Уроки литературного чтения. Тема: В.Лифшиц «Тимоша»


Автор: Ольга Михайловна Усова
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Аур
Должность: учитель начальных классов


Учебник. Литературное чтение 1 класс Э.Э. Кац

Цель: формирование выразительного чтения

Задачи: научить составлять высказывание; выдерживать паузу при чтении, работать со словарем; объяснять лексическое значение многозначных слов; включать новые слова в собственную речь.

Тип урока: открытия новых знаний

Планируемые результаты

Регулятивные: научатся понимать цель и смысл выполняемых заданий

Познавательные: научатся осуществлять поиск информации в учебнике; строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: научатся использовать в общении правила вежливости

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

— Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
И урок скорей начнем

Проговаривают за учителем

Регулятивные:волевая саморегуляция

Правильно выговаривают звуки речи

  1. Подготовка к чтению

Цель: подготовка речевого аппарата

Дыхательные упражнения

Вдох – выдох «Одуванчик

Вдох-выдох «Трактор»

Вдох-выдох «Лошадка»

Упражнения

«Иголочка» :напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперед повторяем 3-4 р

«Улыбка»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 р

«Вкусная конфета»: языком толкаем щеки по очереди. Рот закрыт.

Жужжащее чтение по тексту

вывод: речевой аппарат подготовлен к чтению многосложных слов

Дыхательные упражнения

Вдох- выдох –сдувают одуванчик

Вдох – выдох – выдыхают тррр

Вдох-выдох- цок-цок-цок

«Иголочка»

«Улыбка»

«Вкусная конфета»

Читают по подготовленным текстам ( у каждого на парте специальная папочка по чтению)

Выполняют упражнения:

  1. Постановка учебной задачи

2.Определение задач урока

— Откройте учебник на странице 18

— рассмотрите внимательно страницу

— что вы видите?

— чему будем учиться?

Рассматривают задания на странице

— словарную разминку

— поиск информации

— будем читать стихотворение

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

3. Организация работы по открытию нового знания

Учебник с 18

Цель: научиться читать слова , которые встретятся в тексте

4.Подготовка к первичному восприятию

Цель создания эмоционального настроя детей на восприятие стихотворения; выявления тематики произведений автора; выявления связи его произведений с жизнью самого автора.

5.Чтение стихотворения учителем

6.Повторное чтение

7.Прохлопывание ритма

8. Работа над текстом по учебнику (задание 2, 5)

  1. Словарная разминка

Задание:

— делаем вдох и на выдохе произносим все слово

— все ли значения слов вам понятны?

2. Поиск информации

-что значит «фантазировать»?

«привязаться»

вывод: слово «привязаться» имеет два значения

Портрет автора

— Посмотрите на Владимира Лифшица.

Автор многих детских стихотворений. Великая Отечественная война, в которой Владимир принимал участие, принесла много несчастий, разрушений и горя. Переехав в Москву после войны, он видел, как огорчены взрослые и, особенно, дети. Поэтому Владимир решил, чтобы дети всегда улыбались и веселились, сочинять для них интересные рассказы и стихотворения. Многие его произведения можно сыграть на сцене и почувствовать себя настоящим актёром. Владимир говорил: «Это вполне осуществимо, нужна лишь выдумка и фантазия. Вы сами должны быть и актёрами, и режиссёрами, и художниками, и гримёрами. Могу дать один-единственный совет: не гонитесь за точным воспроизведением места действия и внешнего облика персонажей. Полагайтесь не только на свою фантазию, но и на фантазию зрителей. Будут репетиции, споры, будут волнения и тревоги перед спектаклем, но всё, в конце концов станет на своё место, зрители заполнят зал, прозвучит третий звонок — и представление начнётся… Ни пуха, ни пера!».

— Послушайте стихотворение и подумайте, в каком значении автор употребил слово «привязаться»

— какое значение имеет слово в этом стихотворении?

Следит за соблюдением интонации и ошибками при чтении

— Первую строфу прохлопаем вместе, дальше – вы сами, по одной строке

— Прочитайте, каким был кит?

— Каким был мальчик?

— Выберите необходимые слова, объясняя их.

Помогает первоклассникам, обращая внимание на слова, которые использует мальчик для характеристики кита: «Хороший, очень добрый, да и назвал он его не Тимофей, а Тимоша»

Читают слова на выдохе

вя-зать за-вяз-ка

вя-зань-е пе-ре-вя-зать

при-вя-зать-ся

под-вя-зан-ный

высказывают свое мнение

Слушают учителя

Отвечают на вопрос

Учатся отличать значения многозначных слов по контексту

Читают стихотворение по цепочке, каждый по одной строчке

Читают и прохлопывают в ладоши. Определяют и показывают ритм

Учатся находить информацию, понимают оттенки значений слов

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

9.Работа в тетради с.т. 7

— Напишите , что делал Тимоша на спине у кита

Учатся находить информацию в тексте

Выписывают слова из текста

Познавательные: научатся осуществлять поиск информации

10.Выполнение творческого задания в парах

— Выполните задание 5 в парах

-Расскажите , что бы вы делали на спине у кита?

— Какое животное вы хотели бы завести?

— Поделитесь своими рассказами с одноклассниками

Фантазируют, рассказывают друг другу. Учатся строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

 

Рефлексия

Упражнение «Укрась торт»

Оценка результата работы на уроке

— я доволен своей работой на уроке- красный цвет

-я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый

— работа не получилась, недоволен собой – синий цвет

Учатся анализировать свою работу на уроке. Выбирают цвет розы , украшают торт