«ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!»: урок знаний во 2 классе


Автор: Татьяна Геннадьевна Воронина
Место работы: МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка»
Должность: учитель начальных классов


Цели – воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к школе, изучаемым предметам; развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способности учащихся; развитие стремления к самосовершенствованию.

Задачи:

  1. вызвать у детей познавательный интерес, желание учиться;
  2. научить обращаться со школьными принадлежностями;
  3. создать праздничное настроение.

Оборудование: цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, воздушные шары, карточки со словами, солнышко без лучиков.

Прогнозируемый результат:

Личностными результатами являются:

— проявление интереса к процессу познания;

— проявление внутренней позиции школьника на уровне полжительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика»;

— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

Метапредметными результатами являются :

— умение осуществлять поиск, сбор, обработку информации из дополнительной литературы (при подготовке к мероприятию), передавать и интерпретировать информацию;

— освоение правил и норм взаимодействия со взрослыми, сверстниками, освоение различных ролей в группе;

— умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

— способность к общению на уровне возрастных интересов в школе и вне школы.

(Звучит школьная мелодия, ученики проходят в класс, рассаживаются на места)

Учитель:

Здравствуйте, уважаемые родители, гости, мои любимые девчонки и мальчишки!

Давайте проверим, все ли собрались на наш праздник.

Старательные милые девочки здесь?

Умные красивые мальчики здесь?

Заботливые мамы?

Умелые папы?

Многочисленные родственники здесь?

А уважаемые гости?

Все, кто хотел прийти на наш праздник, в сборе. Можно его начинать.

Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. День Знаний ‒ праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и вновь. Первое сентябрьское утро несет с собой что-то новое, ведя нас по неизведанным дорогам знаний.

Осень нежно нам всем сообщает,

Что пора школьных дней наступает.

С летом солнечным надо проститься,

Хочешь, нет ли, а надо учиться!

Первое сентября… В этот день все дороги ведут к школе. Нарядные ученики, взволнованные родители и учителя… Этот день в нашей стране является государственным праздником – Днем знаний. Дорогие родители, ребята, разрешите вас поздравить с началом нового учебного года, с Днём знаний!

Как вы думаете, все ли дети мира идут в школу 1 сентября? Именно этот вопрос заинтересовал наших ребят, они нашли на него ответ и решили рассказать вам об этом.

Рассказ учеников:

В Голландии, Норвегии и Швеции дети проучились уже целый месяц – они пошли в школу 1 августа.

В Индии учебный год в самом разгаре. Он начался 1 апреля.

В Австралии ученики вновь садятся за парты 1 января.

А в республике Коста-Рика вчера, т.е. 31 августа, в школах прозвенел последний, а не первый, звонок.

Учитель: А у нас закончилось лето, вновь на дворе осень, а значит, мы снова вместе. Вы перешли во 2-й класс. Вы стали на год взрослее, воспитаннее, умнее. Целых девять месяцев нам предстоит учиться, общаться друг с другом на уроках и внеклассных мероприятиях, а это 1085 учебных часов, 210 учебных дней, 34 классных часа, множество различных мероприятий. Оглянитесь – нас 15 человек, каждый из вас уникален, но вместе мы ‒ одна семья. Я вижу, как вы повзрослели за лето, ваши глаза говорят о том, что вы ещё многое хотите узнать. Хочу вам пожелать здоровья, чтобы наши с вами встречи не прерывались из-за чьей-то болезни, опозданий и прогулов, пожелать успехов в учёбе ребятам, а родителям – терпения и понимания.

Учитель:

Сентябрь наступил, закончилось лето ‒

Пришел праздник знаний, учебы, отметок!

С праздником вас поздравляю, друзья!

Школьные двери вновь распахнутся,

Завтра учебные будни начнутся.

Ученики:

1. На большой голубой планете

Нет сегодня счастливее нас.

Мы теперь не просто дети,

Мы теперь уже – второй класс!

2. Второй год учения!

Опыт есть и знания.

Трудно, без сомнения,

Но нужно и старание!

3. Второй год труднее,

Второй – важный год!

Вслед за ним скорее,

Легче все пойдет!

4. Второй год учения,

Коль его освоишь, –

Всех наук значение

Без проблем усвоишь.

5. Нам ни капельки, друзья,

Не было обидно,

Что сказали: «Второй класс

Из-за цветов не видно».

6. Каникулы кончаются –

Дней отдыхали много…

Друзья опять встречаются

У школьного порога.

7. Окрепшими, здоровыми!

Хвала летним каникулам!

Со знаниями новыми!

Хором:

И – с Новым

Школьным Годом!!!

Учитель: По традиции 1 сентября нет серьёзных уроков, а вот весёлых и занимательных – сколько угодно. Но прежде чем их начать, вы должны дать обещания.

Я буду читать слова и, если вы с ними согласны, то должны произнести фразу « Обещаем!».

Всегда приходить в класс на первый урок

Еще до того, как проснется школьный звонок – обещаете?

Учебники, книги, пенал и тетрадки

Всегда содержать в идеальном порядке – обещаете?

Друзьями хорошими, верными стать,

Товарищам всюду своим помогать – обещаете?

А лень, неопрятность, подсказки, вранье

Не пустите в класс никогда, ни за что – обещаете?

Учитель: Начинаем первый урок «Весёлая грамматика». Я буду называть существительные мужского рода, а вы соответствующие им женского рода.

  • Повар (повариха);
  • портной (портниха);
  • купец (купчиха);
  • храбрец (:).

А теперь, наоборот, я буду называть существительные женского рода, а вы – соответственно мужского:

  • Коза (козёл);
  • оса (:).

Я буду называть имена существительные в единственном числе, а вы те же слова – во множественном.

  • Ведро (вёдра);
  • бедро (бёдра);
  • метро (:);
  • день (дни);
  • пень (пни);
  • лень (:);
  • цыплёнок (цыплята);
  • козлёнок (козлята);
  • бочонок (:).

— Как видите, не всё просто. Какой вывод можно сделать? (ответы детей)

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Что случилось с этими поговорками?
Да они стали просто смешными! Прочитайте их правильно.

1. Аппетит проходит во время еды.

2. Готовь сени летом, а телегу зимой.

3. Машу маслом не испортишь.

4. Хоть кол на голове туши.

5. Проще жареной репы.

6. Блин блином вышибают.

А теперь второй урок «В стране Литературии».

— Посмотрите на вопросы. Какие знания нам сейчас пригодятся?

Игра «Узнай героя».

1. Лучший в мире крокодил? (Гена)

2. Сколько козлят у многодетной козы? (7)

3. Гордость Варвары-красы. (коса)

4. Самая известная курочка. (Ряба)

5. Кто тянул репку перед Жучкой? (внучка)

6. Мальчик-луковка. (Чиполлино)

7. Сказочная скатерть. (самобранка)

8. Снежная баба в детстве. (Снегурочка)

9. Девочка с голубыми волосами. (Мальвина)

10. Воздыхатель Мальвины. (Пьеро)

Вы хорошо знаете героев сказок. Что помогло вам быстро отвечать на мои вопросы?

Ну а сейчас, как и положено, несмотря на то что уроки сегодня весёлые, ‒ ПЕРЕМЕНА! А на переменке мы вспомним лето, солнце и жару!

(звучит мелодия «Макарена», девочка в гавайском костюме приглашает всех танцевать. Ребята повторяют движения)

Приступаем к следующему уроку «Занимательная математика». Для начала проверим ваши вычислительные способности. Перед вами квадраты. Что вы о них можете сказать?

Если суммы чисел по любым вертикалям, горизонталям, диагоналям равны одному и тому же числу, то такой квадрат является МАГИЧЕСКИМ.

8184 12279
610 14181521
1621224318

Проверьте, какой из квадратов является магическим.

А теперь решите задачи-шутки.

Первая задача : Из города А в город В Баба Яга в ступе летит 80 минут, а обратно 1 час 20 минут Почему? Ответ: 1 час = 60 минут, 60 + 20 = 80 минут.

Вторая задача: Летела стая гусей. один впереди и двое позади. Двое позади и один впереди. Сколько всего гусей? (3)

Третья задача: На столе стояли 4 стакана с ягодами. Мальчик съел 1 стакан. Сколько стаканов осталось? (4)

Вы хорошо поработали на уроке «Занимательной математики».

А сейчас необычный урок «Окружающего мира»

(дети представляют презентацию с комментариями)

Слайд 1

Клубничное дерево осенью покрывается красными шаровидными плодами величиной с небольшое яблоко, по форме напоминающими гигантские ягоды клубники. Они съедобны и состоят из сладкой слизистой мякоти, в которую погружены довольно крупные «зернышки». Но, конечно, плоды, а точнее – соплодия клубничного дерева, не имеют ничего общего с настоящей клубникой.

Слайд 2

Конфетное дерево вполне заслужило свое название. На его ветвях действительно растут своеобразные «конфетки». Правда, это не плоды, а веточки-плодоножки – коричневого цвета, причудливо изогнутые, чуть тоньше карандаша. Они содержат до 40% фруктозы, очень сладкие и по вкусу напоминают изюм. Сами же плоды конфетного дерева мелкие и жесткие.

Слайд 3

Земляничное дерево – еще одно «вкусное» дерево. Его плоды внешне действительно напоминают плоды земляники – ярко-красные с мелкобугорчатой поверхностью. Плоды земляничного дерева съедобны, они сочные и сладкие. Из них готовят варенье, вино и ликеры.

Слайд 4

В Бразилии есть дерево под названием «молочная соска». Достаточно ткнуть кончиком ножа ствол, и из коры потечет растительное «молоко». За один раз дерево дает до 4 л молока, которое перед употреблением нужно только разбавить водой и вскипятить.

Слайд 5

Хлебное дерево плодоносит «буханками» весом до 12 кг! В мякоти овальных плодов накапливается крахмал, превращающийся по мере созревания в тесто. И если спелые плоды с желто-коричневой оболочкой испечь, то вкус их напоминает сладковатый пшеничный хлеб. На одном таком дереве ежегодно созревает 700-800 «хлебов».

Учитель:

Вот и закончились наши весёлые уроки. Но ещё совсем не хочется расходиться. Ведь за лето вы успели соскучиться по своим друзьям, подругам, по учительнице. Каждому есть, что рассказать.

Встретились снова друзья и подруги,
наверное, много расскажем друг другу:
о том, что увидели, где побывали,
и что с кем случилось, пока отдыхали.
О том, что соскучились очень,
о том, что за лето испортился почерк.
Десятком и сотней других новостей
надо порадовать срочно друзей.
Я тоже порадуюсь ‒ повод же есть ‒
тому, что за лето мы повзрослели,
выросли, сил набрались, загорели.
Здесь нас научат множеству премудростей:
Решать задачи, правильно писать.
Научат не бояться трудностей
И книги умные читать.

Учитель: Ребята, у меня в конверте находятся слова. Вам нужно выбрать слова, обозначающие человеческие качества, которые нужны для создания дружного коллектива.

Терпение, скука, внимание, дружба, доброта, злость, трудолюбие, старание, честность, забота, тревога, гнев, усидчивость, обида.

(Ребята осуществляют выбор и представляют классу).

Молодцы! Я надеюсь, что вы справитесь с этой нелёгкой задачей. А если возникнут трудности, просите помощь у родителей и у меня. Мне бы очень хотелось, чтобы мы жили дружно и весело, чтобы в нашем классе было тепло и солнечно. Я предлагаю вам всем вместе сделать свое собственное ласковое солнышко, которое будет светить нам весь учебный год.

У нашего солнышка не хватает лучиков, которые вы должны сделать вместе с вашими родителями. А на лучиках напишите, какую цель вы ставите перед собой на второй класс. В конце года мы вернёмся к нашим лучикам и посмотрим, добились ли вы поставленной цели.

(Под музыку дети вместе с родителями создают лучики и помещают их на доску в форме солнца)

Учитель: За лето наш класс стал как новый. За это мы скажем огромное спасибо нашим родителям.

Выступления детей:
1. В нашем классе пол покрашен,
Чистенькие стены.
Это наши папы, мамы
Все умело сделали.

2. Мамы окна все помыли,
Шторы здесь повесили.
Чтоб светло и чисто было,
Чтоб училось весело.

3. Книжки новые купили,
Ручки и тетрадки,
Постараюсь, чтоб в портфеле
Было все в порядке.

4. Учиться буду я с душой,
Делать все задания.
Чтоб пятерки получать,
Приложу старания.

5. Буду взрослым помогать,
Делать все внимательно,
Буквы буду выводить
Очень я старательно.
И напоследок весёлое стихотворение о нашем классе.
Если вы согласны со мной, то говорите громко: Да! Да! Да!

Класс наш в школе самый шумный,
Что кружится голова!
Мы вам скажем честно-честно:
Это класс наш ‒ Да! Да! Да!
Класс наш в школе самый дружный,
Просто не разлей вода!
Мы вам скажем без сомненья:
Это класс наш ‒ Да! Да! Да!
Класс наш в школе самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:
Это класс наш ‒ Да! Да! Да!
Класс наш в школе самый умный,
Пятерок хватит ли едва!

Мы вам скажем непременно:
Это класс наш ‒ Да! Да! Да!

Молодцы, мы справились со всеми заданиями, показали какие мы дружные и сплоченные. Желаю всем успехов в новом учебном году.