Цели: Дать понятие о знаках химических элементов и познакомить с этимологическими началами их названий; познакомить учащихся со структурой Периодической таблицы: периодами (малыми и большими), группами и подгруппами (главными и побочными).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Опрос домашнего задания (тестовая работа)
Определите тип явления.
Химическое: Физическое:
1. Испарение бензина. 2. Появление ржавчины 3. Раскатывание пластилина. 4. Замерзание воды 5. Нагревание утюга 6. Горение спички 7. Образование накипи в чайнике. 8. Плавление железа. 9. Плавление железа. 10. Таяние снега 11. Свечение лампочки при включении фонарика. 12. Скисание молока 13. Гниение 14. Изгибание проволоки. 15. Кипение воды
III. Изучение нового материала
М
Буквы
Слова
Предложения
ы с вами будем говорить особым, химическим языком. В нем, как и в нашем родном русском языке, мы выучим вначале буквы – химические символы, затем научимся писать на их основе слова – формулы и далее, с помощью последних, — предложения – уравнения химических реакций.
Русский язык:
Химическ язык:
Отцом химической письменности является шведский ученый Й.Я.Берцелиус, который предложил в качестве символов («букв») химических элементов использовать начальные буквы их латинского названия, а если с этой буквы начинаются названия нескольких элементов, то добавлять к начальной букве еще одну из последующих букв названий»
2. Этимологические начала названий химических элементов.
В основу названий химических элементов положены:
1.Свойства простых веществ, образованных химическими элементами
Водород-рождающий воду; Кислород- рождающий кислоты;
Фтор- «разрушающий»; Бром – зловонный и т.д
Фосфор-несущий свет. (немецкий алхимик в поисках философского камня получил фосфор, прокаливая в колбе сухой остаток мочи с песком).
2.Мифы древних греков. (тантал
3.Географические названия: государств галлий (Галлия – старинное название Франции), полоний (в честь Польши), в честь частей света (америций, европий), городов (гафний – в честь Копенгагена, лютеций – в честь Парижа)
4.Астрономические названия: селен— в честь Луны-Селены, теллур – в честь Земли, уран, плутоний.
5. Имена великих ученых: кюрий, фермий, эйнштейний, менделевий.
Обращаем внимание на целые группы элементов:
3.История открытия периодического закона химических элементов Д. И. Менделеева.
К середине XIX в. знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации. Первые попытки классификации элементов на металлы и неметаллы оказались несостоятельными. Предшественники Д.И.Менделеева (И.В.Деберейнер, Дж.А.Ньюлендс, Л.Ю.Мейер) многое сделали для подготовки открытия периодического закона, но не смогли постичь истину. Как был открыт периодический закон, с какими трудностями столкнулся Дмитрий Иванович после своего открытия, как он их преодолел и кто, сам того не желая, помог ему в этом?
(примерное сообщение ученика)
Дмитрий Иванович родился в г. Тобольске. Он был семнадцатым ребенком в семье. Закончив в родном городе гимназию, Дмитрий Иванович поступил в Санкт-Петербурге в Главный педагогический институт, после окончания которого с золотой медалью уехал на два года в научную командировку за границу. После возвращения его пригласили в Петербургский университет. Приступая к чтению лекций по химии, Менделеев не нашел ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. И он решил написать новую книгу – «Основы химии». Открытию периодического закона предшествовало 15 лет напряженной работы. 1 марта 1869 г. Дмитрий Иванович предполагал выехать из Петербурга в губернии по делам.
Но вот дела отложены,
Расчеты прерываются.
С утра в поездку дальнюю
Ученый собирается.
Все чемоданы собраны.
На козлах кучер мается:
«Поспеть бы надо к поезду,
А барин все копается!»
А барин одевается
И к двери направляется.
Он к двери направляется…
И вдруг!!!
Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу.
И строчит карандашом.
Наконец-то! Он нашел!
Он на чем попало пишет.
Ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он,
В чем разгадка, в чем закон!..
Из кабинета не выходит:
«Не упустить бы мысли той!»
Он элементы ставит в строй,
Но все ж таблица не выходит…
Тогда, усталостью сражен,
Лег на диван и видит сон…
Заметив, что свойства элементов повторяются через определенный промежуток – период, Дмитрий Иванович расположил их друг под другом. Какую же формулировку периодического закона он предложил?
Но в периодической системе есть исключение из этого правила. Найдите его и объясните. (Расположение аргона и калия.)
К сожалению, сторонников периодического закона сначала было очень мало, даже среди русских ученых. Противников – много, особенно в Германии и Англии. Открытие периодического закона – это блестящий образец научного предвидения: в 1870 г. Дмитрий Иванович предсказал существование трех еще неизвестных тогда элементов, которые назвал экасилицием, экаалюминием и экабором. Он сумел правильно предсказать и важнейшие свойства новых элементов. И вот через 5 лет, в 1875 г., французский ученый П.Э.Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Дмитрия Ивановича, открыл новый металл, назвав его галлием. По ряду свойств и способу открытия галлий совпадал с экаалюминием, предсказанным Менделеевым. Но его вес оказался меньше предсказанного. Несмотря на это, Дмитрий Иванович послал во Францию письмо, настаивая на своем предсказании. Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказание Менделеевым свойств экаалюминия оказалось таким точным. С этого момента периодический закон начинает утверждаться в химии. В 1879 г. Л.Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором воплотился предсказанный Дмитрием Ивановичем экабор.
В 1886 г. К.Винклер в Германии открыл германий, который оказался экасилицием.
И вот спустя более 130 лет после открытия периодического закона мы можем вернуться к словам Дмитрия Ивановича, взятым в качестве девиза нашего урока: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются». Сколько химических элементов открыто на данный момент? И это далеко не предел.
4.Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Графическим изображением периодического закона является периодическая система химических элементов. ПС химических элементов -это классификация химических элементов, основанная на определённых особенностях строения атомов химических элементов. Или по другому можно сказать, что это краткий конспект всей химии элементов и их соединений.
ПС составлена в виде таблицы, в которой химические элементы расположены в определённом порядке: по возрастанию их атомных масс. Сейчас существует много видов изображения ПС. Наиболее распространенным является изображение в виде таблицы с расположением элементов слева направо.
Периодическая таблица – это общий дом всех химических элементов. Все элементы в ПС объединены в периоды и группы.
— «Квартира»- клетка со строго определенным номером
— Периоды – «этажи» , где живут все химические элементы. Семь периодов – 7 этажей: Каждый период начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом.
Малые- I, II и III – состоят из одного ряда, от 2х до 8-ти элементов.
Большие – IV и V – 18 элементов;
Сверхбольшие- VI и VII-32 элементов;
«Подвальные этажи» — для лантаноидов и актиноидов – 14 элементов.
Группы- «подъезды»- 8 групп, каждая из которых состоит из двух подгрупп (главной, образованной элементами и малых и больших периодов, побочной – из элементов только больших периодов)
IV. Закрепление материала.
Давайте вспомним все, что можно узнать об элементе по положению в периодической системе на примере кислорода (письменная работа).
Задание 1 Cоотнесите:
Место химического элемента в ПС Д.И.Менделеева: | химический знак: |
1)3 период, VII группа; 2)1 период, VIII группа; 3)4 период, , VII группа побочная подгруппа; 4)5 период, 1 группа, побочная подгруппа. | а)He; б)Cu; в)Ag; г)S; д)CI; е)Nе ж)Мn |
Задание 2
Выберите символы и названия химических элементов главных подгрупп ПС Д.И. Менделеева:
а) натрий; г) S; б) Мn; д) серебро;
в) медь; е) CI
Задание 3. Запишите «домашний адрес» , т.е. положение в ПС для химического элемента Fe (железа)
Домашнее задание. §4, зад. 4, 5 продолжить приготовление карточек с химическими элементами