Внеклассное мероприятие в начальной школе «Дети и холокост»


Автор: Агамирзаевна Сеферова Зубайдат
Место работы: МКОУ СОШ с. Бабстово
Должность: учитель начальных классов


Дополнительные файлы

Цель: воспитать чувство уважения и сострадания к памяти жертв Холокоста

Задачи:

  • ознакомление школьников с историческим фактом трагедии Холокоста и фотоматериалами по истории Холокоста;
  • формирование толерантного сознания;
  • формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;
  • воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, оформленная доска, презентация. 

Ход занятия

1.Организационный момент

Звучит звук колокола.

Учитель.

Что это за звук? Что может означать этот звук? (дети говорят, что это колокол и раньше он оповещал о каком-то бедствии, например о пожаре)

На доске записано слово ХО-ЛО-КОСТ

2. Основная часть

Учитель.

Как похожи эти два слово КО -ЛО -КОЛ и ХО -ЛО -КОСТ, наверно они оба оповещают нас о беде. О чём плачет колокол?

«Голод и погромы,
Гетто вместо дома,

Смерть родных и близких
На твоих глазах…
Дети Холокоста,
Маленького роста
Вынесли на слабых, 
Худеньких плечах».

Учитель: 

(слайд 1)

Ребята, сегодня мы будем говорить об очень непростой теме: о Холокосте, о том,  кто и когда стал жертвами Холокоста, и подробно остановимся на теме «Дети и Холокост ». Посмотрите на доску, что вы видите?

— А что такое Холокост и почему об этом нельзя забывать?

(слайд 2)

«Холокост» в переводе с древнегреческого означает «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». Впервые этот термин использовал лауреат Нобелевской премии мира писатель Эли Везелькак как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения.

(слайд 3)

1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, в которой она постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.

1 ученик

Германия. 30 годы.  Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти.  Ими было принято свыше четырёхсот  законов, ограничивающих права  евреев.  Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов.  Для детей-евреев были закрыты  городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. 

(слайд 4)

По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.

2 ученик

(слайд 5)

1сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. «Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена.  Евреи – это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые  во взаимоотношениях с врагами.» (из речи Артура Зейса-Инкварта 12.03.1941 года на собрании нацистской партии). После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки  с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

(слайд 6)

3 ученик (читает стихотворение Станислава Коренблита «Из гетто…» )

Два треугольника – звезда.
Щит праотца.  Отца Давида
Избрание – а не обида,
Священный дар, а не беда.
Здесь было горе – горе без счёта.
Жёлтые звёзды – звёзды почёта.
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
Жёлтые звёзды, звёзды Давида,
горькие слёзы еврейской  обиды.

Учитель:  Многие известные люди не молчали, не бросали детей.

(слайд 7)

Януш Корчак — талантливый педагог, человек, который не боялся детских вопросов, за что его называли детский бог. Автор выдающихся книг о воспитании: «Как любить ребенка», «Право ребенка на уважение» и др., а также книг для детей: «Король Матиуш I» и «Король Матиуш на необитаемом острове», вошедших в классику мировой литературы.

В 1912 становится директором «Дома Сирот», которым руководит до конца жизни. Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупируют Польшу, у Корчака появляется возможность уехать, но он возвращается в «Дом Сирот», который уже находился на территории Варшавского гетто. В начале августа 1942 года гитлеровцы решили закрыть дом сирот и уничтожить его обитателей. 3 августа 1942 года в дом пришли эсэсовцы. Доктор Корчак вместе со своими помощниками вывел всех оставшихся 200 детей, построил ребят в стройную колонну. Во главе колонны шел знаменосец и нес зеленое знамя Дома. Дети шли парами на станцию и пели католические церковные песнопения. Эта картина потрясла даже эсэсовцев. Немецкий офицер, руководивший погрузкой, узнал в Корчаке автора своих любимых детских книг. Он подошел к нему и тихо сказал: «Господин Корчак, вы можете быть свободным. Я не стану вас задерживать». Но доктор Корчак еще раз повторил: «Я детей не оставлю. Я буду с ними до конца».. При этом, доктор прекрасно знал, КУДА они едут и оставить детей действительно не мог..» Потрясенный этим мужеством эсэсовский офицер вытянулся по стойке смирно и отдал доктору честь. Доктор вместе со своей помощницей и всеми детьми погрузился в товарный вагон, и поезд тронулся.
Поезд отправился в Треблинку — одну из жутких нацистских «фабрик смерти».
Что же мог он сделать для двухсот своих детей на пути в газовую камеру? Досказать сказку о путешествии к Солнцу… Сказку, такую же короткую, как жизнь. Десять минут пути. Улица в небо… Двести детей прошли по ней. Они верили, что учитель знает, куда их ведет.

4 ученик

(слайд 8)

Евреев стали переселять  в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить.  Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать,  как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр.  В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у  одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

Этот ужас пережили не только дети Варшавы.

Бухенвальд, Треблинка, Освенцим — В трубах этих лагерей стоял дым  от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

5 ученик (читает стихотворение Наума Коржавина «Дети в Освенциме»)

Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей. 

И это каждый раз опять,
Кляня, ругаясь без причины… 
И  детям было  не понять,
Чего  хотят от них мужчины. 

За что – обидные слова.
Побои, голод, псов рычанье?
И дети  думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.

А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы,
Но их всё били. Так же. Снова. 
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин «идеи» были,
Мужчины мучили детей.

6 ученик

(слайд 9)

Дети подвергались экспериментам в разных лагерях, особенно в Освенциме, где активно работал врач Йозеф Менгеле. (также известного как «Ангел Смерти»)

Из воспоминаний бывшего заключенного: «Он был способен быть так добр к детям, что они начинали любить его, приносил им сахар, думал о мелких деталях их повседневной жизни, сделать так, чтобы мы им искренне восхищались… А потом мог стоять рядом с крематорием и курить, зная, что завтра или в течение получаса он отправит туда этих детей»[13].

7 ученик

(слайд 10)

Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, они проходили селекцию, то есть их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос.  Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли  прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным  с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день   подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии   сжигались  в печах   крематория

8 ученик

(слайд 11)

Одна  из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. В столице Калмыкии Элисте в 1942 году было уничтожено  около 900 евреев- беженцев. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.

9 ученик

(слайд 12)

 В 1941-1942г.г. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок. В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. Бабий яр — большой овраг в западной части Киева. За два дня массовых казней там было убито около 35000 человек. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. После того как ров заполнялся двумя-тремя слоями трупов, их присыпали землёй.

Самому маленькому ребёнку, погибшему в Бабьем Яру, было 3 дня.

Самому древнему старику – 106 лет.

Их убили 29 сентября 1941 года вместе с несколькими тысячами –

молодых и старых женщин, детей, подростков, инвалидов – разных,

но их объединяло одно – все они были евреями.

(слайд 13 – песня А.Розенбаума «Бабий Яр»)

(слайд 14)

В 1933 — 1945 годах войска фашистской Германии уничтожили около 6 млн. людей только за принадлежность еврейской  нации. Такая цифра закреплена в приговорах Нюрнбергского трибунала.

Учитель.

(слайд 15)

В память о евреях  – жертвах  нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах и городах мира.

(слайд 16)

Идея открытия памятника в Биробиджане 2001 году принадлежит простым биробиджанским женщинам — журналистке Альбине Сергеевой и библиотекарю Надежде Васильевой. Но стоило им только высказать давно витавшее в воздухе предложение, как его безоговорочно поддержали все, включая правительство Еврейской автономии. В Биробиджане многие семьи пострадали от фашизма. Памятник выполнен из черного мрамора в виде огромного осколка, символизирующего скорбь о 6 млн. евреев, погибших в годы второй мировой войны. На его лицевой стороне высечена шестиконечная звезда Могендовид и надпись: «Памяти жертв Холокоста. 1933-1945 годы».

Учитель: Объявляется минута молчания, давайте стоя помянем ушедшие жизни миллионов людей. (минута молчания)

3. Заключение

Учитель.

-Давайте подведём итоги нашего мероприятия.

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.  Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой   защищать и растить дитя.

(слайд 17)

Ученики 

  1. Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих поступков, моих действий.
  2. Совершая действия, помни, что ты – Человек!
  3. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!
  4. Протяни руку не для удара, а для помощи.
  5. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Учитель.

Для того, чтобы ясному солнцу над детством сиять,
Постарайтесь, друзья, добрым делом свой день начинать,
Чтоб на деле детей от беды защитить,
Раньше, чем  позовут, надо детству на помощь спешить.
Дети ищут тепло и любовь на далёком пути.
Их сегодня спасай – можешь, завтра уже не спасти.
Чтоб на деле детей от беды защитить,
Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить.

(слайд 18)

В заключении учащимся предлагаю прокомментировать высказывание Эгиля Орвика «Наше безразличие к злу делает нас соучастниками преступления».

(комментарии детей)
(слайд 19)

Учитель помогает учащимся осознать и прийти к ВЫВОДУ:

— Любая теория о превосходстве отдельных рас или народов, о неполноценности других рас и народов рождает нетерпимость, ненависть, жестокость в отношении наций, создает условия для агрессии и тотального уничтожения.
— Человеческое равнодушие, неумение или нежелание сострадать и сочувствовать, безразличие к чужой боли, жестокости, ущемлению человеческого достоинства и гражданских прав личности или народа в целом могут снова привести нас к Катастрофе.

-Ребята, как вы думаете, нужно ли рассказывать детям, то есть вашим ровесникам, о таких событиях из истории? Нужно ли детям об этом знать?

Ответы детей.

(слайд 20)

10 ученик

Дождь стучит за окном,
Дождь не даёт мне покоя.
Я не могу забыть…

Да разве забудешь такое?
В. Остена

 Спасибо вам за внимание. Я уверена, что сегодня никто не уйдет с нашего мероприятия равнодушными наблюдателями.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 + десять =