Урок-конференция на тему «Современные перспективные технологии», 10 класс


Автор: Наталия Владимировна Еременко
Место работы: МКОУ «СОШ с. Бирофельд»
Должность: учитель технологии


Цель создание условий для ознакомления учащихся с основными открытиями в области нанотехнологий и выявление основных проблем, связанных с их применением в повседневной жизни

Задачи:

  1. 1. Исследовать истоки и перспективы развития нанотехнологии;
  2. 2. Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять факты, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, формировать умения работать с различными литературными источниками;
  3. 3. Создать условия для самоорганизации и коммуникативных умений при работе в группах.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды современных перспективных технологий;
  • определения понятий «информационные технологии»; «нанотехнологии»;
  • основные сферы применения современных перспективных технологий.

Учащиеся должны уметь: приводить примеры применения современных перспективных технологий во всех сферах жизни общества.

Предварительная работа:

После оглашения проблемы и распределения ролей имеет место подготовительный этап. Все обучающиеся могут подобрать факты, используя различные источники: научную литературу, публикации в СМИ и сети Интернет. Подготовить теоретическое сообщение и электронное сопровождение своего выступления. В этом случае игра будет более аргументированной и серьезной, а значит, будет оказывать более глубокое влияние на ее участников.

Ход урока

Содержимое

1. Организационный момент. Сообщение цели.

2. Актуализация знаний.

  • Повторение терминов, необходимых для понимания проблемы.

Матрица система каких-либо величин, расположенных в виде прямоугольной схемы.

Репликация это процесс, под которым понимается копирование данных из одного источника на другой (или на множество других) и наоборот.

Нанобот (наноробот) программно управляемое наноразмерное устройство, созданное посредством молекулярной технологии и обладающее достаточной автономностью.

  • Где и как могут применяться нанотехнологии?

3. Изучение нового материала.

1. Общие сведения о нанотехнологиях.

Нанотехнология это технология изучения нанометровых объектов и работы с объектами порядка нанометра (миллионная доля миллиметра), что сравнимо с размерами отдельных молекул и атомов.

Основные этапы в развитии нанотехнологии:

ДатаСобытие
1959 г.Лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман заявляет, что в будущем, научившись манипулировать отдельными атомами, человечество сможет синтезировать все, что угодно.
1981 г.Создание Бинигом и Рорером сканирующего туннельного микроскопа – прибора, позволяющего осуществлять воздействие на вещество на атомарном уровне.
1982-85 гг.Достижение атомарного разрешения.
1986 г.Создание атомно-силового микроскопа, позволяющего, в отличие от туннельного микроскопа, осуществлять взаимодействие с любыми материалами, а не только с проводящими.
1990 г.Манипуляции единичными атомами.
1994 г.Начало применения нанотехнологических методов в промышленности.

Направления нанотехнологий:

1. Изготовление электронных схем (в том числе и объемных) с активными элементами, размерами сравнимыми с размерами молекул и атомов.

2. Разработка и изготовление наномашин.

3. Манипуляция отдельными атомами и молекулами и сборка из них макрообъектов.

2. Представление презентаций.

Нанотехнологии

  • в медицине
  • быту
  • промышленности
  • сельском хозяйстве.

4. Подведение итогов.

После представления докладов проходит дискуссия: учитель просит учащихся достать свои мобильные телефоны, портативные проигрыватели CD, DVD, MP3-плееры и выразить своё мнение о той роли, которую в их жизни и жизни их семей играет эта (и другая) современная продукция. В этой части урока обсуждаются впечатления от покупки и использования нового компьютера, телефона, поездки на «модном» автомобиле и т.д.

Общий вывод дискуссии: эти изделия, несомненно, украшают жизнь современного человека, делают её более комфортной, эмоционально более насыщенной, помогают общению, способствуют экономии времени, сохранению физического и духовного здоровья людей, сохранению и распространению материального и духовного наследия, повышают безопасность жизни и т.д.