Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с непарным мягким согласным звуком [щ,] и буквами Щ, щ, обозначающими звук на письме, буквосочетаниями ча – ща, чу – щу.
Формируемые УУД:
Предметные:
1. Познакомить с новой буквой и звуком.
2. Познакомить с правилом написания ща, щу.
3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с изученной буквой и сочетаниями ча-ща, чу –щу.
4. Совершенствовать навыки осознанного чтения и развивать фонематический слух, обогащать словарный запас;
Метапредметные:
Познавательные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, формулировать и удерживать учебную задачу.
Регулятивные: выделять группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
Коммуникативные:
— строить понятные высказывания, работать в паре.
— выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками:
— воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать и исправлять свои ошибки, делать выводы.
Личностные:
— формировать интерес к предметно- исследовательской деятельности;
— определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Оборудование: Т.М. Андрианова Букварь 1 класс, презентация, карточки для составления звуковых схем (или цветные карандаши), карточки с текстом, конверты со словами для составления предложений.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности.
1). С добрым утром, начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать,
А работать и читать.
2). – Ребята, давайте прочитаем пословицу:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
— Как вы её понимаете? (Чтобы чего – то добиться, нужно трудиться)
— Вот и мы с вами, чтобы открыть новое, должны потрудиться.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
Цель: 1) повторить признаки гласных и согласных звуков, правила написания сочетаний ча – чу.
2) повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
— На какие две группы делятся звуки?
— Давайте вспомним особенности гласных и согласных звуков.
— Назовите признаки гласных звуков. (Произносятся с голосом, при произношении воздух не встречает препятствий во рту, образуют слоги)
— Назовите признаки согласных звуков. (Произносятся с трудом, при произношении встречает воздух преграду в виде языка, губ и зубов, слог не образует)
— На какие две группы можно разделить гласные? (На гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука и на гласные, которые обозначают твёрдость предшествующего согласного звука)
— Назовите гласные, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука. (ё, е, я, ю, и)
— Какие гласные буквы могут иметь два звука? (е, ё, ю, я). Когда они дают два звука?
— Прочитайте слова: чудесный, часовой. Какое правило надо помнить при написании этих слов?
Оцените свою работу на листе оценки достижений:
Зелёный – молодец, всё делал правильно.
Жёлтый – хорошо, но были ошибки.
Красный – нужна помощь.
III. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете.
— К какой сказке художник нарисовал картинку на странице 97? (Сказка называется «По щучьему веленью»)
— Кто главный герой сказки? (Емеля)
— Расскажите, какой эпизод из сказки изображён на картинке в книге? (Емеля выловил из проруби щуку)
— О чём просила щука Емелю? (Чтобы он отпустил её, а взамен она исполнит любое его желание)
1). Вычленение звука [щ,].
— Какую рыбку поймал Емеля? (щуку)
— Произнесите первый звук.
— Какой это звук? (согласный, глухой)
— На что похож этот звук? (на шипение)
— Значит, звук [щ,] шипящий.
— Как произносится звук [щ,]? (мягко)
2). О чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Звук [щ,]. Буква Щ, щ)
3). Какие задачи поставите для себя? (Познакомиться с новым звуком и буквой; научиться читать слова с новой буквой)
IV. Работа над новым материалом.
1) Фонетическая зарядка.
— А сейчас потренируем своё умение слышать в слове звук [щ,]. На парте у вас лежат карточки с пустыми клетками. Если услышите звук [щ,] в начале слова – закрашиваем первую клетку, если в середине – вторую, а в конце слова – третью.
Ящик, ключик, плащ, мяч, щенок, лещ, щётка, чаща.
Оцените свою работу на листе оценки достижений:
Зелёный – молодец, всё делал правильно.
Жёлтый – хорошо, но были ошибки.
Красный – нужна помощь.
— Звуки [щ,] и [ч,] очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. Потренируемся их произносить в скороговорке:
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока. С. Маршак.
2) Знакомство с буквой Щ.
— На что похожа буква щ? (щётка, гребешок, забор)
3) Работа по букварю.
— Потренируемся читать слова с новой буквой.
— Прочитайте слова первого столбика.
— Что такое чаща? (густой лес)
— Прочитаем слова второго столбика. Чем различается написание этих слов? (букву т заменили буквой л)
— Читаем слова третьего столбика. А чем эти слова различаются? (заменили первую букву)
Пропедевтика: вещь – с мягким знаком (ж.р.), лещ – без мягкого знака (м.р.)
— Читаем четвёртый столбик.
Произношение слов, начинающихся с сочетания сч ([щ,]).
Счётчик, счастье, счёт, считалочка.
4. Правило на странице 97.
5. Чтение считалочки: «Щучья считалочка». Разыгрывание её вместе со счётом. (Работа в паре. )
— Какой вы увидели щуку? (Хищная, зубастая, злая).
— А лещ какой? (Проворен и умён)
— Где вам могут пригодиться считалочки? (в игре)
— Другие знаете считалки?
Оцените свою работу на листе оценки достижений:
Зелёный – молодец, всё делал правильно.
Жёлтый – хорошо, но были ошибки.
Красный – нужна помощь.
6. Работа со стихотворением И. Токмаковой.
— Есть ли на свете такая страна?
— Почему такой страны не может быть? (Потому что всё, что описано в стихотворении похоже на сказку. Неживые предметы оживают).
— Почему автор приписывает такие действия именно этим предметам?
Ботинок – язычок, картошка – глазок, бутылка – горлышко, стул – ножки).
V. Итог урока. Рефлексия.
— С какой буквой познакомились?
— Какой звук она обозначает?
— Какое правило узнали на уроке?
Оцените свою работу на листе оценки достижений:
У кого только зелёный цвет?
Жёлтый -? Красный — ?