Занятие элективного курса «Химия вокруг нас»


Автор: Татьяна Николаевна Сухарева
Место работы: МБОУ СОШ № 5 г. Биробиджана
Должность: учитель химии


Группа № 1. Химия в медицине

В состав практически всех жидкостей организма входит 0,9% раствор поваренной соли в воде. Этот раствор носит название физиологический раствор. Его вводят внутривенно, когда ставят капельницы, промывают нос при гайморите и насморке.

Цель работы – приготовить 200 г физиологического раствора.

Ход работы. Произведите математические расчеты. 200 г раствора это 100 процентов, а 0,9 процентов это х грамм. Рассчитайте массу соли и воды, необходимую для приготовления раствора.

С помощью мерного цилиндра отмерьте необходимое количество воды, перелейте в стакан.

С помощью весов и разновесов взвесьте необходимую массу соли.

Поместите соль в воду и тщательно перемещайте. Подготовьте отчет о проделанной работе и расскажите о значении физиологического раствора для человека, используя текст.

Отчет.

Группа № 2. «Химия в быту»

Все мы, приходя домой, моем руки. С детства нас учат мыть руки с мылом. Но не все мыло одинаково полезно. Мыло содержит щелочь, вещество, которое сушит кожу, вызывает раздражение и дискомфорт.

Группа № 2 определит, какое мыло наиболее безопасно для рук.

Цель работы определение щелочности мыла (РН).

Ход работы. Подготовьте мыльный раствор из каждого предложенного образца. Для этого в стакан с водой поместите небольшую порцию мыла, тщательно перемещайте. Опустите в раствор индикаторную тест-полоску. Обратите внимание на изменение цвета. Сравните индикаторную полоску с эталоном на упаковке. Сделайте вывод о щелочности мыла. Изучите текст и сделайте вывод о пользе каждого образца мыла

Заполните таблицу

образец мыла

цвет

запах

пенность

значение рН

1

    

2

    

3

    

Подготовьте отчет о проделанной работе.

Группа № 3. Химия на нашем столе

Ежедневно человек с пищей должен употреблять жиры, белки и углеводы. К углеводам относится крахмал. Группа № 3 определит наличие крахмала в продуктах питания. После принятия пиши мы употребляем напитки, а все ли напитки одинаково полезны? Это тоже исследует группа № 3.

Практическая работа № 1

Цель работы – определить наличие крахмала в продуктах питания.

Ход работы. Подготовьте раствор йода. Для этого в стакан с водой добавьте несколько капель йодной настойки, до получения бледно-коричневого цвета. Капните раствор йода в стакан с заранее приготовленным раствором крахмала. Что наблюдали, как изменился цвет. Посинение крахмала это качественная реакция. Постарайтесь обнаружить наличие крахмала в других продуктах. Если при воздействии йода наблюдается посинение, значит там содержится крахмал. Сделайте выводы о проделанной работе.

Практическая работа № 2

Цель работы – изучить наличие добавок Е в напитках.

Вам выдано 3 образца напитков. Изучите состав напитков по этикеткам. Если обнаружили знаки Е, сравните с таблицами, для чего их добавляют.

Сделайте вывод о проделанной работе.

Группа № 4. Будущие дачники и агрономы. Они определят кислотность почвы и посоветуют какие культуры выращивать на тех или иных почвах.

Цель работы – определить кислотность почвы

Ход работы. Вам выдано 2 образца почвы. Приготовьте почвенный раствор. Для этого в стакан с водой поместите одну ложку почвы и тщательно перемещайте. Приготовьте бумажный фильтр и поместите его в воронку. Воронку вставьте в колбу и небольшими порциями приливайте раствор почвы. Через несколько минут в колбе будет фильтрат. Возьмите индикаторную тест полоску и смочите ее фильтратом. Сравните цвет индикаторной полоски с эталоном на упаковке. Определите значение рН.

Сделайте вывод о кислотности почвы, изучите тест и дайте советы, какие культуры будут лучше всего произрастать на таких почвах.

Группа № 5. Химия на кухне

Наверное, каждому из вас приходилось наблюдать, как для приготовления теста соду гасят уксусом. Для чего это делают? И можно ли заменить уксус лимонной кислотой? На эти вопросы ответит нам группа № 5.

Цель работы – провести сравнительный эксперимент о взаимодействия уксусной и лимонной кислоты с содой.

Ход работы. В 2 химических стакана поместите небольшое количество соды. Прилейте в один стакан уксусную кислоту, а в другой выжмите лимонный срок. Сравните полученный результат. Для чего при приготовлении теста соду гасят уксусом? Можно ли уксусную кислоту заменить лимонной? Приведите примеры использования химических веществ при приготовлении пищи.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × четыре =