Урок-путешествие «Командировка в королевство пояса», 6-й класс


Автор: Наталия Владимировна Еременко
Место работы: МКОУ «СОШ с. Бирофельд»
Должность: учитель технологии


Цели урока ‒ повышение общего уровня культуры обучающихся через элементы релаксации (образцы классической музыки); развитие умения сравнивать, выделять главное, решать поставленную проблему.

Задачи урока:

  • Познакомить с историческими сведениями о поясе, его ролью в современной одежде.
  • Научить на репродуктивном уровне обработке пояса.
  • Продолжить воспитывать трудолюбие, аккуратность, требовательность к себе.
  • Приобщать к работе в коллективе.

Тип урока : комбинированный урок.

Формы работы : фронтальная, групповая.

Методы : объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Сохраняющие здоровье технологии : неформальное общение, цветотерапия, музыкальная терапия.

Оборудование: образцы обработанного пояса, опорные карты, швейные принадлежности, раскроенные пояса, образцы поясов различного кроя.

План урока :

1 этап – организационный.

2 этап – проверка домашнего задания, оценка.

3 этап – подготовка к активному усвоению знаний.

4 этап – усвоение новых знаний (объяснение нового материала).

5 этап – правила техники безопасности.

6 этап – практическая работа.

7 этап – подведение итогов.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Содержимое

1. Организационный момент.

Наш урок я хочу начать с загадки:
Надену – ободом сведёт,
сниму – змеёй упадет,
тепла не даёт,
а без него холодно.

Правильно, это пояс. А как можно из загадки обозначить тему нашего урока? Тема урока – «Обработка пояса». Давайте вместе попробуем поставить цели урока, вы должны сформулировать, что каждый из вас достигнет на этом уроке. Обобщение ответов.

Нам сегодня предстоит творческая корпоративная командировка: путешествие в королевство пояса, где мы познакомимся с его историей, разнообразием видов и научимся его обрабатывать.

2. Итак, начинаем путешествие.

Откроем ЖЁЛТУЮ СТРАНИЧКУ нашего урока и повторим терминологию ручной, машинной и влажно-тепловой обработки, которую будем использовать сегодня на уроке.

1. Работа по карточкам: расшифровать слово и дать ему определение.

Фронтальный опрос:

  • чему равна длина пояса?
  • зачем нужны прибавки к срезам пояса и чему они равны?
  • как располагают деталь пояса на ткани? Почему?
    1. Ответы ребят по карточкам.
  1. Сметать – временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине.
  2. Разутюжит ь – разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в таком положении.
  3. Обтачат ь – соединить две детали с последующим вывертыванием на лицевую сторону.
  4. Выметать – выправить края детали и закрепить их смёточной строчкой.
  5. Проутюжить – уменьшить толщину шва или детали.

— Для чего мы с вами повторили терминологию?

— С этим заданием вы справились, а сейчас давайте выясним:

— Что же такое пояс?

— Зачем нужен пояс? (Ответы учащихся )

Пояс – это деталь поясного изделия. Он подчёркивает линию талии, помогает удерживаться изделию на фигуре, служит украшением.

Открыли ОРАНЖЕВУЮ СТРАНИЦУ истории. Аня А и Аня З. сообщат нам об истории пояса, а вы, ребята, внимательно слушайте и потом расскажете, что вы для себя узнали интересного из рассказа.

Пояс – важная модная деталь как в мужской, так и в женской одежде, помещаемая на талии. Часто он разделяет различные части одежды и, являясь элементом декора, одновременно облегчает нагрузку, приходящуюся на плечи, неся часть веса костюма. Пояса были известны уже в бронзовом веке. На Крите, в Древней Греции и Риме пояса были важным модным элементом. Только танцовщицы и гетеры не обязаны были подпоясывать хитон. В средневековье пояс также был часто символом чести и целомудрия, поэтому во многих городах женщины лёгкого поведения вообще не имели права носить пояс. В расцвет средневековья на поясе прикреплялся мешочек, кисет, омоньер – предшественник сумочки на ремне, используемый для различных целей. Значение пояса ещё более возросло с приходом готической и особенно бургундской моды, делающей акцент на стройность. На смену свободной одежде приходит облегающая, и вместо обработки верхней части изделия в подгибку с закрытым срезом, настало время притачного пояса. В это время на поясе носят колокольчики, а в XVI и XVII вв. к нему прикрепляют украшения и зеркальце. В XVII и XVIII вв. пояс используется только в исключительных случаях, модный силуэт уже в нём не нуждается. Во времена Французской революции носили длинные пояса, которые просто завязывались спереди или на боку, или короткие полоски бархата, шёлка с турецким узором или пояса, связанные крючком, скреплённые металлической пряжкой. Современная мода вернулась к поясу в канун Первой мировой войны. С этого времени он используется в дамской и мужской моде в самых различных вариантах.

Менялась мода и на место расположения пояса. Так, во времена стиля ампир, расцвет которого приходится на десятилетия между 1804 и 1813 годами, линия талии завышена под грудь. Современная, особенно молодёжная мода, имеет облегающий силуэт и заниженную линию талии, поэтому обрабатывают верхний срез в основном подкройной обтачкой и поясные изделия в таких случаях не имеют пояса. Но мы знаем, как переменчива мода и возможно, через несколько лет пояс на линии талии снова войдёт в моду.

Что интересного вы узнали из сообщения о поясе?

Открываем КРАСНУЮ СТРАНИЦУ нашего урока и познакомимся с разнообразием поясов.

Накладной пояс изготавливают из отделочных тканей, кожи, замши. Распространенными видами поясов являются плетёные . Для плетения используют шнуры, полоски ткани, рулики из отделочной ткани. Ширина пояса очень разнообразна, от узких жестких на клеевой прокладке до широких поясов-корсажей. Они могут быть разнообразны по форме и решению застёжки, симметричного и асимметричного оформления, однотонные и комбинированные. На этой же странице мы видим множество способов отделки пояса: металлическая фурнитура, бисер, стразы, аппликация, различные броши и декоративные цветы. Притачной пояс изготавливают из такой же ткани, как и само изделие. Его высота и форма зависит от моды.

Путешествие продолжим на ЗЕЛЁНОЙ СТРАНИЦЕ и узнаем об обработке пояса.

Это пояс для ваших юбок. Как бы вы его обработали, чтобы он имел такой вид?

Ответы детей: «Сложили лицевой стороной вовнутрь, сметали и стачали концы пояса. Вывернули на лицевую сторону».

Для того, чтобы пояс был плотнее, в него надо проложить прокладку. Выполняют её из специальной ткани, она называется «флизелин». Одна сторона его гладкая, а другая шероховата оттого, что на неё нанесён клей для крепления к ткани. Если ткань плотная, то флизелин выкраивают только на заднюю часть пояса без учёта припуска на швы. У нас ткань рыхлая, поэтому мы будем выкраивать флизелин таких же размеров, как и пояс. Крепится флизелин к ткани с помощью утюга. Необходимо сложить их вместе на изнаночную сторону, уравнивая срезы и приутюжить.

Перегнуть пояс по линии сгиба лицевой стороной внутрь. Сколоть и сметать: один конец по прямой, а другой – уголком. Ширина шва – 1 см. Стачать концы пояса, закрепляя строчку.

Срезать запас шва в углах и надсечь.

Вывернуть пояс, выправить швы, выметать и приутюжить и обметать заднюю часть пояса петельным швом.

Перелистываем страничку и повторим правила по технике безопасности

— Перед началом работы сдадим экзамен по технике безопасности, который принимать буду я, ваш экзаменатор.

— Сели шить мы за машину.
Держим ровно корпус, спину.
Пальцы – дальше от иголки,
Под заколки спрячем чёлки.
Давайте, повторим все вместе:

— Хранить булавки в определённом месте.
— Чтоб не болели зубы и живот,

— Не брать иголки и булавки в рот.
На стол кладу я ножницы
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами к тебе.

Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми – может быть беда.
Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,
На подставку, на подставку поскорей поставь утюг!
Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.
Не оставь утюг включенным в кабинете до утра.
— Ваш экзамен принимаю и к работе допускаю.
(Выделенные фразы произносят дети. )

    1. Переходим на СИНЮЮ СТРАНИЦУ и выполняем практическую работу.

На этом уроке вы будете работать по 1 и 2 пункту технологической карты, кроме обтачки пояса, на следующем уроке закончим обработку. Работу выполняем по рядам. 1 ряд выкраивает флизелин и приутюживает его к поясу по инструкционной карте. Кристина ‒ старшая в группе. В это время 2 ряд делится на 2 группы и разгадывает кроссворд, та группа, которая первой разгадает его, приступит к выполнению практической работы.

Самостоятельная работа: Взаимоконтроль .Оценка выполнения работы.

Итак, мы вернулись из нашей командировки. И что нового и полезного вы узнали? – Ответы детей. Обещаю вам ещё одно путешествие, какое – пока секрет.