Музейный урок «Светлая струя в океане зла и насилия»


Автор: Ольга Николаевна Дуленина
Место работы:
Должность:


Краткое описание занятия (материал для учителя)

Священное право всякого народа

иметь своих героев, святых и подлецов.

В.  Гроссман

1.Организационный момент

Раздаточные листы с документами о Праведниках народов Мира (комплект документальных материалов«Праведники народов Мира»

Праведник народов мира — это официальное звание, присуждаемое Мемориалом Яд Вашем от имени государства Израиль и еврейского народа, тем неевреям, которые рисковали своей жизнью ради спасения евреев в период Холокоста. Звание это присуждается специальной комиссией, возглавляемой членом Верховного суда Израиля, в соответствии со строго определенными критериями и правилами.

Термин Праведник народов мира (Хасидэй Уммот Хаолам) взят из еврейского Закона, это раввинистический термин – им обозначают неевреев, соблюдающих основные библейские заповеди, включая запрет на кровопролитие. В современном мире это выражение также стало относиться к неевреям, протянувших руку помощи евреям в тяжелые времена. В Законе о Яд Вашем используется именно это значение: Праведниками народов мира являются люди, рисковавшие своей жизнью ради спасения евреев. Это стало основным критерием для присвоения звания.

Еврейское неповиновение и сопротивление в годы Холокоста принимало разные формы и история ее богата примерами еврейского героизма, солидарности и взаимовыручки. Например: кусок хлеба, отданный товарищу по заключению, моральная поддержка, контрабанда продуктов или обеспечение поддельными документами, помощь при попытке бегства, в уклонении от принудительных работ или депортации, передача писем и информации и т.д. Почти все пережившие Холокост упоминают в своих свидетельствах помощь евреев друг другу.

Сегодня мы будем говорить о людях, для которых помощь другим, спасение других необходимость – человек всегда для них был есть и будет как высшая ценность.

Тема эта очень важна — она посвящена проблеме личного морального выбора. Такого рода выбор может быть связан не только с периодом Катастрофы. Во все времена человеку приходится принимать нелегкие, а иногда и опасные для него решения, продиктованные моральными нормами. Период Катастрофы стал одной из тех эпох, когда на грани краха оказалась вся европейская цивилизация, когда жестокость достигла пределов, которых история еще не знала. Это было время, когда массовое убийство людей из идеологических соображений стало смыслом существования целой нации и некоторых других народов, ей сочувствующих.

И в этот период Праведники Народов Мира занимают противоположную сторону. Там, где подавляющее большинство предпочитает двигаться по течению в общем мутном потоке, не обременяя себя вопросами морали, Праведники оказываются людьми, способными остановиться и задуматься.

Тема Праведников Мира очень актуальна сегодня – вновь в беде человек: поднял голову международный терроризм, одни народы требуют у других для себя жизненное пространство, идет торговля людьми.

Только помня и анализируя прошлое, мы сможем усвоить, что человек, не плывущая безвольно по течению, а самостоятельно выстраивающая свою жизнь и утверждающая свои ценности личность. Только в сообществе людей он сможет жить.

Затем коротко о войне и Холокосте (презентация учителя)

Память о героях

В 1951 году парламент Израиля принял Закон о Памяти Катастрофы. Согласно ему, неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, рискуя при этом собственной жизнью, присуждается звание «Праведник народов мира» с выдачей почётного сертификата (диплома) и именной медали о присвоении.

К 1 января 2016 года институт Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» признал праведниками мира 26 119 человек из 51 страны.

Звание «Праведника мира» присуждается при соответствии следующим критериям:

  • Активное участие в спасении одного или нескольких евреев от опасности немедленного уничтожения или депортации в лагеря смерти;

  • Спаситель осознавал и подразумевал именно спасение еврея;

  • Действия спасителя не были мотивированы получением денежного вознаграждения или другой компенсации, как, например, переход спасаемого в другую веру, усыновление ребёнка и т. д., и если он брал деньги, то лишь для того, чтобы обеспечить успех спасения, а не с целью обогащения;

  • Существовала реальная опасность для спасавшего и его близких. В особых случаях принимается во внимание экономическое и общественное благополучие спасителя;

  • Все вышеперечисленное подтверждается свидетельствами выживших, тех, кому была оказана помощь, или наличием подходящих документов, подтверждающих факт спасения и его обстоятельства.

Большинство праведников были признаны по обращениям самих спасенных, меньшинство по заявкам самих спасителей, историков или иных лиц.

Среди лиц, удостоенных звания, больше всего граждан Польши — 6620 человек. Далее идут Нидерланды — 5516 человек, Франция — 3925 человек. Среди стран бывшего СССР более всего «Праведников народов мира» на Украине — 2544 человека. В Литве звания удостоены 889 человек, в Белоруссии — 618, в России — 197.

Институт «Яд ва-Шем» подчеркивает, что по этой статистике не следует делать выводы об отношении к евреям и масштабах спасения в разных странах. Эта статистка не отражает полного масштаба явления, но лишь ту информацию, которая стала доступна израильским специалистам. Например, непростые отношения между Израилем и странами советского блока серьезно затруднили сбор данных на этой территории.

Рассказать о всех «Праведниках мира» из России на одном занятии просто невозможно. Мы вспомним лишь о трех из них.

Николай Киселёв

Выпускник Института внешней торговли Николай Киселёв ушел на фронт добровольцем в 1941 году. В должности политрука воевал в составе 29-й стрелковой дивизии 32-й армии, попавшей в окружение под Вязьмой. Киселёв попал в немецкий плен, бежал и присоединился к партизанам.

В 1942 году Николай Киселёв стал бойцом партизанского отряда «Месть», действовавшего в Вилейском районе Минской области.

В районе, где действовал отряд, располагалась деревня Долгиново, где проживали около 5000 евреев. Большинство из них были уничтожены карателями, уцелевшие укрылись у партизан.

Отряд «Месть» физически не имел возможности принять и содержать всех этих людей. Запросили Москву, откуда пришел приказ: вывести их через линию фронта.

Выполнить поручение взялся Николай Киселёв. С ним пошли 270 человек, большая часть которых — старики, женщины и дети. Кроме Киселёва группу сопровождали ещё 7 партизан.

Это был тяжелейший переход по немецким тылам, в котором партизанам неоднократно приходилось вступать в бой с карателями. Люди были доведены до такого отчаяния, что родители маленькой девочки Берты, которая часто плакала, готовы были утопить ребенка, чтобы она не выдала своим плачем всю группу. Успокоил ребенка и дальше нес на руках командир группы Николай Киселёв.

Преодолев 1500 километров, группа вышла к своим. Были спасены от гибели 218 человек.

Николай Яковлевич Киселёв умер в 1974 году.

В 2005 году ему было присвоено звание «Праведник народов мира». Более 2200 потомков евреев, спасенных им, ежегодно собираются в Тель-Авиве 5 июня в день последнего расстрела Долгиновского гетто, чтобы почтить память Николая Киселёва.

Документы найти в учебном пособии: Альтман И.А. . Полторак Д.И Праведники народов мира. Россия 1941-1945 (лист 2)

Вопросы к документу

  1. Что заставило н. Киселева принять такое решение ? Каковы мотивы его поступка

  2. Выводили евреев через линию фронта 8 партизан Однако звание праведник мира было присвоено только Николаю Киселеву. Как вы думаете, почему, обоснуйте свое мнение

  3. Как вы думаете, почему сам Киселев никому не рассказывал о своем подвиге

Мать Мария (Елизавета Скобцова)

Русская поэтесса и публицист, эмигрировавшая из России, после смерти дочери в 1926 году решила посвятить себя служению Богу. 

16 марта 1932 года в церкви Свято-Сергиевского православного богословского института приняла монашеский постриг, получив имя Мария в честь святой Марии Египетской, и по благословению духовного отца протоиерея Сергия Булгакова начала своё нетрадиционное монашеское служение в миру, посвятив себя благотворительной и проповеднической деятельности.

Она организовала в Париже общежитие для одиноких женщин, дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран под Парижем, причем большую часть работы там делала сама: ходила на рынок, убирала, готовила пищу, расписывала домовые церкви, вышивала для них иконы и плащаницы.

Во время нацистской оккупации Парижа общежитие монахини Марии на улице Лурмель стало одним из штабов Сопротивления. В июне 1942 года, когда нацисты проводили массовые аресты евреев в Париже и сгоняли их на зимний велодром для последующей отправки в Освенцим, монахине Марии удалось тайно вывезти оттуда четырёх еврейских детей в мусорных контейнерах. Дома на Лурмель и в Нуази-ле-Гран стали убежищами для евреев и военнопленных. Мать Мария также выдавала евреям фиктивные свидетельства о крещении, помогавшие им выжить.

9 февраля 1943 года мать Мария была арестована нацистами, содержалась в тюрьме, а затем была отправлена в концлагерь Равенсбрюк. Казнена в газовой камере 31 марта 1945 года, за неделю до освобождения лагеря частями Красной Армии.

В 1985 году матери Марии было присвоено звание «Праведник народов мира».

Вопросы

  1. Что удивило вас в деянии Марии?

  2. Как вы думаете, звание «Праведник народов мира» достойно имени этой женщины?

Фёдор Михайличенко

В 1942 году 14-летнего подростка Федю Михайличенко из оккупированного Ростова-на-Дону насильно отправили на работу в Германию. Работавший на военном заводе паренек проявил необычайную смелость — он распространял антифашистские листовки. Когда гитлеровцы уличили его в этом, он был отправлен в детский блок концлагеря Бухенвальд.

В 1944 году в лагере оказался 7-летний польский еврей Юрчик, которого Фёдор взял под свою опеку. Чтобы спасти малыша, Фёдор крал у немцев картофель.

После освобождения Бухенвальда в 1945 году 18-летний Фёдор Михайличенко хотел усыновить спасенного мальчишку, но получил отказ от американской администрации.

Им не суждено было встретиться больше. Мальчик, которого на самом деле звали Лелик Лау, впоследствии стал главным раввином Израиля Исраэлем Меиром Лау. Он долго искал своего спасителя, называя его «русским солдатом». Маленькому Лелику его друг казался взрослым. 

После возвращения на Родину Фёдор Михайличенко поступил в физкультурный техникум в Ростове-на-Дону, а потом на Геолого-географический факультет Ростовского государственного университета (РГУ, ныне ЮФУ). Он стал ведущим научным сотрудником ВНИГРИУГОЛЬ и защитил диссертацию. Михайличенко тоже пытался найти спасенного друга, но не сумел этого сделать.

Фёдора Михайличенко не стало в 1993 году. Впоследствии, благодаря архивам и рассказам раввина, историкам удалось идентифицировать загадочного «русского солдата».

25 января 2009 года Фёдору Фёдоровичу Михайличенко было присвоено звание «Праведник народов мира». ». Выступая в Саду праведников, рав Лау, обратившись к дочерям Праведника сказал: «Теперь его имя принадлежит не только нам с вами, но и всему человечеству…» «Спасший одну душу – спас целый мир», так кажется, гласит ТАНАХ

Документы найти в учебном пособии: Альтман И.А. . Полторак Д.И Праведники народов мира. Россия 1941-1945 (лист 4)

Вопросы

  1. Какие поступки Федора позволили включить его в список «Праведники народов мира»
  2. Проведите психологический анализ текста

Тезариус к занятию

(можно дать задание: создайте образ понятия в рисунке)

АКЦИЯ — внезапный увоз из гетто группы его обитателей в концентрационный лагерь, на расстрел.

БАБИЙ ЯР — лощина на окраине Киева, где 29-30 сентября 1941 г. были расстреляны более 30 тысяч евреев. Место уничтожения киевлян и советских военнопленных.

ЭКСГУМАЦИЯ — извлечение трупа из мест захоронений при необходимости его осмотра, расследования преступления

ЧЕРНОСОТЕНЦЫ — члены крайне правых организаций в России в 1905-1917 гг. Они выступали под лозунгами великодержавного шовинизма и антисемитизма. («Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела», «Союз русских людей»). Были одними из организаторов еврейских погромов в Одессе, Ярославле, Кишиневе. После февральской революции запрещены.

ЭРЕНБУРГ ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ (1891-1967) — русский писатель, публицист, яростный антифашист

ПРАВЕДНИКИ НАРОДОВ МИРА — звание, которое израильский парламент присваивает людям разных национальностей и вероисповедания, спасавших во время войны евреев от нацистских палачей.

АЙНЗАЦГРУППЫ — специальные подразделения эсэсовских войск для поиска и убийства скрывающихся партизан, евреев, коммунистов и цыган.

ВЕРМАХТ — вооруженные силы германской армии.

ГАЗОВЫЕ КАМЕРЫ — помещения в лагерях смерти, в которых с помощью газа массово уничтожались люди.

ДЕПОРТАЦИЯ — принудительная транспортировка людей за пределы тех мест, где они проживали.

КОЛЛАБОРАЦИОНИСТЫ — лица, сотрудничавшие с нацистами в странах, оккупированных Германией в годы Второй мировой войны.

КОНФОРМИЗМ — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, некритическое следование любому образцу.

ЛАГЕРЯ СМЕРТИ — территории, специально выделенные и оборудованные для массового уничтожения людей. Шесть лагерей смерти (Освенцим, Треблинка,Собибор,Майданек,Хелмно,Бельжец) были созданы для истребления европейских евреев.

СД (SD) — нацистская служба безопасности, нацистская разведывательная служба.

СС (SS) — охранные отряды,первоначально телохранители Гитлера, а затем именно они приняли самое активное участие в уничтожении европейского еврейства.

СИОНИСТЫ (от названия горы Сион) — сторонники создания независимого еврейского государства Израиль.

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ — форма государственного правления, поддерживающаяся тотальным контролем над всеми сферами жизни общества. Отсутствие конституционных прав и свобод. Постоянно внушаемый страх перед внутренними и внешними врагами

АНТИСЕМИТИЗМ — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям — от пренебрежительного отношения в быту, правовой дискриминации, до еврейских погромов.

АРИЙЦЫ — название народов, принадлежащих к индоевропейской языковой общности. В расистской литературе арийцы (преимущественно германцы) объявлялись «высшей» арийской расой.

ГЕНОЦИД — истребление отдельных групп населения по расовым национальным, этническим и религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на их уничтожение.

НАЦИЗМ — сокращенно от фашистской национал-социалистической партии Германии — одно из названий германского фашизма.

ПРОПАГАНДА (от латинского — подлежащее к распространению). — распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе с целью формирования у общества определенного мировоззрения.

ГЕТТО — часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов.

ВАНЗЕЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ — была созвана в предместье Берлина на берегу озера Ванзее в январе 1942 г. для принятия «окончательного решения». Собравшиеся высшие чины нацистской администрации согласовали пути и способы осуществления решения об уничтожении 11,5 млн. евреев, проживавших в европейских странах. Решением предусматривалось: депортация всех евреев в лагеря уничтожения, немедленное уничтожение тех, кто не был в состоянии работать, принуждение к каторжному труду при недостаточном питании, постепенное уничтожение остальных.

КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ — тюрьма из бараков, используемая нацистами для заключения в нечеловеческих условиях врагов режима.

ОСВЕНЦИМ (AUSCHWITZ) — концентрационный лагерь истребления в верхней Силезии (Польша) в 55 км от Кракова. Был основан как концлагерь в 1940 г. В начале 1942 г. стал лагерем истребления. В Освенциме было уничтожено около полутора млн. человек. В лагере существовали подпольные группы сопротивления. 27 января 1945 г. освобожден Советской армией

Данный тексто Холокосте можно использовать для смыслового чтения в начале занятия.

Задание: Составьте ментальную карту по тексту

Во время Холокоста коренное население разных стран относилось к евреям по-разному – от безразличия до враждебности. Большинство равнодушно наблюдало за тем, как их бывших соседей арестовывали и убивали. Были такие, которые сотрудничали с нацистами, другие наживались за счет отобранного еврейского имущества. Но и в жестоком безнравственном мире оставались еще чистые люди. Именно эти немногие с удивительным мужеством сохраняли лучшие человеческие качества.

В Иерусалиме на Горе памяти расположен мемориальный комплекс жертв нацизма и героев сопротивления Яд ва-Шем. Вершину горы опоясывают ряды вечнозеленых деревьев, и под каждым из них помещена табличка с именем человека, который с риском для жизни и безвозмездно спасал евреев в годы Катастрофы. Специальная комиссия при Яд ва-Шем утверждает кандидатуры, выдает почетную грамоту «Праведника народов мира», награждает медалью с надписью: «Кто спасает одну жизнь – спасает весь мир».Более 20 тыс. людей разных национальностей из многих стран получили звание «Праведник народов мира» На весь мир известны имена людей, которые спасли сотни и тысячи евреев: шведский дипломат в Венгрии Рауль Валленберг, немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер, латышкий портовый грузчик Янис Липке, польская мед. сестра Ирена Сендлер и другие. Об этих людях написаны книги и сняты фильмы, их именами названы улицы в городах, их лица запечатлены на почтовых марках, некоторым из них поставлены памятники – однако не следует

забывать о сотнях малоизвестных или совсем уж неизвестных людей, которые спасали

обреченных на уничтожение.

Присвоение звания Праведник народов мира выражает собой стремление жертв отдать дань уважения людям, вставшим на их защиту во времена преследований и величайшей трагедии. Звание Праведник народов мира в соответствии с определением Закона о Яд Вашем стало широко известным во всем мире, оно является синонимом чести, человеческого героизма и означает победу добра над силами зла.

Признанные Яд Вашем Праведники народов мира – представители разных народов. Единственное, что их объединяет, это человечность и мужество, стремление в жестоких условиях террора сохранить лучшие нравственные качества.

Праведники народов мира составляли неприметное меньшинство в равнодушном,безнравственном мире. Они вступили в явное противоречие с большинством населения оккупированных стран, для которых было характерно безразличное или враждебное отношение к евреям в годы Катастрофы. В отличие от всех остальных, спасители относились к евреям как к равным им людям, на которых распространяется действие обычных нравственных законов. Сначала большинство спасителей со стороны наблюдали, что происходит с евреями. Очень часто их взгляды менялись от того, что они становились свидетелями депортации или убийства евреев. Некоторые проявляли безразличие на ранних стадиях преследования, когда стали ограничивать права евреев и отбирать их имущество. Но наступал момент, и они решали действовать, не желая переступать какую-то невидимую глазу грань. В отличие от остальных, они не оставались равнодушными к беде своих соседей и не хотели молча соглашаться с действиями, направленными против евреев. Среди них были и такие, которые никогда не испытывали дружеских чувств к евреям и даже, по их собственным признаниям, «не любили» их – они просто не могли равнодушно терпеть пролитие крови человеческих существ.

Цена, которую спасители могли заплатить за свои поступки, часто была очень высока –собственная смерть и смерть близких. Большинство спасителей были обыкновенными людьми. Чаще всего они вовсе не намеревались спасать кого-то и вообще не готовились принимать судьбоносное решение. Они были обыкновенными людьми, наделенными самыми простыми человеческими свойствами, которые в нашей жизни должны служить нам примером.

Равнодушно наблюдать со стороны за бедой евреев являлось нормой поведения, спасать их жизнь – исключением из правил. Сам факт того, что, несмотря на трудности и опасность, нашлись мужественные люди, доказывает, что свобода выбора существует всегда, и что обычные люди,

жители оккупированной Европы имели возможность спасти своих сограждан-евреев. Действия Праведников народов мира подтверждают, что каждый человек может изменить мир к лучшему.

По всей территории Яд Вашем высажены деревья, рядом с каждым из них памятная табличка с именем спасителя и страной его проживания. Эти деревья сажали сами спасители или их родные. По статье «Праведники народов мира» на сайте Яд ва-Шем__

Литература

1. Альтман, И.А. История Холокоста на территории СССР/ И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак. – М.: Фонд «Холокост», 2001.

2.Альтман И.А. . Полторак Д.И Праведники народов мира. Россия 1941-1945 учебное пособие 9-11 класс

3. Кривошеев, Г.Ф. Великая Отечественная война. Цифры и факты / Г.Ф. Кривошеев. – М., 1995.

4.http://www1.yadvashem.org/yv/ru/righteous/intro.asp- о праведниках народов мира.

5.http://holocaust.ioso.ru/history/25.htm- о праведниках народов мира.

6.Холокост: взгляд учителя: Методическое пособие – сборник работ педагогов России, Беларуси и Украины. Вып. 2/ сост: И.А.Альтман, Т.Б.Маныкина, Т.Б.Пасман. – М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2012, стр. 268 – 267.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 + один =