Технологическая карта урока биологии (8 класс)


Автор: Галина Николаевна Сергушева
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель биологии


Тема урока

Органы дыхания, их значение

Цель урока

сформировать представление о строении органов дыхательной системы человека в связи с их функциям, значением дыхания

Предметные задачи

  • Знать биологическую сущность дыхания;

  • установить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

  • знать этапы процесса дыхания

  • выяснить механизм голосообразования;

  • усвоить значение дыхательного процесса.

Формируемые универсальные учебные действия

Познавательные: структурировать знания; анализировать текст и рисунки; формировать гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, представлять информацию в виде схем.

Личностные: участвовать в творческой работе, сотрудничать с учителем и сверстниками, ответственно относятся к выполнению учебных задач.

Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Результат урока

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

биологическую сущность процесса дыхания;

значение понятий «дыхание», «жизненная емкость легких», «плевра», «плевральная полость»;

роль дыхания;

особенности строения органов дыхания человека их функции;

процесс образования голоса и членораздельной речи.

Учащиеся должны уметь:

распознавать на таблицах, моделях основные органы дыхательной системы человека, называть и описывать их;

объяснять взаимосвязь строения воздухоносных путей и легких с выполняемой ими функцией;

раскрывать сущность процесса дыхания, понятий «дыхание», «плевра», «плевральная полость»;

характеризовать строение голосового аппарата человека, роль носовой и ротовой полостей в усилении звуков и формировании членораздельной речи;

сравнивать правое и левое легкое;

обосновывать правила гигиены голосового аппарата.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

работать с учебником, рабочим листом;

наблюдать, анализировать, обобщать и формулировать выводы, объяснять результаты;

выбирать информацию, необходимую для сохранения здоровья своего и окружающих;

уметь отстаивать свою точку зрения по решаемой проблеме.

Личностные результаты обучения:

познавательный интерес и мотивация к изучению данной темы в силу ее практической значимости для человека, сохранения здоровья дыхательных путей, голосового аппарата.

Используемые приемы, методы, технологии обучения

технология деятельностного обучения, ИКТ, критического мышления, объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: печатным), проблемно-диалоговая технология, технология оценивания,

Оборудование и ресурсы урока

ноутбук, раздаточный материал

Учебник «Биология 9 класс. Человек» М. Р. Сапин, Н. И. Сонин, мультимедийная презентация «Дыхательная система человека»

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Цель: привлечь внимание учащихся, настроить на работу.

Создание благоприятной рабочей обстановки.

— Здравствуйте, ребята. Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. Сегодня нас ждёт много интересного. Я надеюсь на вашу активность и на наше сотрудничество в течение урока .

Проверка готовности класса к уроку. Включение учащихся в деятельность.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Актуализация знаний

Цель: уточнить имеющиеся знания и установить связь между новым материалом и ранее изученными темами

1 мин.

Вывод: выявили связь между новым материалом и ранее изученными темами

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Быстро мобилизовать учащихся на работу, включить их в деловой ритм.

Проводит подводящий диалог:

— Вспомните, пожалуйста, какую систему организма изучали на прошлых уроках?

— Назовите основную функцию крови?

— Замечательно. А где же кровь берёт кислород?

Отвечают на вопросы.

Вспоминают ранее изученный материал.

Предполагаемые ответы

1. Мы изучали кровеносную систему организма

2. Кровь переносит питательные вещества к органам и тканям организма, снабжает их кислородом, выводит углекислый газ

3. в лёгких

4. при дыхании

П:

— систематизация знаний

К:

— планирование учебного сотрудничества.

Р:

— волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

3. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание

Цель: создать условия через побуждающий диалог для постановки проблемного вопроса

2 мин.

Побуждение к формулированию темы урока

Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды несколько дней. А без воздуха человек не сможет прожить и нескольких минут.   Почему?

А как в организм попадает воздух?

— О чем пойдет речь на уроке.

Тогда сформулируйте тему урока.

Чему мы должны научиться на уроке?

Как нам эта информация может пригодиться в жизни?

Отвечают на вопрос.

Предполагаемые ответы:

1. Затрудняются ответить

2. Через органы дыхания

формулируют тему урока:

«Органы дыхания, их значение»

Предполагаемый ответ: Узнаем, какие органы входят в состав дыхательной системы, разберёмся, как они работают.

Предполагаемый ответ: больше узнать о своем организме, бережнее относиться к своему здоровью, сдать экзамен

П: учатся строить высказывания;

анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

К: Уметь точно и грамотно выражать свои мысли

Р:

— учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока).

4. Усвоение новых знаний и способов действий:

Цель: учить распознавать органы дыхания человека и их функции, этапы поступления в организм кислорода.

15 мин.

 

Вывод: Научились определять органы дыхания на рисунке

Работа в группах с печатным материалом

Работа по учебнику

Вывод: сформировали умение различать органы дыхания, их строение и функции.

Работа по учебнику

Вывод: узнали значение дыхания для организма

5. Закрепление знаний и способов действий

Цель: Обеспечить усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, выявить пробелы и неверные представления и их скорректировать

5-7 мин.

Вывод: закрепили умение различать органы дыхания на рисунке.

Что же это такое дыхание?

Посмотрите на экран. На экране записан набор слов к понятию «дыхание». Составьте из этого набора определение что такое «дыхание»

ДЫХАНИЕ

Кислород, углекислый газ, процесс, клетка, обмен газов, окружающая среда

Самоконтроль

Посмотрите на экран и сверьте ваш вариант с правильным определением. Исправьте, если это надо.

Дыхание — это обмен газов (поглощение кислорода и выделение углекислого газа) между клетками и окружающей средой.

Какой же путь проходит воздух а организме человека. Перед вами на экране записаны этапы процесса дыхания. Внимательно прочитайте их и расставьте в правильном порядке.

транспорт газов кровью;

газообмен в тканях;

обмен газов между легкими и кровью;

обмен газов между воздушной средой и легкими.

Проверьте с эталоном на экране и исправьте, если это необходимо.

Этапы процесса дыхания:

обмен газов между воздушной средой и легкими;

обмен газов между легкими и кровью;

транспорт газов кровью;

газообмен в тканях.

Самоконтроль и самооценка:

Оцените свою работу и запишите в рабочем листе количество заработанных баллов.

4 правильных ответов – 5 баллов

3 правильных ответа – 4 балла

2 правильных ответа – 3 балла

В рабочих листах дан перечень органов, а сами органы на рисунке обозначены цифрами. Подпишите их.

ЛЕГКИЕ БРОНХИ ГОРТАНЬ

НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ ТРАХЕЯ

ДИАФРАГМА НОСОГЛОТКА

 

Сверьте с эталоном на экране и в тексте учебника.

Самоконтроль и самооценка:

Оцените свою работу, исправьте, если это необходимо и запишите количество баллов в рабочих листах.

7 правильных ответов –

5 баллов

6-5 правильных ответа –

4 балла

4- правильных ответа –

3 балла

Итак, в состав органов дыхания входят дыхательные пути и легкие. Дыхательные пути бывают верхние и нижние. Распределите органы дыхание, подписанные на рисунке в ваших рабочих листах на две группы: верхние и нижние дыхательные пути

 

Давайте проверим, правильно ли вы сделали.

Верхние дыхательные пути: носовая полости, носоглотка.

Нижние дыхательные пути: гортань трахея, бронхи.

Самоконтроль и самооценка:

Оцените свою работу, исправьте, если это необходимо. За каждый правильный ответ один балл, максимум 5 баллов, запишите количество баллов в рабочих листах.

Работа в парах:

А теперь давайте рассмотрим, какое строение имеют и какую функцию выполняют органы дыхания. Перед вами в конвертах находится материал, состоящий из кусочков текста. Вы должны собрать из этих кусочков таблицу, соотнести орган, его строение и функция, используя учебник (текст таблицы в приложении).

Орган

Особенности

строения

Функции

   

Давайте проверим правильность выполненной работы. Предлагаю прочитать, что у вас получилось (дублируется слайдами на экране, информация дополняется комментариями учителя, например о особенностях дыхания носом и ртом, голосообразовании, различии правого и левого легкого и т.д.)

Используя текст учебника, выпишите: какое значение имеет дыхание для человека.

 

Самоконтроль и самооценка:

Оцените свою работу и запишите количество баллов в рабочих листах. За каждый правильный ответ один балл

Самостоятельная работа

 

 

Предполагаемые ответы:

Процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа.

Выполняют работу в рабочих листах, составляют определение, соотносят его с определением на экране.

Проверяют и оценивают себя

Выполняют работу в рабочих листах, заменяют цифры на рисунке на названия органов дыхания.

Проверяют и оценивают себя

Составление схемы самостоятельно, с использованием выше изученного материала

Проверяют и оценивают себя

Работают в парах по учебнику, собирают таблицу, используя готовый материал.

Отрабатывают умение соотносить строение и функции органов

Проверяют себя и работу других групп.

Работа с текстом учебника

Проверяют и оценивают себя

Отрабатывают умение определять органы дыхания по рисунку

П: учатся ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

— учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,

— учатся строить высказывания;

— учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

К:

Уметь точно и грамотно выражать свои мысли

— воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

П: учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

— учатся строить высказывания;

— учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

— учатся выражать свои мысли.

Р: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

6. Введение новых знаний в систему знаний и повторения

(Тест с взаимопроверкой по эталону)

 

Цель: определить степень усвоения новых знаний по строению и функциям органов дыхания.

5 мин.

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Предлагается выполнить задания. Задание выполняем в рабочих листах.

 

Затем выполним взаимопроверку. На экране эталон правильных ответов. Время выполнения –1 мин.

Взаимоконтроль и взаимооценка:

-А теперь обменяйтесь работами и оцените соседа по парте: по одному баллу за каждый правильный ответ

Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы (осмысливают основные этапы своей деятельности). Работают в рабочих листах.

Соотносят полученный результат с предположениями (осуществляют взаимопроверку), корректируют записи. Оценивают соседа по парте.

соотносят названия органов с функцией на экране.

П: учатся использовать нужную информацию.

— учатся строить высказывания;

К: — учатся слушать и понимать речь другого человека.

— учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Р:

— учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

— учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 

7. Подведение итогов

Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели по теме и оценить собственную учебную деятельность

1 мин.

Определяет меру продвижения к цели учащимися

Подводящий диалог

— Давайте подведем итоги урока.

— Вспомните проблему, которая звучала в начале урока:

— Ответьте на него

Какая задача стояла в начале урока?

— выполнили ли мы её?

зачем необходимо соблюдать правила гигиены голосового аппарата

В рабочих листах подсчитайте общее количество баллов и поставьте себе оценку за урок:

Максимально за урок вы могли набрать 28 балла.

Если вы набрали 25-28 баллов поставьте себе «5». Это отличная работа на уроке. За 19-24 баллов поставьте «4» , вы хорошо поработали. За 14-18баллов «3», не огорчайтесь в следующий раз у вас все получится. За менее чем 14 баллов «2», вам необходимо внимательно прочитать параграф и повторить материал еще раз.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.    

П:

— учатся строить высказывания;

— учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

К: — учатся  выражать свои мысли.

Р: — учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

-оценивание качества своей и общей учебной деятельности

8. Домашнее задание.

Цель: задать домашнее задание, пояснить его.

1 мин.

Комментирует домашнее задание.

1. Прочитать и пересказать текст параграфа в учебнике; ответить на вопрос 4

Задание 2, 3 выполняется по выбору.

2. Почему, когда включают отопление в осенне-зимний период, увеличивается число заболеваний дыхательной системы ?

3. Дыхательная система женского и мужского организма имеет единый план строения? Тогда почему женщины имеют голос высокого тембра, а мужчины низкого?

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Р:

— мобилизуют свои силы к выполнению домашнего задания

Приложение к уроку

Орган

Особенности строения

Функции

Носовая

полость

Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.

Очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов.

Носоглотка

Представляет собой своеобразный канал, который соединяет полость носа с верхней частью глотки и служит для проведения воздуха.
От ротовой полости область носоглотки отделена мягким небом, которое при осуществлении дыхательного процесса плотно прилегает к корню языка.

Соединяет носовую полость и гортань

Гортань

Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи. Между щитовидным и черпаловидным хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.

Гортань — часть дыхательных путей, в гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки

Трахея

Трубка длиной 8,5-15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия.

Часть воздухоносных путей, очищает воздух, увлажняет воздух

Бронхи

В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием

Часть воздухоносных путей, очищают и увлажняют воздух

Легкие

Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, из 2-х листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Ткань легких состоит из бронхов и альвеол.

Орган газообмена