Цели семинара:
повышение профессионального мастерства и творческого потенциала педагогов детского сада,
повышение качества и эффективности образовательного процесса посредством создания специальных условий для детей с ОВЗ при обучении и воспитании в детском саду.
Задачи:
1. Способствовать развитию профессиональных коммуникаций педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Совершенствовать педагогическое мастерство в вопросах образования детей с ОВЗ в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Оказать методическую поддержку педагогам по использованию современных технологий в практике образовательной деятельности с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья
План проведения семинара:
1. Постановка проблемных вопросов и анализ проблемных ситуаций (зам. зав по ВМР Савватеева Л.И.).
2. Работа в творческих группах «Выработка технологии работы, направленной на нравственное воспитание детей с ОВЗ», «Условия, повышающие эффективность нравственного воспитания дошкольников» (старший воспитатель Яковченко Е.А.).э
3. Подведение итогов семинара ‒ обмен мнениями.
Цель нашего семинара ‒ выявление, теоретическое и практическое обоснование совокупности педагогических условий, способствующих обеспечению эффективности организации нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Под педагогическими условиями мы понимаем обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, существенно влияющие на его реализацию и результаты.
Рассмотрим педагогические условия эффективности нравственного воспитания у детей с ОВЗ:
• Сочетание формирования у воспитанников нравственных представлений и понятий и создания условий для проявления нравственной воспитанности в конкретной жизненной ситуации.
В основе нравственного сознания лежат знания. Накопление у воспитанников конкретных знаний, собственных наблюдений при их наглядно-чувственном восприятии приводит к созданию образцов представлений, которые затем превращаются в понятия. Современные исследования доказывают, что в дошкольном возрасте необходимо формировать, в первую очередь, нравственные представления, а на их основе ‒ нравственные понятия.
У дошкольников преобладает чувственное обобщение. Оно совершается при непосредственном соприкосновении с предметами и явлениями в процессе их восприятия и практической деятельности с ними. В ходе чувственного обобщения могут объединяться как существенные, так и несущественные свойства, связи и отношения предметов и явлений. В результате возникает сумма элементарных знаний в виде общих представлений.
Нравственные представления ‒ результат общения на чувственном, практически-действенном, или эмпирическом, уровнях, а нравственное понятие ‒ результат обобщения существенных связей и отношений на теоретическом уровне. Особенность процесса формирования морального понятия ‒ включенность в него оценочного момента. На каждое моральное понятие влияет оценочное отношение к обществу, к тому качеству человека, к тем действиям, поступкам, суждениям, которые либо отвечают моральным требованиям общества, либо противоречат им. Поэтому усвоение таких понятий детьми должно сочетаться с формированием соответствующих позиций, оценок, убеждений, т.е. положительного или отрицательного личного эмоционально-пристрастного отношения к тому или иному конкретному качеству, действию или поступку человека. Моральные оценки лишь постепенно приобретают обобщенный характер и становятся выразителями собственного, индивидуального отношения воспитанника к поступкам людей или их качествам.
В процессе воспитательно-образовательной деятельности мы применяем различные формы и методы воспитательной работы. В ходе проведения этических бесед умственно отсталым детям разъясняются происхождение, суть требований и норм морали, нравственных отношений человека к обществу, окружающим людям, самому себе, труду, природе. Выбор тем бесед обусловлен необходимостью формирования у воспитанников представлений о доброте, отзывчивости, дружбе, милосердии, чуткости, вежливости, скромности, внимательности. В каждую из них мы стараемся включить различные ситуации жизненного содержания, что содействует повышению познавательной активности детей. В ходе анализа ситуаций воспитанникам приходится задумываться, размышлять, принимать самостоятельные решения. Вместе с тем анализ жизненных ситуаций с нравственным содержанием способствует развитию нравственных представлений и чувств. Включение ситуаций с жизненным содержанием в беседы помогает формированию образцов нравственного поведения.
Выбор тем бесед обусловился жизненными ситуациями воспитанников, т.е. чем-то близким, понятным и значимым для них. В начале воспитательной работы беседы строятся вокруг конкретного образа, близкого и понятного детям (об отношении к маме, бабушке, своим сверстникам, к природе).
• Создание воспитывающих жизненных ситуаций, способствующих выработке нравственных поступков и закреплению их как привычки в поведении.
Наиболее ярко личность ребенка проявляется в воспитывающих жизненных ситуациях. В них активизируются процессы саморегуляции и социальной адаптации. Являясь главным звеном возникновения познавательной потребности, проблемно-развивающие ситуации стимулируют работу сознания по овладению нравственными категориями.
Воспитывающие жизненные ситуации ‒ специально организованные педагогом необычные условия, включающие в себя противоречия между требованиями общества и уровнем развития личности или между ситуативным требованием активности личности и уровнем развития способности делать нравственный выбор. Использование таких ситуаций рационализирует поиск оптимальных вариантов преодоления моральных противоречий.
В воспитывающих жизненных ситуациях устанавливается связь между ситуацией и способом общения партнеров. В них также заключены возможности для приобретения личностью деятельностно-поведенческого опыта в различных ситуациях, повторяемость которых высоко вероятна.
Воспитывающие проблемные ситуации могут возникнуть:
при обсуждении тех или иных альтернативных выборов вида деятельности или стиля поведения;
при оценке действий и поступков, основанной на принципах нравственности;
в ходе сопоставления нормативных положений с жизненными ситуациями;
в ходе обсуждения о том, как нужно поступать в конкретной ситуации.
Используемые в нашей работе воспитывающие жизненные ситуации предполагают приведение примеров о заботливом, добром отношении к людям, демонстрации того, в чем это проявляется; раскрытии реальных возможностей и способов проявления заботы к окружающим на улице, в группе, дома. Воспитанников подводим к мысли о том, что помогать нужно по собственному желанию и что такая помощь вызывает наибольшую радость.
• Создание нравственной среды в коллективе воспитанников.
Мы убеждены, что уровень нравственной воспитанности дошкольников напрямую зависит от уровня развития у педагога способности создавать нравственную среду в детском коллективе. Последовательно создавая реальную среду взаимопомощи, ответственности в группе, педагоги достигают наиболее заметных сдвигов в нравственном становлении и развитии воспитанников с умственной отсталостью. Для реализации этих условий важно создать в группах атмосферу заботы, т.е. обеспечивать личностно ориентированное, нравственно развивающее воспитание, сфокусированное на личность ребенка, его потребности и интересы, способности и возможности.
• Использование игры в процессе нравственного воспитания.
В игре обычно не присутствует социально-ценный материальный продукт, но нельзя утверждать, что игра не продуктивна. Ее результаты, продуктивность воплощаются в нравственных ценностях, в качествах и способностях, которые приобретаются, формируются в этом виде деятельности. Игра в не меньшей степени, чем другие виды деятельности, несет в себе большие потенциальные возможности для разностороннего развития ребенка, формирования качеств личности. Как и любая человеческая деятельность, игра по своей природе социальна, т.е. имеет общественный характер, осуществляется в исторически определенной системе социальных отношений, которые так же неизбежно проявляются в ней.
Л.С. Выготский отмечал, что «игра есть арифметика социальных отношений». Ребенок видит деятельность окружающих его взрослых, подражает ей и переносит ее в игру, в которой овладевает основными отношениями и проходит школу своего будущего социального развития. При этом речь может идти не только о детской игре, но и об игре на различных возрастных уровнях, в различных формах (танец, песня, театр и т.п.).
Суть игровой деятельности ‒ в исполнении желания детей включиться в систему социальных отношений со взрослыми, в принятии на себя их прав и обязанностей в специально создаваемых ими мнимых ситуациях с определенными правилами. Центром игровой деятельности выступает роль, которую ребенок берет на себя. Игра ‒ всегда самостоятельная деятельность детей, ее цели значимы для них по их собственному внутреннему содержанию; она всегда добровольна и интересна. Как показывает практика, чрезвычайно важно предоставлять воспитанникам как можно больше педагогически целесообразной самостоятельности в игре.
Побуждение воспитанников к ее проявлению и в то же время обеспечение тактичного руководства ею ‒ две важные педагогические задачи. Важно, чтобы игра была доступна детям, у них был минимум знаний и умений, необходимый для участия в ней. Педагоги с учетом всех обстоятельств определяют свою роль в той или иной игре, на определенном этапе ее развития. Подобное участие может быть различным, но практика жизни подтверждает положение о том, что для воспитания детей чрезвычайно важна заинтересованность взрослых в их игровой деятельности.
Воспитатели, знакомя детей с новой игрой, стремятся интонацией, взглядом, жестом показать детям, как интересна предлагаемая им игра. Педагог объясняет воспитанникам ее правила, побуждая их к игре, и затем отходит на второй план. Он принимает участие в ней вместе с детьми «на равных». Опосредованно управляя игрой, педагог не вмешивается в нее. Воспитанники апеллировали к его помощи, когда возникала спорная ситуация, и игра начинала давать «сбой». Педагоги видели свою задачу в том, чтобы познакомить воспитанников с интересными, ценными в социальном отношении играми, указать верное направление игровой деятельности и предоставить им возможность действовать самостоятельно, тактично, по мере необходимости, активизируя игровые действия. В таком стимулировании важно соблюдение меры с тем, чтобы оно не нарушало темпа, ритма игры, а словесные инструкции педагога не оказывались излишне затрудняющими игровую деятельность, отчуждающими их от нее, нарушающими ее самодеятельный, добровольный характер.
Необходимо сформулировать ряд общих правил педагогического руководства игрой:
помогая детям в выборе игры, важно обеспечивать ее социальную окрашенность, слияние познавательной и практической деятельности;
усилия нужно направлять на то, чтобы игра приносила воспитанникам радость, развивала их интересы;
нужно постоянно стремиться оживлять игру, вносить в ее содержание новые элементы, побуждая к этому детей, развивая их фантазию;
важно создавать в игре естественную, непринужденную обстановку и ни в коем случае не сдерживать активность воспитанников ‒ двигательную, творческую, эмоциональную;
недопустимо навязывать детям игровой материал: лучше, если сами воспитанники будут изготавливать оборудование для игр;
следует постоянно и вместе с тем тактично наблюдать за участием воспитанников в игре, выполнением ими взятых на себя ролей, замечать достижения и неудачи, хвалить их за успехи, особенно если они достигнуты впервые и потребовали значительных усилий, оказывать помощь в овладении необходимыми для игры знаниями и умениями.
• Использование индивидуального подхода в нравственном воспитании. Оптимальное индивидуальное развитие деятельности детей предполагает:
систематическое участие воспитанников в значимой дли них и коллектива деятельности;
четкость, конкретность обязанностей ребенка в ней;
оказание помощи в ней, обучение;
удовлетворение в ее процессе потребностей воспитанника, их развитие как социально ценных;
последовательное предъявление и усложнение требований к дошкольникам в воспитательной деятельности (путем их усложнения, уменьшения в них помощи и изменения форм стимулирования);
корректировка поведения воспитанников на основе требований детского коллектива, переживающего этап своего становления, и педагогов.
Педагоги при организации индивидуальной работы с детьми необходимо опираться на следующие принципы:
установление и развитие деловых и межличностных контактов в детском коллективе;
уважение самооценки ребенка, включение его в деятельность, постоянное усложнение и повышение требовательности к воспитаннику в ней, стимулирование самообразования, самовоспитания, саморазвития.
• Повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
Особую значимость в создании благоприятного психологического климата в группе имеет профессиональная компетентность педагога, реализующего современные технологии и инновационные средства воспитания детей. Именно он представляет для воспитанников нравственный ориентир и служит образцом установления доброжелательных отношений между детьми и взрослыми. Как утверждал К.Д. Ушинский, «только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Педагог задает тон в налаживании заботливых отношений. Дети, подражая ему и отражая микросреду группы, пополняют свой личный опыт заботливых взаимоотношений. Но, чтобы эти отношения приобрели устойчивость и стали нравственными привычками, чертами характера, необходимо достаточно долго упражняться в проявлении заботы.