Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии «Маляр» при проведении урока учебной практики по теме: «Отделка по трафарету»
Урок разработан с элементами педагогической технологии — формирования профессиональных и общих компетенций.
В разработке представлены:
- план урока учебной практики;
- вопросы по проверке знаний обучающихся по теме урока;
- критерии оценки качества работы;
- инструкционно-технологическая карта;
- требования к качеству выполняемой работы;
- оценочный лист оценки качества работы.
Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при выполнении отделки по трафарету.
Урок обеспечен в полном объеме дидактическими средствами обучения, инвентарем, оборудованием.
Методическая разработка может быть использована на уроках учебной практики и в производственной деятельности по профессии «Маляр».
Описанный выше метод работы даёт представление о своеобразии и особенностях данной технологии, обучающийся должен руководствоваться знаниями основных живописных законов, красочных материалов, уметь ими владеть технически, обеспечивая хорошую сохранность яркости и выразительности колорита и всего изображения в целом.
Выбор данной технологии, приёмов творческой работы над созданием конкретного образа или сюжетной композиции всегда органически связан с реалистическим восприятием начинающего специалиста, с его образным мышлением.
В искусстве трафарета высоко ценится точность и чистота исполнения формы. Без упорного труда, без старания невозможно достичь совершенства формы и цвета – это должны знать и помнить мастер производственного обучения и обучающиеся.
План урока.
Тема программы: Малярные работы.
Тема урока: « Отделка по трафарету».
Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков.
Цель урока сформировать у обучающихся умение осознанно применять выразительные средства трафарета при создании целостного образа, через строение формы, цвет передавать характер и целостность композиции, совершенствовать технику трафарет
учебная : научить обучающихся применять полученные знания, умения и навыки по изготовлению и набивке по трафарету
воспитательная: воспитывать
- чувство долга, ответственности за отработанные операции при коллективном труде;
- формировать способность адекватно оценивать производственные ситуации
- воспитывать стремление к познанию профессии и добиваться высоких показателей.
развивающая:
- развивать умение рационально организовывать свой труд и умело использовать оборудование и инвентарь в процессе работы;
- находить пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности;
- оперативное мышление, творческие способности, эстетическое воображение и развивать анализировать выполненные работы
В завершение каждый обучающийся должен
знать | уметь |
-технологию отделки по трафарету, -технику безопасности; -требования к качеству | формировать знания и отработать умения у обучающихся технологически правильно с применением профессиональных трудовых действий и приемов выполнять отделку по трафарету; |
Методическое обеспечение:
План урока производственного обучения
Инструкционно-технологические карты для обучающихся «Отделка поверхностей по трафарету»
Карточки — задания
Материально-техническое оснащение урока:
Инструмент и приспособления :
- трафареты;
- водная краска;
- колер;
- кисти;
- салфетки;
- канцелярские ножи;
- ножницы;
- емкости для краски,
- цветные карандаши,
- фломастеры.
Наглядные пособия:
- образец готовой работы
- инструкционно-технологические карта по теме урока.
Учебно-производственные работы: Изготовить трафарет, набить рисунок с помощью трафарета кистью на масляной поверхности в рабочей кабине
Межпредметные связи:технология малярных работ, материаловедение
Профессиональные и общие компетенции:
- ПК. 2.2 – Окрашивание поверхности различными малярными составами
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК 2. Организовать собственную деятельность
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию
- ОК 4. Осуществлять поиск информации
- ОК 5. Использовать ИКТ
- ОК 6. Работать в команде, общаясь с коллегами, клиентами.
- ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
План урока.
1.Организационная часть (5 минут): приветствие обучающихся, гостей
- проверка наличия обучающихся на уровне списочного состава;
- проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Вводный инструктаж (40 минут):
- объявление темы урока;
- сообщение цели;
- повторение необходимых сведений по изученной теме, организации рабочего места, правил безопасного выполнения работ, правил ТБ ;
- работа с инструкционно — технологической картой (Приложение № 3);
- объяснение и показ примеров работы мастером, предостережение обучающихся от возможных ошибок. Оценочный лист (Приложение№4);
- организация рабочего места;
- демонстрация обучающимся последовательности операции работы. Проверка усвоения и повторение несколькими обучающимися приемов работы (2 обучающихся).
3.Текущий инструктаж (3 часов 15 минут):
- обход мастером п/о рабочих мест с обучающимися с целью проверки и оценки выполнение самостоятельной работы обучающихся;
- контроль типичных ошибок.
4.Заключительный инструктаж (30 минут):
- подведение итогов занятия в форме фронтального опроса;
- анализ типичных ошибок;
- выставление и объяснение оценок;
- домашнее задание: повторение правила и приемов выполнения технологии аэрографии;
- уборка рабочего места, мастерской.
Ход урока
Организационная часть ( 9.00 – 9.10)
- приветствие обучающихся и гостей,
- проверка отсутствующих;
- проверка готовности обучающихся к уроку.
Вводный инструктаж. ( 9.11 – 9.45)
Сообщение темы программы, темы урока и целей урока, проверка знаний ранее изученного материала
Мастер п/о: Мы продолжаем изучать тему «Малярные работы» и тема урока – «Отделка по трафарету».(слайд №1) Мы познакомимся с технологией отделки поверхности по трафарету, научимся вырезать рисунок и набивать по нему композицию, которая называется «Мир прекрасен»
1.Повторение ранее изученного материала.
А. Фронтальный опрос.
Вопрос | Ответ |
Мы изучали понятие «трафарет», историю его создания. Давайте вспомним основные моменты. | 1.Трафарет – приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение того или иного мотива .Трафарет представляет собой пластину (из металла, дерева, картона, пластмассы, ткани и т.д.) с отверстиями (прорезями), через которые краска наносится на какую-либо поверхность. Роспись по трафарету – это самый универсальный способ нанесения декоративного узора.(слайд №2) 2.Нанесение рисунка представляет собой древнюю технику, которая была завезена в Америку первыми переселенцами из Европы. История возникновения трафарета очень давняя и даже древняя. В 1875 году испанец-археолог Марселино Саутуола исследовал близ моря Кантабрийские горы в Испании. Однажды Марселино взял с собой маленькую дочку. В одной из пещер он внимательно осматривал разные следы жизни древнего человека, и вдруг…, дочка Марселино внезапно вскрикнула. На потолке, стенах пещеры были нарисованы первобытные люди, их образ жизни, животные, а в центре пещеры красовалась целая галерея “печатания”: изображения ладоней и ступней – это первобытные люди оставили нам свой привет. И делали они это просто: макали ладошки и ножки в краску и прикладывали к стене. Получился живой, весёлый фейерверк приветов! Прошли годы. Печатание совершенствовалось и преобразовывалось в разные самостоятельные виды искусства, среди которых почётное место занимает “трафарет”. |
2 Каких видов бывают трафареты? | Трафаретный рисунок — простейшая техника размножения несложных рисунков или орнаментов. Трафареты бывают одноцветные и многоцветные. Одноцветные трафареты служат для набивки рисунка бордюров в одну краску. К этому же виду относятся трафареты для набивки филенок. Многокрасочные трафареты используют для набивки рисунка в несколько красок. (слайд №3 – 12) |
Б. Работа по карточкам.
Задание 1. Приложение 1 к уроку Отделка по трафарету
Итак, сегодня мы будем выполнять отделку по трафарету. А какие инструменты понадобятся для этого. Предлагаю вам выполнить следующее задание. У вас на столе лежат конверты с рисунками инструментов. Выберете из них только те, которыми будете работать. Каждому обучающему раздают конверты с рисунками инструментов.
Перечислите инструменты и объясните их назначение?
Задание 2: (слайд №13 – 14) Интеллектуальная разминка (реализация развивающей цели). Вставить пропущенные слова. Карточки находятся у каждого обучающегося (Приложение 2)
Ответ на разминку.
Трафареты в основном изготавливают из плотной бумаги, покрывая её с двух сторон олифой или лаком ( при нанесении неводных составов), и посыпают тальком по просохшей поверхности, чтобы предотвратить его слипание при хранении. Бумажные трафареты сразу после нанесения по ним краски протирают, чтобы предотвратить их размокание и порчу. Водную краску аккуратно смывают водой, масляную — скипидаром. Для набивки одноцветного рисунка пользуются прямыми трафаретами. Обратными трафаретами пользуются, когда вся поверхность окрашена одной краской, а трафарет применяют для окраски фона, выделяющего рисунок.
Задание №3 Теоретическое испытание.
Найдите правильный ответ: (слайд №15)
1. Трафарет это:
- шаблон
- инструмент
- краска
2. Трафареты бывают:
- кривые
- прямые
- косые
3. Трафаретный рисунок набивают:
- ветошью
- мочалкой
- губкой
4. При набивки рисунка кисть держат:
- прямо
- наклонно
5. Трафаретный рисунок выполняют:
- способом намазывания краски
- способом закрашивания
- способом торцевания
2.Объяснение нового материала (слайды №16 – 26)
— Нанесение трафарета относится к художественной отделке помещений . В последнее время роспись по трафарету стала входить в моду. С помощью современных, многофункциональных трафаретов вы сможете за пару- тройку часов превратить скучную стену, если не в произведение искусства, то в стильный образец интерьерного декора. Трафареты позволяют выбрать любое понравившееся изображение(цветок, орнамент, морские мотивы и т.д.) и легко преобразить любое помещение.
Проведем последнее теоретическое испытание
Сегодня вы самостоятельно будете изготавливать трафарет из плотной бумаги, затем научитесь набивать рисунок по трафарету на поверхность стены с помощью кисти, используя для набивки рисунка краску, учиться общаться, самостоятельно руководствоваться инструкционной картой при выполнении работы.
« Отделка поверхностей по трафарету» работа с ИТК (Приложение 3)
Последовательность операций | Инструменты, приспособления | Способ производства работ |
Изготовление трафарета | Канцелярский нож, ножницы твердая доска | Вырезку производят острым ножом, ножницами на твердой доске. Не пропуская ни одной даже маленькой прорези. |
Вопрос обучающимся
Вопрос | Ответ |
— Перечислить технологические операции при изготовлении трафарета? | Вырезку производят на твёрдой доске острым ножом, ножницами. |
Инструктаж по охране труда. Не надо забывать про технику безопасности. Давайте вместе вспомнить и поговорим о правилах безопасности при работе по изготовлению трафарета (Совместное обсуждение | Работать в перчатках. Аккуратное обращение с канцелярским ножом. ножницами. Открывать нож, ножницы только во время работы, — по окончании работы убрать в положенное место. Передавать друг другу нож, ножницы в закрытом виде. Не отвлекаться самим и не отвлекать товарищей во время работы |
Показ приемов вырезания трафаретов мастером. (слайд № 28,29)
Внимательно следите за последовательностью моих действий. Сейчас я вам продемонстрирую последовательность вырезания трафарета с помощью канцелярского ножа или ножниц согласно инструкционной карте. Обращаю внимание на возможные дефекты. (Рваные линии рисунка, недорезанные маленькие прорези, волнообразные вырезание краёв.) Если в ходе показа возникнут вопросы, задавайте.
Показ приемов вырезания обучающимся.
Вы познакомились с тем, как правильно вырезать трафарет, а теперь научимся подбирать краску для него.
Перед началом работ необходимо подготовить все инструменты и материалы, которые могут понадобиться. (ёмкость, палочка для перемешивания, водная краска, трафарет, перчатки, колер). И вспомнить инструктаж по технике безопасности. Давайте вместе вспомним правила безопасности при работе с красками при набивке трафарета.
Фронтальный опрос.
При работе с краской:
- Организация рабочего места.
- Проверить наличие инструментов и их исправность.
- В помещении находиться не более 3-4 часов.
- Работать аккуратно.
- После работы инструменты убрать в емкость с водой.
- По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом.
Мы сегодня с вами будем в своей работе использовать водные краски.
Вопрос обучающимся
Вопрос | ответ |
Какие вы знаете водные краски? | Клеевые, силикатные, известковые, водоэмульсионные. |
Как правило, очень сложно сразу выбрать подходящий цвет в готовом виде, поэтому обычно приходится смешивать краски, добиваясь «благородного», а не «мультяшного» цвета. Поэтому следующий этап заключается в смешивании красок.
Смешение красок
Разбор раздела инструкционной карты «Смешение красок»
Последовательность операций | Инструменты, приспособления | Способ производства работ |
Смешение красок | Емкость для смешения, водная краска, цветной колер, деревянная палочка | Смешивание производят в емкости, последовательно добавляя в белую краску цветной колер, красного, желтого цвета тем самым получая нужный цвет. |
Показ приёмов получения нужного цвета
Вопрос обучающим
Вопрос | ответ |
Как подбираем колер для рисунка? | Смешиваем белый цвет + желтый + красный =оранжевый. Белый + жёлтый =светло жёлтый. |
Для набивки трафарета мастер предлагает обучающимся следующий алгоритм действий:
- Подготовить кисти.
- Подготовить краску.
- После того как кисть окунули в краску, её надо хорошо отжать.
- Прорези промазать торцом кисти перпендикулярно плоскости стены.
- Подправить рисунок при необходимости.
Нельзя пропускать ни одной, даже маленькой прорези, нужно бережно и аккуратно обращаться с трафаретами: не рвать, не мять, промыть, просушить после работы, хранить в картонной папке.
Набивка рисунка.
Последовательность операций | Инструменты, приспособления | Способ производства работ |
Набивка рисунка по трафарету | Трафареты, кисти для набивки, салфетки, емкость для воды, | Трафарет прикладывают к стене, плотно прижимают рукой к поверхности, а другой рукой заполняют вырезанный рисунок, ударяя торцом кисти по поверхности трафарета и осторожно прокрашивая углы. После набивки трафарет снимают с поверхности, протирают салфеткой затем промывают водой просушивают т.к. это водная краска. |
Подправка рисунка | Мелкие кисти | Подправляют рисунок от руки, т.е. без трафарета, уточняя контур рисунка и дорисовывая те места, где в трафарете были перемычки |
Показ мастером приёмов набивки рисунка трафаретной кистью. (слайд №30,31,32)
Показ приемов работы обучающимися (1-2 человека).
Охрана труда при выполнении работ:
- Работу выполнять в спецодежде и исправным инструментом;
- не загромождать рабочее место и проходы;
- не бросать инструменты под ногами;
- при работе инструментом с острыми углами не поранить себя
Предупреждение возможных ошибок в работе:
- Потёки
- Рваные линии рисунка
- Заметный стык
Каждый самостоятельно должен вырезать трафарет, подобрать колер по густоте, выполнить по трафарету набивку рисунка кистью.
- сообщение обучающимся показателей оценок работы и критериев оценивания; (слайд 26,41)
- распределение обучающихся по рабочим местам;
Показатели оценок организации работы обучающихся
- организация рабочего места;
- соблюдение правил охраны труда;
- соблюдение технологического процесса
Критерии оценки качества работы
- Плотное прилегание трафарета к стене;
- Тщательный отжим кисти от излишка краски;
- Тщательность прокраски вырезов;
- Контур рисунка, набитого по трафарету( должен быть четким, без затёков краски и прерывистых линий);
- Незаметность стыков трафаретов;
- Рисунок, выполненный по трафарету, не должен иметь отклонений от намеченного направления и точно соответствовать эскизу по подбору и взаимному расположению тонов.
3. Текущий инструктаж
Распределение обучающихся по рабочим местам — 6 человек. Предложение гостям выполнить «Весенний натюрморт»- войдите в мир красок вместе с обучающимися.Задание выполняют под музыку
(Самостоятельная работа обучающихся и целевые обходы мастера производственного обучения с целью проверки)
- Самостоятельное изготовление трафарета .
- Получение нужного цвета.
- Набивка рисунка.
Самостоятельная работа. У вас есть ко мне вопросы? Если все вопросы решены, приступаем к работе. Обучающиеся выполняют практическую работу. Инструкционная карта присутствует на протяжении всей работы для самоконтроля. (слайд №33 – 39)
Во время работы мастер следит за организацией рабочего процесса, техникой безопасности. По окончании работы анализируются выполненные работы (разбор дефектов, способы их устранения).
Целевые обходы мастером рабочих мест учащихся:
- первый обход с целью проверки содержания рабочих мест и соблюдения техники безопасности и трудовой дисциплины;
- второй обход с целью проверки – правильности выполнения технологического процесса и правильности выполнения трудовых приёмов;
- третий обход– проверка правильности ведения самоконтроля;
- четвёртый обход – проверка правильности соблюдения условий в работе, приёмка и оценка работ обучающихся.
IV. Заключительный инструктаж
- итоги дня, достижение целей урока
- оценка качества каждого обучающегося по показателям
- лучшие сегодняшнего урока (отметить тех, кто из ребят добился отличного качества работы)
- ошибки в работе, слабые работы
- домашнее задание
- подготовка материально– технической базы к следующему уроку
Подведение итогов урока — это результаты взаимооценки.
Меня порадовала объективность ваших оценок. Оценки сообщены ,отметки выставлены. Но, чтобы сделать вывод мы должны проанализировать момент.
Вопрос | Ответ |
1. Как вы считаете, работали ли вы сегодня над развитием способностей, которые так ценит сегодня работодатель и называются они общими компетенциями? | Да. |
2. Проявлять интерес к профессии, уметь самостоятельно анализировать, эффективно общаться – это сейчас самое главное | Да. |
3. На основании чего у вас утвердились осознания значимости будущей профессии. | Если научусь, то буду хорошим профессионалом. Если буду качественно выполнять работу. |
4. В какие моменты вы работали над общими компетенциями? | Организовывали собственную деятельность, работали в команде |
5. Вначале урока поставили цель. Мы её выполняли? | Да |
Задание на дом. Тема следующего урока — повторение правила и приемов выполнения технологии по аэрографии. Спасибо за работу. Уборка рабочих мест
Используемые источники
- «Отделочные строительные работы» Ивлиев А.А.из-во 3.
- «Академия»2013, справочник мастера «Сделай это сам»2010,
- СНиП «Техника безопасности в строительстве»,
- «Отделочные работы»Н.Н.Завражин, из-во «Академия»М-2014,
- «Маляр» Л.Н.Мороз, изд. «Феникс»
- «Малярные работы высокой сложности» Н.Н.Завражин, изд.»Академия»
- Урок. Методические рекомендации, Саратов 2011г
- myshared.ru›slide/41758/
- works.tarefer.ru/64/100279/index.ht….