Логоритмика как одна из составляющих музыкально-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении


Авторы: Александра Владимировна Болдыгина, Вероника Борисовна Ромасенко
Место работы: МБДОУ "Детский сад № 29" г. Биробиджана


У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные и речевые процессы.

С каждым годом растет количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьезным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

Наш опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки.

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности.

Создатель метода ритмической гимнастики швейцарский педагог и музыкант Э. Жак-Далькроз (1865-1950) выделил музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики и в своей практике культивировал «ритмическое чувство само по себе». Регулятором движения Жак-Далькроз сделал музыку. У Жака-Далькроза учились русские преподаватели ритмики Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, Е.А. Румер (Москва), С.М. Волконский, Н.А. Баженов, Н.В. Романова (Санкт-Петербург), О.Н. Пашковская (Киев), С.А. Плошко (Баку).

Под руководством профессора В.А. Гиляровского в 1932 году была создана особая система лечебной ритмики для детей и взрослых. На практике эта система была реализована В.А. Гринер.

Лечебная ритмика находит в 30-е годы применение в логопедических учреждениях. В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление воздействия в реабилитационных методиках – логопедическая ритмика.

Современная логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной, познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи. Таким образом, эта тема является очень актуальной и вызывает интерес.

Необходимо особо отметить значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка задает определенный ритм перед началом занятия, настраивает на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.

Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, накоплении активного словарного запаса.

Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.

Логопедическая ритмика является одновременно коррекционно-педагогической и здоровьесберегающей технологией. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах. В группах для детей с общим недоразвитием речи зачастую не проводят логоритмику отдельным занятием, так как в программе она носит лишь рекомендательный характер.

Поэтому мы решили найти возможность реализовать систему работы по логоритмике с детьми средней группы № 12. Для этого был разработан проект сроком на 1 учебный год. Результаты реализации которого поразили нас своей эффективностью и мы решили продолжить работу в этом направлении.

Цель: использование музыкально-логопедической ритмики в организации и проведении оздоровительно-образовательного процесса с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими речевые нарушения.

Задачи:

Оздоровительные задачи : укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи : формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов.

Воспитательные задачи : воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи : развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного праксиса; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления, фонематического слуха, развитие умения расслабиться, снять напряжение.

При разработке конспектов занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения » от 14.03. 2000 г. № 65/23- 16), в которых предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.

Занятия по логоритмике проводились нами один раз в неделю, в первой половине дня, так как они являются интегрированными. Продолжительностью от 20 до 30 минут (в зависимости от возрастной группы). Количество занятий за год составило 36 (в т. ч. количество часов для проведения мониторинга).

Вся работа состояла из трех блоков, связанных с временем года: «Осень», «Зима», «Весна». В конце каждого периода проводились итоговые развлечения, на которых дети имели возможность продемонстрировать знания, умения и навыки, полученные в ходе логоритмических занятий в течение определенного сезона. В летний период планировалось закрепление полученных результатов достигнутых во время учебного года.

Примерный календарный план логоритмических занятий представлен в Приложении 1.

Занятия проводились учителем-логопедом совместно с музыкальным руководителем. Работа по логоритмическим направлениям продолжалась в процессе овладения детьми различными видами деятельности не только на музыкальных и логопедических занятиях, но и на занятиях, проводимых воспитателями по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи (использовались чистоговорки, речевые и пальчиковые игры, динамические паузы, физминутки). В ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр – драматизаций.

Занятия по логоритмике хорошо вписались в учебную работу общеобразовательной программы по воспитанию дошкольников, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на овладение чувством ритма, развитию речи и движения, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий по логоритмике способствовала формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживала положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогало достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями

1. Развитие неречевых процессов : совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речи детей и корректировка их речевых нарушений. Сюда входит: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и выразительности речи; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Техники, упражнения и приёмы, используемые на занятиях по логоритмике

  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях . Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
  2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.
  3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции . Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
  4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
  5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения — это разнообразные считалки.
  6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
  7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.
  8. Ритмические упражнения. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
  9. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.
  10. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
  11. Игра на музыкальных инструментах. Музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
  12. Пальчиковые игры — проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
  13. Упражнения на развитие мимики. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
  14.  Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.
  15.  Упражнения на развитие фонематического восприятия . Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.
  16. Коррекция звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется.
  17. «Игровой массаж» (самомассаж). Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения;
  18. «Гимнастика мозга». Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

При построение занятий использовались различные варианты структур, которые не всегда включали в себя все вышеперечисленные элементы.

Вариант А:

  • динамическое упражнение;
  • дыхательное упражнение;
  • пение;
  • музыкально-ритмическая игра с музыкальными инструментами, развивающая чувство ритма;
  • мимическое упражнение;
  • коммуникативная игра.

Вариант Б:

  • музыкальная игра, способствующая умению ориентироваться в пространстве;
  • речевая игра;
  • дыхательное упражнение;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пение, сопровождаемое движениями рук, для развития плавности и выразительности речи;
  • подвижная игра.

Вариант В:

  • коммуникативный танец;
  • упражнения под музыку на развитие общей моторики;
  • фонопедические упражнения, для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
  • хороводная игра с пением;
  • ритмическая игра;
  • танец-импровизация.

Лучшим способом организации логоритмической работы являлось тесное сотрудничество специалистов детского сада: учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей и родителей воспитанников. У каждого был свой вид деятельности, но цель у всех была общая – развитие и воспитание ребенка.

Учитель-логопед задавал лексическую тему, отрабатывал речевые умения и навыки детей, проводил артикуляционную и дыхательную гимнастики, пальчиковые и речедвигательные игры.

Музыкальный руководитель подбирал музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвовал в проведении занятий, развивал чувство темпа и ритма, умения согласовывать речь с движениями под музыку, пластику движения.

Воспитатель проводил подготовительную работу по заданию учителя-логопеда, разучивал с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.

Родители изготавливали атрибуты к логоритмическим играм и костюмы для участия в театрализациях.

Занятия апробированы в течение трех лет, были составлены перспективные планы работы по самообразованию на каждый учебный год (Приложение 2). В которых отражены основные направления нашей работы: с методической литературой, педагогами ДОУ, родителями и детьми группы.

Выводы

Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствовали нормализации речи детей вне зависимости от вида речевого нарушения, формировали чувство ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, учили общению со сверстниками, способствовали снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

Неоспоримым результатом работы за прошедший период является активное желание и стремление детей участвовать в театрализованных играх и драматизациях известных им сказок. Дети проявляют устойчивый интерес к перевоплощению в любимых сказочных персонажей. Особенно отмечено желание выступать перед зрителями (родителями, детьми других групп, сотрудниками детского сада).

Таким образом, поставленные задачи были достигнуты, но в виду того, что речевое развитие процесс длительный, работа по логоритмике с этими детьми будет продолжаться до конца подготовительной группы для достижения более высоких результатов.

Литература:

  1. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду старшая и подготовительная группа. – Ярославль, 2006.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. – Москва : Сфера, 2010.
  3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – Москва : Сфера, 2010.
  4. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – Москва : Сфера, 2005.
  5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду : методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  6. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста (3-4) года. – Санкт-Петербург : Паритет, 2008.
  7. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей детского сада / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишкили. – М.: Просвещение, 1994.
  8. Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет. – Санкт-Петербург : Каро, 2009.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

− =