Цель деятельности учителя | Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным, отработать умение правильно ставить тире в предложении |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции; уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и
формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Методические приёмы | Эмоциональное вхождение в урок, интеллектуальная разминка, подводящий диалог, идеальный опрос, отсроченная отгадка, эстафета-игра, демонстрация, хочу спросить, смайловидение |
Оборудование | компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимединый ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Подлежащее, сказуемое, тире |
Сценарий урока
Этапы урока Методические приемы
Содержание 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель- ности
Эмоциональное вхождение в урок Учитель показывает ребятам улыбающегося смайлика и задаёт вопросы: — Что это?
— Почему он улыбается? (слушает ответы учеников).
— Он счастливый везунчик. Что значит «везунчик»? (приносит удачу, везение)
— Счастливый везунчик – это талисман удачи. Сегодня те, кто его заработают, получат бонусные баллы.
2. Актуализация и пробное учебное действие Интеллектуальная разминка Этот знак препинания сначала назывался «молчанка», затем «черта», а позднее «знак мыслеотделительный» — О каком знаке препинания пойдет речь?
— Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире.
В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М. Карамзину. Название «тире» возникло с начала 1820-х годов.
2.Формулировка цели урока
Подводящий диалог Запись темы урока. — Скажите, какие понятия вам известны из темы урока?
— Что нужно узнать?
Учащиеся формулируют цель учебной деятельности.
3. Актуализация знаний Идеальный опрос Слово учителя: — Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
— Как вы понимаете смысл этого выражения?
— Расскажите о подлежащем и сказуемом.
— Кто готов к идеальному опросу?
(ученик у доски рассказывает материал о подлежащем и сказуемом ).
4. «Открытие» нового знания Отсроченная отгадка Самая тёплая одежда для сердца – это доброта . — Как вы понимаете смысл предложения?
— А я желаю всем нам, чтобы сегодня на уроке у нас царила тёплая атмосфера.
Работа у доски и письменно в тетради.
Записать предложения, найти подлежащее и сказуемое.
— При каком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире? (Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.)
Чтение материала по учебнику
– Составим, опираясь на материал учебника карточку-схему по теме урока.
Учащиеся должны усвоить, что тире ставится между подлежащим и сказуемым в следующих основных случаях:
а) на месте пропущенной связки (в составном именном сказуемом), причем в этом случае обычно оба главных члена выделены интонационно и выражены существительным или числительным в именительном падеже;
б) при выражении и сказуемого и подлежащего (или только сказуемого, или только подлежащего) неопределенной формой глагола
5. Выявление места и причины затруднения Своя опора Выборочно-распределительный диктант (на основе презентации) – Выберите из текста соответствующие предложения к каждому случаю постановки тире или отсутствия тире и запишите их в своих карточках-схемах.
6.Физкультминутка Демонстрация Слова учителя: — Самая теплая одежда для сердца – это доброта. Давайте это продемонстрируем.
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем,
А затем к груди прижмём,
Поцелуй добра пошлём.
7.Закрепление изученного материала. Сам себе велосипед Ученики в индивидуальном режиме работают с учебником: заучивают правила на с. 79, записывают предложения, объясняют постановку тире в упр. 169, 170, 171. 8. Закрепление с комментирова- нием
Эстафета-игра в группах Каждой группе предложено по 4 предложения. Необходимо расставить в них знаки препинания и объяснить их постановку. 1-я группа
Все неудачники лгуны.
Старость не радость.
Человек вот правда жизни.
Люди как реки.
2-я группа
Татьяна не дитя.
Великое дело новость.
Пятью пять двадцать пять.
Погода несносная дорога скверная
9. Включение в систему знаний и повторение Хочу спросить – Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз: Время – хлеб, – считает тракторист.
Километры, – вторит машинист.
Время – сталь,– отрубит сталевар.
Жар в котле, – дополнит кочегар.
Если песня оставляет след,
Время – строки, – говорит поэт.
Учитель обобщает: паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные существительными
10. Рефлексия. Смайловидение — Сколько бонусов вам подарил счастливый везунчик? — А сейчас объявляется конкурс «Смайловидение».
Учитель просит поднять карточки с смайликами (улыбающийся смайлик – эмоциональное восприятие урока;
смайлик-магистр – материал усвоен;
смайлик-вопрос – не всё понятно. Для организации «Смайловидения» роль смайликов играют ученики, с помощью мимики и жестов, показывая соответствующую позицию.