волшебные бочонки» дети вылавливали «киндер-сюрпризы» и находили в них мелкие игрушки. Разлив воду в стаканчики, я предложила своим малышам попробовать ее, они убедились, что она не имеет вкуса, прозрачная. В игре «Чудесное превращение» ребята растворяли в воде краску и увидели, что она легко окрашивается. Окрашенную воду мы разливали в формочки, замораживали и цветными льдинками украшали деревья к новому году. На прогулке мои малыши с удовольствием рассматривали снежинки, сосульки через увеличительное стекло, рисовали на снегу цветной водой. Попутно я задавала ребятам вопросы, они носили поисковый характер, развивали умение выдвигать предположения, например: «Как вы думаете, что случится со снегом в теплой комнате?». Вода помогала взбодрить робкого, развеселить плачущего ребенка, доставить радость и вызвать восхищение.
Параллельно я знакомила детей с песком. Предложив своим малышам слепить «угощение» для куклы Кати из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек, ребята выяснили, что сухой песочек сыплется и угощение из него не получается, а мокрый песок приобретает любую форму. Песочек и камешки мы принесли в группу и расположили в центре «Исследовательской деятельности». Здесь ребята играли, пересыпали песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывали в него различные предметы и откапывали их, строили горки, дорожки из камня. Позже часть песка мы окрасили мелом, а камешки акриловыми красками.
Малыши с удовольствием играли, занимались творчеством, составляя необыкновенные объекты живой и неживой природы. Благодаря экспериментам и опытам, наблюдениям, беседам дети узнавали, сравнивали, убеждались. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывали от своих маленьких открытий. А потом с удовольствием рассказывали о своих открытиях.
Целенаправленная работа дала положительные результаты, которые, подтвердили данные диагностического обследования развития детей проведенного в конце года. Я увидела, что уровень познавательной сферы моих малышей в области «Познание» значительно повысился. Таким образом, я пришла к выводу, что опытно-экспериментальная деятельность способствует развитию речи, мышления, познавательной активности, у ребят появился интерес к поисково-исследовательской деятельности, расширился кругозор, в частности обогатились знания об объектах неживой природы (воде, воздухе, песке и т.д.) и их свойствах. Дети стали более восприимчивы к явлениям и объектам окружающего мира.
Разработанная и апробированная на практике система по ознакомлению детей 2-3 лет с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников. Дети знают свои имена, имена воспитателей и помощника воспитателя и тех людей, которые окружают их. Знают предметы окружающей действительности. Имеют элементарные представления о сезонных явлениях, знают геометрические формы (шар, куб), умеют по словесному указанию находить предметы, группируют однородные предметы, проявляют интерес к книгам, внимательно рассматривают иллюстрации.
Алена очень любит раскрашивать, Никита очень хорошо ориентируется в групповой комнате, Богдан с большим интересом рассматривает книги, Саша не разговаривает, но узнаёт и показывают предметы окружающей действительности, не называет их, книги не рассматривает, просто листает. Учила Егора играть, накладывать кубик на кубик, активизировала активный и пассивный словарь за счет слов и звукоподражаний, учила различать кубики по цвету, Степана учила строить дом из 4 кубиков, разных по величине, учила обыгрывать постройку.
Все приемы способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Именно в процессе познания и исследования удовлетворяется природное любопытство дошкольника. Занятия, насыщенные познавательной активностью, доставляют огромное удовольствие маленьким экспериментаторам. Вместе с тем именно в этом возрасте закладывается база для формирования аналитических способностей у ребенка, а также формируется багаж знаний об окружающем мире.
Таким образом, развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Простые опыты младшие дети совершали вместе со мной. Часто в совместных действиях я показываю малышам, как правильно использовать простые приборы и сосуды (ложки, банки). Моим детям часто хочется попробовать предмет на вкус, поэтому перед мной стоит задача обучить культуры проведения опыта, объяснить, что лизнуть или съесть можно только съедобный объект. С этой целью во время игр-экспериментов я задаю вопросы: «Можно ли лепить снег, ребята? А есть его можно?», «Из чего сделана сосулька? А лизать её разрешается?», «Получится руками слепить пирожок из песка? А попробовать такой пирожок хочется? Будем мы ими угощаться?»
Как вариант, можно проводить занятия, в которых проба на вкус является частью практического исследования. На занятии «Какая вода?» детям предлагаю провести простые опыты с водой и ответить на вопросы: опустить руку поочерёдно в миски с холодной, тёплой и горячей водой – «Вода мокрая или сухая? Тёплая или холодная? Холодная или горячая?», понюхать воду в стакане – «Вода пахнет или нет?», сделать глоток – «Есть вкус у воды или нет?», добавить и размешать в стаканчиках с водой соль, сахар – «Теперь вода безвкусная или нет? Какой она стала?»
В своей работе я использую наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса. Например, на прогулке предлагаю рассмотреть различные растения, а назвать только цветочки. На занятиях, при изучении сезонных изменений растений – понаблюдать, что случилось с деревьями осенью.
В своей группе я организовала развивающую среду таким образом, чтобы эпизодическую умственную активность малышей преобразовать в устойчивую познавательную активность.
Одной из основных задач я посчитала обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность моих детей. Была продумана, рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров и уголков:
— Центр физического развития, где созданы условия для различных видов двигательной активности.
— Художественный центр, где созданы условия для творческой самореализации ребёнка в изобразительной деятельности.
— Музыкальный центр, где созданы условия для развития творческой активности в музыкальной деятельности.
— Центр театральной деятельности, где созданы условия для развития творческой активности ребёнка в театрализованной деятельности, приобщении его к театральной культуре.
— Центр литературы, где дети свободно рассматривают иллюстрации к сказкам, слушают фоновые шумы ( пение птиц, шум леса, моря, капель и т.п.)
Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр.
Однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игровая деятельность. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры. Мои малыши с удовольствием играют с кубиками, они учатся расставлять их в нужном порядке, сооружать из них разные башни и другие предметы.
Все окружающие малыша предметы должны быть яркими и привлекательными, иметь понятную форму, цвет и назначение. Мои дети любят играть в сюжетно-ролевые игры, которые расширяют представления детей об окружающем мире: «Дом», Магазин», «Парикмахерская», «Больница».
В группе имеется все необходимое для сюжетно-ролевых игр. Интересно у нас проходят игры-драматизации, которые способствуют глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Дети с удовольствием разыгрывают различные сюжеты. Для ряженья детей имеются платки, юбки, кепки, кофточки, сарафаны и многое другое. Дидактические игры по всем областям занимают особенно важное место в моей работе, поскольку обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
По формированию элементарных математических представлений в своей работе я использую следующие дидактические игры: «Машина для медвежат» (формирование у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов)», Жучки на листиках», «Угостим белочку грибочками», «Домики для зайчат», «В лес за грибами», «Украсим коврик», «Угостим кукол чаем» и т.д. А также предлагаю детям разложить на геометрические фигуры палочки, камешки, пуговицы, чтобы увидеть разницу в их формах.
По развитию речи я знакомила детей со следующими играми: «Чего не стало?», «Кто живет во дворе?», «Волшебная коробка», «Опасные предметы», «Тонет-не тонет» и т.д.
Интересными и полезными для моих детей были игры по ознакомлению с окружающим миром: «Здравствуй, доктор Айболит!», Машина легковая красивая такая», «Вот поезд наш мчится», «Зимний лес», «Любимые игрушки», «Моя группа», «Витамины нам нужны».
Детям моей группы очень нравятся игры по художественно-эстетическому развитию: «Шарики воздушные», «Назови правильно цвет», «Сарафан для матрёшки», «Помоги собрать листочки», «Найди цветок для бабочки» и т.д.
Всё перечисленное выше развивает у детей познавательную активность, обогащает опыт ребёнка, стимулирует его умственные способности, развивает речь, открывает для ребёнка окружающий мир.
Ребенок по своей природе исследователь. Поэтому я строю свою работу на экспериментировании. С самого рождения он является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию – важнейшие черты детского поведения.
Причины встречающейся пассивности детей часто лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задается взрослым. Направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию познавательной деятельности.
Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей развития познавательной сферы. Экспериментирование побуждает ребенка к инициативности и самостоятельности. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «как?» и «почему?».
Практика работы с детьми младшего дошкольного возраста показала, что для развития познавательной активности и познавательных способностей необходима активная эмоциональная включенность ребенка в познавательную деятельность, организованную как процесс самостоятельного «исследования» ребенком окружающей действительности.
Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас:развить в ребенке инициативу, самостоятельность и интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Я в своей работе поддерживаю желание детей попробовать, исследовать, почувствовать. Создаю для них безопасные и интересные условия для экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. (Во время умывания с целью развития речи я проговариваю стихи, потешки «Водичка-водичка». Затем предлагаю понаблюдать за водичкой и назвать её цвет. Если дети затруднялись ответить, я задаю наводящий вопрос: Вода грязная? Затем предлагаю проверить, какая же всё-таки вода (опускают камешки в воду).
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Я считаю, что да. Для моих детей характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.
Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в группе, я постаралась создать соответствующую предметно-пространственную среду, в которой главное место отвела центру экспериментирования, в котором находится наша мини-лаборатория «Почемучки». В котором есть необходимое оборудования: ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, губки, пробки… Все это позволило нам проводить всевозможные игры-эксперименты.
Свою работу я начала с экспериментов с водой. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой. В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки…). В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с во
Из сказки «Про маленькую капельку» дети узнали, что когда очень холодно, водичка может превратиться в лед, а вернуться назад, ей поможет солнышко, что у водички есть своя «песенка».
С помощью ИКТ наблюдали за тем, как бьет водичка в фонтане, прослушивали аудиозаписи шума моря, дождя. Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек. Для этого рассматриваем с детьми картины, ухаживаем за растениями.
В группе проводила опыты со снегом. Рассматривала с детьми снежинки на рукавичках. Сделали вывод: снег состоит из снежинок белого цвета, они бывают разного узора. Предлагали поймать снежинку на ладошку, зажать её, через некоторое время – разжать и посмотреть, что случилось? Почему исчезла снежинка?
Таким образом, дети убедились, что снег в тепле тает, превращается в воду. Использовала в работе чтение стихотворение Е. Благининой «Снежинка». Первое время ребята на прогулке часто ловили снежинки, рассматривали узоры, показывали друг другу
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Детям интересно пересыпать фасоль или горох в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. Такие игры-экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнали, что играть лучше с влажным песком, а сухой рассыпается; что вода льётся, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают, лёд скользкий, холодный.
Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
В процессе работы знакомлю детей со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки.
Камни, песок, вода постоянно присутствуют в группе. Вместе с детьми мы изучаем их свойства, играем с ними, делаем поделки, которые впоследствии становятся украшением группы: из камней выложили и раскрасили «Цветик-семицветик», построили дорожку к домику зайчика… Здесь проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсорные способности. Опыт и наблюдения мы повторяем, усложняем, переносим из группы в предметную среду и наоборот. Вообще исследовательскую деятельность, стараюсь включать в разные виды деятельности: в игру, на занятие, прогулку.
Организуя игры, детей побуждаю к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.
Игры, пособия, модели, книги, которые использовала на занятии и в совместной деятельности доступны детям и находятся в их свободном пользовании.
В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.
С помощью опытов развивается познавательная активность. Например, развивая сюжет ролевой игры, предлагаю слепить пирожки для угощения кукол, используя для этого сухой песок. Попытка вылепить из него пирожки первоначально заканчивается неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации предлагаю детям намочить песок и попробовать еще раз слепить пирожки. Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось.
Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить) дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств (сжать, надавить ладошкой), а также способами сделать песок пригодным для лепки.
В процесс познания включаются все органы чувств. Малыш слушает, смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие признаков предметов. Для этого я учу малыша способам обследования. горячий – холодный, мягкий – твердый, гладкий – шершавый. Малышу с помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире.
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей.
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успех.
На практике убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся на занятиях идти к цели, решать проблемы, делать выводы.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу мы можем развить у детей творческую активность, познавательный интерес; открыть перед ними удивительный мир экспериментирования.
Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в их глазах. Наблюдая за детьми своей группы, я вижу, как дети заинтересованы в наблюдении за природой и её явлениями. У ребёнка развиваются се стороны личности, возникает интерес и желание узнавать окружающий мир.
Подводя итог, хочу сказать, что, познавательная деятельность детей – это такая работа, которая выполняется как без непосредственного участия воспитателя, так и с ним, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.