Технологическая карта урока «Тире между подлежащим и сказуемым»


Автор: Наталья Семеновна Емельянова
Место работы: МБОУ "СОШ № 5" г. Биробиджана
Должность: учитель русского языка и литературы


Цель

деятельности учителя

Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным, отработать умение правильно ставить тире в предложении
Тип урокаКомбинированный урок
Планируемые образовательные результатыПредметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции; уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и

формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Методические приёмыЭмоциональное вхождение в урок, интеллектуальная разминка, подводящий диалог, идеальный опрос, отсроченная отгадка, эстафета-игра, демонстрация, хочу спросить, смайловидение
Оборудованиекомпьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материалМультимединый ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные

понятия

Подлежащее, сказуемое, тире

Сценарий урока

Этапы урокаМетодические

приемы

Содержание
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель-

ности

Эмоциональное вхождение в урокУчитель показывает ребятам улыбающегося смайлика и задаёт вопросы:

— Что это?

— Почему он улыбается? (слушает ответы учеников).

— Он счастливый везунчик. Что значит «везунчик»? (приносит удачу, везение)

— Счастливый везунчик – это талисман удачи. Сегодня те, кто его заработают, получат бонусные баллы.

2. Актуализация и пробное учебное действиеИнтеллектуальная разминкаЭтот знак препинания сначала назывался «молчанка», затем «черта», а позднее «знак мыслеотделительный»

— О каком знаке препинания пойдет речь?

— Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире.

В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М. Карамзину. Название «тире» возникло с начала 1820-х годов.

2.Формулировка

цели урока

Подводящий диалогЗапись темы урока.

— Скажите, какие понятия вам известны из темы урока?

— Что нужно узнать?

Учащиеся формулируют цель учебной деятельности.

3. Актуализация знанийИдеальный опросСлово учителя:

— Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

— Как вы понимаете смысл этого выражения?

— Расскажите о подлежащем и сказуемом.

— Кто готов к идеальному опросу?

(ученик у доски рассказывает материал о подлежащем и сказуемом ).

4. «Открытие» нового знанияОтсроченная отгадкаСамая тёплая одежда для сердца – это доброта .

— Как вы понимаете смысл предложения?

— А я желаю всем нам, чтобы сегодня на уроке у нас царила тёплая атмосфера.

Работа у доски и письменно в тетради.

Записать предложения, найти подлежащее и сказуемое.

— При каком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире? (Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.)

Чтение материала по учебнику

– Составим, опираясь на материал учебника карточку-схему по теме урока.

Учащиеся должны усвоить, что тире ставится между подлежащим и сказуемым в следующих основных случаях:

а) на месте пропущенной связки (в составном именном сказуемом), причем в этом случае обычно оба главных члена выделены интонационно и выражены существительным или числительным в именительном падеже;

б) при выражении и сказуемого и подлежащего (или только сказуемого, или только подлежащего) неопределенной формой глагола

5. Выявление места и причины затрудненияСвоя опораВыборочно-распределительный диктант (на основе презентации)

– Выберите из текста соответствующие предложения к каждому случаю постановки тире или отсутствия тире и запишите их в своих карточках-схемах.

6.ФизкультминуткаДемонстрацияСлова учителя:

— Самая теплая одежда для сердца – это доброта. Давайте это продемонстрируем.

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем,

А затем к груди прижмём,

Поцелуй добра пошлём.

7.Закрепление изученного материала.Сам себе велосипедУченики в индивидуальном режиме работают с учебником: заучивают правила на с. 79, записывают предложения, объясняют постановку тире в упр. 169, 170, 171.
8. Закрепление с комментирова-

нием

Эстафета-игра в группахКаждой группе предложено по 4 предложения. Необходимо расставить в них знаки препинания и объяснить их постановку.

1-я группа

Все неудачники лгуны.

Старость не радость.

Человек вот правда жизни.

Люди как реки.

2-я группа

Татьяна не дитя.

Великое дело новость.

Пятью пять двадцать пять.

Погода несносная дорога скверная

9. Включение в систему знаний и повторениеХочу спросить– Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз:

Время – хлеб, – считает тракторист.

Километры, – вторит машинист.

Время – сталь,– отрубит сталевар.

Жар в котле, – дополнит кочегар.

Если песня оставляет след,

Время – строки, – говорит поэт.

Учитель обобщает: паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные существительными

10. Рефлексия.Смайловидение— Сколько бонусов вам подарил счастливый везунчик?

— А сейчас объявляется конкурс «Смайловидение».

Учитель просит поднять карточки с смайликами (улыбающийся смайлик – эмоциональное восприятие урока;

смайлик-магистр – материал усвоен;

смайлик-вопрос – не всё понятно. Для организации «Смайловидения» роль смайликов играют ученики, с помощью мимики и жестов, показывая соответствующую позицию.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + двенадцать =