Тема. Деление с остатком.
Цель урока. Обучение алгоритму выполнения деления числа с остатком и применение полученных знаний на практике.
Ожидаемые результаты.
— Личностные: демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать смысл самоконтроля и самооценки.
— Предметные: выполнять деление с остатком разными способами; выполнять проверку деления с остатком; решать текстовые задачи.
— Регулятивные: уметь организовывать, планировать свою деятельность; целеустремленно и настойчиво достигать поставленную цель.
— Коммуникативные: уметь взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения.
— Познавательные: принимать и решать учебно-познавательные задачи урока – научиться способу деления числа с остатком; при решении арифметических задач уметь выделять главное, сравнивать данные, определять общие признаки, классифицировать, соотносить результаты разных моделей (текст, рисунок, схема).
Ход урока
I. Организационный этап.
— На каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания.
Девиз урока: «С маленькой удачи начинаются большие успехи»
— Откройте тетради, запишите число, месяц, классная работа.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Устный счет.
а) — Какую тему мы изучаем на уроке математики? (Деление с остатком)
— Как найти неизвестное делимое? (Надо делитель умножить на частное)
— Как найти делитель? (Надо делимое разделить на частное)
— Как найти частное от деления? (Надо делимое разделить на делитель)
— Что вы знаете об остатке? (Остаток всегда меньше, чем делитель)
— Сейчас вы поработаете с тестом, проверите свои умения выполнять деление с остатком.
б) Тест.
1. Какие остатки могут получиться при делении с остатком на 5?
а) 1, 2, 3, 4, 5
б) 5, 6, 7
в) 1, 2, 3, 4
г) 1, 2, 3
2. Верно ли выполнено деление?
48 : 10 = 3 (ост. 18)
а) да
б) нет
3) Какое число пропущено?
28 : 5 =… (ост. 3)
а) 6
б) 3
в) 4
г) 5
4) Какое самое большое число до 70 делится без остатка на 8?
а) 56
б) 72
в) 64
г) 80
5) Бублик стоит 8 рублей. Какое наибольшее число бубликов можно купить имея 50 рублей?
а) 6
б) 4
в) 5
г) 3
Проверьте друг у друга тест по ключу и оцените своего соседа.
Взаимопроверка теста и оценивание.
1) в
2) б
3) г
4) в
5) а
При проверке я увидела, что многие дети правильно выполнили и оценили тест.
III. Целеполагание и мотивация.
— Найдите значение выражения с остатком.
34 : 8 = 4 (ост. 2)
-Как проверить правильность выполнения? (частное умножить на делитель и прибавить остаток)
— Тема урока «Проверка деления с остатком».
— Какие учебные задачи поставим на урок?
(Сегодня мы будем учиться проверять решение выражений на деление с остатком, составим алгоритм выполнения проверки деления с остатком.)
(слайд с учебными задачами)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1. Введение алгоритма проверки.
— Как проверить деление с остатком?
75 : 13 = 5 (ост. 10)
Проверка: 5•13+10=75
— Давайте составим алгоритм проверки деления с остатком.
1) Сравниваем делитель и остаток. (Остаток меньше, чем делитель)
2) Частное умножаем на делитель.
3) К полученному результату прибавляем остаток.
4) Делаем вывод: если получили делимое , то значение выражения нашли правильно.
2. Закрепление знаний по учебнику стр. 32 (устно).
85:15=5 (ост. 10)
Проверка: 15•5+10=85
19:20=0 (ост. 19)
Проверка: 20•0+19=19
V. Первичное закрепление.
1. Решение выражений с объяснением. учеб. с. 32 № 1 (1 столбик) (на доске)
50:15=3 (ост.5) 18:27=0 (ост.18)
3х15+5=50 0х27+18=18
(2 и 3 столбики по вариантам)
1 в.
89:22=4(ост.1) 4х22+1=89
75:18=4(ост.3) 4х18+3=75
2 в.
100:30=3(ост.10) 3х30+10=100
76:20=3(ост.16) 3х20+16=76
— Проверка и самооценка.
VI. Физминутка
А теперь, ребята, встали!
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Решение задачи на деление с остатком.
— Прочитайте про себя задачу.
Надо упаковать 97 словарей в коробки по 10 словарей в каждую коробку. Сколько потребуется таких коробок? Сколько словарей останется?
— Что сказано в условии задачи? (Надо упаковать 97 словарей в коробки по 10 словарей в каждую коробку.)
— Что особенного в данной задаче? (два вопроса).
— Кто догадался, сколько действий в решении задачи? (одно) Докажите. (Если разложить 97 словарей в коробки по 10 штук, то ответим на первый вопрос задачи, а остаток указывает на количество оставшихся словарей).
— Запишите решение и ответ задачи.
97 : 10 = 9 (ост. 7) (к.)
Ответ: 9 коробок потребуется, 7 словарей останется.
— Как можно проверить правильно ли решена задача? (9 х 10 + 7 = 97 с.)
— Проверьте и оцените решенную задачу.
2. Самостоятельная работа по разноуровневым заданиям.
— Перед вами карточки зеленого, голубого и красного цветов. Прочитайте про себя задание, всё понятно?
1 карточка (зелёная)
Выполните деление с остатком и сделай проверку.
9:6= 35:6=
23:9= 30:4=
2 карточка (голубая)
Реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком, выполни проверку.
44:6= 35:6= 58:7=
87:9= 30:5= 64:8=
3 карточка (розовая)
Вставить пропущенные цифры, чтобы запись была верной и выполни проверку.
2 : 3 = 7 ( ост. )
4 : 7 = (ост. 5)
9 : 7 = (ост. 3)
— Проверьте свою работу и оцените по ключу. (слайд)
VIII. Подведение итога урока.
— Наш урок подходит к концу. Чему научились сегодня на уроке? (Проверка деления с остатком.)
— Какие учебные задачи ставили на урок? (научиться проверять решение выражений на деление с остатком, составлять алгоритм выполнения проверки деления с остатком).
— Как вы, считаете, мы выполнили все учебные задачи?
— Как проверить деление с остатком? (Надо частное умножить на делитель и прибавить остаток.)
— Какие возникали проблемы сегодня на уроке?
IХ. Рефлексия учебной деятельности
— Оцените свою работу на уроке.
— Отметки за урок.
ХI. Домашнее задание.
Р. т. с. 34 № 90, с. 36 № 96
с. 34 № 90
На сколько костюмов хватит 26 м ткани, если на каждый костюм расходуют по 4 м ткани?
с. 36 № 96
Выполни деление с остатком и проверь результат.