Тема урока | Органы дыхания, их значение |
Цель урока | сформировать представление о строении органов дыхательной системы человека в связи с их функциям, значением дыхания |
Предметные задачи |
|
Формируемые универсальные учебные действия | Познавательные: структурировать знания; анализировать текст и рисунки; формировать гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, представлять информацию в виде схем. Личностные: участвовать в творческой работе, сотрудничать с учителем и сверстниками, ответственно относятся к выполнению учебных задач. Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Результат урока | Предметные результаты обучения: Учащиеся должны знать: — биологическую сущность процесса дыхания; — значение понятий «дыхание», «жизненная емкость легких», «плевра», «плевральная полость»; — роль дыхания; — особенности строения органов дыхания человека их функции; — процесс образования голоса и членораздельной речи. Учащиеся должны уметь: — распознавать на таблицах, моделях основные органы дыхательной системы человека, называть и описывать их; — объяснять взаимосвязь строения воздухоносных путей и легких с выполняемой ими функцией; — раскрывать сущность процесса дыхания, понятий «дыхание», «плевра», «плевральная полость»; — характеризовать строение голосового аппарата человека, роль носовой и ротовой полостей в усилении звуков и формировании членораздельной речи; — сравнивать правое и левое легкое; — обосновывать правила гигиены голосового аппарата. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочим листом; — наблюдать, анализировать, обобщать и формулировать выводы, объяснять результаты; — выбирать информацию, необходимую для сохранения здоровья своего и окружающих; — уметь отстаивать свою точку зрения по решаемой проблеме. Личностные результаты обучения: — познавательный интерес и мотивация к изучению данной темы в силу ее практической значимости для человека, сохранения здоровья дыхательных путей, голосового аппарата. |
Используемые приемы, методы, технологии обучения | технология деятельностного обучения, ИКТ, критического мышления, объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: печатным), проблемно-диалоговая технология, технология оценивания, |
Оборудование и ресурсы урока | ноутбук, раздаточный материал Учебник «Биология 9 класс. Человек» М. Р. Сапин, Н. И. Сонин, мультимедийная презентация «Дыхательная система человека» |
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||||
1. Организационный момент Цель: привлечь внимание учащихся, настроить на работу. | Создание благоприятной рабочей обстановки. — Здравствуйте, ребята. Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. Сегодня нас ждёт много интересного. Я надеюсь на вашу активность и на наше сотрудничество в течение урока . | Проверка готовности класса к уроку. Включение учащихся в деятельность. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | ||||||
2. Актуализация знаний Цель: уточнить имеющиеся знания и установить связь между новым материалом и ранее изученными темами 1 мин. Вывод: выявили связь между новым материалом и ранее изученными темами | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Быстро мобилизовать учащихся на работу, включить их в деловой ритм. Проводит подводящий диалог: — Вспомните, пожалуйста, какую систему организма изучали на прошлых уроках? — Назовите основную функцию крови? — Замечательно. А где же кровь берёт кислород? | Отвечают на вопросы. Вспоминают ранее изученный материал. Предполагаемые ответы 1. Мы изучали кровеносную систему организма 2. Кровь переносит питательные вещества к органам и тканям организма, снабжает их кислородом, выводит углекислый газ 3. в лёгких 4. при дыхании | П: — систематизация знаний К: — планирование учебного сотрудничества. Р: — волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | ||||||
3. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание Цель: создать условия через побуждающий диалог для постановки проблемного вопроса 2 мин. | Побуждение к формулированию темы урока Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней. А без воздуха человек не сможет прожить и нескольких минут. Почему? А как в организм попадает воздух? — О чем пойдет речь на уроке. Тогда сформулируйте тему урока. Чему мы должны научиться на уроке? Как нам эта информация может пригодиться в жизни? | Отвечают на вопрос. Предполагаемые ответы: 1. Затрудняются ответить 2. Через органы дыхания формулируют тему урока: «Органы дыхания, их значение» Предполагаемый ответ: Узнаем, какие органы входят в состав дыхательной системы, разберёмся, как они работают. Предполагаемый ответ: больше узнать о своем организме, бережнее относиться к своему здоровью, сдать экзамен | П: учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. К: Уметь точно и грамотно выражать свои мысли Р: — учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока). | ||||||
4. Усвоение новых знаний и способов действий: Цель: учить распознавать органы дыхания человека и их функции, этапы поступления в организм кислорода. 15 мин.
Вывод: Научились определять органы дыхания на рисунке Работа в группах с печатным материалом Работа по учебнику Вывод: сформировали умение различать органы дыхания, их строение и функции. Работа по учебнику Вывод: узнали значение дыхания для организма 5. Закрепление знаний и способов действий Цель: Обеспечить усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, выявить пробелы и неверные представления и их скорректировать 5-7 мин. Вывод: закрепили умение различать органы дыхания на рисунке. | Что же это такое дыхание? Посмотрите на экран. На экране записан набор слов к понятию «дыхание». Составьте из этого набора определение что такое «дыхание» ДЫХАНИЕ Кислород, углекислый газ, процесс, клетка, обмен газов, окружающая среда Самоконтроль Посмотрите на экран и сверьте ваш вариант с правильным определением. Исправьте, если это надо. Дыхание — это обмен газов (поглощение кислорода и выделение углекислого газа) между клетками и окружающей средой. Какой же путь проходит воздух а организме человека. Перед вами на экране записаны этапы процесса дыхания. Внимательно прочитайте их и расставьте в правильном порядке. транспорт газов кровью; газообмен в тканях; обмен газов между легкими и кровью; обмен газов между воздушной средой и легкими. Проверьте с эталоном на экране и исправьте, если это необходимо. Этапы процесса дыхания: обмен газов между воздушной средой и легкими; обмен газов между легкими и кровью; транспорт газов кровью; газообмен в тканях. Самоконтроль и самооценка: Оцените свою работу и запишите в рабочем листе количество заработанных баллов. 4 правильных ответов – 5 баллов 3 правильных ответа – 4 балла 2 правильных ответа – 3 балла В рабочих листах дан перечень органов, а сами органы на рисунке обозначены цифрами. Подпишите их. ЛЕГКИЕ БРОНХИ ГОРТАНЬ НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ ТРАХЕЯ ДИАФРАГМА НОСОГЛОТКА
Сверьте с эталоном на экране и в тексте учебника. Самоконтроль и самооценка: Оцените свою работу, исправьте, если это необходимо и запишите количество баллов в рабочих листах. 7 правильных ответов – 5 баллов 6-5 правильных ответа – 4 балла 4- правильных ответа – 3 балла Итак, в состав органов дыхания входят дыхательные пути и легкие. Дыхательные пути бывают верхние и нижние. Распределите органы дыхание, подписанные на рисунке в ваших рабочих листах на две группы: верхние и нижние дыхательные пути
Давайте проверим, правильно ли вы сделали. Верхние дыхательные пути: носовая полости, носоглотка. Нижние дыхательные пути: гортань трахея, бронхи. Самоконтроль и самооценка: Оцените свою работу, исправьте, если это необходимо. За каждый правильный ответ один балл, максимум 5 баллов, запишите количество баллов в рабочих листах. Работа в парах: А теперь давайте рассмотрим, какое строение имеют и какую функцию выполняют органы дыхания. Перед вами в конвертах находится материал, состоящий из кусочков текста. Вы должны собрать из этих кусочков таблицу, соотнести орган, его строение и функция, используя учебник (текст таблицы в приложении).
Давайте проверим правильность выполненной работы. Предлагаю прочитать, что у вас получилось (дублируется слайдами на экране, информация дополняется комментариями учителя, например о особенностях дыхания носом и ртом, голосообразовании, различии правого и левого легкого и т.д.) Используя текст учебника, выпишите: какое значение имеет дыхание для человека.
Самоконтроль и самооценка: Оцените свою работу и запишите количество баллов в рабочих листах. За каждый правильный ответ один балл Самостоятельная работа
| Предполагаемые ответы: Процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа. Выполняют работу в рабочих листах, составляют определение, соотносят его с определением на экране. Проверяют и оценивают себя Выполняют работу в рабочих листах, заменяют цифры на рисунке на названия органов дыхания. Проверяют и оценивают себя Составление схемы самостоятельно, с использованием выше изученного материала Проверяют и оценивают себя Работают в парах по учебнику, собирают таблицу, используя готовый материал. Отрабатывают умение соотносить строение и функции органов Проверяют себя и работу других групп. Работа с текстом учебника Проверяют и оценивают себя Отрабатывают умение определять органы дыхания по рисунку | П: учатся ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). — учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, — учатся строить высказывания; — учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. К: Уметь точно и грамотно выражать свои мысли — воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи П: учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. — учатся строить высказывания; — учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. — учатся выражать свои мысли. Р: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. | ||||||
6. Введение новых знаний в систему знаний и повторения (Тест с взаимопроверкой по эталону)
Цель: определить степень усвоения новых знаний по строению и функциям органов дыхания. 5 мин. | Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания. Предлагается выполнить задания. Задание выполняем в рабочих листах.
Затем выполним взаимопроверку. На экране эталон правильных ответов. Время выполнения –1 мин. Взаимоконтроль и взаимооценка: -А теперь обменяйтесь работами и оцените соседа по парте: по одному баллу за каждый правильный ответ | Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы (осмысливают основные этапы своей деятельности). Работают в рабочих листах. Соотносят полученный результат с предположениями (осуществляют взаимопроверку), корректируют записи. Оценивают соседа по парте. соотносят названия органов с функцией на экране. | П: учатся использовать нужную информацию. — учатся строить высказывания; К: — учатся слушать и понимать речь другого человека. — учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Р: — учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; — учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. | ||||||
7. Подведение итогов Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели по теме и оценить собственную учебную деятельность 1 мин. | Определяет меру продвижения к цели учащимися Подводящий диалог — Давайте подведем итоги урока. — Вспомните проблему, которая звучала в начале урока: — Ответьте на него Какая задача стояла в начале урока? — выполнили ли мы её? — зачем необходимо соблюдать правила гигиены голосового аппарата В рабочих листах подсчитайте общее количество баллов и поставьте себе оценку за урок: Максимально за урок вы могли набрать 28 балла. Если вы набрали 25-28 баллов поставьте себе «5». Это отличная работа на уроке. За 19-24 баллов поставьте «4» , вы хорошо поработали. За 14-18баллов «3», не огорчайтесь в следующий раз у вас все получится. За менее чем 14 баллов «2», вам необходимо внимательно прочитать параграф и повторить материал еще раз. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. | П: — учатся строить высказывания; — учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. К: — учатся выражать свои мысли. Р: — учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. -оценивание качества своей и общей учебной деятельности | ||||||
8. Домашнее задание. Цель: задать домашнее задание, пояснить его. 1 мин. | Комментирует домашнее задание. 1. Прочитать и пересказать текст параграфа в учебнике; ответить на вопрос 4 Задание 2, 3 выполняется по выбору. 2. Почему, когда включают отопление в осенне-зимний период, увеличивается число заболеваний дыхательной системы ? 3. Дыхательная система женского и мужского организма имеет единый план строения? Тогда почему женщины имеют голос высокого тембра, а мужчины низкого? | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания | Р: — мобилизуют свои силы к выполнению домашнего задания |
Приложение к уроку
Орган | Особенности строения | Функции |
Носовая полость | Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь. | Очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов. |
Носоглотка | Представляет собой своеобразный канал, который соединяет полость носа с верхней частью глотки и служит для проведения воздуха. | Соединяет носовую полость и гортань |
Гортань | Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи. Между щитовидным и черпаловидным хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью. | Гортань — часть дыхательных путей, в гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки |
Трахея | Трубка длиной 8,5-15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия. | Часть воздухоносных путей, очищает воздух, увлажняет воздух |
Бронхи | В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием | Часть воздухоносных путей, очищают и увлажняют воздух |
Легкие | Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, из 2-х листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Ткань легких состоит из бронхов и альвеол. | Орган газообмена |