Занятие элективного курса «Химия вокруг нас»


Автор: Татьяна Николаевна Сухарева
Место работы: МБОУ СОШ № 5 г. Биробиджана
Должность: учитель химии


Группа № 1. Химия в медицине

В состав практически всех жидкостей организма входит 0,9% раствор поваренной соли в воде. Этот раствор носит название физиологический раствор. Его вводят внутривенно, когда ставят капельницы, промывают нос при гайморите и насморке.

Цель работы – приготовить 200 г физиологического раствора.

Ход работы. Произведите математические расчеты. 200 г раствора это 100 процентов, а 0,9 процентов это х грамм. Рассчитайте массу соли и воды, необходимую для приготовления раствора.

С помощью мерного цилиндра отмерьте необходимое количество воды, перелейте в стакан.

С помощью весов и разновесов взвесьте необходимую массу соли.

Поместите соль в воду и тщательно перемещайте. Подготовьте отчет о проделанной работе и расскажите о значении физиологического раствора для человека, используя текст.

Отчет.

Группа № 2. «Химия в быту»

Все мы, приходя домой, моем руки. С детства нас учат мыть руки с мылом. Но не все мыло одинаково полезно. Мыло содержит щелочь, вещество, которое сушит кожу, вызывает раздражение и дискомфорт.

Группа № 2 определит, какое мыло наиболее безопасно для рук.

Цель работы определение щелочности мыла (РН).

Ход работы. Подготовьте мыльный раствор из каждого предложенного образца. Для этого в стакан с водой поместите небольшую порцию мыла, тщательно перемещайте. Опустите в раствор индикаторную тест-полоску. Обратите внимание на изменение цвета. Сравните индикаторную полоску с эталоном на упаковке. Сделайте вывод о щелочности мыла. Изучите текст и сделайте вывод о пользе каждого образца мыла

Заполните таблицу

образец мыла

цвет

запах

пенность

значение рН

1

    

2

    

3

    

Подготовьте отчет о проделанной работе.

Группа № 3. Химия на нашем столе

Ежедневно человек с пищей должен употреблять жиры, белки и углеводы. К углеводам относится крахмал. Группа № 3 определит наличие крахмала в продуктах питания. После принятия пиши мы употребляем напитки, а все ли напитки одинаково полезны? Это тоже исследует группа № 3.

Практическая работа № 1

Цель работы – определить наличие крахмала в продуктах питания.

Ход работы. Подготовьте раствор йода. Для этого в стакан с водой добавьте несколько капель йодной настойки, до получения бледно-коричневого цвета. Капните раствор йода в стакан с заранее приготовленным раствором крахмала. Что наблюдали, как изменился цвет. Посинение крахмала это качественная реакция. Постарайтесь обнаружить наличие крахмала в других продуктах. Если при воздействии йода наблюдается посинение, значит там содержится крахмал. Сделайте выводы о проделанной работе.

Практическая работа № 2

Цель работы – изучить наличие добавок Е в напитках.

Вам выдано 3 образца напитков. Изучите состав напитков по этикеткам. Если обнаружили знаки Е, сравните с таблицами, для чего их добавляют.

Сделайте вывод о проделанной работе.

Группа № 4. Будущие дачники и агрономы. Они определят кислотность почвы и посоветуют какие культуры выращивать на тех или иных почвах.

Цель работы – определить кислотность почвы

Ход работы. Вам выдано 2 образца почвы. Приготовьте почвенный раствор. Для этого в стакан с водой поместите одну ложку почвы и тщательно перемещайте. Приготовьте бумажный фильтр и поместите его в воронку. Воронку вставьте в колбу и небольшими порциями приливайте раствор почвы. Через несколько минут в колбе будет фильтрат. Возьмите индикаторную тест полоску и смочите ее фильтратом. Сравните цвет индикаторной полоски с эталоном на упаковке. Определите значение рН.

Сделайте вывод о кислотности почвы, изучите тест и дайте советы, какие культуры будут лучше всего произрастать на таких почвах.

Группа № 5. Химия на кухне

Наверное, каждому из вас приходилось наблюдать, как для приготовления теста соду гасят уксусом. Для чего это делают? И можно ли заменить уксус лимонной кислотой? На эти вопросы ответит нам группа № 5.

Цель работы – провести сравнительный эксперимент о взаимодействия уксусной и лимонной кислоты с содой.

Ход работы. В 2 химических стакана поместите небольшое количество соды. Прилейте в один стакан уксусную кислоту, а в другой выжмите лимонный срок. Сравните полученный результат. Для чего при приготовлении теста соду гасят уксусом? Можно ли уксусную кислоту заменить лимонной? Приведите примеры использования химических веществ при приготовлении пищи.