Консультация для родителей «Логопедические минутки»


Автор: Татьяна Борисовна Попова
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 45»
Должность: учитель-логопед


Логопедическая ритмика – это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Методическая разработка «Вместе с мамой мы играем, упражнения выполняем» включает в себя речевые упражнения без музыкального сопровождения. Это проговаривание стихотворных текстов с одновременным показом движений. Стихотворный материал имеет:

  • разную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи; для развития глагольной лексики; для автоматизации звукопроизношения у детей;

  • определённый динамический размер, когда дети соотносят движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

  • среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

  • насыщенность глагольной лексикой, чтобы продемонстрировать движения;

  • сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать логическую связь между текстом и движением;

  • стихотворный материал подобран в соответствии с возрастом, речевых и двигательных возможностей детей с нарушением речи.

Игровые упражнения без музыкального сопровождения поднимают настроение, эмоциональное состояние ребёнка. При их выполнении у детей развиваются творческое мышление, воображение, фантазия, чувство ритма, темпа. Стихи в форме игры учат детей координировать движения со словами, что способствует речевому развитию детей. Такие упражнения можно использовать на различных этапах коррекции речи и в соответствии с лексической темой. Упражнения составлены с учётом возраста детей, особенностей речевых нарушений. Данный подход в логопедии эффективен, так как именно игра способна вызвать положительную эмоциональную реакцию, длительный интерес к занятиям. Эти «минутки» повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание, память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают напряжение. Основа развития музыкальных и речевых способностей ребенка это развитие чувства ритма. Идеально для этого подходят игры с палочками (например, палочки для суши). Ими можно отстукивать ритм, инсценировать стихотворения и даже рассказывать сказки. Если не оказалось дома палочек, не беда! Прекрасно подойдут и ладошки с ногами. Ритм можно и отхлопывать и оттопывать. Предложите ребенку повторить за вами определенный ритмический рисунок. Например: / // /, // //, / / /, // / //, /// / Постепенно ритмический рисунок можно усложнять. Предложите ребенку воспроизвести графический рисунок (его можно выложить из подручных материалов таких как, спички, ватные палочки или макаронины). Проявите фантазию! Начинайте с простых рисунков: //, // //, // и т.д. Если ребенок справляется, задания можно постепенно усложнять. Когда с данными упражнениями ребёнок справляется легко и быстро, то ему можно предложить отстучать ритм стихотворений, чистоговорок, потешек.

«Вы скачите, палочки…»

Вы скачите, палочки. – стучим двумя палочками одновременно.

Как солнечные зайчики. Прыг – прыг, скок – скок, – стучим, скрестив палочки, друг о друга.

Прискакали на лужок, Правой ножкой топ – топ, – правой палочкой о пол. Левой ножкой топ – топ, – левой палочкой о пол.

На головку сели, – изобразить “рожки” палочками.

Песенку запели: ля – ля – ля, ля – ля – ля. – стучать заданный ритм, пропевая на “ля”

«Барабанщик»

Предложите ребенку под музыкальное сопровождение побыть барабанщиком, отстукивая ритм любимых песен.

«Дождик»

Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. В процессе покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для игры лучше взять фасоль или горох, чтобы легче было убирать.

«Шумелки»

Развитие звукового восприятия. Насыпьте в контейнеры из-под киндер-сюрпризов (или любые непрозрачные баночки) по одному виду крупы. Потрясите с ребенком баночки и отметьте, что каждая из них различна по звучанию. Попросите его прислушаться и найти емкости с одинаковыми зернами.

«Парк»

Сходите с ребенком в парк, понаблюдайте за падающими листьями (если это осень), походите с ребенком по опавшей листве, послушайте, как она шуршит. Понаблюдайте за снежинками (если это зима), походите по снегу, послушайте, как он скрипит.

Затрагивая сегодня любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все, без исключения, желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тяжело приходится детям с нарушениями речи, количество которых значительно возросло в настоящее время.

Использование элементов и методов логоритмики помогает в доступной и интересной форме развивать общие речевые навыки, отрабатывать артикуляционные, мимические, голосовые упражнения, постепенно формировать координацию движения и рефлекс сосредоточения.

Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + 14 =