Ценности, которым нет цены: конспект урока по литературе по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» в 10 классе


Автор: Захарова Оксана Вячеславовна
Место работы: МБОУ «Центр образования имени В. И. Пеллера»
Должность: учитель русского языка и литературы


Цель урока: показать, что Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» утверждает вечные ценности – патриархальную семью со взаимоотношениями, построенными на «добре и правде», как основу человеческой жизни.

Задачи урока:

а) разобраться в вопросах, которые ставит перед читателями автор: «Что нужно для счастья?», «Что скрепляет семью?»;

б) совершенствование умения вести диалог с автором;

в) укрепление престижа семьи, формирование у учащихся ценностной системы нравственных семейных ориентиров и идеалов.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, текст романа-эпопеи «Война и мир», песня «Родительский дом», эпиграф к уроку: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь … с возможностью делать добро людям» (Л.Н. Толстой), презентация, видеофрагменты фильма «война и мир», снятого Бондарчуком старшим, церемония открытия олимпийских игр Сочи (фрагмент бала Наташи Ростовой).

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Ребята, мне хочется начать сегодняшнее общение с вами небольшой мудрой притчей. Прослушайте ее, пожалуйста, и определите ее иносказательный смысл.

Одной женщине приснился сон, что за прилавком магазина вместо продавца стоял Господь.

Боже! Это ты!

Да, Я, — ответил Бог.

А что у Тебя можно купить?

Все, — был ответ.

Тогда, мне бы хотелось купить здоровья, счастья, любви, успеха, и много денег.

Бог улыбнулся, и пошел за заказанным товаром. Вскоре Он вернулся с небольшой картонной коробочкой.

Это все! — воскликнула женщина.

Да, ответил спокойно Бог, разве ты не знала, что у Меня продаются только семена?

О чем идет речь в этой притче?

Что же такое ценности? Какими они бывают? Ребята, а что, если попытаться визуализировать образ ценностей, то можно их представить так (две статуэтки), какие у вас ассоциации возникают? Ценности материальные и духовные.

А что же такое ценность?

Жизненные ценности это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

В математике свободный вектор – это множество одинаковых направленных отрезков.

Показываю иллюстрации с флюгерами. Ребята, попробуйте прочитать этот несплошной текст? О чем он?

До восемнадцатого века в России употребляли термин «прапор» или «прапорица». А в Морском Уставе от 1720 г. значится слово «флюгель». Что такое флюгер? Изначально он получает широчайшее распространение в портовых городах. Прибор помогает определиться, заходить кораблю в порт или же нет. Так, если металлическая конструкция показывает направление ветра от моря, стоило ожидать наплыва большого количества торговых кораблей. Если наоборот, то нет. А еще, прибор устанавливался на куполах соборов и церквей. Причем наиболее распространенным был флюгер-петух. Со временем вокруг самого обыкновенного устройства рождались всевозможные истории и даже легенды, придавая ему статус оберега или талисмана дома.

Определение, которое дает, к примеру, Даль в своем словаре, обозначает прибор как железный флажок, косичку, указывающую направление, в котором дует ветер.

Давайте попробуем по флюгерам определить направления, ценности, которые мог выбрать человек. Пожалуйста, возьмите стикер и прикрепите к тому флюгеру, который вам ближе на данный момент вашего жизненного пути.

Прикрепляют. Иллюстрации флюгера на доске.

— Я смотрю, многие из вас выбирают…..

— Посмотрите, пожалуйста, на экран, что фрагмент видео вам представлен, откуда он? С чем связан?

— К числу вечных творений, завещаемых из века в век, принадлежит и «Война и мир». Мы открываем страницы романа, где Лев Николаевич Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь, которую назвал «настоящей». Мирная жизнь не обособлена от «большой» истории, в ней свой «омут жизни», а люди как реки: у каждого своё русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, её традиции, уклад.

Чем для вас является понятие семья? Найдите партнера по плечу и выясните его позицию по этому вопросу. А теперь найдите партнера из другой группы.

Вывод: семья – вечная ценность. Это основа жизни человека, оплот его спокойствия, счастья, душевного равновесия. Семья – первая незаменимая школа жизни.

— К числу вечных творений, завещаемых из века в век, принадлежит и «Война и мир». Мы открываем страницы романа, где Лев Николаевич Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь, которую назвал «настоящей». Мирная жизнь не обособлена от «большой» истории, в ней свой «омут жизни», а люди как реки: у каждого своё русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, её традиции, уклад. «Война и мир», – утверждают биографы Толстого, – создана в семье, она вышла из семьи. Семья ничем, казалось бы, не способствовала творчеству, а вместе с тем именно она порождала его. Прототипами центральных героев были люди, составляющие ближайшее родственное и семейно-родовое окружение Льва Николаевича. В Ростовых много от Толстых и Берсов (в Николае Ростове -– от отца писателя, в Наташе Ростовой – от сестер Берс: Сони и Тани), в Болконских – от Волконских (семья матери писателя); княжна Марья имеет прототипом Марию Николаевну Волконскую-Толстую.

Сегодня мы знакомимся с семейными гнёздами главных героев: Ростовыми; Болконскими, Курагиными, Безуховыми, побываем в гостях у этих семей, чтобы разобраться в главном вопросе: «Что нужно для счастья? Какую же семейную жизнь Толстой считает настоящей?» (Запись проблемного вопроса в тетради)

На доске у нас жёлтый круг со словом «семья», по ходу исследования толстовских семей вы прикрепляете к кругу семь лучиков семейного счастья. (Семья – семь «Я») В ходе урока мы будем работать над моделью счастливой семьи в понимании Толстого. И, может быть, мы с вами разделим точку зрения писателя.

Работа в группах (предварительное домашнее задание).

Вы были гостями семей, у вас было задание приобщиться к идеалам семьи и выяснить их моральный кодекс. Попытайтесь сейчас схематично его изобразить на ментальной карте.

— С чего начинается первая часть второго тома? (Примерные ответы учащихся, они могут быть построены иначе)

Война не кончилась, но приостановилась. Наполеон после победы при Аустерлице заключил с Австрией выгодный для себя мир и отправился в Париж, а русские войска вернулись на родину, и многие офицеры получили отпуск, в том числе Николай Ростов.

— Каким желанием охвачен Николай Ростов, какие испытывает чувства, подъезжая к родительскому дому?

Он едет в отпуск в Москву, уже въезжает и думает: «Скоро ли, скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» Н. Ростов охвачен нетерпеливым желанием поскорее подъехать к родному дому. Он с умилением узнаёт самые обычные предметы и огорчается, когда родной долгожданный дом стоит «неподвижно, нерадушно … ». Так знакомо нам то чувство, что испытывал Николай через несколько минут после приезда: «Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали: но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастья ему казалось мало, и он всё ждал чего-то ещё, и ещё, и ещё».

— А теперь сделайте вывод, что значит для него родительский дом?

В родительском доме он – офицер, взрослый мужчина – с естественной лёгкостью вновь вошёл в свой детский мир, ему понятно и «сожжение руки линейкой для показания любви», и Наташина болтовня, и то, что она пыталась надеть его сапоги со шпорами, и Соня, кружившаяся по комнaтe, – всё это, казалось, было в нём все долгие месяцы под ядрами и пулями, а теперь здесь, в родительском доме, ожило и расцвело.

— Вспомните, в каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых? Расскажите о родителях. (Сообщения учащихся)

1 группа

Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины – святой долг материнства: «Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45, видимо, изнурённая детьми, которых у неё было 12 человек. Медлительность её движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение». Автор подчёркивает близость матери и дочери одним именем – Наталья. С умилением Толстой описывает и графа. Граф Ростов одинаково приветливо встречал всех гостей… «милая или милый» говорил всем без исключения, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям, он хохочет «звучным и басистым смехом», «смеясь, кричит … », он – «сама распущенная доброта». Гостеприимный и щедрый дом Ростовых не может не очаровать читателя. И в Петербурге, и в Москве на ужины к ним сходились самые разные люди: соседи по Отрадному, старые небогатые помещики, Пьер Безухов. Чувствуется бескорыстное радушие. Жизнь Ростовых в деревне носит ещё более патриархальный характер крепостные на святках наряжаются и веселятся вместе с господами.

— Каковы отношения родителей и детей?

Эти пожилые люди нежно, трепетно друг друга любят; у них чудесные дети. Отношения между родителями и детьми в семье Ростовых строятся на искренности чувств, любви, понимании, уважении, на доверии друг к другу. Дух равенства, бескорыстия господствует в этой семье. Здесь вместе открыто радуются, плачут и переживают. Ростовы готовы принять и обласкать любого: в семье, кроме своих четверых детей, воспитываются Соня и Борис Друбецкой. В их доме уютно своим и чужим …

(Фрагмент видео)

— Что дополняет эта картина к характеристике Ростовской «породы»?

Простота и радушие, естественность поведения, сердечность и взаимная  любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу.

Представление результатов групповой работы.

— Сильные учащиеся группы составляли семейный кодекс Ростовых, они выступают на уроке с творческой работой, в которую могут быть включены такие нравственные качества семьи, такие как:

1 лучик:

а) открытость души, все чувства наружу; щедрое гостеприимство;

б) искренность и взаимопонимание между родителями и детьми.

2 лучик:

а) уважение к каждой личности;

б) чувство патриотизма.

3 лучик: главный стержень семьи Ростовых любовь.

— Мы видим, что семья Ростовых живёт больше чувствами, чем головой. И Толстой любит семью Ростовых (как известно, в лице Николая Ростова он изобразил своего отца), любит за то, что они хорошие люди. В образе Ростовых автор воплотил свой идеал о крепости семьи, нерушимости родового гнезда, дома. Думаю, каждый из нас был бы счастлив, живя в такой семье.

Слайд с видео. А теперь погостим немного у Болконских в Лысых Горах. Ничто не может изменить спокойной, деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома в Лысых Горах. «Те же часы, и по аллеям прогулки … ». И как всегда, рано утром величественный маленький старик в «бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке» выходит гулять по свежему снегу. Он стар, князь Болконский, он заслужил покой, эту расчисленную, им самим составленную жизнь. Но не о покое мечтал этот старик.

2 группа

Наверное, он рвался всем сердцем туда, на австрийские поля, вспоминал великого Суворова, мечтал о своём Тулоне, он стар, но он жив, и полон душевных сил. Душевных, но не физических. Приходится смиряться с тем; что не можешь легко, как прежде, вскочить на коня и скакать под пулями наперерез врагу. Приходится смиряться с тем, что мысль работает не так быстро, как раньше, и убывают силы, и нет тебе места там, где прежде без тебя казалось невозможно … Он потому и труден, этот старик, что не может примириться со своей беспомощностью. Но, сколько есть сил, он будет полезен России, сыну, дочери.

Что князь Николай Андреевич Болконский хотел дать своим детям?

Давно, когда он был молод, силён и деятелен, среди многих радостей, заполнявших его жизнь, были дети князь Андрей и княжна Марья, которых он очень любил. Николай Андреевич занимaлся их воспитанием и обучением, не доверяя и не перепоручая этого никому. Сына он хотел вырастить умным, благородным, счастливым, а дочь не такой, как светские глупые барышни, прекрасной женщиной.

О чём же болела его душа?

Сын вырос красивым, умным и честным, но это не сделало его счастливым. Он ушёл в непонятную жизнь с неприятной женщиной что остаётся отцу? Пытаться понять сына и заботиться о его жене: но не так всё это мечталось когда-то …

Девочка его тоже выросла, стала богатой невестой; он научил её геометрии, воспитал доброй и благородной, но от этого ей будет только труднее жить. Что она знает о людях, что понимает в жизни? Дочь внешне некрасивая! Но он, как никто, понимает, как богат духовный мир дочери; он знает, какой красивой она может быть в минуты большого волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, «этой глупой, бессердечной породы». Не дочь его они ищут, а его богатство, его знатный род! А княжна Марья ждёт, волнуется! Он, со своим стремлением сделать детей правдивыми и честными, он сам и воспитал Андрея безоружным против княгини Лизы, а Марью против князя Василия. Сегодня он жив и уберёг дочь, а завтра?

Что общего у всех Болконских?

Строгость, «сухость», гордость – наиболее часто повторяющееся в портретах отца и сына черты. Но едва ли не самыми главным, объединяющим всех Болконских, является выделенное Толстым сходство их глаз: как у княжны Марьи, такие же «прекрасные глаза» у князя Андрея (глава 25), они также «светились умным и добрым, непривычным блеском», умные и блестящие глаза у Болконского-отца. Аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, вот характерные особенности семьи Болконских. В момент рождения сына княгини Лизы и князя Андрея в доме Болконских «была какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в ту минуту …».

Представление результатов групповой работы.

— Учащиеся группы составляли семейный кодекс Болконских, они выступают на уроке с творческой работой, в которую могут быть включены такие нравственные качества семьи, как:

4 лучик:

а) требовательность к себе и другим;

б) порядочность и благородство.

5 лучик:

а) понятие чести и чувство долга;

б) патриотизм;

6 лучик: главный стержень семьи Болконских чувство долга и благородство.

— В чём сходство и различие взаимоотношений родителей и детей Болконских и Ростовых?

У Болконских, как и Ростовых, та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность (только скрытая), та же естественность поведения. Дом Болконских и дом Ростовых похожи, прежде всего, чувством семьи, духовным родством, патриархальным укладом.

На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных. Как понимает свой родительский долг Василий Курагин?

3 группа

Василий Курагин отец троих детей. Он тоже, наверное, плохо спит ночами, думает за своих детей, как помочь, направить, уберечь. Но для него в понятии счастья иной смысл, чем для князя Болконского. Все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Как много сил стоила князю Василию пышная свадьба дочери Элен нынешней графини Безуховой! Бросив все дела, он опекал и направлял «непутёвого» Пьера, пристроил его в камер-юнкеры, поселил в своём доме, и, когда Пьер так и не сделал предложения, князь Василий всё взвалил на свои плечи и решительно благословил Пьера и Элен. Элен пристроена. Ипполит, слава Богу, в дипломатах, в Австрии вне опасности; но остаётся младший, Анатоль, с его беспутствами, долгами, пьянством; возникла мысль женить его на княжне Болконской лучшего и желать нельзя. Позор сватовства все Курагины переносят легко. Их спокойствие от равнодушия ко всем, кроме себя. Их душевную чёрствость, подлость заклеймит Пьер: « Где вы, там разврат, зло».

Каковы взаимоотношения в этой семье?

В этом доме нет места искренности и порядочности. Страшной смесью низменных инстинктов и побуждений связаны друг с другом члены семейства Курагиных! Мать испытывает к дочери ревность и зависть; оба брата не скрывают физиологического влечения к сестре; отец искренне приветствует для детей браки по расчёту, грязные интриги и скверные связи … Кажется, что разрастание этого гнезда грехов и пороков можно остановить лишь физически — и все трое младших Курагиных остаются бездетными. Они чужды Толстому: пустоцветы! От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу.

Представление результатов групповой работы.

На лучиках ничего не написано, так как нет нравственных качеств, скрепляющих этот союз. В их семье нет домашней теплоты, ощущения дома. Они не дорожат друг другом: князь Василий замечает, что у него нет «шишки родительской любви»: «Мои дети – обуза моего существования». Главный стержень семьи – расчёт и ложь.

Ребята вы знаете, что существует такая наука как геральдика.

И я вам предлагаю выяснить какой семье может относиться один из следующих гербов. Даю по 3 герба на группу. Ребята определяют.

Угадай герб семьи

А) На гербе из главных гербовых фигур присутствует левая скошенная лазурная оконечность в серебряном поле. Лазурь – цвет великодушия, честности, верности, безупречности, а серебро – это благородство, откровенность, правдивость, чистота. Золотой знак на оконечности символизирует заслуги перед Родиной. На гербе также изображен единорог — одно из самых популярных геральдических животных, символ чистоты и чуткости. Единорог может также считаться игривым существом, а значит, может символизировать энергию и жизнелюбие. (Ростовы)

Б) На гербе над красной оконечностью изображен грифон – древнее мифическое существо с телом льва и головой и крыльями орла. Сочетает в себе качества этих двух существ, а соответственно, и их геральдические значения. Грифон символизирует храбрость, мужество, могущество, гордость, непреклонность. Грифон считался защитником, и в первую очередь, защитником своего семейства. Красная оконечность тоже означает храбрость и мужество, кровь, пролитую в боях, а также способность горячо и искренне любить. (Болконские)

В) На этот герб поместили гарпию существо с лицом женщины и телом орла (стервятника). В геральдике гарпия выражает понятие «свиреп, когда спровоцирован», но чаще истолковывается, как символ порока и страстей. Само слово «гарпия» связано с древнегреческим глаголом «арпадзо» — хватать, похищать. На этом гербе нестандартное сочетание двух главных гербовых фигур — столба и оконечности. Бурно-волнистая чёрная оконечность в серебряном поле символизирует отрицательных героев, которые находятся среди чистоты и благородства других персонажей. Зеленый цвет столба, смещенного влево сам по себе означает надежду, изобилие, радость. В данном же случае он символизирует стремление к достижению земных благ и богатству. (Курагины)

Ответ на проблемный вопрос: «Что нужно для счастья? Какую же семейную жизнь Толстой называет настоящей?».

Чтение-анализ эпиграфа: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь … с возможностью делать добро людям» (Л.Н. Толстой)

— Семья один из шедевров природы. И Толстой блестяще претворил эту мысль в романе. Лучшие герои «Войны и мира» хранят в семейных отношениях такие нравственные ценности, которые в минуту общенациональной опасности спасают Россию.

В эпилоге романа мы видим две прекрасные семьи Наташи и Пьера и княжны Марьи и Николая. «Как и в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое». Обе семьи, Безуховых и Ростовых, живущие в старом лысогорском доме, счастливы.

Семья Ростовых крепка потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, на том, что её «вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро», восхищает и удивляет Николая. Для Николая главное в жизни дом, дети, хозяйственные дела.

В семье Безуховых Наташа внутренне слилась с Пьером, «отдалась… вся то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него». Понимая друг друга без слов, по выражению глаз, жесту, они готовы вместе идти до конца по дороге жизни, сохраняя возникшую между ними внутреннюю, душевную, связь и гармонию. Старая графиня материнским чутьём угадывала, что «все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью…». И когда появились дети, то они стали для неё настоящим счастьем.

Думаем, что такие семьи были близки самому автору. Мы видим мирное течение жизни прекрасной, полной чистых радостей и созидательных трудов. Эпилог романа это гимн Толстого духовным основам семьи, как высшей формы единения между людьми. Именно такую семейную жизнь, думаем, Толстой и называет настоящей.

— Записать на последнем “лучике солнца” ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этих семьях.

7 лучик: внутренняя духовная связь

— Почти все любимые герои Толстого стоят у истоков нового третьего поколения. Чего не хватает для полного семейного счастья, согласно авторской позиции?

С точки зрения Толстого, полная семейная гармония невозможна без детей, поэтому изображение ребёнка прикрепляет к доске представитель какой-либо группы.

Рефлексия. Учитель подходит к доске и обращает внимание учащихся на толстовскую модель счастливой семьи.

— Что положительного можно взять из образов семей 19 века, изображённых в романе Толстого «Война и мир», в век 21?

Наше время – особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй?

Главное, что хотел сказать Л.Н. Толстой о внутренней жизни семьи, связано с теплом, уютом, поэзией настоящего дома, где все тебе дороги и ты дорог всем. По мнению писателя, чем ближе люди к естественной жизни, тем прочнее внутрисемейные связи, тем больше счастья и радости в жизни каждого члена семьи.

Звучит музыка песни «Родительский дом», учитель подводит итог урока ребята прикрепляют лучики:

— Да, «родительский дом начало начал, и в сердце каждого надёжный причал». Каждая семья имеет свои «начала» и понимает счастье по-своему.

Толстой утверждает вечные ценности как основу счастья дом, семью, любовь. Это то, что необходимо каждому из нас. Все мы мечтаем о доме и семье, где нас любят и ждут. Я думаю, что вы все поняли сегодня мысли Льва Николаевича о семье. Счастье – это так просто.