Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения


Автор: Татьяна Борисовна Попова
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 45»
Должность: учитель-логопед


В последние пять-десять лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают теле-аудио-видеопередачи. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.) Наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школьному обучению в речевом развитии, а также в сфере моторики, произвольного внимания и в сфере эмоционального развития.

Эти проблемы можно решить эффективней, если использовать методики, проверенные опытом многих поколений, а именно: специальные игровые методики, так как только игра – естественная деятельность ребенка. К таким относятся речевые игры и упражнения без музыкального сопровождения, которые представляют интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами. Упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.

Движение и речь тесно связаны между собой. Точнее – моторный и речевой ритмы. Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их «на автомате». А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом). То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

К основным функциям логоритмических упражнений относятся:

  • развитие мелкой и общей моторики;

  • развитие правильной координации;

  • выработка правильного дыхания;

  • выработка темпа речи;

  • развитие речевой памяти;

  • развитие слуховой функции;

  • укрепление опорно-двигательного аппарата;

  • развитие сенсорики;

  • улучшение равновесия;

  • формирование правильной осанки и походки.

Логоритмические упражнения я использую в качестве вспомогательного метода при коррекционной работе с дошкольниками. Основная цель – это устранение дефектов речи, нормализация двигательной функции, дыхания, чувства ритма, темпа и интонации. Все это мне удаётся достичь путем избавления от имеющихся нарушений при помощи двигательных и специально разработанных речевых упражнений.

Логоритмические упражнения довольно разнообразны. Занятие стараюсь строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы. В логоритмических упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами. Такие логоритмические игры учат детей-логопатов чувствовать ритм и темп в движениях и словах.

Данный подход эффективен, так как именно игра способна вызвать положительную эмоциональную реакцию, длительный интерес к занятиям. Эти «минутки» повышают у дошкольников общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание, память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают напряжение. Стараюсь, чтобы такие игровые упражнения каждый раз соответствовали определённой лексической теме. Например, лексическая тема «Зима. Зимние забавы»:

1, 2, 3, 4 – мы с тобой снежок лепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним

И … сломаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

К логоритмическим упражнениям относят и пальчиковые игры, они развивают речь через мелкую моторику рук. При выполнении таких упражнений я часто использую небольшие предметы – мячики, палочки, карандаши и т.д. Пример пальчиковой гимнастике по лексической теме «Мебель»:

1, 2, 3, 4 – много мебели в квартире. (Поочерёдно правой и левой рукой сжимаем и разжимаем кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку, (Поочерёдно правой рукой загибаем

А в буфет поставим чашку, каждый палец на левой руке)

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили. (Хлопки в ладоши)

Много мебели в квартире.

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:

  • Разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи, для развития словаря (глагольного, именного) у детей с ОНР, для автоматизации звукопроизношения и т.д.

  • Определённый динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи.

  • Среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение.

  • Насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение.

  • Сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением.

  • При подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях я предлагаю детям разделиться на две группы: одна выполняет движение, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

Регулярное выполнение логоритмических упражнений улучшают у дошкольников следующие навыки:

  • развивается навык речевого выдоха при говорении;

  • совершенствуется мелкая и крупная моторика;

  • ребенок становится более ловким;

  • улучшается интонация, мимика и темп речи;

  • развивается фонематический слух;

  • развивается подвижность органов артикуляции, за счет чего улучшается дикция;

  • формируется правильная осанка;

  • развивается навык ориентации в пространстве;

  • гиперактивные дети становятся более спокойными, а медлительные, напротив, более бодрыми и шустрыми;

  • развиваются творческие способности;

  • повышается общая выносливость организма

Основные правила проведения упражнений

При проведении логоритмических игр и упражнений я в первую очередь руководствуюсь теми проблемами, которые есть у конкретного ребенка, т.е. всегда важен индивидуальный подход. При этом выполнение каждого упражнения должно напоминать игру, чтобы у ребенка были только положительные эмоции от этого процесса.

Существует ряд важных правил при выполнении этих упражнений:

  • Важно быть готовыми к тому, что это достаточно длительный процесс, который может занять не менее 6 месяцев. И то, только в том случае, если занятия будут регулярными.

  • Необходимо использовать в занятиях те игрушки, книжки и атрибуты, которые нравятся ребенку.

  • Важно повторять упражнения до тех пор, пока у ребенка они не будут получаться на «отлично» и пока ребёнок этого хочет.

  • Всегда нужно быть на позитивном настрое. Если у ребенка что-то не получается, то не нужно демонстрировать свое недовольство этим, иначе он может замкнуться в себе.

Логоритмические упражнения прекрасно подходят и для домашних занятий, поэтому с родителями моих воспитанников нахожусь в постоянном контакте. Провожу для них консультации, беседы, в раздевальной комнате выставляю буклеты по данной теме, совместно с детьми показываем мастер-классы для родителей (Приложение 1). Только совместная работа учителя-логопеда, воспитателей и семьи поможет ребенку справиться с имеющимися у него речевыми и двигательными нарушениями.

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками»

Как хорошо, когда ребенок знает много стихов и с удовольствием их рассказывает, это нравится и родителям и нам, педагогам! Ведь заучивание наизусть стихов развивает память, представления, чувства прекрасного, помогает обрести внутреннюю гармонию, развивает речь, мышление, повышает уровень общей культуры.

Особенность поэзии заключается еще в том, что она, как и музыка, своим ритмом, мелодией влияет на эмоциональное состояние ребенка, а это очень важно в современном, достаточно агрессивном мире. Стихи воспитывают в ребенке особое, вдумчивое отношение к литературе. Поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма.

Выучить стихотворение для ребенка, а особенно, если это ребёнок-логопат – это большой труд и сложный психический процесс. Приходится многократно повторять текст, проговаривать сложные слова, следить за правильностью произношения звуков. Все это требует от ребенка волевых усилий памяти, внимания, мышления.

Всем хорошо известно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Следовательно, для лучшего заучивания стихов необходимы наглядные средства запоминания, определенные символы, движения. Поэтому при заучивании стихотворных текстов с детьми я использовать методику «Расскажи стихи руками».

Исследователи утверждают, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Дети дошкольного возраста любят повторять движения за взрослыми, на чем и основывается принцип методики «Расскажи стихи руками». Педагог сопровождает чтение стихотворения соответствующими по содержанию движениями. Дети повторяют слова и движения за взрослым.

Такая творческая игра помогает ребёнку почувствовать уверенность в себе и позволит наладить доверительные отношения со взрослым. Ведь человеку, с которым интересно играть, можно доверять! Игры со стихами активно развивают у детей память, внимание, речь и образное мышление; свободу движений и чувство пространства; обогащают внутренний мир. К тому же, в ходе игры ребята незаметно для себя и быстро запоминают стихотворение, учатся выразительно рассказывать и «показывать» его.

Как можно поиграть со стихотворением? Первый раз я читаю детям стихотворение, знакомлю их с ним. Повторное чтение сопровождаю показом движений, и наконец, в третий раз читаю стихотворение и выполняю движения вместе с ребятами. Когда дети понимают принцип игры, они сами начинают подбирать движения. Например, прочитав стихотворение, предлагаю детям самостоятельно изобразить его. Такое задание обычно вызывает у ребят бурю восторга. Безусловно, всегда стараюсь поощрять фантазию и проявления творчества у дошкольников.

Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами. Обязательно учитываю возраст детей при выборе содержания и объёма стихотворения, иногда, если стихотворение большое делю его на части.

В основе содержания стихов – любимые занятия дошкольников, знакомые объекты окружающего мира, что, несомненно, вызывает интерес у детей. Достаточно обширный познавательный материал, отражённый в стихах, даёт возможность уточнять и конкретизировать знания детей о реальной действительности, о природе (Приложение 2).

Таким образом, разучивая стихотворение, сопровождая его движениями, ребенок не только развивает память, мышление, восприятие, воображение, произвольное внимание, крупную и мелкую моторику, координацию движений, но и совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи, повышает эмоциональный тонус.

В нашем детском саду работа по логоритмике ведется комплексно группой педагогов (в которую входят учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель) и родителями. Все специалисты активно взаимодействуют друг с другом, координируют свои действия: планируют совместную деятельность с целью решения определённых задач, обсуждают составленные планы, вырабатывают единую стратегию и тактику.

В результате использования логоритмических игр и упражнений к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. У дошкольников увеличивается словарь, воспитывается грамматически правильная речь, развивается фонетическое восприятие и связная речь. По результатам беседы с родителями, они наблюдают положительные результаты речевых, двигательных и творческих способностей детей.

Таким образом, можно говорить о том, что логоритмические игры и упражнения полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Практика показывает, что регулярные занятия с использованием элементов логоритмики способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 7 =