I. Введение
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. Есть такая древняя мудрость, которую можно применить к школе: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у учеников желание «напиться» из источника знаний? Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! Когда ребёнок учится из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с желанием, то дело идёт совсем по-другому. Поэтому в своей педагогической практике я использую такие методы и приёмы, которые повышают уровень познавательных способностей младших школьников.
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру своих способностей и возможностей. Поэтому, использую на своих уроках такие методы.
II. Методы развития познавательных способностей младших школьников.
1. Метод «Ситуация успеха» — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии и тактики. В. А. Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться». Ребёнок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню. Вот поэтому, я стараюсь создать «ситуацию успеха» для каждого своего ученика. Использую такие приёмы создания ситуации успеха:
Похвала – это ценный ресурс для движения вперёд. Мы знаем, какие слова чаще всего слышит ребёнок из уст родителей, да и иногда и от учителей: «тупица», «разгильдяй, «лодырь» и тому подобные определения. Они ложатся на душу и сознание ребёнка тяжёлой гирей. Внушить ученику веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия – в этом залог успешного воспитания. Например, «Еще в прошлой четверти тебе никак не удавалось выполнять домашние задания вовремя, и посмотри, уже вторую неделю не нарушаешь сроки». «Ещё чуть-чуть – и у тебя всё получится». «Лучше всего у тебя получается вот это». «Я вижу, как хорошо ты справился с этим заданием».
Анонсирование. Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверки знаний. Предупреждает не просто так, готовится с ним к этим работам. Эта работа чем-то напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создаёт психологическую установку на успех, уверенность в собственных силах. Например, перед проверочной работой для тех детей, которые испытывают трудности в выполнении заданий, в помощь давала карточки-консультанты с планом решения задач или с краткими записями. Приведу пример задания с карточкой-консультантом:
Задача:
С овощной базы в три магазина отправили фрукты. В первый магазин – 60 ящиков с фруктами, во второй – на 20 ящиков меньше, чем в первый, в третий – в 2 раза больше, чем во второй магазин. Сколько всего ящиков с фруктами отправили в три магазина?
1м. – 60 ящ.
2м. – ? на 2ящ. меньше ? ящ.
3м. – ? в 2 раза больше
1. Сколько ящиков с фруктами отправили во второй магазин?
2. Сколько ящиков с фруктами отправили в третий магазин?
3. Сколько всего ящиков с фруктами отправили в три магазин?
«Холодный душ». Уместен для способных учеников, быстро привыкающих к успеху, уверенность которых быстро превращается в самоуверенность. Чем может быть полезен для таких учеников.
Оценка детали деятельности – сопоставление того, что удалось и что не удалось ребенку, как это у него получалось раньше и теперь, а также перспективу на будущее «Твой результат мог бы быть лучше, если бы тебе удалось….», «Вероятно, ты и сам расстроен потому, что….», «Прежде тебе удавалось легко справиться с подобными заданиями, а сегодня…», «При таком отношении к делу, ты и сам понимаешь, какие результаты тебя ожидают…» Например, был у меня в классе очень способный мальчик Алёша. Всё схватывал налету. В третьем классе я заметила, что он стал меньше внимания уделять русскому языку. Надеясь на свою память, недоучивал правила, не мог привести примеры. И тогда я ему сказала: «При таком отношении к русскому языку, ты сам понимаешь, какие результаты тебя ожидают. Будет у тебя хоть в одной четверти четыре, похвальный лист не получишь. Ты об этом знаешь». Он исправился и закончил 4 класс на одни пятёрки. И пятом классе тоже учится на «отлично». Ситуация неуспеха – это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности.
В своей работе я применяю разные приёмы ситуации успеха: «Следуй за нами», «Эврика», «Заражение», «Линия горизонта». В своей работе использую рекомендации.
-
Не заостряйте внимание на негативном, чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.
Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.
Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.
Не сравнивайте ребёнка с другими, отмечайте «персональную исключительность».
Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую вы ставите ученику.
Оценивайте действия ученика с акцентом на детали.
Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог. Позволяйте им выражать своё мнение.
Не высказывайте недовольство ученику при всём классе, не применяйте угрозы.
Помните, что Вы, как педагог, формируете личность учащегося и частично несёте ответственность за его дальнейшую судьбу.
Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приёмов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую
2. Метод «Дидактические игры».
«Без педагогической игры невозможно увлечь ученика в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».
Ш.А. Амонашвили
Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которым, дети учатся. При использовании дидактических игр в рамках программы ФГОС у детей формирую такие необходимые качества, как:
а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
в) умение слушать друг друга;
г) добровольное желание расширить свои возможности;
д) раскрытие собственных творческих способностей;
е) самовыражение, самоутверждение.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребёнка. Для учителя она – способ обучения.
Часто на уроках русского языка использую игру «Правда или нет».
Цель этой игры – сформировать у детей умение воспринимать предложения как единицу синтаксиса. Для этой игры вам понадобятся карточки зелёного и красного цветов и картинка с известным Незнайкой. Количество карточек каждого цвета должно совпадать с количеством игроков. Сюжет игры следующий: для детей Незнайка написал несколько предложений. Шутка это или правда. Ведущий определить не может и ему нужно помочь.
Правила игры следующие – предложения зачитывает учитель. Если предложение правдиво. То ученики поднимают зелёную карточку. Если предложение шуточное – то красную. После этого один из учеников объясняет Незнайке, что ошибочного в предложении. Например, могут быть такие предложения:
Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме: «Текст. Тема текста», УМК «Планета Знаний»
1. Игра «Правда или нет»». Цель: повторение и закрепление особенностей текста.
Содержание игры: играет весь класс. Учитель читает высказывания о тексте. Если дети считают высказывание верным, то поднимают зеленый кружок. Если считают высказывание неверным – поднимают красный кружок.
Материал игры:
1) Текст состоит из одного предложения.
2) Текст состоит из нескольких любых предложений.
3) Текст состоит из предложений, связанных по смыслу.
4) Текст обязательно имеет заголовок.
5) Текст не всегда имеет заголовок.
6) Текст – обязательно всегда должен быть большим по объёму.
7) Текст может быть не большим по объёму.
8) Текст всегда состоит из одной части.
На уроках математики в первом классе при закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток использую игру «Поймай рыбку». На контуре рыбки записано одно выражение:
7 + 8
9 + 3
9 + 6
14 – 6
9 + 7
15 – 7
16 – 8
18 – 9
13 – 6
8 + 5
Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают находить значение выражения, остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени отведенного на вычисления, проверяем с ответами, записанными на доске. Кто больше решил примеров без ошибок, считается лучшим рыбаком в данной игре.
Эта игра простая, но она позволяет в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, что ещё больше способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть чёткими, собранными, быстрыми.
В словарной работе на уроках русского языка очень эффективна игра «Словесный мяч». Это известная и популярная игра, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. Например, автобус – слово и т.д. Упражнение усложняется: на предпоследнюю, на вторую, на третью букву и т.д.,например, карандаш – апельсин – интерес.
Для развития внимания, орфографической зоркости планирую игру «Звери спрятались» на уроках русского языка. Например, фрагмент урока русского языка в 1 классе по теме: « Мягкий знак – показатель мягкости звука», УМК «Планета Знаний»
Слайд № 4
Пришли ребята в зоопарк.
Возле входа — поленья.
И объявление: «Мухомор жареный».
Рысью пробежал охранник.
Ребята за ним, но на пути заслон.
Слышалось рычанье.
«Принести грабли!» — скомандовал охранник.
И добавил: «Зоопарк закрыт».
— Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых семь, и все на виду. Найдите их.
Ключ к ответу: заСЛОН — слон.
Слайд № 5
Проверка
Лев, олень, морж, рысь, слон, лось, тигр.
— Выпишите слова с мягким знаком в тетрадь.
— Какую роль он выполняет в этих словах?
— Подчеркни ь.
В учебниках УМК «Планета Знаний» подобраны различные задания игрового характера, например: «Математический лабиринт», «Головоломка», «Найти отличия», «Цепочка», «Буквы заблудились», «Игра в слова» и др.
3. Метод «Соревнование» — это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. В своей практике использую различные формы нетрадиционных уроков. Это уроки – соревнования (конкурсы, викторины, КВН, олимпиады).
Например, урок – игра «Математический футбол» в 1 классу по теме: «Закрепление. Состав числа 10», УМК «Планета Знаний»
Цели урока:
закреплять состав числа 10;
выполнять сложение и вычитание чисел на основе знания состава числа 10;
закреплять умение распознавать геометрические фигуры;
развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление и грамотную речь;
воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.
Ученики входят в класс под музыку.
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Посмотрите-ка на нас
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минуты не лениться
Не стучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!
2. Учитель: Ребята, у нас необычный урок математики. Сегодня на уроке я предлагаю вам поиграть в футбол. Класс поделим на две команды. Выбирайте фигуры. Садитесь по местам.
Несмотря на то, что это игра, мы с вами повторим состав числа 10, закрепим умения решать простые задачи, закрепим знания о геометрических фигурах.
— Вы команды! А как мы должны работать в команде? (Вспоминают правила работы в команде)
Учитель: Выберите капитана и дайте название своей команде.
(Капитаны представляют свою команду.)
Учитель: Но вначале как всегда зарядка для ума. Я буду читать загадки, вы должны сказать отгадки. За правильную разгадку забиваете гол .Загадки читаю каждой команде по очереди. Если команда не сможет ответить, право ответа переходит к другой команде.
Белочка десять орешков нашла.
Пять отнесла в кладовку дупла.
Сколько осталось, как посчитать?
Кто может белке ответ подсказать?
Пять щенков едят из миски
Оля кормит их борщом.
Вот один уже наелся.
Сколько кушает ещё?
Во дворе резвился Стасик,
А потом пришел Тарасик.
Позже к ним пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?
На траве коты сидели:
Черный, рыжих два и белый.
Был еще и серый кот.
Кто нам всех котов сочтет?
Возле леса дед Тарас
Девять коз однажды пас.
Одна вдруг в лес умчалась.
А сколько коз осталось?
Пять пропело петухов
Еще один пропеть готов.
Посчитаем всех певцов.
Сколько бравых молодцов?
Учитель: — К нам на игру заглянул Пин. (появляется на доске изображение Пина).
Он приготовил задачи для капитанов.
Задачи от Пина.
1. Бараш весит 10 кг. Сколько он будет весить, если он встанет на одну ногу?
2. Совунье 10 лет. Сколько её было 4 года назад?
3. Нюше вручили на день рождение 10 подарков. Сколько было гостей, если каждый гость принёс по 2 подарка?
4. Ёжик и Крош шли по дорожке. Один из них был в тапочках, другой – в кроссовках. Ёжик был не в тапочках. В чём был Крош?
5. У Пина в прошлом году было 8 изобретений, а в этом году уже на 2 больше. Сколько изобретений у Пина в этом году?
6. Мы решали задачи. Если бы мы ещё решили столько же, то всего у нас получилось бы 10. Сколько мы решили задач?
Учитель: На доске ворота. Выбегают по очереди, берут мяч, с обратной стороны написан пример, если решил правильно – то забил гол. Побеждает та команда, у которой будет больше забитых мячей.
Учитель: У каждой команды конверты. Откройте и выполните задание.
Задание на команду: Определите, сколько геометрических фигур использовано для изображения каждого поросёнка, назовите эти фигуры.
Учитель: Вот закончилась игра, результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился и в футболе отличился. Капитаны назначьте помощников, кто посчитает количество мячей.
Приступаем к награждению победителей.
На уроках математики с целью привития интереса к учебному материалу применяю игру «Живые числа». Например, фрагмент урока математики в 1 классе по теме «Десятичный состав чисел второго десятка», УМК «Планета Знаний».
Класс делится на две группы по цветам карточек, каждая группа образует два круга внутренний и внешний, дети стоят лицом друг к другу попарно: ученик из внешнего круга стоит напротив ученика из внутреннего круга. По сигналу учителя начинается игра. Пары приветствуют друг друга, выполняют задания, меняясь ролями. По сигналу учителя ребята из внешнего круга делают шаг вправо, дети из внутреннего круга стоят на месте. Далее дети выполняют задания с новым партнёром и передвигаются дальше. Так и передвигается «карусель» по сигналу учителя. Выполнив полный круг, ребята садятся по местам.
8 + 2 + 6 6 + 4 + 8 16 – 10 5 + 10
7 + 3 + 9 18 – 8 – 4 15 – 5 3 + 10
13 – 3 – 7 5 + 5 + 5 7 + 10 15 – 15
Игра «Круговые примеры». Дидактическая цель. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.
Фрагмент урока математики во 2 классе по теме «Закрепление навыков сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20», УМК «Планета Знаний»
I. Психологический настрой.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Работа по теме урока.
1. Игра «Поиск девятого» (установление закономерности).
— Вы любите сказки? Сегодня у нас в гостях Театр кукол. И вспомним мы сегодня сказку «Колобок» (по ходу урока учитель показывает сказку при помощи кукол).
— Испекла однажды бабушка Колобок. Положила она его на лавку остужаться, а он — прыг на окно, с окна – на завалинку, с завалинки – на травку, да и покатился. Катится, катится, а навстречу ему Петух бежит, торопится, крыльями машет.
— Что случилось, Петух? – спрашивает Колобок.
— Да вот было у нас 9 цыплят, а осталось только 8. Потеряли мы девятого. Как найти его? Задумался Колобок. Помогите ему, ребята.
— Почему именно этого цыплёнка потерял Петушок?
2. Круговые примеры.
Покатился Колобок дальше, а тут его Заяц чуть с ног не сбил.
— Куда торопишься, Косой? – спрашивает Колобок.
— Да вот от Лисы убегаю, – отвечает Заяц.
— А почему петляешь?
— Следы запутываю.
«Интересно, – подумал Колобок, – а я смогу распутать следы зайчишки?». И решил попробовать. Да и запутался. Давайте, ребята, выручать Колобка.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приёмы, которые я применяю на уроках русского языка. Например, Фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Разделительный мягкий знак», УМК «Планета Знаний»
Словарная работа.
— Узнайте слово:
с е я м ц (месяц)
с а к с л (класс)
щ о и в о (овощи)
о л я о б к (яблоко)
з я к ы (язык)
(2 чел. по карточке – мес…ц, кла…, ов…щи, ябл…к…, …зык)
На уроках литературного чтения применяю такие дидактические игры:
1. Рифма.
Например, фрагмент урока литературного чтения в 1 классе по теме: «Осваиваем рифмы. К. Чуковский «Тараканище», М. Карем «На травке», УМК «Планета Знаний»
Цели урока: познакомить с рифмой; научить находить рифму в стихотворных строках и самим пробовать создавать стихотворные строки или стихотворения.
1. Организационный момент. Мотивационная подготовка обучающихся.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Вам, друзья, нельзя лениться,
Так как вы ученики.
2. Подготовка к основному этапу урока. Речевая зарядка. Игра «Звук заблудился»
Под берёзами, где тень,
Притаился старый день. (пень)
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
-Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами.
— Как вы догадались, какое слово надо подставить?
— Правильно, нам помогала ещё и рифма. А что это такое?
— Как вы думаете, что нового вы узнаете на уроке?
3. Упражнение «Создай рифму сам».
— Попробуйте придумать рифму.
Жа-жа-жа – в лесу встретили ежа.
Жу-жу-жу – с нашим ёжиком дружу.
Ра-ра-ра – …
Ру-ру-ру – …
4. Игры с рифмами (презентация)
1. По опорным словам отгадать название рассказа.
Фрагмент урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Внеклассное чтение. Русские народные сказки», УМК «Планета Знаний»
IV. Путешествие в страну «Лукоморье». 1. Поляна «Знатоки».
| – Сейчас мы совершим путешествие в сказочную страну «Лукоморье». На поляне «Знатоки» отвечаем на вопросы Мудрой Совы: • Чем отличаются сказки от других произведений (В сказках могут говорить и звери, и растения, с ними происходят необычные приключения.) • Какие главные законы в сказках? (Добро побеждает зло, приключения повторяются три раза, герой добрый, отзывчивый, обязательно нарушает запрет) • Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.) • Что характерно для волшебных сказок? (Волшебство, необычные испытания, волшебные предметы.) | |
2. Поляна «Заколдованные сказки». | – Теперь мы идём на поляну «Заколдованные сказки». – На этой поляне заколдованы сказки, и если вы узнаете их, то сказки оживут. 1): «Так и сбывалось. Вылезет красная девица из ушка – всё готово: и наткано, и побелено, и покатано. Отнесет к мачехе; та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей еще больше работы задаст». – Какая это сказка? Назовите героев сказки. – К какому виду сказок можно её отнести? 2): «…Оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета». 3): « – Пусти, брат, к себе погреться. – Не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; так и перезимуете». 1 задание. Узнай пословицу по её началу. Соедини половинки. Кто много читает… …как без рук. Сказка ложь, да в ней намёк… …тридевять земель унесет. Книга – твой друг, без неё… …добрым молодцам урок. Сказка не самолёт, а за… …тот много знает. 2 задание. К каким сказкам подойдут пословицы? • Без труда не вытащить и рыбку из пруда. • Уговор дороже денег. • Был бы пирог, найдется и едок. 3 задание. По опорным словам отгадайте сказку: СОЛДАТ СТАРУХА ТОПОР СИНЕГЛАЗКА ЯБЛОКИ ИВАН-ЦАРЕВИЧ ДУБ ЯЙЦО ЩУКА | – «Крошечка-хаврошечка». – Сирота Крошечка-хаврошечка, злая хозяйка, её дочери Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, волшебная коровушка. – Сказка бытовая – «Василиса Прекрасная». – «Зимовье зверей». Объясняют скрытый смысл пословиц, отстаивают свою точку зрения. Работают в парах, определяют отношение пословицы к сказкам. – «Каша из топора». – «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». – «Кощей Бессмертный». |
3. Поляна «Семь раз примерь» |
Мой опыт показывает, что дидактическая и речевая игра имеет огромное значение в обучении детей. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность обучающихся и является одним из главных мотивов в обучении.
Наиболее эффективным средством развития способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады. Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам. Мои ученики находятся в постоянном поиске и принимают участие в конкурсах разного уровня, занимая призовые места Приведу результаты участия моих учеников в олимпиадах, конкурсах только за последние два учебных года.
Формы внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету | Учебный год | Уровень мероприятия | Классы | Колво участников | Результат (участие, наличие победителей, призёров, лауреатов |
Предметные олимпиады | |||||
Олимпиада по математике | 2020-2021 | муниципальный | 4 | 5 | Один ученик – победитель Один ученик — призёр |
Олимпиада по русскому языку | 2020-2021 | муниципальный | 4 | 2 | Два ученика – призёры |
Олимпиада по окружающему миру | 2020-2021 | муниципальный | 4 | 6 | Два ученика – победители Один ученик — призёр |
Олимпиада по технологии | 2020-2021 | муниципальный | 4 | 4 | Четыре ученика – призёры |
Конкурсы | |||||
Конкурс чтецов «Искорки Божьи» | 2020-2021 | региональный | 4 | 3 | Два ученика – призёр |
Конкурс кормушек «Птичья столовая» | 2020-2021 | всероссийский | 4 | 1 | Ляпина Ева – призёр |
Фотоконкурс «Туристскими маршрутами» | 2021-2022 | региональный | 1 | 2 | Один ученик — лауреат |
Дистанционные олимпиады, проводимые сторонними организациями | |||||
Компэду «Осенний фестиваль знаний 2020» | 2020-2021 | всероссийский | 4 | 12 | Два ученика – победители |
Чемпионат начальной школы «Вундеркинд 2020» осенний сезон | 2020-2021 | всероссийский | 4 | 9 | Четыре ученика – победители: |
Олимпис 2020 – Осенняя сессия | 2020-2021 | всероссийский | 4 | 10 | Пять учеников – победители |
Учи.ру. Безопасные дороги | 2020-2021 | всероссийский | 4 | 11 | Семь учеников — победители |
Олимпиада «Словесник» | 2020-2021 | всероссийский | 4 | 10 | Один ученик – победитель |
Олимпиада по экологии Учи.ру | 2021-2022 | всероссийский | 1 | 18 | Три ученика – победители |
Олимпиада по литературе Учи.ру | 2021-2022 | всероссийский | 1 | 17 | Победители: Аникина Архипов Прилепский Серова Шабалин |
Олимпиада «Безопасные дороги» Учи.ру | 2021-2022 | всероссийский | 1 | 20 | Четыре ученика – победители |
А я знаю русский язык. Яндекс. Учебник | 2021-2022 | всероссийский | 1 | 15 | Пять учеников – победители |
Олимпиада Учи.ру по русскому языку | 2021-2022 | всероссийский | 1 | 19 | Семь учеников – победители |
III. Приёмы активизации познавательных способностей младших школьников.
1) Проектная деятельность – продуктивный способ активизации познавательной деятельности.
Проект – это «продукт», результат труда учащихся, для создания которого дети используют все свои знания, умения, раскрывают потенциальные возможности.
Заниматься проектной деятельностью мы начинаем с первого класса. Ребятам эта работа очень нравится. Первым проектом, над которым начинаем работать – проект «Моя семья». Проекты получились разнообразные: кто-то представил свою родословную, кто-то – любимый праздник семьи, кто-то – отдых и путешествия, а кто- то рассказал о своём родственнике – участнике Великой Отечественной войны. Результатом проекта стало понимание детьми роли семьи в жизни человека. Затем, мы работали над проектом «Моя малая родина». Проекты тоже получились разные: «Герои – земляки в названиях улиц», «История города Облучье». В 2017 году ученик Захар работал над исследовательским проектом «Как зимуют лягушки». На региональной научно-практической конференции учащихся «Будущее области в надёжных руках» он стал призёром.
2) Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности.
ИКТ на уроках – один из главных моих помощников в работе. Для повышения уровня познавательной активности на уроках применяю презентации. Очень удобно использовать презентации при работе над изложением, сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама иллюстрация – всё это перед глазами детей. Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки литературного чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки – всё становится интересным, если использовать эти современные методы. Также подбираю видео и аудио-сопровождение к урокам музыки, технологии, окружающего мира и литературного чтения. Приучаю детей пользоваться интернет- ресурсами для поиска необходимой информации, для создания творческих заданий. В своей работе применяю тесты, электронные учебники, разные электронные пособия.
IV. Использование приёмов ТРИЗ – технологии на уроках в начальной школе.
Приёмы ТРИЗ – технологии можно использую на разных этапах урока.
1. Приём «Да – нет». Метод суждения поиска задавания вопросов, на которые можно отвечать «да – нет». Вопросы для отгадывания должны быть построены таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет» и ответ на них позволял сужать поле поиска. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющую информацию; умение слушать и слышать друг друга.
Например, ведущим (сначала это может быть учитель, а потом и ученики) задумано число 7.
Это число больше 8? Нет
Это число меньше 8? Да
Это число больше 5? Да
Это число больше 5 на 1? Нет
Это число 6 на 1? Да
Это число 7? Да
Такой приём использую на всех предметах: математике, окружающем мире, литературном чтении, русском языке.
2. Приём «Лови ошибку».
«Лови ошибку» – универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Данный прием использую, организуя работу по группам, парами в индивидуальной работе на разных этапах урока:
в начале – при устных упражнениях или при повторении;
в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления;
в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии.
Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках русского языка
Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме:«Обобщение по теме. Собственные имена существительные», УМК «Планета Знаний».
Учащимся предлагается задание:
Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.
В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.
2) Можно работать индивидуально – у каждого своя карточка-текст, а можно работать в паре с товарищем.
Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки. Какое правило не знает ученик, допустивший ошибки?
3. Приём «Шаг за шагом»
Приём интерактивного обучения использую для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин. Понятие, явление из изученного материала.
Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме «Имя прилагательное», УМК «Планета Знаний»
Задание: назовите имена прилагательные женского рода. Ученик шагает и на каждый шаг называет имя прилагательное женского рода.
4. Приём «Цветные поля».
Приём использую с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет своё значение, но каждый раз это обращение к учителю. Красные поля – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», Зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить», Синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».
Этот приём удобен и детям, и учителю. Во-первых, учитель видит мотивацию каждого ребёнка на улучшение собственного результата труда. Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется. Такой приём удобен при проведении проверочной работы на текущем контроле. Ведь по ФГОС за текущий контроль ребёнок имеет полное право получить в журнал только 4 и 5. У обучающихся формируется контрольно-оценочная деятельность.
V. Заключение.
В настоящее время современное обучение диктует новые задачи, призывает развивать интеллектуально-творческие качества личности. Одним из важных путей решения этой задачи – является развитие познавательной деятельности учащихся уже на начальной стадии образования. Для того, чтобы процессы развития и саморазвития младшего школьника шли интенсивно, учителю необходимо стимулировать познавательные процессы школьников, формировать и развивать исследовательские умения, стимулировать познавательную активность и жажду новых впечатлений и знаний.
Я предложила те средства активизации познавательной деятельности учащихся, которые с успехом применяю на своих уроках.