Сущность технологии развития критического мышления при подготовке к сдаче ОГЭ (ЕГЭ) по английскому языку в разделах чтение и письмо


Автор: Лина Владимировна Лавренова
Место работы: МБОУ «СОШ с. Амурзет»
Должность: учитель английского языка


Экзамен по иностранному языку – один из самых сложных экзаменов. Конечно, при сдаче ГИА (в форме ОГЭ/ЕГЭ) по английскому языку возникают проблемы:

— Невнимательность при чтении задания, небрежность при оформлении ответа, при заполнении бланка

— Нет логики рассуждения в письменной речи

— Отсутствует четкость, ясность в формулировках при обосновании ответа

Технология развития критического мышления позволяет развивать мыслительные навыки учащихся, которые активизируют познавательную деятельность и позволят им решать задания КИМов ОГЭ и ЕГЭ, формировать культуру чтения: умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное; отбирать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную; критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность, запустить механизмы самообразования и самоорганизации.

Для успешной сдачи ЕГЭ по иностранному языку необходимо обладать критическим мышлением.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» была разработана американскими педагогами Джени Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Термин «критическое мышление» известен из работ психологов Жана Пиаже, Джерома Брунера, Льва Семеновича Выготского. Критическое мышление – это тот тип мышления, который помогает критически относится к суждениям и утверждениям, но быть при этом открытым новым идеям. 

Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие:

— Критическое мышление есть мышление самостоятельное (каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных);

— Критическое мышление – это мышление обобщенное (информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления, чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору “сырья” – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций);

— Критическое мышление проблемное и оценочное (оно начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать);

— Критическое мышление есть мышление аргументированное (критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами);

— Критическое мышление есть мышление социальное (всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими: «совершенство» может быть достигнуто только в чьем-то присутствии).

По мнению Д. Халперн, критическое мышление – это, прежде всего, творческое мышление. В ее книге природа критического мышления раскрывается с точки зрения его развития и предлагаются эффективные приемы его формирования. Эти подходы созвучны идеям развивающего обучения, где, в первую очередь, нужно «учить мыслить», в том числе «мыслить о смысле», «мыслить о своем мышлении». Это явление времени и результат саморефлексии психологии развития, когда на первый план выдвигается проблема не «чему учить», а проблема «как учить».

Российские исследователи в области приемов развития критического мышления (С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры учащегося и преподавателя.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Элементы критического мышления включают в себя следующие умения и навыки:

— применение знаний для принятия решений и решения задач;

— рефлексивную постановку вопросов;

— предоставление разумных и обоснованных аргументов;

— исследования.

Современный человек в той или иной степени обладает отдельными качествами критического мышления, но это не гарантирует формирование особого состояния мышления в целом. Вместе с тем, в новых видах Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) говорится о том, что учащиеся должны к окончанию обучения в общеобразовательной школе уметь организовывать собственную учебную деятельность, определять методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество; уметь решать проблемы, оценивать и принимать решения в нестандартных и жизненных ситуациях. Обладая критическим мышлением, обучающийся способен анализировать информацию с позиции логики для того, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям и проблемам. Сегодня целью многих преподавателей на разных уровнях образования должно стать развитие качеств мышления, адекватных свободному мышлению. Особая роль в этом процессе отводится урокам иностранного языка.

Уроки иностранного языка очень важны, так как не только учат общению с представителями другой культуры, но и создают необходимые условия для развития учащегося, его дальнейшем профессиональном определении и становлении. Так, если учащийся дальше планирует пойти учиться на специалиста по международным связям, гида, переводчика и т.д., ему обязательно необходимо сдавать ЕГЭ по иностранному языку.

При сдаче ЕГЭ по иностранному языку в разделе письмо как раз необходимо обладать критическим мышлением, чтобы проанализировать, сравнить, высказать свою точку зрения по представленной теме. Таким образом, критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Развитие критического мышления невозможно без вовлечения обучающихся в образовательный процесс, который должен быть интересен и доступен для понимания.

Одной из составляющей развития критического мышления являются различные приемы его развития в процессе обучения и подготовки к сдаче ЕГЭ по иностранному языку.