Урок учебной практики по теме: «Отделка по трафарету»


Автор: Галина.Павловна Никонова
Место работы: ОГПОБУ "Многопрофильный лицей" с. Амурзет
Должность: мастер производственного обучения – преподаватель


Дополнительные файлы

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии «Маляр» при  проведении урока учебной практики по теме: «Отделка по трафарету»

Урок разработан с элементами педагогической технологии — формирования профессиональных и общих компетенций.

В разработке представлены:

  • план урока учебной практики;
  • вопросы по проверке знаний обучающихся по теме урока;
  • критерии оценки качества работы;
  • инструкционно-технологическая  карта;
  • требования к качеству выполняемой работы;
  • оценочный лист оценки качества работы.

Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при выполнении отделки по трафарету.

Урок обеспечен в полном объеме дидактическими средствами обучения, инвентарем, оборудованием.

  Методическая разработка может быть использована на уроках учебной практики и в производственной деятельности по профессии «Маляр».

Описанный выше метод работы даёт представление о своеобразии и особенностях данной технологии, обучающийся  должен руководствоваться знаниями основных живописных законов, красочных материалов, уметь ими владеть технически, обеспечивая хорошую сохранность яркости и выразительности колорита и всего изображения в целом.

Выбор данной технологии, приёмов творческой работы над созданием конкретного образа или сюжетной композиции всегда органически связан с реалистическим восприятием  начинающего специалиста, с его образным мышлением.

В искусстве трафарета высоко ценится точность и чистота исполнения формы. Без упорного труда, без старания невозможно достичь совершенства формы и цвета – это должны знать и помнить мастер производственного обучения  и обучающиеся.

План урока.

Тема программы: Малярные работы.

Тема урока: « Отделка по трафарету».

Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков.

Цель урока сформировать у обучающихся умение осознанно применять выразительные средства трафарета при создании целостного образа, через строение формы, цвет передавать характер и целостность композиции, совершенствовать технику трафарет

учебная : научить обучающихся применять полученные знания, умения и навыки по изготовлению и  набивке по трафарету

воспитательная: воспитывать

  • чувство долга, ответственности за отработанные операции при коллективном труде;
  • формировать способность адекватно оценивать производственные ситуации
  • воспитывать стремление к познанию профессии и добиваться высоких показателей.

развивающая:

  • развивать умение рационально организовывать свой труд и умело использовать оборудование и инвентарь в процессе работы;
  • находить пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности;
  • оперативное  мышление, творческие способности, эстетическое воображение и  развивать анализировать выполненные работы

В завершение  каждый обучающийся должен

знать

уметь

-технологию отделки по трафарету,

-технику безопасности;

-требования к качеству

формировать знания и отработать умения у обучающихся технологически правильно с применением профессиональных трудовых действий и приемов выполнять отделку по трафарету;

Методическое обеспечение:

План урока производственного обучения

Инструкционно-технологические карты для обучающихся «Отделка  поверхностей по трафарету»

Карточки — задания

Материально-техническое оснащение урока:

Инструмент и приспособления :

  • трафареты;
  • водная краска;
  • колер;
  • кисти;
  • салфетки;
  • канцелярские ножи;
  • ножницы;
  • емкости для краски,
  • цветные карандаши,
  • фломастеры.

Наглядные пособия:

  • образец готовой работы
  •  инструкционно-технологические карта по теме урока.

Учебно-производственные работы:     Изготовить трафарет,  набить рисунок с помощью трафарета кистью на масляной поверхности в рабочей кабине

Межпредметные связи:технология малярных работ, материаловедение

Профессиональные и общие компетенции:

  • ПК. 2.2Окрашивание поверхности различными малярными составами
  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
  • ОК 2. Организовать собственную деятельность
  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию
  • ОК 4. Осуществлять поиск информации
  • ОК 5. Использовать ИКТ
  • ОК 6. Работать в команде, общаясь с коллегами, клиентами.
  • ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

План урока.

1.Организационная часть (5 минут):  приветствие обучающихся, гостей

  • проверка наличия обучающихся на уровне списочного состава;
  • проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Вводный инструктаж (40 минут):

  • объявление темы урока;
  • сообщение цели;
  • повторение необходимых сведений по изученной теме, организации рабочего места, правил безопасного выполнения работ, правил ТБ ;
  • работа с инструкционно — технологической картой (Приложение № 3);
  • объяснение и показ примеров работы мастером, предостережение обучающихся от возможных ошибок. Оценочный лист (Приложение№4);
  • организация рабочего места;
  • демонстрация обучающимся последовательности операции работы. Проверка усвоения и повторение несколькими обучающимися приемов работы (2 обучающихся).

3.Текущий инструктаж (3 часов 15 минут):

  • обход мастером п/о рабочих мест с обучающимися с целью проверки и оценки выполнение самостоятельной работы обучающихся;
  • контроль типичных ошибок.

4.Заключительный инструктаж (30 минут):

  • подведение итогов занятия в форме фронтального опроса;
  • анализ типичных ошибок;
  • выставление и объяснение оценок;
  • домашнее задание: повторение правила и  приемов выполнения  технологии аэрографии;
  • уборка рабочего места, мастерской.
  •         

Ход урока

  1. Организационная часть ( 9.00 – 9.10)

  • приветствие обучающихся и гостей,
  • проверка отсутствующих;
  • проверка готовности обучающихся к уроку.
  1. Вводный инструктаж. ( 9.11 – 9.45)

 Сообщение темы программы, темы урока и целей урока, проверка знаний ранее изученного материала

Мастер п/о: Мы продолжаем изучать тему «Малярные работы» и тема урока – «Отделка по трафарету».(слайд №1)  Мы  познакомимся с технологией отделки поверхности по трафарету, научимся  вырезать рисунок и набивать по нему композицию, которая называется «Мир прекрасен»

1.Повторение ранее изученного материала.

А. Фронтальный опрос.

Вопрос

Ответ

Мы изучали понятие «трафарет», историю его создания. Давайте вспомним основные моменты.

1.Трафарет  – приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение того или иного мотива .Трафарет представляет собой пластину (из металла, дерева, картона, пластмассы, ткани и т.д.) с отверстиями (прорезями), через которые краска наносится на какую-либо поверхность.

Роспись по трафарету – это самый универсальный способ нанесения декоративного узора.(слайд №2)

2.Нанесение рисунка представляет собой древнюю технику, которая была завезена в Америку первыми переселенцами из Европы.

История возникновения трафарета очень давняя и даже древняя. В 1875 году испанец-археолог Марселино Саутуола исследовал близ моря Кантабрийские горы в Испании. Однажды Марселино взял с собой маленькую дочку. В одной из пещер он внимательно осматривал разные следы жизни древнего человека, и вдруг…, дочка Марселино внезапно вскрикнула. На потолке, стенах пещеры были нарисованы первобытные люди, их образ жизни, животные, а в центре пещеры красовалась целая галерея “печатания”: изображения ладоней и ступней – это первобытные люди оставили нам свой привет. И делали они это просто: макали ладошки и ножки в краску и прикладывали к стене. Получился живой, весёлый фейерверк приветов!

Прошли годы. Печатание совершенствовалось и преобразовывалось в разные самостоятельные виды искусства, среди которых почётное место занимает “трафарет”.

2  Каких видов бывают трафареты?

Трафаретный рисунок — простейшая техника размножения несложных рисунков или орнаментов.

Трафареты бывают одноцветные и многоцветные.

Одноцветные трафареты служат для набивки рисунка бордюров в одну краску. К этому же виду относятся трафареты для набивки филенок. Многокрасочные трафареты используют для набивки рисунка в несколько красок. (слайд №3 – 12)

Б. Работа по карточкам.

Задание 1. Приложение 1 к уроку Отделка по трафарету

 Итак, сегодня мы будем выполнять отделку по трафарету. А какие инструменты понадобятся для этого. Предлагаю вам выполнить следующее задание. У вас на столе лежат конверты с рисунками инструментов. Выберете из них только те, которыми будете работать. Каждому обучающему раздают конверты с рисунками  инструментов.

 Перечислите инструменты и объясните их назначение?

 Задание 2: (слайд №13 – 14) Интеллектуальная разминка (реализация развивающей цели). Вставить пропущенные слова. Карточки находятся у каждого обучающегося (Приложение 2)

 Ответ на разминку.

Трафареты в основном изготавливают  из плотной бумаги, покрывая её с двух сторон олифой или лаком ( при нанесении неводных составов), и посыпают тальком по просохшей поверхности, чтобы предотвратить его слипание при хранении. Бумажные трафареты сразу после нанесения по ним  краски протирают, чтобы предотвратить  их размокание и  порчу. Водную краску аккуратно смывают водой, масляную —  скипидаром.  Для набивки одноцветного рисунка пользуются прямыми трафаретамиОбратными трафаретами пользуются, когда вся поверхность окрашена одной краской, а трафарет применяют для окраски фона, выделяющего рисунок.

Задание №3 Теоретическое испытание.

Найдите правильный ответ: (слайд №15)

1. Трафарет это:

  • шаблон
  • инструмент
  • краска

2. Трафареты бывают:

  • кривые
  • прямые
  • косые

3. Трафаретный рисунок набивают:

  • ветошью
  • мочалкой
  • губкой

4. При набивки рисунка кисть держат:

  • прямо
  • наклонно

5. Трафаретный рисунок выполняют:

  • способом намазывания краски
  • способом закрашивания
  • способом торцевания

2.Объяснение нового материала (слайды №16 – 26)

—  Нанесение трафарета относится к  художественной отделке помещений .   В последнее время  роспись по трафарету стала входить в моду. С помощью современных, многофункциональных трафаретов вы сможете за пару- тройку часов превратить скучную стену, если не в произведение искусства, то в стильный образец интерьерного декора. Трафареты позволяют выбрать любое понравившееся изображение(цветок, орнамент, морские мотивы и т.д.) и легко преобразить любое помещение.

Проведем последнее теоретическое испытание

Сегодня вы самостоятельно будете изготавливать трафарет из плотной бумаги, затем научитесь набивать  рисунок по  трафарету   на поверхность стены с помощью  кисти, используя для набивки рисунка краску, учиться общаться, самостоятельно руководствоваться инструкционной картой при выполнении работы.

 « Отделка поверхностей по трафарету» работа с ИТК (Приложение 3)

Последовательность операций

Инструменты, приспособления

Способ производства работ

Изготовление трафарета

Канцелярский нож, ножницы твердая доска

Вырезку производят острым ножом, ножницами на твердой доске. Не пропуская ни одной даже маленькой прорези.

Вопрос обучающимся

Вопрос

Ответ

— Перечислить технологические операции при изготовлении трафарета?

Вырезку производят на твёрдой доске острым ножом, ножницами.

Инструктаж по охране труда. Не надо забывать про технику безопасности. Давайте вместе вспомнить  и поговорим о правилах безопасности при работе по изготовлению трафарета (Совместное обсуждение

Работать в перчатках. Аккуратное обращение с канцелярским ножом. ножницами. Открывать нож, ножницы  только во время работы, — по окончании работы убрать в положенное место. Передавать друг другу нож, ножницы  в закрытом виде. Не отвлекаться самим и не отвлекать товарищей во время работы

Показ приемов вырезания  трафаретов мастером. (слайд № 28,29)

Внимательно следите за последовательностью моих действий. Сейчас я вам продемонстрирую последовательность вырезания трафарета с помощью канцелярского ножа или ножниц согласно инструкционной карте.  Обращаю внимание на возможные дефекты. (Рваные линии рисунка, недорезанные маленькие прорези, волнообразные вырезание краёв.)  Если в ходе показа возникнут вопросы, задавайте.

 Показ приемов вырезания обучающимся.

Вы познакомились с тем, как правильно вырезать трафарет, а теперь научимся подбирать краску для него.

Перед началом работ необходимо подготовить все инструменты и материалы, которые могут понадобиться. (ёмкость, палочка для перемешивания, водная краска, трафарет, перчатки, колер). И вспомнить инструктаж по технике безопасности. Давайте вместе вспомним правила безопасности при работе с красками при набивке трафарета.

 Фронтальный опрос.

При работе с краской:

  1. Организация рабочего места.  
  2. Проверить наличие инструментов и их  исправность.
  3. В помещении находиться не более  3-4 часов.
  4. Работать аккуратно.
  5. После работы инструменты убрать в емкость с водой.
  6.  По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом.

 Мы сегодня с вами будем в своей работе использовать водные краски.

Вопрос обучающимся

Вопрос

ответ

  Какие вы знаете водные краски?

Клеевые,  силикатные, известковые,  водоэмульсионные.

 Как правило, очень сложно сразу выбрать подходящий цвет в готовом виде, поэтому обычно приходится смешивать краски, добиваясь «благородного», а не «мультяшного» цвета. Поэтому следующий этап заключается в смешивании красок.

Смешение красок

Разбор  раздела инструкционной карты «Смешение красок»

Последовательность операций

Инструменты, приспособления

Способ производства работ

Смешение красок

Емкость для смешения, водная краска, цветной колер, деревянная палочка

Смешивание производят в емкости, последовательно добавляя в белую краску цветной колер, красного, желтого цвета тем самым получая нужный цвет.

Показ приёмов получения нужного цвета

Вопрос обучающим

Вопрос

ответ

Как подбираем колер для рисунка?

Смешиваем белый цвет + желтый + красный =оранжевый. Белый + жёлтый =светло жёлтый.

  Для набивки трафарета  мастер предлагает обучающимся следующий алгоритм действий:

  1. Подготовить кисти.
  2. Подготовить краску.
  3. После того как кисть окунули в краску, её надо хорошо отжать.
  4. Прорези промазать торцом кисти перпендикулярно плоскости стены.
  5. Подправить рисунок при необходимости.

Нельзя пропускать ни одной, даже маленькой прорези, нужно бережно и аккуратно обращаться с трафаретами: не рвать, не мять,  промыть, просушить после работы, хранить в картонной папке.

Набивка рисунка.

Последовательность операций

Инструменты, приспособления

Способ производства работ

Набивка рисунка по трафарету

Трафареты, кисти для набивки, салфетки, емкость для воды,

Трафарет прикладывают к стене, плотно прижимают рукой к поверхности, а другой рукой заполняют вырезанный рисунок, ударяя торцом кисти по поверхности трафарета и осторожно прокрашивая углы. После набивки трафарет снимают с поверхности, протирают салфеткой  затем промывают водой просушивают т.к. это водная краска.

Подправка рисунка

Мелкие кисти

Подправляют рисунок от руки, т.е. без трафарета, уточняя контур рисунка и дорисовывая те места, где в трафарете были перемычки

  Показ мастером приёмов набивки рисунка трафаретной  кистью. (слайд №30,31,32)

 Показ приемов работы обучающимися (1-2 человека).

Охрана труда при выполнении работ: 

  • Работу выполнять в спецодежде и исправным инструментом;
  • не загромождать рабочее место и проходы;
  • не бросать инструменты под ногами;
  • при работе инструментом с острыми углами не поранить себя

Предупреждение возможных ошибок в работе:

  1. Потёки
  2. Рваные линии рисунка
  3. Заметный стык

Каждый самостоятельно должен  вырезать трафарет, подобрать колер по густоте, выполнить по трафарету  набивку рисунка кистью.

  1. сообщение обучающимся показателей оценок работы и критериев оценивания; (слайд 26,41)
  2. распределение обучающихся по рабочим местам;

Показатели оценок  организации работы обучающихся 

  • организация рабочего места;
  • соблюдение правил охраны труда;
  • соблюдение технологического процесса

Критерии оценки качества работы

  • Плотное прилегание трафарета к стене;
  • Тщательный отжим кисти от излишка краски;
  • Тщательность прокраски вырезов;
  • Контур рисунка, набитого по трафарету( должен быть четким, без затёков краски и прерывистых линий);
  • Незаметность стыков трафаретов;
  • Рисунок, выполненный по трафарету, не должен иметь отклонений от намеченного направления и точно соответствовать эскизу по подбору и взаимному расположению тонов.

3. Текущий инструктаж

Распределение   обучающихся по рабочим местам  — 6 человек. Предложение гостям выполнить «Весенний натюрморт»- войдите в мир красок вместе с обучающимися.Задание выполняют под музыку

(Самостоятельная работа обучающихся и целевые обходы мастера производственного обучения с целью проверки)

  1. Самостоятельное изготовление трафарета .
  2. Получение нужного цвета.
  3. Набивка рисунка.

Самостоятельная  работа. У вас есть ко мне вопросы? Если все вопросы решены, приступаем к работе. Обучающиеся выполняют практическую работу. Инструкционная карта присутствует на протяжении всей работы для самоконтроля. (слайд №33 – 39)

Во время работы мастер следит за организацией рабочего процесса, техникой безопасности. По окончании работы анализируются   выполненные работы (разбор дефектов, способы их устранения).  

Целевые обходы мастером рабочих мест учащихся:

  • первый обход с целью проверки содержания рабочих мест и соблюдения техники безопасности и трудовой дисциплины;
  • второй обход с целью проверки – правильности выполнения технологического процесса и правильности выполнения трудовых приёмов;
  • третий обход– проверка правильности ведения самоконтроля;
  • четвёртый обход – проверка правильности соблюдения условий в работе, приёмка и оценка работ обучающихся.

IV. Заключительный инструктаж

  •  итоги дня, достижение целей урока
  • оценка качества каждого обучающегося по показателям
  • лучшие сегодняшнего урока (отметить тех, кто из ребят добился отличного качества работы)
  • ошибки в работе, слабые работы
  • домашнее задание
  • подготовка материально– технической базы к следующему уроку

Подведение итогов урока — это результаты взаимооценки.  

Меня порадовала объективность ваших оценок. Оценки сообщены ,отметки выставлены. Но, чтобы сделать вывод мы должны проанализировать момент.

Вопрос

Ответ

1. Как вы считаете, работали ли вы сегодня над развитием способностей, которые так ценит сегодня работодатель и называются они общими компетенциями?

Да.

 2.  Проявлять интерес к профессии, уметь самостоятельно анализировать, эффективно общаться – это сейчас самое главное

Да.

3. На основании чего у вас утвердились осознания значимости будущей профессии.

Если научусь, то буду хорошим профессионалом.  Если буду качественно выполнять работу.

4. В какие моменты вы работали над общими компетенциями?

Организовывали собственную деятельность, работали в команде

5. Вначале урока  поставили цель. Мы её выполняли?

Да

Задание на дом. Тема следующего урока — повторение правила и приемов выполнения  технологии по  аэрографии. Спасибо за работу. Уборка рабочих мест

Используемые источники

  1. «Отделочные строительные работы» Ивлиев А.А.из-во 3.  
  2.  «Академия»2013, справочник мастера «Сделай это сам»2010,
  3.  СНиП «Техника безопасности в строительстве»,
  4. «Отделочные работы»Н.Н.Завражин, из-во «Академия»М-2014,
  5. «Маляр» Л.Н.Мороз, изд. «Феникс»
  6. «Малярные работы высокой сложности» Н.Н.Завражин, изд.»Академия»
  7.   Урок. Методические рекомендации, Саратов 2011г
  8. myshared.ruslide/41758/
  9. works.tarefer.ru/64/100279/index.ht….