Группа № 1. Химия в медицине
В состав практически всех жидкостей организма входит 0,9% раствор поваренной соли в воде. Этот раствор носит название физиологический раствор. Его вводят внутривенно, когда ставят капельницы, промывают нос при гайморите и насморке.
Цель работы – приготовить 200 г физиологического раствора.
Ход работы. Произведите математические расчеты. 200 г раствора это 100 процентов, а 0,9 процентов это х грамм. Рассчитайте массу соли и воды, необходимую для приготовления раствора.
С помощью мерного цилиндра отмерьте необходимое количество воды, перелейте в стакан.
С помощью весов и разновесов взвесьте необходимую массу соли.
Поместите соль в воду и тщательно перемещайте. Подготовьте отчет о проделанной работе и расскажите о значении физиологического раствора для человека, используя текст.
Отчет.
Группа № 2. «Химия в быту»
Все мы, приходя домой, моем руки. С детства нас учат мыть руки с мылом. Но не все мыло одинаково полезно. Мыло содержит щелочь, вещество, которое сушит кожу, вызывает раздражение и дискомфорт.
Группа № 2 определит, какое мыло наиболее безопасно для рук.
Цель работы – определение щелочности мыла (РН).
Ход работы. Подготовьте мыльный раствор из каждого предложенного образца. Для этого в стакан с водой поместите небольшую порцию мыла, тщательно перемещайте. Опустите в раствор индикаторную тест-полоску. Обратите внимание на изменение цвета. Сравните индикаторную полоску с эталоном на упаковке. Сделайте вывод о щелочности мыла. Изучите текст и сделайте вывод о пользе каждого образца мыла
Заполните таблицу
образец мыла |
цвет | запах | пенность | значение рН |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Подготовьте отчет о проделанной работе.
Группа № 3. Химия на нашем столе
Ежедневно человек с пищей должен употреблять жиры, белки и углеводы. К углеводам относится крахмал. Группа № 3 определит наличие крахмала в продуктах питания. После принятия пиши мы употребляем напитки, а все ли напитки одинаково полезны? Это тоже исследует группа № 3.
Практическая работа № 1
Цель работы – определить наличие крахмала в продуктах питания.
Ход работы. Подготовьте раствор йода. Для этого в стакан с водой добавьте несколько капель йодной настойки, до получения бледно-коричневого цвета. Капните раствор йода в стакан с заранее приготовленным раствором крахмала. Что наблюдали, как изменился цвет. Посинение крахмала это качественная реакция. Постарайтесь обнаружить наличие крахмала в других продуктах. Если при воздействии йода наблюдается посинение, значит там содержится крахмал. Сделайте выводы о проделанной работе.
Практическая работа № 2
Цель работы – изучить наличие добавок Е в напитках.
Вам выдано 3 образца напитков. Изучите состав напитков по этикеткам. Если обнаружили знаки Е, сравните с таблицами, для чего их добавляют.
Сделайте вывод о проделанной работе.
Группа № 4. Будущие дачники и агрономы. Они определят кислотность почвы и посоветуют какие культуры выращивать на тех или иных почвах.
Цель работы – определить кислотность почвы
Ход работы. Вам выдано 2 образца почвы. Приготовьте почвенный раствор. Для этого в стакан с водой поместите одну ложку почвы и тщательно перемещайте. Приготовьте бумажный фильтр и поместите его в воронку. Воронку вставьте в колбу и небольшими порциями приливайте раствор почвы. Через несколько минут в колбе будет фильтрат. Возьмите индикаторную тест полоску и смочите ее фильтратом. Сравните цвет индикаторной полоски с эталоном на упаковке. Определите значение рН.
Сделайте вывод о кислотности почвы, изучите тест и дайте советы, какие культуры будут лучше всего произрастать на таких почвах.
Группа № 5. Химия на кухне
Наверное, каждому из вас приходилось наблюдать, как для приготовления теста соду гасят уксусом. Для чего это делают? И можно ли заменить уксус лимонной кислотой? На эти вопросы ответит нам группа № 5.
Цель работы – провести сравнительный эксперимент о взаимодействия уксусной и лимонной кислоты с содой.
Ход работы. В 2 химических стакана поместите небольшое количество соды. Прилейте в один стакан уксусную кислоту, а в другой выжмите лимонный срок. Сравните полученный результат. Для чего при приготовлении теста соду гасят уксусом? Можно ли уксусную кислоту заменить лимонной? Приведите примеры использования химических веществ при приготовлении пищи.