… Нет отходов, а есть неиспользованное сырье.
Д.И. Менделеев
Цельурока– создание условий для формирования у школьников основ экологического сознания.
Задачи:
1. стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
2. развитие творческого мышления;
3. формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения;
4. вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды.
Учащиеся должны
знать: сущность и виды безотходных технологий.
уметь:
— анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
— проводить самостоятельный поиск эколого-биологической информации: находить в тексте учебника и дополнительной литературе материал по теме (в том числе с использованием информационных технологий).
Ход урока
Содержимое
1. Организационный момент. Сообщение цели.
2. Актуализация знаний.
Основополагающий вопрос:
Какова цена чистоты?
Проблемные вопросы учебной темы:
- Какие проблемы появляются у природных сообществ из-за городов?
- Какова судьба «отработанных вещей»?
- «С глаз долой – из сердца вон!»: может ли такое высказывание быть решением проблемы борьбы с ТБО?
- Кто в ответе за чистоту?
- Что делать, чтобы город не стал свалкой?
Одна из наиболее серьезных экологических его проблем — образование и накопление отходов производства и потребления. Значительную часть отходов производства составляют отходы добывающей промышленности — более 40 млн тонн в год. Объем твердых бытовых отходов (ТБО) составляет 1,2 млн тонн.
Именно твердые бытовые отходы создают наибольшие социально-экологические и санитарно-гигиенические риски, связанные с содержанием территории населенных мест, с комплексом проблем ЖКХ, невозможностью административным путем остановить их образование.
Состав ТБО усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов. Из общего объема твердых бытовых отходов около 700 тыс. тонн размещается на специализированных объектах, а около 500 тыс. тонн несанкционированно размещается в окружающей среде. Это приводит к нанесению существенного экологического ущерба, ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации, а также к значительным потерям финансовых потоков отрасли и валового регионального продукта.
По диаграмме морфологического состава ТБО подразделяем их на четыре категории:
1. Вторичное сырье, которое можно пустить на переработку. Для этого его нужно выделить из общего потока, отсортировать и пустить в дальнейшую переработку.
2. Биоразлагаемые отходы, которые можно компостировать.
3. Неутилизируемые отходы — в настоящее время либо не могут быть переработаны в полезную продукцию, либо затраты на переработку будут очень велики.
4. Опасные отходы — виды отходов (батарейки, ртутные градусники, лекарственные препараты), содержащие токсичные или биологически опасные вещества, попадание которых в окружающую среду недопустимо.
Газеты, журналы, рекламные листовки, книги, бумажные пакеты, коробки и упаковка, картон. Стеклянные бутылки, банки, фарфор, керамика, зеркало, стекло. Пластиковые бутылки и упаковка для бытовой химии,одноразовая посуда, пенопласт, пластмасса. Алюминиевые и консервные банки, тара для красок и аэрозолей, металлическая посуда и изделия. |
3. Практическая работа.Работа в группах.
Для работы над проектом обучающимся были предложены следующие темы:
- 1. У природы нет … отходов.
Ситуация : Наибольшее количество отходов составляют органические биоразлагаемые отходы. В результате разложения органические отходы являются основным источником токсичного фильтрата и биогаза. Неутилизированные пищевые отходы способствуют размножению микробов, тараканов, мышей, крыс, бездомных животных. Компостирование органических отходов в результате деятельности микроорганизмов позволяет получить почвоподобную мульчу, богатую питательными элементами.
Задания : Изучите существующие способы организации переработки органических отходов в мире. Разработайте проект организации частичной или полной переработки органических отходов в семье, в школе, нашем населенном пункте.
2. Чисто там, где отходы разделяются, а не смешиваются.
Ситуация : Правительство ЕАО приняло программу обращения с отходами потребления. В городах и районах появились красивые разноцветные контейнеры для раздельного сбора отходов. Согласятся ли жители сортировать отходы?
Задания : Обсудите, какими методами можно воздействовать на разные целевые группы, внедряя систему раздельного сбора бытовых отходов (дети, взрослые, дворники, работники магазинов и т.п.). Подготовьте эколого-просветительский проект внедрения системы раздельного сбора бытовых отходов среди населения.
Для более эффективной организации работы участники разделились на группы и определили роли:
Координатор — организует работу группы, направляет дискуссию в заданном направлении, фиксирует наиболее ценные предложения и т.п.;
Оформитель(и) — оформляет(ют) результаты обсуждений в виде плаката, опорного конспекта или электронной презентации;
Докладчик — представляет результаты работы группы.
4. Защита мини-проектов.
Учебные вопросы:
- Что такое мусор и твёрдые бытовые отходы? Классификация отходов.
- Как обращаются с отходами?
- Как влияют бытовые отходы на окружающую среду?
- Каковы прогнозы загрязнения?
- Что нужно сделать, чтоб приостановить загрязнение окружающей среды твёрдыми бытовыми отходами? (мировой опыт и личный вклад).
5. Подведение итога урока.
Д/з: принести использованные диски, коробки, пластиковые бутылки.