Упражнения по оздоровительной гимнастике (дыхательная, зрительная)


Автор: Елена Николаевна Соловьева
Место работы: МКДОУ «Детский сад села Птичник»
Должность: воспистатель


Комплекс дыхательной гимнастики

Упражнение 1: Послушаем свое дыхание

Цель: научить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам — состояние организма.

Исходное положение — стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части — волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Упражнение 2: Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель: научить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение — стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10 раз).

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Упражнение 3: Подыши одной ноздрей

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание.

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Упражнение 4: Ветерок

Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос);
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть);
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох);
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох);
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот);
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить упражнение 3-4 раза.

Упражнение 5 (по Стрельниковой): Ёжик

Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
1 — поворот головы вправо — короткий шумный вдох носом
2 — поворот головы влево — выдох через слегка открытые губы.

Упражнение 6 (по Стрельниковой): Маятник

Влево, вправо, влево, вправо,
А затем начнём сначала.
Руки на поясе — вдох
1 — наклон вправо — выдох
2 — руки на поясе — вдох
3 — наклон влево — выдох
4 — руки на поясе — вдох
Выдох со звуком «т-у-у-х».

Комплекс зрительной гимнастики

Упражнение 1:

Цель: научить детей как правильно снять глазное напряжение, укрепить мышцы глаз, совершенствовать их координацию, научить совершенствовать сложные движения глаз.

Упражнение 2: «Физкультминутка для глаз»

  • Глазкам нужно отдохнуть (ребята закрывают глаза);
  • Нужно глубоко вздохнуть (глубокий вдох, глаза все так же закрыты);
  • Глаза по кругу побегут (глаза открыты, движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки);
  • Много-много раз моргнут (частое моргание глазами);
  • Глазкам стало хорошо (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз);
  • Увидят мои глазки все! (глаза распахнуты, на лице широкая улыбка).

Упражнение 3: «Бабочка»

  • Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее);
  • И вдруг проснулся (поморгать глазами);
  • Больше спать не захотел (руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки);
  • Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны (выдох);
  • Взвился вверх и полетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

Упражнение 4: «Мостик»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (закрывают оба глаза);
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (продолжают стоять с закрытыми глазами);
А теперь мы их откроем, через речку мост построим (открывают глаза, взглядом рисуют мост);
Нарисуем букву «О», получается легко (глазами рисуют букву «О»);
Вверх поднимем, глянем вниз (глаза поднимают вверх, опускают вниз);
Вправо, влево повернем (глазами двигают вправо-влево);
Заниматься вновь начнем (глазами смотрят вверх-вниз).

Упражнение 5: «Стрекоза»
Вот какая стрекоза — как горошины глаза (пальцами делают очки);
Влево — вправо, назад — вперед (глазами смотрят вправо — влево);
Ну, совсем как вертолет! (круговые движения глаз);
Мы летаем высоко (смотрят вверх);
Мы летаем низко (смотрят вниз);
Мы летаем далеко (смотрят вперед);
Мы летаем близко (смотрят вниз).

Упражнение 6: Теремок
Терем- терем- теремок! (движение глазами вправо- влево);
Он не низок, не высок, (движение глазами вверх- вниз);
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит (моргают глазами).

Упражнение 7:
1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 8:

— Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

— Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

— Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево — вправо, вверх-вниз.

— Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

— Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

двадцать − 18 =