Творческий проект «Цветные акварели о Холокосте»


Автор: София Зайченко
Место учёбы: МБОУ СОШ №7 г. Биробиджана


Холокост (Шоа) — та трагедия, которая остаётся в сердцах людей, в памяти поколений. Всю трагичность и историчность катастрофы помогают показать научно-популярные и документальные фильмы, художественные картины, поэтические и прозаические произведения и конечно же, произведения мировой живописи.

Известны сборники картин и фотоматериалов, прошедших колористическую обработку, раскрывающие все тяготы страшного времени. Листая эти альбомы, вспоминая уроки истории и классные часы, посвященные данной теме, приходишь к выводу — трагедия рисовалась темными красками. Палитра включала в себя оттенки черного, темно-синего, серого, темнокоричневого цветов.

Цель — показать трагическое событие Шоа на основе художественных полотен в цветных тонах.

Задачи:

— изучить существующие коллекции мемориальных центров (Яд Вашем, Освенцим -Биркенау);

— рассмотреть художественные коллекции и отдельные иллюстрации, посвященные Холокосту- трагедии, людям, прошедшим Холокост;

— систематизировать материалы- художественные работы (картины), выполненные в цвете.

Практическая значимость проекта — использование материалов в рамках недели Памяти, посвященной трагедии Холокоста; на уроках изобразительного творчества в школе, изостудии.

Этапы проекта

Этапы проекта

Виды деятельности

Организационный

Определение цели, задач проекта, продукта деятельности

Поисково-исследовательский

Поиск информации в энциклопедиях, на сайтах мемориальных музеев (Яд Вашем, Освенцим-Биркенау, художественных альбомах.

Проектировочный

Систематизация материалов-картин о Холокосте, выполненных в цветной палитре, классификация картин, подготовка краткого описания для постера

Аналитический

Анализ работу, определение трудных видов деятельности и наиболее успешных

Содержание проекта

Поисково-исследовательский этап был направлен на изучение ряда источников в сети Интернет:

1. История Холокоста. Искусство Холокоста. https://fishki.net/2133664-iskusstvo-holokosta-vystavka-rabot-hudozhnikov-uznikov-konclagerej.html

2. Искусство и Холокост. https://kulturologia.ru/blogs/091116/32179/

3. Музей Яд Вашем. Выставки. https://www.yadvashem.org/yv/ru/exhibitions/bak/uprooted.asp

4. Смерть на карандаш https://jewish.ru/ru/people/society/197631/

Проектировочный этап. Описание проектной деятельности

На основе изученных источников был сделан выбор картин, написанных о Холокосте. Безусловно, отбирались картины , которые были написаны цветными красками.

Систематизация данных работ, анализ содержательных аспектов каждой из них, позволил выделить несколько тематических групп картин и иллюстраций, а именно:

1 группа «Картины — мечты»;

2 группа «Картины — реальность»;

3 группа «Картины — крик»;

4 группа «Картины -память».

1 группа «Картины — мечты»

Находясь в заточении, узники лагерей мечтали об освобождении, вспоминая самые яркие события своей жизни.

Примером может быть картина Нелли Толл, «Девочки на лугу» (1945).

Автор этой картины, Нелли Толл — единственная из всех представленных художников дожила до наших дней. Нелли родилась во Львове, и написала картину будучи восьмилетним ребенком. Мотив прогулки по залитому солнцем лугу — это проекция желания поскорее пережить страшное время, вырваться на свободу из заточения, ведь в реальности в то время девочка с матерью укрывалась от преследований в доме одной из христианских семей. В 2016 году Нелли лично присутствовала на открытии выставки в Берлине [ 2 ].

Еще одна картина, вошедшая в данную группу, «Автопортрет на пражском цветочном рынке» (1941) Роберта Гутманна.

Все картины художника были исполнены с применением большой палитры красок в наивном детском стиле. Казалось, что с 1939 года картины должны были исполняться в тёмных тонах, но нет — они продолжали пестреть, несмотря на то, что отражали злободневные темы.

В 1939 году наступил новый период в жизни страны и Роберта — оккупация Чехии. Он заперся на чердаке и почти не выходил на улицу в течение полутора лет. Это не спасло его и 16 октября 1941 года он был арестован и направлен в Лодзинское гетто. В 1942 году жизнь окончилась страшной смертью от голода и тягот лагеря.

2 группа «Картины — реальность»

Одна из картин данной группы — работа Йозефа Каунера «Улица в Лодзинском Гетто» (1941). Второе по величине гетто на территории Польши, организованное нацистами для евреев, цыган, а также представителей других этносов. Данная картина поражает цветописью.

Картина «Вирус» (Спасение) Иегуда Бэкона (1945 год). Он, как и множество других художников, находил в себе мужество творить в нечеловеческих условиях. После трагедии, в современной жизни художник задумывается о том, что важно понять, как именно мы (живущие сейчас) должны обходиться с памятью, с тем наследием, которое оставляет нам уходящее поколение.

К данной группе также можно отнести картину Яна Маркиля. Это портрет тихой героини: дочь булочника из соседней деревни, эта девушка носила хлеб заключенным Освенцима. Художник Ян Маркиль (Jan Markiel), заключенный концлагеря.

В эту же группу картин, отражающих реальные события, включена работа Шарлоты Саломон «Автопортерет» 1939-1941. Шарлота Саломон родилась в Берлине и в годы войны укрывалась от нацистов на юге Франции.

Вместе с мужем она была арестована гестапо в сентябре 1943 года, сослана в Освенцим, где и была убита. На момент расстрела женщина была на пятом месяце беременности. На данной картине Ш. Саломон. Автопортрет очень точно передает тревожные эмоции и страх перед неизвестностью [2].

Близка по тематике и жизненной истории картина Петера Кина «Автопортрет».

Петер Кин родился в 1919 году в Варнсдорфе, что на полпути между Берлином и Прагой. В 22 года он попал Терезин — лагерь недалеко от Праги, куда нацисты свозили художников, поэтов, музыкантов со всей Европы.

Петер Кин, автопортрет

Петер Кин, автопортрет, 1939-1941годы

В Терезине Кин продолжал рисовать, среди его работ доминируют автопортреты и портреты других заключенных. «Возможно, это было связано с неосознанным желанием сохранить память об обреченных на смерть». Кроме того, Петер Кин учил рисованию детей. Одним из его учеников был 13-летний Иегуда Бэкон. «Я тогда вообще не знал, что такое искусство, — вспоминает житель Иерусалима. — Я думал, что искусство — это когда я очень точно изображаю то, что вижу…». На данной картине изображен Петер, молодой человек в очках, с темными волосами, бровями. Достаточно высокий лоб, который обрамляют очки. Уголки губ направлены вниз, что свидетельствует о недовольстве, возмущении, быть может, сомнении.

Фридл Дикер-Брандейс. Вид из окна (примерно 1940-42 годы)

Модный пражский дизайнер Фридл Дикер-Брандейс оказалась в концлагере Терезиенштадт лишь с чемоданом карандашей. Те стали спасением для сотен детей – уроки рисования вырывали их из мира голода и смерти. Перед депортацией в Терезинское гетто евреям разрешалось взять с собой багаж, не превышающий по весу 50 килограммов. Большинство людей брали одежду, предметы домашнего обихода, ценные вещи. Но дизайнер и художница Фридл Дикер-Брандейс набила свои чемоданы художественными принадлежностями. Она сделала это не для того, чтобы писать самой – но чтобы учить искусству других в самом неподходящем для этого месте.

Известно, что перед отправкой в Освенцим Фридл спрятала в гетто два чемодана, набитых рисунками учеников. Она твердо верила, что настанет день, когда детский рисунок будет иметь большую силу, чем нацистский сапог. О «сокровищнице» Фридл знал узник Терезиенштадта по имени Вилли Гроаг. После освобождения лагеря в 1945 году он нашел чемоданы с рисунками – их оказалось около четырех тысяч – и передал их в Еврейский музей в Праге, где они хранятся до сих пор, свидетельствуя о доброте, стойкости и самоотверженности детей Терезина и их учителя.

Еще одна работа картин в данной группе: «Автопортрет» Давида Олера.

Давид Олер, французский художник польско-еврейского происхождения, узник концентрационного лагеря Освенцим (Аушвиц) в годы Второй мировой войны. Давид родился в Варшаве и в раннем возрасте поступил в Варшавскую академию искусств. Правда есть сведения, что юноша учился не в самой Варшаве, а в Академии изобразительных искусств города Данциг, который до 1919 года принадлежал Германской империи, затем был вольным городом, а после второй мировой войны стал польским Гданьском.

В Польше Олер жил до 16 лет, затем переехал в Германию, и еще подростком выставлял свои гравюры по дереву в музеях и выставочных залах Данцига и Берлина.

Мориц Мюллер изучал живопись в Праге, позже основал аукционный дом, который был принудительно закрыт после вторжения нацистов в Чехословакию. Он написал более 500 работ во время своего пребывания в гетто Терезин. Вдова австрийского офицера купила несколько картин Мюллера, и прятала их в своем доме.

Мориц Мюллер погиб в Освенциме в 1944 году.

Мориц Миллер « Раздача еды в гетто» , 1944г.

Работа Морица Миллера входит в коллекцию Художественного музея Яд Вашем.

3 группа «Картины — крик»

Следующая группа «картины-крик», в которую вошли работы, рассказывающие о трагедии. Содержание картин — крик о помощи людей, которые оказались участниками событий Шоа: беженцы, потерявшие близких, горящие дома и люди, печи крематория…

Самуэль Бак. На улице, 1946

В 1945 году Самуэль Бак прибыл в лагерь для перемещенных лиц в Ландсберге и стал одним из семи тысяч его обитателей. Мальчику было почти 13, и мать все еще крепко держала его за руку, как и все последние шесть лет, когда эти двое цеплялись друг за друга в том аду, который случился на земле. Мать и сын присоединились к тысячам беженцев, которые, также как и они, пройдя через муки ада, все вместе были поставлены перед горьким фактом — им некуда вернуться и никто нигде их не ждет.

Работы, которые Бак написал в лагере для перемещенных лиц, поражают не только своей законченностью, выразительностью, говорящими о мастерстве художника, об уверенном владении цветовой гаммой. (3)

В данную группу картин вошла работа Давида Олера «Крематорий» (1944).

К истории создания картины можно отнести реальные события, 7 октября 1944 года в Освенциме произошло восстание зондеркоманд. Члены одной из команд, понимая, что никакого спасения не будет, и им суждено умереть, решили взорвать крематорий К IV, в котором работали. Взрыв прогремел в три часа дня.

Одновременно, в другом крематории зондеркоманда бросила в горящую печь живьем двух эсэсовцев, нескольких убили, подожгли помещение и, прорвавшись через забор с колючей проволокой, покинули лагерь и даже пытались переплыть Вислу.

Устроив в лагере тревогу, фашисты расстреляли всех, кто оказался возле взорванного и горящего крематориев, и бросились в погоню за беглецами. Убежавших нашли не без помощи местного населения, всех вернули в лагерь и расстреляли. Из 663 членов всех зондеркоманд были уничтожены 450 человек.

Олеру и в этот раз удалось избежать смерти…

Еще одно полотно — свидетельство страшных событий. Это картина «Хрустальная ночь» (1938 год) (Джудит Дацио). Kristallnacht, буквально – «Хрустальная ночь», известна также как «Ночь разбитых витрин». Так называют волну антиеврейских погромов, прошедших в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года и охвативших всю Германию, часть Австрии и Чехословакии, незадолго до этого оккупированную германскими войсками. «Хрустальная ночь» получила свое название от осколков стекла, покрывших улицы Германии и положивших начало погрому.

4 группа «Картины — память»

В данную группу вошли картины, которые в содержательном плане служат напоминанием тех страшных дней. Полотна художников призывают помнить и предотвратить повторение подобных событий.

Итак, картина Давида Олера «Дань памяти невинным жертвам, или синий и белый букет на фоне красных крематориев».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что трагедия Холокоста изображена и в цветной палитре.

Безусловно, картин, которые выполнены в цветной технике гораздо меньше тех, которые исполнены в монохромной гамме темных тонов. Картины в широкой цветовой гамме, на наш взгляд, больше отражают особенности трагедии (путем цветовых контрастов).

Картины раскрывающие страшную трагедию, отдельные полотна или выставки в мемориальных центрах выстраивают своего рода генеалогию, ведущую из прошлого в настоящее. Художники помогают нам, настоящему поколению, помнить о трагедии Холокоста, помогают осознать по картинам всю силу жестокости и ненависти к людям.

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!

(Муса Джалиль «Варварство»,1943 )

Литература

1. История Холокоста. Искусство Холокоста. https://fishki.net/2133664-iskusstvo-holokosta-vystavka-rabot-hudozhnikov-uznikov-konclagerej.html

2. Искусство и Холокост. https://kulturologia.ru/blogs/091116/32179/

3. Музей Яд Вашем. Выставки. https://www.yadvashem.org/yv/ru/exhibitions/bak/uprooted.asp

4. Смерть на карандаш https://jewish.ru/ru/people/society/197631/

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + 15 =