Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Эльконин: «… игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».
По мнению О.С. Газмана, в игре у детей возникает три цели. Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу». Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо». Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.
Первый аспект – физиологический, связан с исследованиями В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально – личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект – педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцировано воздействовать на детей с разным темпом развития.
Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.
Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.
Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентом, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.
Цель и задачи музыкальной игры
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.
В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально – игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
Коррекционные:
-
Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма
Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
Оздоровительные:
Укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата
Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной
Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение)
Развитие быстроты двигательной реакции
Образовательные:
Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам
Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей
Формирование умственных умений и действийВоспитательные:
Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры
Эстетическое отношение к окружающему
Развитие чувств, эмоций высшего порядка
Развивающие:
Познавательную активность
Устойчивый интерес к действованию
Саморегуляцию и самоконтроль
Внимание, память, мышление
Ориентировку в пространстве.
Музыкальные игра
«Ножками затопали»
Цель: развивать длительность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал.
Ножками затопали,
Зашагали по полу,
(имя) не зевай,
Руки быстро поднимай.
«Сорока»
Цель: развивать наблюдательность, ориентировку в пространстве.
Оборудование: корзина, маленькие игрушки по количеству играющих детей.
Ход игры:
Я, Сорока-белобока
Вам игрушки принесла,
Вы свою запоминайте,
А потом их спрячу я!
Каждый ребенок достает из корзины игрушку, запоминает ее и на звучание спокойной музыки кладет обратно в корзину. Дети идут к противоположной стене и стоят с закрытыми глазами. Пока звучит музыка «сорока» расставляет игрушки, с окончанием музыки дети начинают искать свои игрушки.
«Ромашка»
Цель: изобразить мимикой и движениями животного или насекомого.
Оборудование: цветок ромашка, с изображением животных и насекомых.
Ход игры:
Дети должны вспомнить как «говорят» животные, какие звуки они издают. Затем вытягивают лепесток цветка, внимательно его изучают и по одному изображают данное животное, остальные дети угадывают.
«Кто быстрее»
Цель: развитие быстроты двигательной реакции.
Оборудование: шишки.
Ход игры:
Разложить шишки по всему залу. Под веселую музыку дети собирают шишки – кто больше. Музыка заканчивается, педагог считает, кто больше.
«Музыкальная шляпа»
Цель: развивать слуховое внимание.
Оборудование: шляпа.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, под веселую музыку передают шляпу друг другу, как только музыка останавливается, перестают передавать, а на ком осталась шляпа – выходит и поет песню, читает стих, танцует (по выбору ребенка).
В конце игры детям даются поощрительные призы.