Технологическая карта интегрированного урока биологии, русского языка в 9 классе «От антиципации к смысловому чтению»


Автор: Наконечная Марина Хазбиевна, Лукина Оксана Анатольевна
Место работы: МКОУ «Центр образования имени В.И. Пеллера»
Должность: учитель биологии, учитель русского языка и литературы


Дата проведения урока: 23 ноября 2022 года.

Тема урока: От антиципации к смысловому чтению.

Цели урока:

Познавательная: сформировать знания о законах зрительного восприятия, объяснить функциональное значение зрения, памяти при восприятии объемных публицистических текстов.

Уметь: понимать текст за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения;

Развивающая: развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умение обобщать; развивать коммуникативных компетентности.

Личностные: самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?), стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, любовь к тексту.

Общедидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, активизировать познавательный интерес учащихся к предметам (биология, русский) подготовка к ОГЭ.

Тип урока: интегрированный урок русского языка и биологии.

Методы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы: исследование текста, работа в группе, афиширование.

Оборудование: презентация чтение зрение, плакаты, карточки.

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие

(УР) Добрый день ребята, коллеги!

(УБ) Мы с радостью приветствуем и гостей нашего Центра образования.

Приступим к работе! (правильно надевают бейджи друг другу)

Проверяют свою готовность к уроку.

Инициация

Пословицы

Инициация

Демонстрация иллюзий.

 

(УБ) Ребята, на экране цитата Э́лвина То́ффлера.

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто ………”.

У Тоффлера есть точка зрения по этому вопросу.

А кто же будет таковым по вашему мнению?

Вернёмся к этой цитате в конце нашего урока!

(УР) А теперь обратимся к народной мудрости. Прочитайте пословицы.

  • И один глаз, да зорок, не надобно и сорок.

  • Зряч, да не зорок.

  • Не на пользу читать, коли вершки хватать.

  • Видит око далеко, а ум еще дальше.

  • Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

(УР) О чем они? Какие мысли их объединяют?

(УБ) Да, 80% информации человек получает благодаря зрительному анализатору.

Поднимите руки у кого 100% зрение. Но я уверена, что каждого из вас зрение может подвести.

  • Посмотрите на экран. Что увидели? Всмотритесь!

  • Почему же так происходит?

Вспомним отделы зрительного анализатора.

Часто оптические иллюзии возникают сразу по двум причинам:

1 – это специфическая работа глаза и 2 — ошибочное преобразования сигнала мозгом.

Когда сигнал доходит до зрительной коры, то возбуждаются определённые группы нейронов, которые реагируют на длину и угол наклона линий в рисунке.

Затем сигналы объединяются и информация сходится.

Формируют уже более сложные фигуры.

Одновременно идёт выделение наиболее значимой информации, т.е. выделение фона и самой фигуры.

Оказывается! Это первичное восприятие активизирует нейроны расположенные не только в затылочной (зрительной) коре, но и в других отделах головного мозга.

Узнавание происходит на основе жизненного опыта.

Сравнение поступившей информации с той, которая сохранилась в памяти, помогает человеку сформировать образ объекта и соотнести его с окружающими деталями.

В этих нейронных событиях, которые проходят параллельно в разных отделах мозга, возможны сбои, которые и определяют формирование иллюзий.

Посмотрите на этот рисунок! Какая желтая линия длиннее? Верхняя или нижняя?

Верхняя жёлтая линия оценивается большими размерами, чем нижняя.

При измерении же они имеют одинаковую длину. Почему нам видится обратное?

Причина в фоне! Рельсы уходят вдаль.

  Иллюзии еще происходят, когда в дело включаются шаблоны.

Они необходимы нашему мозгу, чтобы быстрее обрабатывать информацию, затрачивая меньше энергии.

Но…. эти же шаблоны могут ввести его в заблуждение.

Получается, что зрительный аппарат человека – сложно устроенная система, но и неё есть пределы функциональных возможностей.

Какая из этих пословиц может быть ВЫВОДОМ этого эффекта?

Высказывают мнение

Читают пословицы вслух, объясняя их значение.

Все эти пословицы о значении зрения и о значении зоркости, вдумчивости при чтении.

Рассматривают иллюзии

Называют отделы

Слушают рассказ, смотрят иллюстрации на экране

Высказывают мнение

Зряч, да не зорок.

Сломанная фраза

Сломанный текст

(УР) Посмотрите на экран. Прочитайте фразу.

Адрней кпиул млокоа

А разве это здесь написано?

Вы и эту заметку сможете прочитать.

В этом наборе букв дается объяснение данного явления.

Когда вы только учитесь читать, вы читаете каждую букву, но затем мозг запоминает целые слова, и во время чтения вы распознаёте их как цельный образ, скользя взглядом по первым и последним буквам.

Это эффект напрямую связан с тем предположением, что взрослые читатели пропускают буквенно-звуковую декодировку. Для нас не важен порядок букв, но важен их набор и общая форма слова (которая определяется первой и последней буквой и длиной слова).

(УБ) Кроме того, высока вероятность, что следующее слово в предложении вы уже успели прочитать «боковым» зрением и уже начали первоначальную лексическую обработку этого слова.

Если первые буквы в нем останутся на своём месте и слово не очень длинное и хорошо знакомое вам, то ваш мозг способен заранее соотнести его со словом в вашем лексиконе по набору оставшихся букв.

(УР) Какая из этих пословиц может быть ВЫВОДОМ этого эффекта?

Андрей купил молока

Видит око далеко, а ум еще дальше.

Картинка как падает взг

(О.А.) А на самом деле Чтение — сложный когнитивный процесс, задействующий, с одной стороны, зрительное распознавание, а с другой — языковую обработку слов и последующую интерпретацию полученной информации в определенном контексте.

(М.Х.) Согласно гипотезе «мозг — глаз» наш мозг обрабатывает информацию, на которую направлен взгляд, с очень минимальной задержкой.

Зная, как двигаются глаза при чтении ученые предполагают как происходит извлечение и обработка языковой информации в реальном времени.

Для изучения движения глаз при чтении используется специальная камера, которая регистрирует движения глаз.

Человеческий глаз способен успешно считывать информацию, которая находится в пределах видимости центральной ямки (2 угловых градуса зрительного поля), так как именно в этой области достигается максимальная четкость изображения.

Чуть хуже воспринимается информация в 5° по обе стороны от точки фиксации), а все, что дальше 5°, не воспринимается вообще.

Чтобы в пределах видимости зрения оказалась новая информация, глазу необходимо переместиться с одной точки фиксации в другую.

Это происходит при помощи скачкообразных движений — саккад.

Во время саккад происходит интересное явление, известное как подавление: в этот момент глаз вообще теряет способность воспринимать информацию.

Прочитайте это предложение. Какое слово выпадает из зрительного восприятия. А ведь каждое слово важно, если оно в инструкции, в задании.

(О.А.) Среди этих пословиц есть та, которая является ВЫВОДОМ и данного эффекта? Не на пользу читать, коли вершки хватать.

 

Целеполагание

 

Целеполагание

(слайд)

(УБ) Как же сложно оказывается! Кругом капканы, ловушки!

Ребята, важно ли знать о таких особенностях нашего восприятия?

(УР) Когда особенно для вас? Почему? В каких жизненных ситуациях это важно осознавать и помнить?

(УБ) Оксана Анатольевна, а для нас учителей это важно?

  • Конечно! Для меня как для наставника важно чтобы ученики не испытывали психологических трудностей при работе с большими текстами.

  • Да! Важно научить учеников замечать эти ловушки в заданиях.

  • Чтобы они овладели приемами работы с графической, текстовой информацией.

  • Важно чтобы ребята успешно сдали ГИА

  • А потом легко учились в вузах, ведь там их ждет большой объём новых, научных текстов, с которыми им нужно будет работать самостоятельно!

(УР) Для этого нам педагогам нужно найти общие приёмы работы, которые будут универсальными для любого предмета.

(УБ) Ну, значит у нас с вами и ребятами одни цели и задачи!

Посвятим наше время их достижению.

Совместная работа – обогащает, способствует формированию целостного понимания процесса познания.

(УР) Перед тем, как выработать стратегию, алгоритм, правила работы с текстом, пройдем еще одно испытание: перед вами анаграмма, в ней спрятано название темы урока:

Ббббанккктибббциккккпабббциккккя

Мысленно зачеркните все буквы Б и К. Какое слово получилось?

Знаете ли вы значение этого слова? А где можно узнать? (в словарях и тд)

Антиципация — предвосхищение, предугадывание.

ОТ АНТИЦИПАЦИИ К СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

Так звучит тема нашего урока. Запишите в тетрадь по биологии.

Мнение учащихся

АНТИЦИПАЦИЯ

Поиск ловушек

(УБ)

  • Перед вами разные задания.
  • Проработайте их в группах в течение 5 минут.
  • Запишите правильные ответы в тетрадь.
  • Но самое главное!!! Найдите ловушки этих заданий, чтобы обратить на них внимание всех одноклассников.
Работают с заданиями в группах.

Проверка заданий.

(10-15 мин)

Формулирование правил, стратегии работы с текстами- инструкциями заданий

(вывешиваем на доску)

(УР)

  • Представим задания друг другу. Обменяемся информацией.

(УБ)

  • Первое задание. Какой правильный ответ нашли.

  • Какие ловушки заметили?

  • Какой совет предложите одноклассникам?

И т.д., все 8 заданий поочерёдно

(УР) Итак, выполняя разные задания, мы выработали стратегию работы с заданиями, так скажем диалог с текстом. Проговорим его еще раз.

ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ (на доске вывешиваются учителями)

  • Вчитывайся в каждое слово
  • Обращай внимание на союзы, частицы, глаголы
  • Обращай внимание на последовательность записи ответа
  • Внимательно всматривайся в рисунки к заданию

Называют правильные ответы, обсуждают, дают советы.

Проговаривают.

Гимнастика для глаз

(УБ) Какие коварные задания! Они требуют от ученика не только глубоких, прочных знаний предметной области, но и сосредоточенности, концентрации внимания, зоркости глаза. Что и говорить о Работе над сложными, большими текстами

Там свои тонкости!

Давайте и их раскроим для себя на втором уроке.

Для начала гимнастика для глаз, которую офтальмологи рекомендуют выполнять 3-4 раза в день, а при длительной напряженной работе с текстами, каждый час.

Выполняют

От Антиципации к эмоциям познания, успешности и смысло

От Антиципации к эмоциям познания, успешности и смысловому чтению

Работа с текстами и заданиями.

Перед началом второго урока учителя меняются незаметно бейджиками.

(УР) Перед вами информация. Прочтите её. Легко ли она вами воспринимается?

Да, потому что она знаковая. Шаблонная.

(УБ) Посмотрите, перед вами еще информация. Можете ли прочесть этот текст?

Где-нибудь встречали такой? Это текст написанный шрифтом Брайля для слепых людей. Какой анализатор компенсирует отсутствие зрения у таких людей?

(УР) У вас на столах лежат тексты. Чем они отличаются от текстов заданий первого урока.

А что вы испытываете, когда видите такую информацию? Почему?

Тексты большие!

Это первый капкан, в который вы себя загоняете!

(УБ) Успех выполнения задания зависит и от эмоционального восприятия.

В момент первого восприятия в ГМ из накопленной ранее информации составляется бесконечное множество новейших комбинаций.

Генераторами этих комбинаций выступают активные зоны подсознания. Но они включаются именно текущим эмоциональным моментом восприятия.

(УР) Поэтому еще несколько советов: СОБРАЛИСЬ! Взяли себя в руки! И не забываем эти правила

ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ

  • Выдели ключевое слово в названии текста – определи тему.
  • Найди толкование непонятных слов или посмотри в сноски
  • Выдели главное и второстепенное в тексте. Прием исключения
  • Замени сложные слова синонимами (если текст художественный), если научный, выпиши.
  • Развивай умение составлять план к тексту и пересказывать каждую микротему, опираясь на ключевые слова

(УБ) Эти советы помогут вам осмысленно прочитать два текста.

Одни — «Две башни» и Другие — «Человек Фабрика» и ответить на 4 вопроса, которые записаны на втором листе.

Ответы записывайте себе в тетрадь.

Но самый главный общий вопрос! Какой из ваших текстов будет более полезен для доклада по теме «Идеи, которые опередили своё время»?

Высказываются, дают ответы.

Проверка осмысленного чтения

(УР) Настя, как называется ваш текст? О ком, о чем он?

Степан, а ваш? Т.е. тексты разные, но информация одна.

(УБ) Чтобы ответить на главный вопрос внимательно слушайте задания друг друга, чтобы ответить на главный вопрос.

(УР) Итак, проверим! Сначала первый текст, затем второй.

Найдите об этом информацию в тексте. Прочитайте предложение аргумент.

Докажи словами из текста и т.д.

(УБ) Главный вопрос: Какой из источников будет более полезен для доклада по теме «Идеи, которые опередили своё время»?

Учащиеся читают, работают, педагоги консультируют.

Оба текста подойдут. Так как:

«Человек-фабрика»

  • Шухов предвосхитил хай-тек. (высокотехнологичный стиль архитектурного дизайна, возникший в период позднего модернизма в 70-х)

  • Лёгкость и геометрическая сложность его творений «бросают вызов воображению даже в наш компьютерный век.

«Две башни»

  • Современники и последующие поколения не смогли вполне оценить идеи В. Шухова, их развитие и использование началось относительно недавно.

Рефлексия

(УБ) Ребята, вы конечно заметили, что информация о нас перепутана, неправильна.

Но как вы думаете, какой смысл мы хотели до вас донести таким приемом?

(УР) Вы сегодня выполнили большой объём работы, заданий.

Каких поставленных задач достигли?

Оцените свою деятельность по данным критериям.

(УБ) Вернемся к словам Тоффлера “Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто ………”. Продолжите!

(УР) Верим в вас, советуем применять данные памятки и на других предметах.

(УБ) Советуем оттачивать и совершенствовать свои умения работать с текстами, информацией.

Высказываются, дают ответы.

Оценивают свою деятельность

кто не научился при этом учиться!