Технологии развития самостоятельности студентов при изучении правовых дисциплин


Автор: Татьяна Леонидовна Тарасевич
Место работы: ОГПОБУ «Технологический техникум»
Должность: преподаватель


Современное профессиональное образование ориентировано на подготовку мобильного, самостоятельного конкурентоспособного специалиста, обладающего навыками и умениями самообразования и готовностью к профессиональному саморазвитию и самореализации на протяжении всей трудовой жизни.

Реализация ФГОС СПО проходит на основе модульно-компетентностного подхода, который акцентирует внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека самостоятельно действовать в различных ситуациях. В этой ситуации векторами образования становятся практические навыки, учебные компетенции самостоятельного выполнения практических и тестовых работ.

В приложении к письму Минобразования России от 29.12.2000 г. № 1-52138 «Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений СПО» выделены следующие критерии оценки результатов самостоятельной работы:

— уровень освоения обучающимися учебного материала;

— умение использовать теоретические знания при выполнении практических, ситуационных задач;

— сформированность общеучебных умений и профессиональных компетенций;

— обоснованность и четкость изложения ответа;

— уровень самостоятельности студента при выполнении различных видов учебных заданий.

Значение проведения практикумов и выполнение обучающимися тестовых заданий в процессе подготовки будущих специалистов, как показатель самостоятельности обучающихся, в настоящее время возрастает, поскольку главным в процессе обучения становится не усвоение готовых знаний, а развитие способностей к методам познания, дающим возможность самостоятельно добывать информацию, творчески ее использовать. Данная цель не может быть достигнута только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, самостоятельно найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Данный передовой педагогический опыт стал источником решения педагогической проблемы: развитие самостоятельности и познавательной активности обучающихся учреждений среднего профессионального образования.

Выполнение практикумов и тестовых заданий как средство и форма организации учебной и познавательной деятельности способствует формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся и развитию самостоятельности.

Актуальность и новизна представленного материала выражается в соответствии прогрессивным тенденциям социального развития общества и требованиям к подготовке современного профессионала, идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практики, социальному заказу государства и общества. Представленный опыт заключается в попытке автора решить проблему недостаточного уровня развития самостоятельности обучающихся, что сопряжено с развитием речи, мышления, памяти, выражается пробелами в формировании образовательных умений и навыков, мешает качественному овладению профессиональными компетенциями, средствами организации выполнения практических и тестовых заданий в ходе изучения правовых и общественных дисциплин в учебной и внеаудиторной деятельности.

Новизна предлагаемого опыта в рационализации, усовершенствовании педагогического труда в организации самостоятельной работы обучающихся, предложении различных типов заданий для выполнения обучающимися при изучении правовых и общественных дисциплин, что является фактором развития самостоятельности.

Как показывает анализ результатов работы преподавателя, использование таких инновационных форм работы дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития обучающихся. Данная образовательная деятельность обучающихся сопровождается заметными качественными показателями: активностью обучающихся при выполнении таких заданий, участием в олимпиадах, конкурсах и викторинах, демонстрацией положительных результатов. и при этом, данный опыт не стал помехой в решении других образовательных задач.

Представленный материал может быть полезен и интересен педагогам правовых дисциплин общеобразовательных образовательных организаций и учреждений среднего профессионального образования.

1. Принципы, условия и критерии организации выполнения практических и тестовых заданий как условие развития самостоятельности обучающихся.

Самостоятельная работа студентов это деятельность обучающихся по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляется им. В ходе данной деятельности обучающийся сам осознает характер выполняемой работы, сам определяет и находит способы преодоления возникающих трудностей и организует свою деятельность.

Правовые дисциплины входят в общеобразовательные предметы базового и углубленного уровней программы подготовки специалистов среднего звена для всех специальностей и профилей профессионального образования системы СПО.

При изучении права формируются гражданско-правовая активность, ответственность, правосознание, правовая культура, навыки правомерного поведения, необходимые для эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Приоритетным направлением преподавания правовых дисциплин в СПО является формирование правовой компетентности и приобретение определенного правового опыта в рамках учебной и внеучебной деятельности, поэтому важно дифференцированно подходить к формам и видам организации самостоятельной работы обучающихся техникума при изучении правовых дисциплин. Важно организовать освоение специфической юридической лексики, понятийного аппарата юриспруденции, чтение и понимание юридических текстов, работу с первоисточником, научить ориентироваться в юридических казусах и применять законодательство. Поэтому необходимо в учебном процессе проведение практических занятий и самостоятельного выполнения тестовых заданий, на которых они могут продемонстрировать личный уровень подготовки и приобрести навыки ораторства и ведения полемики.

В результате выполнения практических заданий происходит овладение обучающимися фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями, происходит становление самостоятельности, ответственности и организованности. Обучающиеся приобретают опыт творческой, исследовательской деятельности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Анализ педагогической деятельности Т.Л. Тарасевич показал, что преподаватель при организации практической работы обучающихся руководствуется следующими принципами:

— наличие определенного учебного задания, времени на его выполнение;

— проявление умственного напряжения обучающимися для выполнения задания;

— проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе выполнения задания;

— осуществление обучающимися познавательной и практической деятельности в межгрупповом взаимодействии;

— выполнение задания без непосредственного участия педагога;

— наличие результатов работы.

Для повышения результативности практической работы в рамках изучения правовых дисциплин преподавателем организованы следующие специальные условия:

— наличие фондов нормативно-правовых актов и учебной литературы и обеспечение к ним свободного доступа обучающихся.

— проведение практических занятий с применением компьютера и использованием «Консультант Плюс» и ресурсов Интернет;

— работа с фондами библиотеки (кодексы, учебники, периодические издания);

— использование специально подготовленных к учебному занятию методических материалов;

— поощрение инициативы и самостоятельности мотивированных обучающихся;

— развитие межгруппового сотрудничества при реализации поставленного задания.

Выполнение практических и тестовых заданий по правовым дисциплинам преподаватель направляет на формирование у обучающихся следующих умений:

— свободно оперировать юридическими понятиями и категориями;

— самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами, Конституцией Российской Федерации, ориентироваться в нормативно-правовой базе;

— применять нормы права в конкретных жизненных ситуациях и при составлении документов правового характера;

— контроль со стороны преподавателя за ходом самостоятельного выполнения заданий практикумов, применение мер, поощряющих студента к ее качественному и своевременному выполнению и достойной защите ее результатов.

Правильно организованная самостоятельная работа при выполнении практических и тестовых заданий позволяет обучающимся:

— формировать и развивать умения, направленные на усвоение и систематизацию приобретаемых знаний;

— обеспечить высокий уровень успеваемости в период обучения;

— получить навыки повышения профессионального уровня;

— овладеть общекультурными и профессионально-специализированными компетенциями, опытом творческой, исследовательской деятельности;

— развить самостоятельность, ответственность и организованность, творческий подход к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Обучающийся, выступающий субъектом деятельности в процессе системного подхода при выполнении и организации, а также контроле выполнения практических и тестовых работ, повышает уровень внутренней мотивации к обучению, активизирует самостоятельное творчество, и достигает результатов в формировании личностных компетенций.

Анализ учебных планов и результатов деятельности обучающихся позволяет сделать вывод, что педагогом накоплен опыт организации данных видов самостоятельной работы.

В результате систематической работы с текстом нормативно-правового акта у обучающихся развивается умение самостоятельно вести поиск правовой базы, уяснять смысл правовых терминов, использовать их в практической работе.

Важно вызвать у обучающихся стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования о. Для этого преподаватель имеет также широкий арсенал средств. Например, проведение командных конкурсов, олимпиад, викторин по итогам которых поощряется победившая команда, а также отличившиеся отдельные обучающиеся (Приложения 2, 3).

Как правило, общими критериями оценки самостоятельной работы по правовым дисциплинам являются: степень освоенности темы, полнота ответа на вопрос, правильность и полнота решенного правового спора (казуса), обоснованность решения с учетом действующего законодательства. Преподаватель учить обучающихся умению и способности своевременно найти и исправить допущенную ошибку (Приложение 5).

Такая организация самостоятельной работы обучающихся при изучении правовых дисциплин позволяет:

— вовлечь обучающихся в учебный процесс, сделать их активность не кратковременной и эпизодической, а устойчивой и длительной (т.е. в течение не только всего занятия, но изучения дисциплины в целом);

— повысить их стремление и умение самостоятельно мыслить, развить способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и овладеть способами добывания знаний, выработать критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений;

— достичь образовательные результаты, предусмотренные ФГОС СПО по правовым дисциплинам;

— приобщить обучающихся к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем, мотивировать к участию в конкурсах, олимпиадах, викторинах.

Результат совершенствования самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения правовых дисциплин выражается в целенаправленном, сознательном изменении личностной сферы студента и продуктивной самореализации в учебно-познавательной деятельности (устойчивый интерес к выполнению самостоятельных заданий различного уровня сложности; осознанность целей и способов деятельности, самостоятельность при организации деятельности; осознанность и необходимость субъект-субъектных отношений для собственного саморазвития; свобода выбора и ответственность за сделанный выбор; рефлексия, самовоспитание, признание саморазвития как личностной ценности, умение подготовить выступление, отстоять свою т точку зрения; умение оперировать и применять полученные знания в других сферах деятельности; прогнозирование результатов собственной деятельности (Приложение 5).

Самостоятельная работа активизирует самостоятельное творчество учащегося, поскольку выстраивается преподавателем с учетом его особенностей и интеллектуальных знаний, оказывает влияние на формирование основ профессиональных качеств личности, поскольку выступает средством формирования способности к самореализации, самоконтролю, самоанализу.

2. Формы организации учебной деятельности, направленные на развитие самостоятельности обучающихся.

Перед профессиональными учебными заведениями стоит задача улучшения и повышения эффективности правового обучения и воспитания самостоятельности студентов.

В связи с этим в области правового обучения преподавателем поставлены следующие цели:

1. расширить и углубить первоначальные правовые знания обучающихся, полученные через средства массовой информации и по другим коммуникативным каналам;

3. научить обучающихся правильно оценивать содержание законов и других нормативных актов, самостоятельно определять порядок их применения в конкретных жизненных ситуациях;

4. сформировать самостоятельность при решении практических задач и конкретных ситуаций, выполнении тестовых заданий и активность участия в развивающих правовых мероприятиях;

2. укрепить правовую дисциплину, осознанность основ правопорядка, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан России.

Прочность, осознанность и действенность правовых знаний обучающихся в значительной мере обеспечивается применением активных методов и инновационных технологий. Среди них важное место занимают практические занятия по решению задач и конкретных ситуаций. Следует подчеркнуть, что само содержание учебной программы при ограниченном времени, отведенном на изучение предмета, требует не столько запоминания, сколько развития умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой и нормативными актами.

При обучении решению правовых ситуационных задач преподаватель направляет внимание обучающихся на последовательность выполнения действий:

— анализ описанной ситуационной профессиональной задачи;

— выявление способов, которые могут быть использованы при решении задач;

— вычленение необходимых данных для решения задач, установление их достаточности;

— выполнение действий.

Практические и ситуационные учебные задачи решаются обучающимися как индивидуально, так и в подгруппах по 2-4 человека. После выполнения заданий проводится коллективное обсуждение хода и результата работы. Организуется также предварительное взаимное рецензирование разработанных вариантов, а также публичная защита различных решений одной и той же ситуационной задачи.

На данном этапе обучающиеся самостоятельно ищут ответы на поставленные преподавателем вопросы. Эта деятельность помогает развитию умения самостоятельно структурировать информацию, выделять основные моменты. У них активизируется процесс мышления, умения анализировать и систематизировать материал, что способствует более полному усвоению правовых знаний, развитию творчества и самостоятельности.

Практикум по учебной дисциплине «Право» для обучающихся очной формы обучения всех профессий и специальностей социально-экономического профиля среднего профессионального образования состоит из 12 разделов. Задания в каждом разделе систематизированы по анализу правовых норм и решению юридических казусов, охватывающих все основные темы учебной дисциплины. Для закрепления каждой темы предложены вопросы, на которые студент должен самостоятельно ответить.

Самостоятельная работа включает задания, которых необходимо подставить искомое понятие, документ, расположить явления, факты, события в определенном порядке, дать определение понятия. В ряде случаев предложены задания, которые не имеют однозначного решения. Выполняя эти задания, прежде всего, нужно постараться, аргументировано изложить именно свой ответ, свою точку зрения. Выполнение таких заданий требует внимательности и точности. Формы заданий разнообразны: в них используются схемы, таблицы.

Ситуативные задачи выбраны по проблемам, наиболее часто встречающиеся в практике. Примеры взяты из жизни предприятий, предпринимателей и граждан, а также из материалов прокурорского надзора, арбитража, судебной практики. При решении конкретных задач необходимо исходить из следующего. Правовые ситуации представляют собой определенные общественные отношения, урегулированные нормой права. Правовые отношения вызываются конкретным юридическим фактом. Например, действием (договором, причинением ущерба, нарушением трудовой дисциплины, административным проступком и т.п.) или событием. Обучающиеся должны внимательно прочитать задачу, уяснить ее фабулу и поставленные контрольные вопросы. Затем надо определить, какие обстоятельства в данной ситуации являются решающими для принятия решения, основанного на законе.