Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством художественной литературы


Автор: Елена Ивановна Прокопцова
Место работы: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21»
Должность: воспитатель


«Средства обучения языку в дошкольном возрасте специфичны: это, прежде всего, языковые игры и художественная литература как неисчерпаемая сокровищница языка»

К.Д. Ушинский

Речь ребенка сама собой не возникает. Малыш для удовлетворения своих жизненных потребностей вынужден обращаться к окружающим его людям с просьбой, говорить им о своих ощущениях, выражать чувства радости, горя и т.п. Все это он делает, подражая взрослым, в первую очередь – матери. Постепенно ребенок овладевает речью.

Проблема развития речи дошкольников является одной из наиболее актуальных в современном образовании. Ее важность определяется задачами социально-коммуникативного развития ребенка, поскольку овладение речью можно назвать одним из основных условий социализации в дошкольном возрасте. За счет овладения средствами речи у дошкольника развивается способность к установлению и поддержанию контактов с окружающими, как взрослыми, так и сверстниками. Особенную значимость речевой аспект коммуникации приобретает к концу дошкольного возраста, так как поступление в школу требует от ребенка умения общаться и понятно выражать свои мысли.

Проблеме развития речи у детей дошкольного возраста посвящены исследования Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной и др.

Актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста получила свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, поскольку речевое развитие в нем выделено в качестве отдельной структурной единицы, обуславливающей развитие детей и успешность их деятельности. Согласно ФГОС ДО, развитие речи у детей дошкольного возраста включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте и др.

По мнению М.И. Лисиной, особенно важным в ранние периоды развития речи является общение ребенка с взрослым. При этом к речи взрослого предъявляются особые требования, так как она является образцом для подражания, поэтому она должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и немногословной, многословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь. Исключительно важное значение имеет интонационная выразительность речи взрослого. Установлено, что раньше всего малыш начинает понимать и соответственно реагировать именно на речевую интонацию. Бедность интонации отрицательно влияет на развитие понимания значений слов и усвоение активного словаря.

К.И. Чуковский подчеркивает, что в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка и что именно оно и связанная с этим умственная работа ребенка над языком создают основу интенсивно идущего процесса овладения речью. Происходит активный процесс усвоения родного языка.

А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты.

Таким образом, целью моей работы стало повысить уровень по развитию речи посредством художественной литературы у детей с нарушением зрения.

При нарушении зрения отмечаются недостатки в формировании речи.

В работе детского сада для детей с нарушением зрения одним из основных принципов организации учебно-воспитательного процесса является индивидуально-дифференцированный подход к каждому воспитаннику. Я работаю с детьми с нарушением зрения ‒ это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Из-за нарушения зрения многие дети довольно часто видят не основные, а второстепенные признаки объектов, в связи, с чем образ объекта искажается и таким закрепляется в памяти. Информация, получаемая слабовидящими детьми с помощью остаточного зрения, становится более полной, если поступает в комплексе с сенсорной и осязательной информацией.

Дети со зрительными нарушениями имеют особенности усвоения и использования неязыковых средств общения, мимики, жестов, интонации. Особое значение для слабовидящих детей имеет развитие слухоречевой памяти, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти.

Коррекционно-педагогическую работу веду с учётом возраста детей и характера заболевания.

Поскольку у детей наблюдаются разные нарушения зрения, я обязательно консультируюсь с врачом-офтальмологом относительно диагноза каждого ребёнка. На основании врачебных рекомендации вместе с дефектологом провожу коррекционную работу.

Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Также она важна для развития речи дошкольников.

Развитие речи детей посредством художественной литературы веду по нескольким направлениям. Работа с детьми с нарушением зрения, со специалистами, с коллегами и родителями.

Работа с детьми с нарушением зрения подразумевает в первую очередь развитие речи детей через чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр мультфильмов, театрализованную деятельность, пальчиковые игры с применением художественного слова.

Постоянно играю с детьми в разные игры, которые также способствуют речевой активности. Например, с детьми среднего и старшего дошкольного возраста играем в такую игру:

Игра «Русская песня»

Цель. Приобщение дошкольников к истокам русского музыкального фольклора.

Задачи:

— Расширять знания детей о народной музыке, жанрах народной музыке, жанрах народной песни.

— Способствовать развитию речи, зрительному вниманию, слуховой памяти.

— Закреплять умение детей выполнять танцевальные движения русских народных песен. — Воспитывать любовь и чувство патриотизма к истокам русского музыкального фольклора.

Оборудование: книга «Русские народные песни», русские народные костюмы (рубашка, юбочки, косынки, фуражка, платочки, ленточки), наряд «Белая берёза».

Правила игры:

Первый вариант. По считалке или кто больше назовет пословиц о Родине, выбирается ребёнок, у которого будет книга «Русские народные песни». Он включает определённую мелодию к песне или играет на «пианино». Другие дети наряжаются в русские народные костюмы, танцуют и поют русскую народную песню.

Второй вариант. Один ребёнок берёт в руки балалайку или гармошку. Остальные дети надевают наряд «Белая берёзка» или другие русские костюмы, танцуют и поют под музыкальное сопровождение.

Худ.слово

«Гармонист играет песни,

Песни Родины моей.

Ах, на свете нет чудесней,

Песни русской веселей!»

«Три струны всего, трям-трям.

Инструмент известен нам.

Балалайку я возьму,

Плясовую заведу»

В старшей и подготовительной к школе группе:

Игра «Это русская сторонка-это Родина моя!»

Цель: Воспитание любви и уважение к своему народу, его обычаем, традициям.

Задачи:

— Учить детей обозначенные словесно признаки предметов соотносить с предметами или графическим рисунком.

— Развивать наблюдательность, сообразительность, воображение.

— Расширять кругозор, логическое мышление.

— Способствовать обогащению речи.

— Побуждать детей к познанию, размышлению.

— Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаем, традициям.

Оборудование: Валенки; игрушки: балалайка, матрёшка, медведь, березка, ромашки; карточки с изображением: валенок, берёзы, балалайки, матрёшки, медведя, ромашек; карточки 3Д: медведь с балалайкой, гармошка, матрёшка, русская красавица с самоваром.

Правила игры.

Первый вариант

Детям предлагается набор карточек (предметов).

Взрослый зачитывает загадку. Дети ищут отгадку среди предложенных предметов (карточек). Ребёнок отгадавший загадку берёт карточку (предмет) себе. Ребёнок, который набрал наибольшее количество карточек (предметов), является победителем.

Второй вариант

Перед детьми раскладываются карточки перевернутые лицевой стороной вниз. Первый берет карточку и составляет загадку. Тот ребёнок, который отгадал загадку, берёт следующую карточку (предмет) и составляет свою загадку. И так каждый из игроков. Победителем считается ребёнок, отгадавший больше всего загадок.

Худ. слово

***

«Вот игрушки, так игрушки

Нынче в гости к нам пришли.

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди мастера!

***

«Берёза моя, берёзонька

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая!

Стоишь ты, берёзонька,

Посредь долинушки

На тебе, берёзонька

Листья зеленые,

Под тобой, берёзонька

Красны девушки поют,

Под тобой берёзонька

Красны девушки

Венки плетут.

«Русская матрёшка-чудный сувенир

Прославила Россию и покорила мир.

Красотой твоей любуемся,

Мы взор не отводя.

Матрёшка-чудо куколка

Все любим мы тебя!»

«Три струны всего, трям-трям.

Инструмент известен нам.

Балалайку я возьму,

Плясовую заведу»

 

Также с детьми от 3 до 7 лет играем в такие дидактические игры, которые способствуют развитию тактильных ощущений и развитию речи: «Чудесный мешочек», «Узнай фигуру», «Определи на ощупь», «Угадай предмет», «Разложи по размеру», «Найди пару» и др.

Читаю сказки, рассказы, стихи, считалки, загадки и обыгрываем их. Использую книги с чёткими иллюстрированными рисунками. Игры со стихами активно развивают у детей память, внимание, речь, образное мышление, свободу движения и чувство пространства, что особенно важно для детей с нарушениями зрения. К тому же в ходе таких игр дети незаметно для себя быстро запоминают стихи, учатся выразительно рассказывать и показывать их. Например, можно прочитать стихи и обыграть их с детьми, показывая движения.

Цель таких игр: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов.

Коррекционные задачи: Приобщение детей к художественному слову. Стимулирование стремления к заучиванию стихов. Социализация детей, расширения границ общения. Развитие зрительно-двигательной координации.

С детьми от 3до 5 лет (вторая младшая и средняя группа) использую стихи: А. Барто, И. Токмакова, Б. Заходер, М. Дружинина, Э. Мошковская и др.

Например, «Поиграем» И. Токмакова

На лошадке ехали, до угла доехали (дети скачут галопом)

Сели на лошадку (приседают)

Налили бензину (делают движение правой рукой, словно что-то наливают)

На машине ехали, до реки доехали (крутят руль)

Тр – р – р! Стоп! (останавливаются)

Разворот (поворачиваются в другую сторону)

На реке – пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали (делают движения руками, будто плывут)

Пароход не везёт, надо сесть в самолёт (пожимают плечами)

Самолёт летит, в нём мотор гудит: у-у-у-у (руки в сторону, бегут по кругу).

С детьми от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группа) применяю стихи А.С. Пушкина, Ю. Тувима, Е. Трутнева, В. Бианки, С. Михалкова, С.А. Есенина, С.Я. Маршака и др.

Например, «Овощи» Ю. Тувим

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла: (шагают на месте)

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу

(Поочерёдно загибаются пальчики на руках)

Ох! (Хлопок в ладоши)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле (повороты туловища вправо, влево)

(Сжимание и разжимание кулачков на правой и левой руке)

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла?

(Поочерёдно загибаются пальчики на руках)

Ох!.. (Хлопок в ладоши)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала: (наклоны туловища)

(Ребром одной ладошки двигаем вперёд, назад по другой ладошке)

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.

(Поочерёдно загибаются пальчики на руках)

Ох!.. (Хлопок в ладоши)

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(сжатый в кулачок одной руки потираем ладошкой другой руки)

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла

(поочерёдно загибаются пальчики на руках)

Ох!.. (Хлопок в ладоши)

И суп овощной оказался не плох!

(показываем сжатый кулачок с выставленным большим пальцем)

При рассматривании картинок обязательно учитываю характер нарушения зрения у каждого ребёнка. Для дальнозорких детей ‒ картинки поменьше, для близоруких ‒ картинки покрупнее.

Для лучшего восприятия предметных и сюжетных картинок детям с низкой остротой зрения (до 0,3-0,4) специально подбираю оптимальные хроматические и ахроматические соотношения изображенных предметов и их частей. Чем ребёнок старше, тем использую большее количество картинок. При рассматривании предметных картинок ставлю такие коррекционные задачи, как активизация фиксации взора, целенаправленного зрительного внимания, обобщения, активизация словаря.

Все вместе играем в такие игры, как:

1. Игры с предметными картинками:

«Найди пару», «Найди животному пару», «Подбери по силуэтам», «Подбери пару по тени», «Что я вижу на картинке» и др.

Например,

1) Подвижная игра: «Найди животному пару» для детей от 4 до 7лет

Цель. Расширять знания о разных животных, местах их обитания в природе.

Задачи: Формировать представление о внешнем виде и местах обитания животных. Улучшение речевых навыков, обогащение словарного запаса. Развитие логики, зрительного восприятия, мелкой моторике.

Правила игры. Для игры используются парные карточки, изображающие животных нашей страны. Дети берут по картинке. Взрослый включает танцевальную музыку, под которую дети начинают бегать и танцевать. Когда музыкальное сопровождение прекращается, каждый должен найти себе пару (Ребёнка, у которого в руках карточка, аналогичное животное). Затем дети рассказывают про животное.

2) Дидактическая игра: «Подбери по силуэтам» для детей от 4 до 6 лет

Цель: Развивать умение соотносить цветное изображение к силуэту.

Задачи: Совершенствовать умения накладывать силуэт на контур.

Развивать речь, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Ход. Предложить детям из нескольких силуэтов, выбрать и правильно наложить на игровые поля, те силуэты, которые подходят по контуру.

3) Дидактическая игра «Подбери пару по тени» для детей от 5до7 лет. (Старшая и подготовительная к школе группа)

Цель. Подобрать пару-картинку с таким же размером и внешними очертаниями и назвать сказочного героя, из какой он сказки.

Задачи: Совершенствовать умение находить правильно картинку.

Развивать связную речь зрительное восприятие.

Воспитывать волевые качества.

Ход. Ребёнок берёт цветную картинку, сравнивает, находит соответствующий силуэт и называет сказочного героя.

2. Игры и занятия с сюжетными картинками.

Цель. Способствовать расширению словарного запаса, развитию связной речи.

Во второй младшей и средней группе использую для рассматривания сюжетные картинки, такие, как: «Петушок и его семья»; «Ежиха с ежатами»; «Наряжаем ёлку», «Стирка»; «Дети наряжают ёлку»; «Играем в магазин»; «Курица с цыплятами»; «Мама купает малыша»; «Коза с козлятами»; «Едем на лошадке»; «Игра с песком»; Кошка с котятами» и др.

Например, рассматриваем сюжетную картинку: «Кошка с котятами»

Задачи.

Образовательные: Познакомить детей с описанием внешнего вида кошки её повадками; Развивающие: Активизировать в речи слова и словосочетания (пушистый, гладкий, лакает, мурлычет острые когти выгибает спину). Развивать умение рассказывать по картине.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным.

Коррекционные: Способствовать развитию связной речи, зрительной памяти и зрительному вниманию.

Ход

— Рассмотрите внимательно картину.

— Кого вы видите на картине? (Кошку с котятами)

— Какая кошка? (Большая, пушистая)

— Какие у кошки ушки, грудка, мордочка, грудка, хвост? (У кошки длинные ушки, зеленые глаза, длинные усы, белая грудка, острые когти, пушистый хвост)

— А что делает кошка? (Кошка лежит и смотрит с любовью на своих котят)

-А теперь давайте расскажем о котятах.

— Чем заняты котята? (один сидит, прижавшись к кошке, другой лакает молоко из блюдечка, а третий бежит за клубком, вообразив, что это живая мышка). 

Рассматривание заканчивается рассказом о кошке и котятах.

В старшей и подготовительной к школе группе мы рассматриваем сюжетные картинки и составляем рассказы по серии сюжетных картин, такие как: «Колосок», «Снегурушка», «Откуда хлеб пришёл», «Богатый урожай», «Семейный ужин», «Новый год на пороге», «Как солнышко ботинок нашло», «Один дома», про пограничников и др.

Например, пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин.

Задачи

Образовательные: Обогащать знания по теме «Сад-огород».

Развивающие: Учить согласовывать слова в предложениях. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением. Развивать умение рассказывать по картине.

Воспитательные: Воспитывать у детей трудолюбие.

Коррекционные: Способствовать развитию связной речи, зрительному вниманию, зрительной памяти, мышлению.

1. Чтение рассказа «Богатый урожай»

Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя — в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя — урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.

О ком этот рассказ?

Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?

Где любил работать Костя? Как его можно назвать?

Что выращивал в саду Ваня?

А что в огороде Костя?

Кто мешал Ване? А кто Косте?

Как можно назвать гусениц и галок?

Кто помог Ване избавиться от гусениц?

А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?

Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

У детей с нарушением зрения наблюдается неполнота и фрагментарность восприятия предметов и явлений, что отрицательно сказывается на развитии слабовидящих. Они не точно и неполно воспринимают предметы и изображения, у них наблюдается, в частности, сужения поля зрения. При восприятии изображений их глаза совершают последовательный обход вдоль контура. При этом взгляд соскальзывает с контура, частично изменяет направление, длительность фиксации взора у детей с дефектами зрения увеличивается. Поэтому изображения и предметы для упражнений с детьми я использую яркие, имеющие чёткие границы, демонстрирую предметы на контрастном фоне. Опираюсь при этом на все анализаторы детей, чтобы дети могли получить полную информацию об объектах. Помогают детям мои предварительные рассказы о том, что будем рассматривать или наблюдать, при этом выделяю основные признаки предметов, форму, строение, размер. Даю им зрительное описание того, что они уловить не смогут. Сочетание словесного объяснения с сопровождением показа изображения благотворно влияет не только на зрительные функции, положение глаз, но и развивает у детей мышление, наблюдательность, память, речь, вырабатывает умение обследовать объекты.

Например, во всех возрастных группах, мы рассматриваем деревья, как на картинках, так и на прогулке.

Цель: Способствовать развитию связной речи, через знакомства с деревьями.

Ход наблюдения на прогулке осенью.

Худ. слово

«Поспевает брусника, стали дни холоднее,

И от птичьего крика в сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают прочь, за синее море,

Все деревья блистают в разноцветном уборе»

Подвожу детей к дереву, вспоминаем его основные части. Напоминаю, как называется дерево. Даю детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напоминаю, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предлагаю погладить ствол дерева. Обращаю внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предлагаю найти низкое дерево. Рассматриваем ствол молодого и старого дерева, сравниваем. Предлагаю побегать по опавшим листьям деревьев. Играем в игры: «С какого дерева листок», «Чьи ветки-деточки», «Какое, какие?» и др.

Во все режимные моменты включаю коррекционную работу с детьми.

При планировании непосредственно-образовательной деятельности учитываю функциональную лабильность сетчатки (повышенная светочувствительность в дневные часы и светочувствительность в утренние и вечерние часы).

Зрительные нагрузки назначаются врачом-офтальмологом с учётом возраста, степени амблиопии и вида фиксации. Их подбираю так, чтобы одновременно удовлетворяли лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, то есть вызывали у детей интерес к занятиям и способствовали решению конкретных лечебных задач.

Детям с нарушением зрения, чтобы лучше воспринимали информацию, очень важно не только услышать, но и почувствовать, соприкоснуться с предметами о которых говорится.

При чтении художественных произведений детям даю материал для тактильного восприятия. Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, слабовидящий ребёнок получает так много информации, как будто хорошо видит их. Осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией человека. Процесс восприятия предоставляет слабовидящему ребёнку возможность формировать образы, делать связанные с ним умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.

Во время чтения художественных произведений ставлю такие коррекционные задачи:

— Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

— Развивать диалогическую и монологическую форму речи.

— Развивать зрительное восприятие и зрительную память.

— Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.

Например, перед чтением сказки «Рукавичка» в средней группе сначала сообщаю, как называется сказка, и показываю «большую рукавичку», сделанную из картона. Затем называю животных-героев, которые живут в этой сказке (медведь, волк, лиса, заяц, мышка), дети по очереди берут в руки игрушку – животное, рассматривают и гладят игрушку, соприкасаясь всеми пальцами рук. А я в это время даю описание этого животного. Затем читаю сказку и показываю красочные иллюстрации. После прочтения дети по желанию играют в сказку.

При чтении или рассказывании любых сказок или рассказов во всех возрастных группах, использую те же методы и приемы, что и при сказке «Рукавичка». Также, использую крупные картинки, с изображением героев сказок или рассказов, где дети рассматривают каждую картинку отдельно до и после прочтения сказки или рассказа.

На речевое и умственное развитие детей оказывает большое влияние развитие общей и мелкой моторики. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Игры с пальчиками ‒ это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Пальчиковые игры использую с применением художественного слова. Сначала показываю сама, затем детям даю соответствующую картинку. Дети с нарушением зрения рассматривают и ладошками гладят по картинке, так как тактильное ощущение очень важно для них, а затем мы все вместе начинаем играть с пальчиками.

Развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики. Так, после ознакомления с новым рассказом или сказкой детям даю материал на ощупь. Например, ежик колючий, лисичка – мягкая, пушистая, котик- пушистый и т.д.

Использую тактильные дорожки, где после прочтения сказки предлагаю превратить свои пальчики в зайку, лисичку и т.д. и пройти со словами по дорожке. Так же дети сочиняют сказки, придумывают новых сказочных героев. Все это способствует активизации речевой деятельности.

Цель таких игр и упражнений: с помощью пальчиков ощутить структуру, выбрать правильное направление, прийти к цели.

Коррекционные задачи: Развитие речи, познавательного интереса, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики рук, ориентация в пространстве.

Например, провожу такие упражнения: «Помоги собачке добраться до косточки» (дорожка из пуговиц). «Помоги котёнку добраться до миски с молоком» (дорожка из орешек). «Заюшкина избушка» (дорожка из пробок) и др.

Правила: Провести пальчиком по дорожке, определить направление дорожки, проследить глазами дорожку. Пока ребёнок пальчиками ведет по дорожке, можно предложить ему использовать звукоподражание животному. Упражнять произносить на одном выдохе, с разной силой голоса.

Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) предлагаю с закрытыми глазами провести пальчиками по дорожке и отгадать, из каких материалов она сделана.

Постоянно организовываю инсценировки и драматизации сказок по произведениям. Дети перевоплощаются в сказочных героев и раскрепощаются, что очень важно для детей с нарушение зрения.

Драматизация развернутой формы включает в себя все присущие приему выразительные средства и предполагает постановку мини-спектакля по произведению. Подготовку детей к драматизации начинаю с анализа иллюстраций к драматизируемым произведениям с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них персонажей.

Во время репетиций у детей исправляются речевые ошибки, дефекты произношения, отрабатывается правильность, четкость произнесения слов, выразительность произнесения фраз. Далее провожу генеральную репетицию и само представление. На заключительном этапе работы над драматизацией проводится обсуждение результатов.

Таким образом обогащается словарный запас, происходит становление грамматического строя речи, дети учатся составлять короткие и длинные предложения. Эмоционально обогащают свою речь.

В течении дня провожу гимнастику для глаз (Приложение 5). Она даёт возможность мозгу лучше работать и понимать происходящее вокруг. Кроме того, благодаря подобным процедурам у детей улучшается память. Все это очень важно, тем более для детей с нарушением зрения. Провожу лёгкие, ненавязчивые упражнения для глаз.

Перед гимнастикой для глаз, мы вместе с детьми вспоминаем стихотворение Н. Орловой «Разберёмся вместе, для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Чтобы смело корабли

По морям студёным шли-

Нужно помнить каждый час,

Как важны глаза для нас.

После художественного слова, произношу такие слова: «Слушайте меня очень внимательно и повторяйте все движения рук и глаз».

На музыкальных праздниках «Осени» дети перевоплощались как в разные овощи, так и в разных сказочных героев. Принимали на себя роли. И в музыкальном сопровождении разыгрывали сказки. Тем самым взаимодействие с музыкальным руководителем начинается уже с младшего возраста.

Большое внимание уделяю консультациям для родителей. Создаю семейные библиотеки, где с просьбой принести любимые книги родители совместно с детьми приносят в группу разнообразные книги с яркими картинками. Больше всего детям нравятся чудесные книги-панорамы с объёмными картинками (открываешь книгу и «вырастает «3D-конструкция). Такие книжки кажутся детям волшебными. Ведь герои оживают прямо на глазах. Такие панорамы способствуют развивать у детей мышление, фантазию, воображение, речь, мелкую моторику. Занимаясь с детьми, я предлагаю им рассказать по картинкам историю, или говорить за какого-то определённого персонажа, передавая правильные эмоции и т.п.

Для обогащения литературного уголка, в каждой возрастной группе провожу акцию «Книга для детей», в которой родители воспитанников принимают активное участие.

Также для родителей провожу консультации, такие как «Польза сказок для детей дошкольного возраста», «Развитие связной речи в режимных моментах у детей с нарушением зрения», «Развиваем мелкую моторику ‒ развиваем речь», «Роль художественного слова в развитии речи детей».

Тем самым данная работа способствует формированию речи дошкольников. На протяжении разных возрастов решаю определенные речевые задачи. А именно: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи развитие фонематического слуха, развитие слухового и зрительного внимания и др.

Созданная в группе благоприятная речевая среда, целенаправленное формирование конкретных речевых умений детей, обогащение их литературного опыта с использованием разнообразных игровых приёмов позволило сформировать интерес воспитанников к художественной литературе, расширить и активизировать словарный запас детей, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях, развить творческие способности детей.

Таким образом, итоговое обследование показало, что в ходе речевого развития детей дошкольного возраста произошли значительные изменения в лучшую сторону. Так, во время первичного обследования уровень сформированности показателя составлял всего 30,5 %, а уже на итоговом обследовании – 76,0%, то есть вырос более, чем в два раза. Также значительно снизился процент дошкольников, у которых показатель был не сформирован, с 27,5 % до 3,5 %.

Об эффективности, результативности и, самое главное, необходимости подобной организации работы свидетельствуют сравнительные данные результатов первичного и итогового обследования.

Использование речевых игр и художественного слова в режимных моментах с дошкольниками с нарушением зрения

Речь необходима человеку как воздух. С помощью речи люди общаются друг с другом, понимают друг друга, с помощью речи мы получаем знания, выражаем свои чувства. С помощью речи развивается всё наше общество.

Для развития речевой активности, полноценного речевого развития детей с нарушением зрения, постоянно использую художественное слово во всех режимных моментах. Речевые игры и художественное слово в режимных моментах используются в качестве приёмов речевого развития детей с нарушением зрения

Каждое утро в детском саду дети выполняют утреннюю гимнастику. Её мы начинаем с девиза:

«Утреннюю гимнастику делаем по утрам,

Она бодрость дарит нам!»

Утром, ухаживая за комнатными растениями, ребята произносят такие слова:

«Про цветочки не забудем,

Поливать их, рыхлить будем»

Для того что бы дети лучше запоминали название комнатных растений, их внешний вид, предлагаю речевые игры: «Узнай по описанию», «Кто больше назовет названий цветов», «Угадай-ка», «Чего не стало?», «Четвертый лишний», и др.

Дети знают, что перед каждым приемом пищи, нужно помыть руки. Мытье рук сопровождается чтением стихов:

«Свои ручки я люблю –

Правую и левую.

И сейчас я обе ручки

Чистенькими сделаю.

Я помою их водой

Тёплой и приятной,

А потом я их намылю

Очень аккуратно.

Тихо плещется вода,

Ручки мои моет.

Будем чистыми всегда –

Я и мы с тобою»

Во время приёма пищи напоминаю детям, чтобы кушали аккуратно, не играли с едой, не разговаривали. Использую пословицы и поговорки. Очень нравятся детям и стихи про обед:

«Ну скажите мне, ребята,

Что сегодня на обед?

Суп горячий, борщ со свёклой,

И салат, и винегрет.

А ещё компот со сливой

И пирог с вареньем есть.

Очень вкусно и красиво.

Приглашаем всех поесть»

Как известно, внимание детей короткое. Для этого с детьми провожу динамические паузы, играем в игры малой подвижности, например, с мячом: «Опиши предмет», «Какая, какое, какие?», «Скажи по — другому», «Скажи наоборот», «Любимые сказки» и др. Эти игры формируют умение реализовывать коммуникативные навыки в соответствии с правилами речевого общения. Народные игры: «Фанты», «Затейники», «Коршун», «Ручеек», «Гуси-гуси» и др. Эти игры помогают в развитии диалогической речи, умении применять в игре считалки.

Ребятам очень нравятся пальчиковые игры: «Сидит белка на тележке», «Круглый год», «Замок», «Раз, два, три, четыре, пять», «Апельсин» и др. Пальчиковые игры способствуют развитию речевой активности и мелкой моторики рук.

После того как дети поиграли, они начинают наводить порядок в групповой комнате. В этот процесс также можно включить стихи. Например,

«Книжки любим мы читать!

Но их нужно убирать!

Книжки мы не рвем! Жалеем!

Убирать мы их умеем!

Кубики в коробочку.

Машинки все на полочку!

Красота! Построим дом!

Пусть живут игрушки в нем!

Будет в группе красота!

Все разложим на места!»

Прогулка для детей – благоприятное время, в которое включаю массу речевых игр: «Закончи предложение», «Кто больше увидит и назовёт?» и др. Эти игры способствуют развитию речевой активности, умению связно высказывать свои мысли.

Во время прогулок вместе с детьми ведём наблюдение за явлениями и объектами природы. Всегда использую художественное слово, загадываю загадки, вспоминаем вместе с детьми ранее разученные стихи. Провожу подвижные игры с речевым сопровождением: «Вокруг домика хожу», «Гуси-гуси», «Караси и щука», «Кот и мыши», «Заря-зарница», «Два мороза» и многие другие игры.

Во время укладывания детей на дневной сон рассказываю потешки или стихи. Например,

«Дальний лес стоит стеной.

А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова.

Там растёт усни -трава.

Говорят, усни — трава

Знает сонные слова

Как шепнёт свои слова,

Сразу никнет голова.

Я сегодня у совы

Попрошу такой травы.

Пусть тебе усни – трава

Скажет сонные слова»

Вторая половина дня – это наиболее благоприятное время для развития детской игровой и речевой деятельности. Так как дети постепенно уходят домой, провожу коррекционные игры и упражнения, как с подгруппами детей, так и индивидуально.

Таким образом, обычная повседневная деятельность в режимных моментах для детей становиться намного интереснее и веселее с помощью речевых игр и художественного слова. Чтобы ребёнок мог реализовать свои способности, ему необходимы положительная эмоциональная обстановка в группе и демократический стиль общения.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

16 − 11 =