Урок в 6 классе по теме «Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю»


Автор: Анна Анатольевна Плешкевич
Место работы: МКОУ "ООШ с. Желтый Яр"
Должность: учитель математики


Форма: урок с интерактивными методами.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цели: организовать условия для усвоения новой учебной информации, применения знаний и умений средствами интерактивных методов.

Задачи:

Образовательная: Показать алгоритм, приведения дроби к наименьшему общему знаменателю и нахождению дополнительных множителей в трудных ситуациях.

Развивающая: развивать аналитические способности, логическое мышление, математическую речь, индивидуальные способности каждого обучающегося в удобном для него темпе, создавая комфортную психологическую обстановку для каждого ученика при обучении математике.

Воспитательная: формировать активность личности школьника, умение работать в парах, в группе и в то же время самостоятельность каждого.

Оборудование: раздаточный материал, магниты, листы формата А3, маркеры.

Ход урока

Содержимое

1.Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Проверим Давайте достанем свое хорошее настроение и отлично поработаем!

2. Формулировка темы урока

Учитель: Что вы представляете, когда слышите слово «приведение»?
(Ответы учащихся: привидение Каспер, приведение в порядок, привести в 1 класс).

Учитель: Как вы понимаете значение слова «дробь»?
(Ответы учащихся: барабанная дробь, заряд в ружье, дробь в математике).

Учитель: Что значит слово «наименьшая»?
(Ответы учащихся: маленькая, ничтожная, мизерная, крошечная).

Учитель: Как вы понимаете значение слова «общий»?
(Ответы учащихся: одинаковый, обширный, равный, наш).

Учитель: Как вы понимаете значение слова «знаменатель»?
(Ответ учащихся: Число, стоящее под чертой)

Учитель: — Сегодня на уроке будем находить общий знаменатель двух дробей и выясним, что такое наименьший общий знаменатель.

3. Этап постановки проблемы

Просмотр фрагмента мультфильма «Два жадных медвежонка», про то как лиса помогала им сыр делить. Но так и не смогла поделить поровну.

Учитель: Обратим внимание на слова лисы: «Я вас сейчас помирю и поделю сыр поровну…». Как вам кажется, что лиса имела в виду?

Учитель:- Представьте такую ситуацию, что медвежатам, одному досталось 3/5, а второму 4/7 сыра. На партах у вас два одинаковых прямоугольника, закрасьте 3/5  и 4/7. Что вы заметили? (Учитель наводящими вопросами подводит ответы учащихся к тому, что нужно привести дроби к одинаковому знаменателю.)

4. Этап получения новых знаний

Учитель: -Умножьте числитель и знаменатель дроби 4/5 на 6, а числитель и знаменатель дроби 2/3 на 10.

— Что вы заметили? (Знаменатель у дробей стал одинаковый).

— Это значит, что мы обе эти дроби привели к общему знаменателю.

— А чем является этот общий знаменатель для знаменателей 3 и 5? (Кратным)

— Общим знаменателем дробей может быть любое общее кратное их знаменателей, но обычно дроби приводят к наименьшему знаменателю.

— Давайте найдем НОК(3,5)=15. Приведем дроби к знаменателю 15.

— Что необходимо для этого?

— Необходимо числитель и знаменатель дроби умножить 4/5 на 3, а числитель и знаменатель дроби 2/3 на 5.

— 3 и 5 называют дополнительными множителями.

— Давайте попробуем вывести алгоритм приведения дробей к общему знаменателю.

Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю (НОЗ)

Чтобы привести несколько дробей к наименьшему общему знаменателю, надо:

  1. отыскать наименьшее общее кратное знаменателей данных дробей, оно и станет их наименьшим общим знаменателем;
  2. разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей, т.е. найти для каждой дроби дополнительный множитель;
  3. умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель.

5. Физминтука

Петрушка и Солдат

Ребята встают из-за парт. И выполняют действия соответствующие названному персонажу.

Солдат.

Встать смирно, руки вдоль туловища, ноги ровно, спина прямая. Выпрямляться как струна, вытянуть все части тела на сколько это возможно.

Петрушка.

Расслабить тело. Встать поудобнее. Представить, что руки – это руки тряпичной куклы. Они мягкие, очень подвижные. Расставить руки в стороны, согнуть в локтях и подвигать ими, как будто они колышутся ветром.

Повторить действия 2 раза.

6. Этап первичное закрепление

Работа индивидуальная по карточкам. С последующей демонстрацией на доске.

 

Дополнительные карточки для тех кто выполнил быстрее.

Приведи дроби к наименьшему общему знаменателю. Если возможно, вначале сократи их.

7. Этап творческое задание.

1 Задание. Необходимо каждой группе придумать свои примеры дробей которые нужно привести к общему знаменателю. Самые интересные примеры, по мнению группы, оформляются на листах А3 и вывешиваются на магнитную доску. Каждая группа проверяет друг у друга правильность примеров на плакатах. Представитель от каждой группы высказывает мнение от группы по подбору примеров.

2 Задание. Каждой группе предлагается выбрать творческое задание:

      1. Газеты ДиВох, в которых нужно найти и зачитать цитаты из статей, где встречаются дробные числа.

      2. Придумать историю с дробями.

      3. Привести примеры из жизни, где мы используем дроби.

8. Этап Домашнее задание.

Номера из учебника, [6].

Дополнительное творческое задание.

Коротыш из Цветочного города Незнайка, решил начать жизнь с чистого листа. Составил себе план-расписание на день. 1\6 часть суток – чтение энциклопедий, 3\8 часть суток – совершать добрые дела, 1\12 часть суток – завтрак, обед, ужин, 2\8 часть суток – на зарядку, 8 часов на сон. Сможет ли Незнайка уложить весь свой план в сутки?

9. Этап рефлексия

Ребята, Вы сегодня хорошо поработали, помогали друг у и справились со всеми заданиями. Я благодарю всех за энергичную работу. Давайте оценим свою работу на уроке.

Закройте глаза и представьте, что за окном лето, и мы с вами оказались на цветущей поляне. Попытайтесь вспомнить наш урок, и ответьте на вопросы.

Как я себя чувствовал на уроке и доволен ли собой?

Легко ли вам было работать на уроке?

Трудно ли было выполнять задание?