Цель– создание условий для ознакомления учащихся с основными открытиями в области нанотехнологий и выявление основных проблем, связанных с их применением в повседневной жизни
Задачи:
- 1. Исследовать истоки и перспективы развития нанотехнологии;
- 2. Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять факты, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, формировать умения работать с различными литературными источниками;
- 3. Создать условия для самоорганизации и коммуникативных умений при работе в группах.
Учащиеся должны знать:
- основные виды современных перспективных технологий;
- определения понятий «информационные технологии»; «нанотехнологии»;
- основные сферы применения современных перспективных технологий.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры применения современных перспективных технологий во всех сферах жизни общества.
Предварительная работа:
После оглашения проблемы и распределения ролей имеет место подготовительный этап. Все обучающиеся могут подобрать факты, используя различные источники: научную литературу, публикации в СМИ и сети Интернет. Подготовить теоретическое сообщение и электронное сопровождение своего выступления. В этом случае игра будет более аргументированной и серьезной, а значит, будет оказывать более глубокое влияние на ее участников.
Ход урока
Содержимое
1. Организационный момент. Сообщение цели.
2. Актуализация знаний.
- Повторение терминов, необходимых для понимания проблемы.
Матрица– система каких-либо величин, расположенных в виде прямоугольной схемы.
Репликация– это процесс, под которым понимается копирование данных из одного источника на другой (или на множество других) и наоборот.
Нанобот (наноробот) – программно управляемое наноразмерное устройство, созданное посредством молекулярной технологии и обладающее достаточной автономностью.
- Где и как могут применяться нанотехнологии?
3. Изучение нового материала.
1. Общие сведения о нанотехнологиях.
Нанотехнология– это технология изучения нанометровых объектов и работы с объектами порядка нанометра (миллионная доля миллиметра), что сравнимо с размерами отдельных молекул и атомов.
Основные этапы в развитии нанотехнологии:
Дата | Событие |
1959 г. | Лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман заявляет, что в будущем, научившись манипулировать отдельными атомами, человечество сможет синтезировать все, что угодно. |
1981 г. | Создание Бинигом и Рорером сканирующего туннельного микроскопа – прибора, позволяющего осуществлять воздействие на вещество на атомарном уровне. |
1982-85 гг. | Достижение атомарного разрешения. |
1986 г. | Создание атомно-силового микроскопа, позволяющего, в отличие от туннельного микроскопа, осуществлять взаимодействие с любыми материалами, а не только с проводящими. |
1990 г. | Манипуляции единичными атомами. |
1994 г. | Начало применения нанотехнологических методов в промышленности. |
Направления нанотехнологий:
1. Изготовление электронных схем (в том числе и объемных) с активными элементами, размерами сравнимыми с размерами молекул и атомов.
2. Разработка и изготовление наномашин.
3. Манипуляция отдельными атомами и молекулами и сборка из них макрообъектов.
2. Представление презентаций.
Нанотехнологии
- в медицине
- быту
- промышленности
- сельском хозяйстве.
4. Подведение итогов.
После представления докладов проходит дискуссия: учитель просит учащихся достать свои мобильные телефоны, портативные проигрыватели CD, DVD, MP3-плееры и выразить своё мнение о той роли, которую в их жизни и жизни их семей играет эта (и другая) современная продукция. В этой части урока обсуждаются впечатления от покупки и использования нового компьютера, телефона, поездки на «модном» автомобиле и т.д.
Общий вывод дискуссии: эти изделия, несомненно, украшают жизнь современного человека, делают её более комфортной, эмоционально более насыщенной, помогают общению, способствуют экономии времени, сохранению физического и духовного здоровья людей, сохранению и распространению материального и духовного наследия, повышают безопасность жизни и т.д.