Воздействие музыкального сопровождения в игровой деятельности на организм ребенка


Автор: Ольга Васильевна Кулакова
Место работы: МАОУДО "Центр детского творчества"
Должность: педагог дополнительного образования


Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Эльконин: «… игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».

По мнению О.С. Газмана, в игре у детей возникает три цели. Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу». Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо». Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.

Первый аспект – физиологический, связан с исследованиями В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально – личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект – педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцировано воздействовать на детей с разным темпом развития.

Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентом, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.

Цель и задачи музыкальной игры

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально – игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

Коррекционные:

  • Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма

  • Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

Оздоровительные:

  • Укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата

  • Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной

  • Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение)

  • Развитие быстроты двигательной реакции

Образовательные:

  • Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам

  • Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей

 

Формирование умственных умений и действийВоспитательные:

  • Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры

  • Эстетическое отношение к окружающему

  • Развитие чувств, эмоций высшего порядка

Развивающие:

  • Познавательную активность

  • Устойчивый интерес к действованию

  • Саморегуляцию и самоконтроль

  • Внимание, память, мышление

  • Ориентировку в пространстве.

Музыкальные игра

«Ножками затопали»

Цель: развивать длительность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал.

Ножками затопали,

Зашагали по полу,

(имя) не зевай,

Руки быстро поднимай.

«Сорока»

Цель: развивать наблюдательность, ориентировку в пространстве.

Оборудование: корзина, маленькие игрушки по количеству играющих детей.

Ход игры:

Я, Сорока-белобока

Вам игрушки принесла,

Вы свою запоминайте,

А потом их спрячу я!

Каждый ребенок достает из корзины игрушку, запоминает ее и на звучание спокойной музыки кладет обратно в корзину. Дети идут к противоположной стене и стоят с закрытыми глазами. Пока звучит музыка «сорока» расставляет игрушки, с окончанием музыки дети начинают искать свои игрушки.

«Ромашка»

Цель: изобразить мимикой и движениями животного или насекомого.

Оборудование: цветок ромашка, с изображением животных и насекомых.

Ход игры:

Дети должны вспомнить как «говорят» животные, какие звуки они издают. Затем вытягивают лепесток цветка, внимательно его изучают и по одному изображают данное животное, остальные дети угадывают.

«Кто быстрее»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции.

Оборудование: шишки.

Ход игры:

Разложить шишки по всему залу. Под веселую музыку дети собирают шишки – кто больше. Музыка заканчивается, педагог считает, кто больше.

«Музыкальная шляпа»

Цель: развивать слуховое внимание.

Оборудование: шляпа.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, под веселую музыку передают шляпу друг другу, как только музыка останавливается, перестают передавать, а на ком осталась шляпа – выходит и поет песню, читает стих, танцует (по выбору ребенка).

В конце игры детям даются поощрительные призы.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + восемнадцать =