Тема занятия : защита проекта «Мы живём в космосе» (курс «Окружающий мир»). 2 класс УМК «Планета знаний».
Цели:
- расширение у учащихся представлений о космосе;
- воспитание патриотизма и гражданского самосознания;
- развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Задачи:
- представить свои информационные объекты (сообщения, рисунки, графические работы, модели) по теме занятия;
- обсуждать полученные сведения;
- оценивать потребность в дополнительной информации.
Оборудование – учебник «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, рабочая тетрадь по окружающему миру Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, электронная презентация, мультимедийное приложение к урокам окружающего мира, карточки со словами, проектор.
Прогнозируемый результат
Личностными результатами являются:
- осознание себя жителем планеты Земля;
- осознание значимости учебной деятельности для дальнейшего развития и успешного обучения;
Метапредметными результатми являются:
- освоение приемов поиска нужной информации;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
- овладение способами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы;
- овладение нормами речевого этикета и правилами устного общения;
Предметными результатами являются:
- усвоение первоначальных сведений о звездах и планетах.
№ п/п | Основные этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к деятельности. | Высказываю добрые пожелания ученикам, предлагаю пожелать друг другу удачи. — Скажите, что пригодится для успешной работы на занятии? | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Желают удачной работы друг другу. Внимание, собранность, взаимопомощь и т.д. 1 ученик. В космосе так здорово! Звёзды и планеты В чёрной невесомости Медленно плывут! 2 ученик. В космосе так здорово! Острые ракеты На огромной скорости Мчатся там и тут! 3 ученик. Мчатся ракеты к дальним мирам, К подвигам сердце рвется… Кто верит крылатым, как песня, мечтам, Тот цели своей добьется! | Соблюдение в повседневной жизни основных норм речевого этикета и правил устного общения; положительное отношение к учёбе как интеллектуальному труду; читать наизусть осмысленно, передавая нужную интонацию. |
2 | Актуализация знаний. | — Какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира? — На протяжении изучения этой темы мы готовились к защите проекта «Мы живём в космосе». — Какую цель мы преследовали, работая над этим проектом? — Для достижения этой цели мы выделили темы, которые вас заинтересовали больше всего (запись на доске): 1. Этот загадочный космос (Информационный блок). 2. Кто из людей первым полетел в космос? (Информационный блок). 3. Рукописная книга загадок о космосе (Творческий). 4. Модели космических кораблей (Творческий). 5. Костюм девочки-космонавта (Творческий). 6. Выставка рисунков «Мы живём в космосе» (Творческий). | («Мы живем на планете Земля») (узнать интересные факты о космосе) | Понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя; намечать план выполнения заданий под руководством учителя; планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). |
3. | Защита проекта. | Вид звёздного неба ‒ это бриллиантовая россыпь множества звёзд ‒ всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звёздное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли. К этому месту, наверняка, непрерывно двигались бы сотни людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Вот и наши ребята заинтересовались этим загадочным космосом. | Выходит 1 группа учащихся, работавших над созданием презентации «Этот загадочный космос». 1 ученик: Наша группа работала над темой «Этот загадочный космос». Целью нашей работы было узнать о космосе то, чего мы не узнали из учебника и поделиться информацией с одноклассниками. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд. С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля ‒ шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год. 2 ученик: Мультимедийное приложение (диск). (Ученик работает с интерактивной доской) В солнечной системе 9 планет. Они все разной величины. Самая громадная из них ‒ Юпитер, а самая маленькая ‒ Меркурий. Смотрите, вот этот большой голубой шар ‒ наша родная планета ‒ Земля. На ней расположены моря, океаны, горы, долины. Это единственная планета во всей солнечной системе, на которой живут люди ‒ мы с вами. Мы нашли в Интернете стихотворение, которое поможет легко запомнить расположение планет. По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля, Четыре — Марс. Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. (ученик расставляет планеты в нужном порядке, предлагает разучить это стихотворение. ) — Готовясь к защите проекта, я заинтересовался информацией о Плутоне. Предлагаю вам самим найти её и поделиться с нами на следующем занятии. 3 ученик: Обратите внимание на этот огромный раскаленный шар. Вы, конечно, догадались ‒ это Солнце. Солнце ‒ звезда. Звёзды ‒ это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. Солнце ‒ ближайшая к Земле звезда. Температура в центре Солнца 15 млн. градусов, а на поверхности 6 тыс. градусов. (эти числа ученица записывает на доске) . На уроках окружающего мира мы узнали, что Солнце ‒ могучий источник жизни на Земле. (обращается к выставке рисунков) Без его тепла ни человек, ни животное не могло бы жить. На небе множество звёзд; скопления звезд образуют созвездия. 4 ученик: Самые яркие звёзды на небе имеют своё название, например Альтаир, Вега, Сириус и т.д. Все звёзды, видимые с Земли, входят в то или иное созвездие (показать). Группу звёзд, объединённых воображаемой линией, называют созвездием. В скоплениях звёзд наши предки угадывали фигуры различных животных, предметы, людей, мифологических героев. На воображаемом небе воссоздали образы одних из самых известных созвездий, которые можем наблюдать в своей части света. На сегодняшний день ученые определили 88 созвездий, и каждое имеет своё название. Интересна история названий созвездий. 5 ученик: Я расскажу о созвездиях Большая Медведица и малая Медведица. Самые яркие, хорошо видимые невооружённым глазом звёзды обеих Медведиц образуют на небе фигуры, очертаниями напоминающие ковши. Они состоят из 7 звёзд. «Ковш» Большой Медведицы широко раскинулся на небе. Чуть правее, как бы перевёрнутый относительно него, светит менее яркий ковш Малой Медведицы. На кончике «хвоста» Малой Медведицы (конец ручки хвоста) сейчас располагается самая известная звезда ‒ Полярная. Она указывает путешественникам на суше и на море направление на север. С этим созвездием связана удивительная легенда. 6 ученик: Давно это было. Среди холмов расположилась обычная деревня. В деревне жили обычные люди. В одной семье была дочь, звали её Айна. Девочка была добрее всех в деревне. Как-то раз на рассвете на окраине деревни появилась странная чёрная повозка, запряжённая чёрными лошадьми. Повозкой управлял человек, одетый во всё чёрное, он громко смеялся. На повозке стояла клетка, в которой сидел белый медвежонок, сосал лапу, а из его глаз текли слёзы. Жители деревни возмущались, но никто не смел сказать ни слова чёрному человеку. Только Айна попросила отпустить белого медвежонка. На что незнакомец рассмеялся и ответил: «Я отпущу медвежонка в том случае, если кто-нибудь отдаст за него свои глаза». Все молчали, а Айна согласилась. Тогда человек выпустил медвежонка, а Айна потеряла зрение. Незнакомец исчез, Айна плакала. Медвежонок привязал Айну за верёвочку и водил по деревне. Люди видели, как белый медвежонок уводил девочку по лунной дорожке в небо. С тех пор они всегда видны, чтобы люди помнили о добре и зле. Лидер группы представляет ребят, работающих над этой темой. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками. Работа в группе. Понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя; намечать план выполнения заданий под руководством учителя; сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого); планирования своих действий в соответствии с поставленной целью пересказывать прочитанное кратко, выборочно, используя соответствующую лексику. Называть планеты Солнечной системы. Сотрудничать с одноклассниками. Пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта. Отличать планету от звезды. Записывать многозначные числа. Построение речевых высказываний в устной форме. Пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта. Построение речевых высказываний в устной форме. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
— Действительно загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Что больше всего заинтересовало вас по этой теме? О чем бы еще хотелось узнать? | Выходит 2 группа учащихся, работавшая по теме «Кто из людей первым полетел в космос?» 1 ученик: — Нам было интересно узнать, кто же из людей первым полетел в космос? Мы хотим вам рассказать о пионерах космоса, о том, почему люди стали осваивать космическое пространство. Четыреста лет назад русский крестьянин Никита сделал себе деревянные крылья и спрыгнул с колокольни Александровской слободы под Москвой. Крылья удержали смельчака, и он спланировал на землю. Это было невероятно! — Потом люди построили самолеты и стали летать. Но человечество не останавливалось на достигнутом, их манил космос. 2 ученик: 4 октября 1957 года считается началом космической эры. В этот день был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. И с этого времени космическая техника пошла вперед гигантскими шагами. Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту. Это гражданин Советского Союза, летчик Юрий Алексеевич Гагарин. Он облетел Землю за 108 минут. — Живем мы на нашей планете В такой замечательный век. И первый из первых в ракете, Советский летит человек. Да, он стал легендой всей Земли. Так появилось слово космонавт. Лидер группы представляет ребят, работающих над этой темой. | Оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чём проявилась сложность выполнения. Пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта построение речевых высказываний в устной форме. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чём проявилась сложность выполнения. | ||
— Мы проникаем в тайны космоса, и они нам помогают в развитии науки и техники. Но люди не останавливаются на достигнутом, их манит загадочный космос. — В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома ‒ Байконур. С Байконура отправлялись в полёт настоящие космические корабли, а ребята нашего класса решили сконструировать свои ракеты. В космосе всё не так, как на Земле. Ведь там нет воздуха, люди и предметы не имеют веса, всё, что не закреплено – летает. Это состояние называется невесомостью (карточка ). Без специального оборудования человеку в космосе не выжить. Для космонавтов создана специальная одежда. А как называется этот специальный костюм, узнали наши девочки. Они решили создать костюм для девочки-космонавта. — Девочки, скажите, как же называется одежда космонавта? Скафандр (карточка) Учитель: Сегодня продолжается освоение космоса. Создаются более крупные станции, на которых устанавливают телескопы для астрономических исследований. Спутники-автоматы будут освещать земную поверхность в ночное время солнечным светом, отраженным зеркалами. Уже сегодня мы можем сказать, что космос связывает людей в единую огромную семью землян. Наша ближайшая цель ‒ это основательно изучить другие планеты. | Выходит 3 группа учащихся, создавшая на кружке «Страна Читалия» рукописную книгу загадок о космосе. Они представляют свою книгу, загадывают загадки. Отгадки, оформленные по-разному (аппликация, рисунок, работа с крупами и т. д.), демонстрируют детям. Лидер группы представляет ребят, работавших над книгой. Выходит 4 группа учащихся, работавших над темой «Модели космических кораблей» Мы хотим вам представить модели космического корабля. Каждый участник этой группы рассказывает о своей модели. Обязательно говорит, с кем он делал этот макет. Лидер группы представляет ребят, работавших над этой темой. Выходит 5 группа учащихся с родителями. Лидер говорит о том, что обычный скафандр девчонкам показался слишком скучным, и они решили его украсить. Выступление (танец и весёлая песенка), защита костюма. | Пользоваться дополнительной литературой для поиска информации при подготовке проекта; построение речевых высказываний в устной и письменной форме; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; формируются все виды УУД; формируются все виды УУД; пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта. | ||
3 | Рефлексия деятельности. | Что каждый из вас хотел узнать? Теперь можете заполнить последние строчки на странице. — Спасибо, ребята, за интересную работу. Огромное спасибо родителям, которые помогали своим детям узнавать новое и интересное. | Работают в тетради на странице «Работа над проектом». Сравнивают поставленные перед собой задачи с тем, что удалось узнать. | Обобщать результаты деятельности высказывать свою точку зрения; оценивать выполнение задания; положительное отношение к учебной деятельности. |
4 | Домашнее задание | — Ребята, хочу напомнить об интересном задании, которое предложил вам Саша. Кого заинтересовала информация о Плутоне, попробуйте найти что-то интересное. | Умение слушать и слышать учителя. |