Урок по теме «Речные бассейны материков». (7 класс)


Автор: Алла Владимировна Москаленко
Место работы: МБОУ «СОШ № 1 п. Смидович»
Должность: учитель географии


Цель: Формирование знаний учащихся о реках земного шара.

Задачи: Дать характеристику бассейнам крупнейших рек мира. Закрепить представления учащихся о питании, режиме, годовом стоке рек. Продолжить формирование у учащихся умений и навыков при работе с учебником, географическим атласом.

Оборудование: физическая карта мира, географический атлас, учебник.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Содержание урока:

  1. Организационный момент

«Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места в даль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь»
(А. Твардовский)

— Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по материкам с целью изучения речных систем и бассейнов материков. Перемещаться мы будем на корабле под названием «Знание». Во время путешествия мы будем заполнять судовой журнал.

— А по каким материкам мы будем путешествовать? (Евразия, Северная Америка, Африка, Южная Америка)

— Почему нас не будет в Антарктиде? (Антарктида покрыта ледником, там нет рек.)

  1. Проверка домашнего задания

— Но сначала мы проверим домашнее задание. (Решение теста по теме «Влияние рельефа и климата на реки».)

Тест

  1. У равнинных рек по сравнению с горными скорость течения:
    а) выше б) такая же в) ниже

  1. Если река имеет широкую долину и извилистое русло, то по характеру течения эта река:
    а) равнинная
    б) горная

  1. Горные реки обычно берут начало:
    а) из ледника б) из болота
    в) из моря г) из родника

  1. У рек северного полушария крутым и обрывистым, как правило, бывает:
    а) левый берег б) правый берег
    в) оба берега г) у разных рек по разному

  1. Изучение нового материала

Корабль поднимает якорь, а мы повторим основные понятия, которые пригодятся нам в плавании (На доске закреплены слова, при правильном ответе они снимаются).

Река, исток, устье, русло, речная система, речной бассейн.

Вопросы к словам:

  1. Постоянный или временный водоток, текущий в углублении рельефа.

  2. Место, где река берёт своё начало.

  3. Место впадения реки в другую реку, озеро или море.

  4. Углубление, по которому течёт река.

  5. Река со своими притоками.

  6. Территория, с которой в реку стекает вода.

 

— Наш корабль пересёк Тихий океан. Мы приближаемся к Северной Америке. Исследуем речные системы.

(Заполнение таблицы «Характеристика реки Миссисипи». Работа с географическим атласом. Перед заполнением таблицы — просмотр презентации «Речные системы Северной Америки»).

Таблица «Характеристика реки Миссисипи»

Название реки

На каком материке

Исток

Устье

Направление

течения

Притоки

Речной бассейн

Океанический бассейн

Мисси-

сипи

Северная Америка

Центральные равнины

Мексиканский залив

С севера на юг

Мисссури

Центральные равнины, Великие равнины, Аппалачи

Атлантический океан

— На горизонте Южная Америка. Продолжаем вести судовой журнал путешествия.

(Просмотр презентации «Реки Южной Америки». Заполнение таблицы «Характеристика реки Амазонка».)

Таблица «Характеристика реки Амазонка»

Название реки

На каком материке

Исток

Устье

Направле

ние

течения

Прито

ки

Речной бассейн

Океанический бассейн

Амазонка

Южная Америка

Уакаяли и Мараньон

Атланти

ческий океан

С запада на восток

Рио-Негру, Мадейра

Амазонская низменность, Бразильское плоскогорье

Атлантический океан

— Пересекаем Атлантику. Виднеются берега Африки.

(Просмотр презентации «Реки Африки». Заполнение таблицы «Характеристика реки Нил)

Таблица «Характеристика реки Нил»

Название реки

На каком материке

Исток

Устье

Направле

ние

течения

Притоки

Речной бассейн

Океанический бассейн

Нил

Африка

Восточно-Африканское плоскогорье

Средиземное море

С юга на север

Голубой Нил

Эфиопское нагорье

Атланстический океан

— Пересекаем Индийский океан. Держим курс на Австралию.

(Просмотр презентации «Реки Австралии». Заполнение таблицы «Характеристика реки Муррей».)

Таблица «Характеристика реки Муррей»

Название реки

На каком материке

Исток

Устье

Направле

ние

течения

Прито

ки

Речной бассейн

Океанический бассейн

Муррей

Австралия

Большой Водораз

дельный хребет

Большой Австра

лийский залив

С северо-востока на юго-запад

Дар

линг

Большой Водораздельный хребет, Централь

ная низмен

ность

Индийский океан

— Мы прибыли на материк, с которого отправились в путешествие.

(Просмотр презентации «Реки Евразии». Заполнение таблицы «Характеристика реки Волги».)

Таблица «Характеристика реки Волга»

Название реки

На каком материке

Исток

Устье

Направле

ние

течения

Прито

ки

Речной бассейн

Океанический бассейн

Волга

Евразия

Валдай

ская возвышенность

Каспий

ское море

С северо-запада на юг

Ока, Кама

Восточно-Европейская равнина

Внутренний сток

— Где-то под руками близко
Капитана Врунгеля записки.
Мы сейчас их разберём
И пятёрками карман набьём.

(Показываю карточки с названием рек. Учащиеся по очереди прикрепляют карточки на настенную контурную карту и говорят, к бассейну какого океана принадлежит река.)

Нигер Юкон Нил
Колорадо Конго Ганг
Замбези Инд Ориноко
Волга Амазонка Хуанхэ
Парана Янцзы Макензи
Муррей Миссисипи Амур

(Решение графических сигнальных загадок:
Графическую загадку отгадай,
К пятёрке свой корабль направляй.)

4. Подведение итогов
Я знала, всё у нас получится,
И реки с вами будем знать.
Всем орденоносцам капитана Врунгеля
В журнал поставлю «хорошо» и «пять». (Выставление отметок.)
И в заключение хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

5. Домашнее задание

На контурной карте обозначить речные системы материков.