Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности личности через развитие творческих способностей


Автор: Елена Павловна Лазарева
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Должность: учитель русского языка и литературы


Посвящаю эту работу моей маме, замечательному человеку с 50-летним педагогическим стажем. Дитя войны, она гостей старалась сначала накормить, а потом внимательно выслушать.

Cтремительно меняющиеся условия жизни в современном обществе с его объективными требованиями, цифровизацией, урбанизацией и многими другими особенностями, диктуют свои правила. Современный человек погружен в реалии информационного пространства. Количество обрушивающейся на человека информации растет в геометрической прогрессии. Люди, а тем более подростки, не в состоянии переработать столь неподъемную ношу информации. Возникает эффект отчуждения, нежелание что-либо читать, изучать. Особенно негативно это сказывается в сфере экономики, юриспруденции. Не в силах прочитать банковский договор или новый закон, люди становятся жертвами мошенничества, заложниками собственной функциональной безграмотности. Помощь педагога обучающимся в таких условиях, его опыт и компетентность крайне необходимы.

***

Данный педагогический опыт может помочь разобраться в таком явлении как функциональная грамотность, своеобразной основы успешной жизни человека; увлечь педагогов и родителей идеей возвращения к настоящей печатной книге; попробовать вместе с детьми начать заниматься стихосложением, т.к. это не только эстетическое наслаждение и духовная составляющая культуры, литературы, это мощный рычаг развития интеллекта.
В результате многолетней работы директором образовательного учреждения, учителем русского языка и литературы, мне приходится констатировать такие факты:
— падение качества знаний как следствие настойчивого влияния модных западных веяний, навязывающих свой образ жизни через интернет; деятельность популярных блогеров, пропагандирующих иностранный образ жизни, формирующих устойчивое стремление к бесцельному потребительству благ общества новой формации, навязывающих молодежи ложные научные представления, даже такие, например, что земля плоская, а не имеет форму шара.
— снижение уровня нравственных качеств обучающихся, таких как патриотизм, сострадание, милосердие. Подмена их ложными, антигуманными: выпячивание собственного эго, космополитизм, вследствие агрессивного давления на неокрепшее сознание подростков;
— пробелы в формировании функциональной грамотности по различным направлениям, и как итог – неспособность успешно адаптироваться в современном обществе.
Начнем с обозначенных проблем. Как человеку отыскать в пресловутом стоге информации жемчужины истины? Дело, скажем, весьма затруднительное. Одна из причин затруднений – это падение уровня читательской грамотности, неспособность отделить главное от второстепенного, а то и вовсе ненужного, наносного. Каков же выход? Придется научиться работать с информацией: структурировать ее, ранжировать, отделять зерна от плевел.
К сожалению, уровень знаний и начитанности людей становится ниже; все чаще мы встречаем передачи, видеоролики, демонстрирующие нам смехотворные ответы выпускников на элементарные вопросы ведущих. Такой дефицит знаний во многом определяется отсутствием желания читать. Люди начали хвастаться тем, что они выбросили свои библиотеки из домов. А когда-то каждый книжный том был бесценным даром, лучшим другом и советчиком. Заметила, что дети из семей, в которых сохранены тщательно отобранные библиотеки, успешны, начитанны, выдержанны, интеллектуально развиты, владеют речью и умеют строить рассуждения, уважают позицию вступающих в диалог.
Дефицит вышеуказанных компетенций – это еще и следствие безудержного развития электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение как главенствующий источник получения информации, подменяя его сомнительным развлечением.
Не секрет, что по уровню читательской грамотности российские учащиеся 15-летнего возраста по результатам международной программы PISA-2009, в которой принимали участие 65 стран, из них 34 страны ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития, занимают лишь 43 место. Это в стране, всегда славившейся высочайшим уровнем начитанности.
Как известно, читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Что такое функциональная грамотность, и почему мы теперь так часто о ней говорим?
Термин «читательская грамотность» ввел еще известный философ, педагог прошлого века Алексей Леонтьев. Он уделял умению работать с информацией: анализировать, выводить причинно-следственные связи, делать выводы,- первостепенное значение. Леонтьев считал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретенные знания для решения поставленных задач в новых условиях в различных областях человеческой деятельности.
Выделяются следующие разновидности функциональной грамотности: читательская, естественнонаучная, математическая. Первая из них, по мнению ученого, наиболее значима.
— Почему? – зададитесь вы вопросом. Давайте посмотрим, как современные школьники пишут сочинения. По шаблону. Эти же шаблоны ищут в детских сочинениях и эксперты. За таковые и присваиваются баллы. О таком явлении каждый год с грустью говорят преподаватели вузов. Дети утрачивают бережное отношение к слову, коверкая родной язык в чатах, на форумах, в «Телеграмм» и ему подобные системы. Хотя и пишут они огромный объем текстов СМС-ок, но попросите их написать письмо, не смогут. Испытывают страх белого листа. Что говорить, о попытках написать письмо в редакцию, руководителю учреждения, а впоследствии возражения в судебную инстанцию. А уж о том, чтобы написать стихотворение, речи вообще не идет. А во времена А.С. Пушкина не уметь писать стихи было стыдно. Ограниченный, стало быть, человек.
Таким образом, функциональная грамотность является базовой составляющей любого рода деятельности, связанной с обработкой информации: первичное изучение информации, ее переработка, аналитические выводы и применение в новых условиях. Поэтому все упирается в чтение. А современный ученик лишен в силу своих особенностей, способностей, личной мотивации желания читать. Нет навыков чтения – нет развития, конечно, человеку трудно учиться, потому что изучение учебного материала строится на чтении. Осмысление прочитанного для него — тяжкий труд, прочитать книгу в 100 листов — настоящий подвиг. Отсюда и парадокс: общество – современное, а доля читающего населения в этом обществе стремительно сокращается. А если у обучающегося трудности в обучении, ему это не нравится и трудно учиться, то откуда возьмется любовь к этому процессу, процессу познания? Круг замкнулся.
Ведущая педагогическая идея опыта: через развитие потребности в творчестве к самовыражению каждого ребенка, к его функциональной грамотности, т.е. к успешности, признанию современным обществом.
Технология опыта
С новым поколением надо работать по-новому. Старые добрые приемы, дающие быстрый положительный результат, сегодня отторгаются. Ученик требует простых визуальных приемов и форм работы. Теперь становятся понятны причины столь низкого уровня начитанности и функциональной грамотности обучающихся.

Теперь позвольте рассказать, как мне удается противостоять данной негативной тенденции. Я – это капля в море педагогического сообщества. Но вместе мы тот пресловутый «букет лозы», который сломать нельзя. И, думаю, в арсенале у каждого замечательного педагога есть свои методы работы.
Как известно, «ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Нет книг в доме? Родители хвастаются, что выбросили «этот хлам». Ребенок никогда не возьмет в руки книгу. Но и до сих пор есть семьи, в которых родители ругают отпрыска за чтение за столом, а ночью в кровати с фонариком.
Делюсь секретами:
1. Метод «Иду в разведку». Суть – определить, кто передо мной: читающий, креативный, глубоко мыслящий человек или … Как-то слышала разговор старшего брата с младшим: «Понимаешь, писатель, может быть, десять лет писал свою книгу, анализировал и сопоставлял факты, подбирал аргументы, устанавливал причинно-следственные связи, делал выводы. А то и рассуждал о милосердии, сострадании, любви к Родине. А ты…раааз…и прочитал за несколько дней и стал обладателем такого сокровища, полученного многолетним трудом». Этот разговор был в реальности (брата зовут Илья, сейчас это состоявшийся успешный человек). Беседа не вызвала никакого удивления…она была в нулевых, в начале XXI века. Сейчас такого и не услышишь… Книгу заменили многочасовые компьютерные игры с примитивным, как у пресловутой Эллочки Людоедки, и нецензурным лексиконом. Либо не одобряемые взрослыми и от того еще более желанные для детей видеоролики с легко читаемой сексуальной подоплекой.
Обратная связь метода «Иду в разведку». После визуального и вербального наблюдения педагог с легкостью определяет уровень развития ребенка. Опытному педагогу нетрудно выработать траекторию развития конкретного ученика.
Повезло ребенку, если родители читающие. Но, к сожалению, реалии времени говорят об обратном. Многие мамы и папы не подают достойного примера детям, что называется «книги в руках не держали». «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»- непреложная истина. Книга перестает для них быть бесценным даром. Словами Пушкина констатируем факт: «Чтение — вот лучшее учение». Но компьютерная игра для таких ребят легче, интереснее чтения. Отсюда все вытекающие последствия.
Как изменить текущую ситуацию с чтением? Думаю, именно поэтому каждому необходимо понимать суть понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира?
Читательская грамотность – это не листание книги, разглядывание фотографий, это умение осмыслить прочитанный текст, выбрать в огромном потоке информации нужную вам информацию и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Это первый шаг к функциональной грамотности, а значит, к успешности, фундаментальной основе, побуждающей к активному участию в социальной, культурной, политической и экономической деятельности и, конечно же, к обучению на протяжении всей жизни. Именно развитие речи является точкой соприкосновения двух объектов в представленном вами опыте.
2. Метод «Хук» (англ. «крючок» или «стимул»). Что делаю? Рассказываю эпизод из жизни, когда книга «Приключения Шерлока Холмса», прочитанная ночью в детстве в поезде в свете редких платформенных фонарей спасла жизнь целой семье. Ученики удивляются. А я, завладев вниманием ребят, открываю секрет «пляшущих человечков». «А с семьей-то что произошло?» — вопрошают они. Тут самое интересное. В лихие 90-е годы группировка в нашем городе изобрела свой язык на основе неведомых символов, никому не известных. Принесла знакомая такое послание с кровавым оттиском в конце. Плачет. Помоги. Мужу грозит опасность. Что делать? Разглядывая лист с абракадаброй, вспоминаю Конан Дойля. В первой строке посередине пять символов. Размышляю, что пишут в начале письма? Правильно, приветствие или имя. У меня в арсенале появляется пять букв алфавита преступников. (Наблюдаю за реакцией учеников. Прием работает в любом возрасте, надо сказать). Расставив добытые пять символов по всему тексту, получаю драгоценные буквы из предлогов, союзов и других коротких слов. Постепенно вырисовывается текст. Это настоящая угроза. Семью знакомых банда предупреждает о расправе, т.к. глава семейства где-то им перешел дорогу. А загадочный алфавит был ему знаком, но в полицию (тогда в милицию) пойти побоялся. И глупо ждал развязки событий. Молодец — жена: ничего не побоялась. Банду обезвредили. Семья жива. Дети выросли, у них родились свои дети. И «не прервалась ниточка жизни», о которой, сокрушаясь, говорил герой повести «А зори здесь тихие», когда фашисты уничтожили всех девчат, вставших на защиту нашей Родины. Как вы уже догадались, мои замечательные читатели, куда бросились мои ребята после этого урока? Конечно же, в библиотеки, школьную и городские. Всегда говорю, что лучше держать в руках книгу, а не гаджет. Бурно обсуждали дети о прочитанном. Сколько же уроков жизни почерпнули они благодаря Шерлоку Холмсу, и не только. А какие умения развились: отстаивание своей точки зрения, умение вести дискуссию, уважать т.н. оппонента, приводить аргументы, видеть мельчайшие подробности, делать выводы. Чем не дебаты или конференция по продвижению своего продукта? И блеск, блеск в глазах! Вот она пресловутая жажда знаний и умение читать между строк! Дорогого стоит. Где это пригодится? Однозначно, во всех областях знаний и жизнедеятельности, в любой профессии. Не один мальчишка, наверное, при этом воображал себя известным сыщиком, легендарным детективом, распутывающим клубок невероятного преступления. Вздыхаю с облегчением: удалось сохранить данное ребенку от природы любопытство и веру в себя, в свои силы противостоять жизненным трудностям. (На минуточку представила, что не рассказала, умолчала о своем опыте из жизни на основе читательской грамотности, а она, как известно, база для функциональной грамотности, а, значит, путь к успеху. Способ найти себя. И жить долго и счастливо. Ибо, как известно, найдите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня).
Думаете, этим дело и закончилось? Дети потребовали создать свой алфавит. И придумали на каждую букву свои символы. Носили загадочную азбуку в секретных тетрадях, писали друг другу записки, оставляли таинственные знаки на школьной доске. Приходили другие ребята,старшеклассники, заинтересовались. Для них открывалось огромное поле для дискуссий. Практически, научные проекты. С целью, задачами, методологической основой, выведением гипотезы, методическими приемами, причинно-следственными связями и выводом. И, заметьте, все это на интересном для них материале. Такой проект ребята точно не забудут, и в жизни результат такой научной деятельности обязательно применят в любой профессии.
3. Метод «Благодатная земля». Иногда информация попадает в нужное время в нужную голову. Один урок, лекция, экскурсия может перевернуть весь мир подростка. Это как свет, зажженный в темной комнате. Единственная лекция по вулканологии, прочитанная в школе, стала основой для профессионального самоопределения моего родственника. Это известный вулканолог во Франции. Популярность Гаруна Тазиева во Франции можно было сравнить лишь с популярностью другого известного ученого океанолога Жак-Ив Кусто. (Инера Сафаргалиева http://www.caravanarba.org/ ). Вывод: сам педагог должен быть виртуозом в разных областях знаний, т.е. функционально грамотен. Показывать результаты исследований в разных областях наук. Быть настоящей ходячей энциклопедией. А не жить только системой «Жи-ши» пиши с буквой и» и искать ответы в интернете типа «О,кей, гугл».
4. Метод «Со-». Но действовать педагогу нужно максимально внимательно, можно сказать, индивидуально. Есть дети, и сейчас их становится все больше, функционально-безграмотные, с низким уровнем нравственным ценностей, тем паче, с полным отсутствием идеи служения людям, обществу, лелеящие только собственное эго. «Я этого достойна» – слоган глупой рекламы становится девизом таких нравственных инвалидов. Здесь нужно быть предельно внимательными, иначе есть риск столкнуться с отвратительным проявлением низменных принципов, активной агрессии, когда легче сыграть на удовлетворении собственных потребностей, чем заниматься самоусовершенствованием, самопознанием, с тем, чтобы выйти к высшим нравственным ценностям: Сотрудничество, Сопереживание, Сострадание и многому другому с приставкой «СО-», мерилом истинных нравственных ценностей.
На уроках изучения, казалось бы совсем не примечательных частей речи для формирования нравственных ценностей, строим пирамиду с градацией слов с приставками САМО- и СО-
Толковый словарь Ожегова
1. Слова с приставкой Само-. Строим знач.:
1) направленности чего-н. на себя, исхождения от себя или осуществления для себя, напр. самовосхваление, самомнение;
2) обращённости к самому себе, в самого себя или направленности на самого себя, напр. Самовлюблённый, самонадеянность, самоуверенный, самоунижение;
3) совершения чего-н. без посторонней помощи; без постороннего участия, напр. самонадеятельность, самолечение, самоделка;
4) совершения чего-н. автоматически, непроизвольно или само по себе, напр. самоблокирование, самопишущий;
5) единовластный, напр. самовластие, самовластительный, самодержавие.
2. Слова с приставкой СО-
Созидание
Сострадание
Совершенствование
Сотрудничество
Сознание
Вот и сформировалось стойкое осознание необходимости сотрудничества и созидания.
5. Рассуждаем далее. Как изменить неутешительную тенденцию с чтением? Призываю каждого педагога, родителя, разумного человека осмыслить понятие «читательская грамотность» в контексте современного общества. Всегда говорю своим ученикам: «Читайте классику. Льва Толстого, Пушкина, Чехова, Достоевского. Все ответы на все ваши мучительные вопросы есть у них». Делаю это и в контексте подготовки к итоговой аттестации. Все темы: любви, Родины, дружбы, патриотизма, сострадания и милосердия, космополитизма, верности слову и многие другие раскрываются на страницах классических произведений. Читая эти произведения, ученики уже сознательно не оборвут ниточку преемственности со старшим поколением. А, значит, и традиционные основы нашего общества, нашей культуры никто не сможет подорвать. Работу над таким масштабным произведением как роман-эпопея Льва Толстого «Война и мир» строю через так называемые солярные кластеры с привлечением основных черт личности главных героев, а затем прошу сочинить крошечное лирическое произведение синквейн. Получается квинтэссенция огромного объема информации по каждому герою. И каждое слово их произведения подтверждено, осмыслено и усвоено учащимися.
6. Поэзия – самый короткий метод получения информации.
Заметила за свой, такой большой, педагогический путь: все, кто задерживался после уроков у учительского стола, чтобы обсудить тот или иной вопрос по произведениям русских классиков, стали успешными, востребованными, конкурентоспособными людьми. Среди них: дипломат международных отношений, директор школы, руководители крупных предприятий и учреждений. Ни один из них не стал преступником или изгоем в обществе. Почему же тогда бегут от книг современные подростки? «Трудно читать: думать надо»,- в порыве откровенности сказал один из них. Стоит отметить, что в свете данной ситуации как никогда актуальной становится сказанная около 200 лет назад Натаном Ротшильдом крылатая фраза: «Владеешь информацией — владеешь миром». Как известно, ПОЭЗИЯ — САМЫЙ КОРОТКИЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. Можно прочитать целый роман, а можно стихотворение. И по силе воздействия на читателя они могут быть равнозначны.
Что ж, вот мы и вышли на вторую педагогическую идею моей брошюры как обобщение опыта работы: «Через развитие творческих способностей детей, обучение их основам стихосложения к формированию читательской грамотности как основы успешности в современном обществе».
Стихосложение как технология успеха.
Мы с вами помним, что во времена А.С. Пушкина не писать стихи было стыдно, считалось признаком ущербности ума. Давайте познакомимся с исследованиями ученых о влиянии поэзии на личность, на активность головного мозга.
Ученые Института физики Общества Макса Планка (нем. Max-Planck-Institut für Physik) — научно-исследовательский институт общества Макса Планка, расположенный в Мюнхене (Бавария, Германия), специализирующийся в области физики элементарных частиц и астрофизики выяснили, что поэзия доставляет мозгу большее удовольствие, чем музыка. Исследователи попросили группу людей читать стихи вслух и нажимать на специальную кнопку всякий раз, когда они почувствуют озноб и «мурашки» по телу. В это время ученые отслеживали частоту сердцебиения, мимику и даже движение волосков на коже испытуемых.
Интересно, что и те, кто не читал стихи в это время, а только слушал, чувствовали «мурашки» на своем теле, а 40% респондентов отмечали их появление несколько раз. Такие ощущения мы также можем испытывать, когда слушаем музыку или смотрим эмоциональную сцену из фильма. Однако реакция головного мозга на поэзию уникальна: слушая стихи, активизируются участки мозга, которые не задействованы во время других занятий.
Также нейробиологи установили, что поэзия создает состояние так называемого «предварительно холодка», то есть это постепенно нарастающее удовольствие по мере того, как мы слушаем стихи. В эти моменты в головном мозге появляется сильный эмоциональный всплеск, который начинается примерно за 4,5 секунды до того, как мы чувствуем озноб. Любопытно, что эти эмоциональные пики фиксируются именно тогда, когда мы читаем последние строфы или конец стихотворения: это подтвердили 77% тех испытуемых, которые никогда не слышали стихов.
Нейробиологи из Университета Эксетера провели похожее исследование и пришли к тем же результатам, а также выяснили, что поэзия стимулирует память, способствует самоанализу и расслабляет нас. Оказывает легкий гипнотический эффект за счет подстраивания мозга под стихотворный ритм. Нейроны начинают посылать импульсы, по силе превосходящие импульсы при чтении прозы. Прослушивание поэзии заставляет работать оба полушария: правое отвечает за ритм, а левое – за словесную составляющую, обеспечивая тем самым стереоэффект. Поэзия способна влиять на те зоны мозга, которые отвечают за автобиографическую память.
Оба этих исследования доказывают нам, что стихи – это настоящий феномен и является источником наслаждения. Не от того ли так радуется любой обыватель, когда удается к месту ввернуть в речь пару стихотворных строк?
Читайте стихи, ведь это не только положительно влияет на работу мозга, но и добавляет счастья жизни. Настоящая поэзия целебна. Постоянное чтение стихов снимает напряжение; борется со стрессом; наполняет организм энергией и тем самым улучшает общее состояние; поэзия развивает эмпатию; регулирует выработку в организме эндорфинов – гормонов радости и счастья, увеличивает их концентрацию в крови.
Вспомните известный фильм «Брат». Герой поднимается по пожарной лестнице на небоскреб. Что он читает? Верно:
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья.
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое —
Это все мое родное.
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!
— Почему Данила читает стихи, зная, что сейчас ему предстоит труднейшее испытание? Теперь вы знаете. (Настоящая поэзия целебна. Укрепляет силу духа. Чтение стихов снимает напряжение; борется со стрессом)
Источник: https://ihappymama.ru/iq/stihi/ya-uznal-chto-u-menya-est-ogromnaya-semya-vladimir-orlov/
Неслучайно возлюбленный знаменитой поэтессы Анны Ахматовой, художник Мадильяни, ни слова не понимающий по-русски, каждый вечер, заставлял Анну вставать на табурет и читать свои стихи. Испытывал «постепенно нарастающее удовольствие по мере того, как слушал стихи». (В 1911 году Ахматова снова отправилась в Париж, где три месяца провела с художником Модильяни. Портрет поэтессы, который он написал, Ахматова очень любила: он переезжал с ней из дома в дом и неизменно висел в рамке на стене. (Источники: Черных В.А. Летопись жизни и творчества Ахматовой, Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой)
Кроме того, если человек занимается пением, то он лучше решает математические уравнения. «Где песнь поют, ищи себе приют: ведь злые люди песен не поют», – гласит народная мудрость. Именно потому, что «…из песни слов не выбросить…», как и из уравнения нельзя удалить ни один символ, иначе все рассыплется. Песня – это стихотворение, где нельзя ни добавить, ни упустить ни одного слога в строке, иначе собьется ритм и собъется стихотворный размер. В нашей жизни все подчинено ритму: смена дня и ночи, сезонов года. Никогда весна не придет раньше зимы. Этому столь важному пониманию устройства мира, реальности и самой жизни человека учат стихи. Недаром все поэты – философы. В стихах они освещают такие глобальные философские понятия как добро и зло, любовь, ненависть, власть.
Что такое «творчество» в нашем понимании?
Творчество – это создание нового, прекрасного, лишенного шаблонности, оно наполняет жизнь радостью, желанием узнавать новое, активизирует полет мысли. Творческий человек  находится  в  постоянном  поиске.
Творчество – не сиюминутный порыв сделать нечто прекрасное, оно основывается на знаниях и умениях, накопленным опытом. Способность и готовность к творчеству становятся потребностью творческого человека, являются мерилом его самореализации в обществе и себя как личности.
В учебном процессе, деле воспитания понятие «творчество» обычно связывают с понятиями «способности», «развитие», «одаренность».
В творчестве осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребенка (или взрослого человека), акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъемом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен, – даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя.
Такое состояние мы называем вдохновением…
Творчество можно разделить на несколько уровней – этапов.
• Подготовительный – (элементы творчества в обычной исполнительской деятельности, например, игры «Доскажи словечко», «Буриме»)
• Исследовательский (творчество в изучении языка, например, составление словарей, книжек-малышек на разную тематику (особенно пятиклассники любят малые жанры устного народного творчества), сборников исследований «Изобразительно-выразительные средства в русской народной сказке «Иван Крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Поэтика в русской сказке», «Эпитеты как средство выражения красоты жизни») и др.
• Самовыражение через различные виды творческой деятельности (например, написание сочинений разных жанров), стихотворений «Биробиджан», «Медсестрам в Сирии» (Лев Лазарев), «Донбасс» (Аникин Илья), рассказов «Меня зовут Аленушка» Павел Брылев, «Знаешь, Темка» (Илья Филиппов) и сказок «Девушки в форме» (Яна Чайкина), «Лучик» София Шелехова. Данные произведения опубликованы, авторы их стали победителями в различных творческих конкурсах.
Творческие способности присущи каждому ребенку. Как же создать условия для их развития? Конечно, неоспорима роль взрослого, находящегося рядом с ребенком, подростком. Максимум внимания, вера в успех, своевременная помощь, отсутствие авторитарности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям – вот слагаемые успеха.
Очень важна атмосфера общей культуры в доме, классе, школе. Учитель может достичь желаемого результата лишь в том случае, если он сам как личность не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску.

Озеро РАТНОЕ
Елена Лазарева
— Сынок, а знаешь ли о чем,
С тобою речь мы поведем?
О том, что Русская земля
Главу не гнула никогда

Перед захватчиком лихим,
И словом Божиим храним
Могучий русич был готов
Стоять стеной без лишних слов.

Так слушай…Средь родных земель,
Свидетель тех жестоких дней,
Среди лесов до сей поры
Есть озеро у той горы.

Ласкают воды берега,
Купаются в них облака,
И кроткой нежности полна,
Качает лилию волна.

И с сотворения земли
Такой не видели красы
Ни швед, ни половец дикой,
Что жаждет славы боевой.

О, сколько тайн в себе хранит
Холодный северный гранит,
Навек уснувший под водой,
Войскам спасительной грядой.

— Так что же здесь произошло?-
Ну, слушай. Очень уж давно
Немало сотен лет назад
Казалось, скорчил землю ад.

Но по порядку, дорогой.
Литве – захватчице порой,
Блюсти границы уж невмочь,
Она поссориться не прочь.
Упрямо бряцают мечи,
Лелеют думку литвичи
О легкой сече средь лесов
У живописных берегов.

В канун великого сраженья
Получено благословенье:
Литовско войско окружить
И по частям его разбить.
Полковник Филька так решил:
Сраженье здесь Литве дадим,
Между озерных берегов
Заслон поставим для врагов.

Ну с Богом! Так и решено:
Сражаться всем до одного.
Позора мертвым не познать –
Мы не привыкли отступать!

Ночь опустилась, стихла рать,
С рассветом будем выступать.
И всяк боец крепит свой дух,
Здесь каждый воин стоит двух.
Литва шумит, горят костры.
Оружье бряцает. Остры
Секиры вражьи и мечи,
Ими гордятся палачи.

Лишь зарумянился восток …

Красота и богатство русского языка
Николай Рерих говорил: «…Скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о вместимости своего родного языка, слова».
Философ И. Кант подчеркивал: « Из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия». Русский язык пользуется в мире славой одного из самых сложный языков. В этом можно убедиться, наблюдая за развитием ребенка. Несмотря на то, что русский язык для него родной и осваивает он его с молоком матери. Но в школе все понимают, что этот предмет требует особого внимания и дисциплины, многочасовых занятий и упражнений. И только освоивший на хорошем уровне русский язык как родной способен творить настоящее волшебство, русскому языку подвластное. Это отмечают все классики мировой литературы, философы, писатели. Недаром иностранные писатели склонили голову перед литературой XIX века, а Томас Манн назвал ее святой.
Исключительно болея за современное положение русского языка, продолжаю работать и нести молодому поколению мысль о богатстве, утонченности и огромной силе, могуществе русского языка, испытывающего невероятный прессинг со всех сторон. Коверканье, намеренное искажение, нелюбовь ко всему русскому проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. Особенно у подростков, преклоняющихся перед всем иностранным. Видели бы вы, с каким наслаждением произносит юная девушка выученное едва ли не единственное английское слово «Оверсайз» по отношению к одежде 60-го размера, натянутой ею. В переводе это слово на русский язык звучит: одежда для очень тучных людей, сверхразмер.
Воспитывать любовь к языку означает вызывать к нему интерес. В этом вижу цель своей работы. Систематически показывать ребятам, что русский язык- инструмент познания мира, основа мышления, что он богат и красив. Совершенство нашего языка признают иностранные мыслители и поэты, писатели и политики. Благодаря языку человек способен творчески обогащаться, развиваться как духовная, глубоко нравственная и востребованная личность. Творческие задания и работа над ними вызывают потребность в освоении еще большего объема информации. Что, в свою очередь, формирует положительное отношение к учебной деятельности, а значит, и к функциональной грамотности личности, способности ее успешней адаптироваться в современном обществе.
Отсюда вывод: творчество – необходимое условие для совершенствования человека, способного участвовать в управлении процессами жизнедеятельности. А потому даю творческие задания, формируя функциональную грамотность систематически. Сначала в режиме образца «Делай, как я». После первых работ ребенок, видя, какие похвалы и аплодисменты можно заслужить у товарищей, все начинают включаться в работу. Далее частично-самостоятельно, и, наконец, появляется полностью самостоятельная работа. Это приносит восторг, чувство эйфории и у преподавателя, и у ученика. Стараюсь постепенно наращивать объемы заданий, чтобы не спугнуть, не отбить интерес. Помните, как у поэтессы Марии Глебовой: «Когда приносят первые стихи, Боюсь вспугнуть чужое вдохновенье». Пробудить интерес к богатству русского языка, а не только зубрить правила, раскрыть секреты долголетия нашего языка, масштабности его системы, познакомить детей с основами науки о языке, приобщить к словесному искусству, помочь им понять эстетическую ценность русского языка – вот основные задачи настоящего учителя русского языка, влюбленного в свое дело. Каждый из нас носитель бесценного языка. Беречь его, ценить, защищать от происков бездуховных, примитивно чувствующих людей, скрывающих свою неспособность или нежелание прилагать мнемические усилия для изучения столь изысканной системы как русский язык, наш долг. Происки таких людей сейчас расценивается и как предательство по отношению к своим истокам, своим предкам, духовному родству с исполинами – мыслителями нашего государства в угоду противникам, так называемым «нашим партнерам». Родной язык – это язык образных выражений, неординарного способа мышления, чудесных богатств и великих поступков, и дел.
Как отмечает К. Ушинский: «Родная история отражает всю историю духовной жизни народа через родной язык». Вот почему сегодня так важно с самого начала обучения ребенка в школе раскрывать тайны, загадки, возможности родного языка, воспитывать интерес к нему, формировать чувство слова. По словам И.С.Тургенева «Учение – не только свет, по народной пословице, – оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание…»

Для свободы руки распахну!
Е. Лазарева
Мне у солнца вешнего
Взять улыбку,
Пробежаться полюшком
Разнотравьем зыбким.
Заплетутся волосы
Сон-травою пряной,
Исцелятся росами
Сердца раны.

Робким птичьим росчерком
Трону высь,
И отважным ястребом
Камнем вниз.
Вновь стрелой ворваться
В синеву.
Для свободы руки
Распахну!
Благородной песнею
Окоём
Огласится, будто бы
Первый гром
Одарит раскатами
Сонный лес.
Что потом последует?
…Высь небес!

Для того, чтобы ребенок тонко прочувствовал родное слово, уважительно относился к нему, понимал особенности своей души, он должен осознать, что слово не просто называет тот или иной предмет, явление. Оно несет великий нравственный смысл. Оно живое! У каждого предметника есть свои секреты для этих открытий. Например: изучаем в 5 классе устное народное творчество. Прошли малые жанры УНТ, пишем потешки, частушки, пестушки, загадки. Ниже представлены примеры загадок моих учащихся.
Один раз ее увидеть,
заглянуть в ее глаза
Хватит, чтобы превратиться
В камень навсегда. (Медуза Горгона)

В доме скромная машинка
Тихо в уголке живет.
Но исчезнут все соринки,
Лишь мотор ее взревет. (пылесос)
У него на спинке кнопки:
Раз, два, три, четыре, пять…
Ты найдешь его в коробке,

Чтоб коробкой управлять. (пульт от телевизора)
В недрах родился,
Лавой излился. (камень)

Если хочешь ты с белыми быть,
То тебя будут черные бить. (шахматы)

У веселой перепелки
Дом под маленькой сосенкой.
Дом для маленьких ребят,
Озорных перепелят. (проба пера)
Далее предлагаю пятиклассникам сделать книжку-малышку. Крохотную, с ладошку. А там любимые среди произведений малых жанров УНТ песенки-пестушки, которые ребенок слышал в детстве. Сразу понимаю, каким ребенок был в семье: умеренно-любимым или любили его со всей щедростью души. Ведь пестушки стоят на порядок выше простых песенок по силе воздействия на сознание маленького ребенка. Помню потрясающие пестушки мальчика Лёвы, который с гордостью сказал, что его мама и сама пестушки сочиняла. Будучи молодым учителем, незаслуженно относилась к частушкам, хотелось сразу к стихам. Да и сейчас мало уделяю времени. Больше хокку. Напрасно: частушки – мощный пласт нравственного совершенствования в среднем звене общеобразовательной школы. В 5 классе это еще и пропедевтика к освоению силлабо-тонической системы стихосложения, где все подчиняется законам ритма, подвижного ударения в русских словах.
Дальше – больше. Есть такой прием. Назовем его «Упрямый Лягушонок».
Предлагаю большое произведение «на разрыв». Развитие творчества идет такими скоростными темпами, как с прыжок с трамплина. Где-то вычитала, применила. Результат, что называется, налицо.
РАЗРЫВ строк. Ребенок, видя только короткое начало строки, сочиняет ее продолжение так, чтобы получился связный рассказ. Это оооочень трудно, могу заверить. Только начитанный ребенок, ознакомленный с основами стихосложения, рифмами, ритмом может достойно справиться с этой работой. Но она так стимулирует мышление, способность творить и преображать. Хорошо, если группа детей занята этим. Потом можно провести конкурс. Как же им интересно: следят за оборотами речи, богатством рифм. А лексикон как пополняется; словари синонимов, богатств русского языка становятся желанными и востребованными. Педагогу, конечно, нужно поблагодарить и наградить маленьких творцов.

Родился Лягушонок
За городом, в пруду.
Он рос у папы с мамой
Всё время на виду!
И громче всех он квакал,
И прыгал далеко,
Но было папе с мамой
С ребёнком не легко.
Была строга с ним мама,
Был папа тоже строг,
Но всё ж его упрямства
Никто сломить не мог.
Он как-то оказался
Один на берегу,
И про себя решил он:
«Возьму и убегу!
Пусть взрослые лягушки
Сидят себе в пруду.
Когда я нагуляюсь —
Тогда домой приду!»
И квакнув: — До свиданья! —
Всё дальше — прыг да прыг!
Широкой автострады
Он к вечеру достиг.
По гладкому асфальту
Неслись машины в ряд,
Они жучков и мошек
Давили всех подряд.
На это Лягушонок
Не в силах был смотреть —
Ведь мог он точно так же
Бесславно умереть!
И он назад запрыгал —
Всё дальше — скок да скок!
И как же показался
Обратный путь далёк.
Устали прыгать лапки,
Он выбился из сил,
Он мысленно у мамы
Прощения просил.
И только на рассвете
Вернулся он домой,
Озябший, похудевший,
Уставший и хромой.
Его спросили сухо:
— Ты где-то пропадал?
Такой спокойной встречи
Малыш не ожидал.
Он думал, папа с мамой
Начнут его ласкать,
Не будут без присмотра
Из дома выпускать.
Они же равнодушно
Смотрели на него,
Как будто и не ждали
Ребёнка своего.
Но это был наглядный
Родительский урок.
Опасная прогулка
Пошла упрямцу впрок.

До настоящих поэтов детям далеко, но первый желанный шаг уже сделан, ведь творчество неразрывно связано с любовью к родной земле, к матери, семье. Очень скоро ученик осознает себя частичкой родной земли.
Образы близких людей, чувства любви и привязанности к ним формируют в дальнейшем лучшие качество личности – патриотизм, сопричастность к жителям страны с богатой историей и духовным наследием.

Родина
Кисельман Анна, 10 кл.
Синего неба
Ласковый цвет,
Шелком румянится
Алый рассвет.
Ах, милая родина,
Песни твои,
За душу трогают
Соловьи.
В Бирские струи
Ладонь окуну,
От доброй водицы
Силы возьму.
Звездною ночью
Тихо вздохну:
«Нет края любимей,
Чем тот, где живу!».

Лес
Топкие болота
До краев небес
Сменит позолотой
Мой любимый лес.
Дзенькает синица
Средь густых ветвей
Совушке не спится,
Шаг мой все быстрей.
Напугает скрипом
Посвист ветряной
Лес листвой обнимет,
Добрый и родной.

Руслан Похилов, 9 кл.
Шепот вешней воды,
Плеск таинственных сил,
Струи светлой реки,
Блеск в ней быстрой звезды.
Шум волшебных лесов,
Да звенящая даль,
Запах росных лугов,
Это всё – милый край!

Музыка души
Руслан, 10 кл
Достаю я свой аккордеон,
С клавиш музыка начнёт струиться,
Как душу бередить умеет он,
В нём волшебство старинное таится!
И звуки, разлетаясь в темноте,
Кружатся в необычном танце.
Мелодия звучит в моей душе,
По клавишам летят, как птицы, пальцы.
И в этот миг дом тесен для меня,
Я с вихрем нот лечу под облаками.
О, музыка, могу сравнить тебя
С поистине волшебными дарами!

ЕАО – земля надежды
Лев Лазарев
Таёжные дали.
Таких не видали
Крестьяне центральной
Руси.

К Амуру добравшись,
На сопки взобравшись,
Застыли в смущеньи
Они.

Придирчивым взором
Окинув просторы,
Друг другу кивали –
Гляди:

– Здесь кедры до неба,
Озер обереги,
И сколько свободной
земли!

И светлые думы
На лицах угрюмых,
Мелькнув,
изменили черты.

– Здесь знак нам
Остаться
И в землю врастаться,

Здесь счастье своё
Мы нашли.
Солнце землю озарило
Лев Лазарев
Солнце землю озарило,
Дождик лил вчера весь день,
Небо облако закрыло-
На земле большая тень.

Раскрываются бутоны,
Появляются цветы,
По ночам кошачьи стоны
празднуют приход весны.

Под окном вздыхает тополь:
«Наконец, зима ушла!»
А в гнезде сорочий гомон,
Ждут уж первого птенца!

Непокорная Арктика
Мороз за сорок градусов,
Борей сбивает с ног.
Здесь нет удобных пандусов,
Асфальтовых дорог.

Торосы выше облака,
И трещины во льду,
Медведь, гляди-ка в оба ты,
Совсем не шутит тут.

А воздух стылый, колкий,
Напополам со льдом.
Шторма, бураны долги,
И судьбы на излом.

Просторы необъятные
И небеса в огне,
Полярное сияние
Наградою во тьме.

Так в чём секреты Арктики?
Кто нам откроет их?
Учёные и практики,
Ответьте напрямик.
Седая непокорная,
К себе она манит
Отважных и влюблённых,
И тайны сохранит.

Бесстрашно подняв парус,
Наперекор ветрам
Водил помор кораблик
К суровым островам.

Михайла Ломоносов,
России славный сын,
Хребет почти у полюса
В Арктике открыл.

А Отто Шмидт на севере
Морской путь проложил:
От Кольского до Беренгова
За одно лето плыл.

Седая непокорная,
Позиции сдаёт,
Тому, кого героями
Русь-матушка зовёт!

Заповедник “Бастак”
Пинаева Даша, 11 лет, г. Биробиджан
Мы в поход идём не в парк,
Не в какой-то зоосад.
Мы собрались на природу:
В заповедный лес «БАСТАК».

Солнце льёт с небес лучи,
По камням бегут ручьи.
Я такую красоту
Только в ЕАО найду!
Говорят, здесь тигр есть.
Он, надеюсь, нас не съест,
Мы медведя не встречали,
Но следы его видали.

А кругом цветы и травы,
Птицы редкие в дубраве.
Наш «БАСТАК» им добрый дом,
Сохранить его наш долг.

Сад
Что такое сад?
Праздничный наряд,
Клумбы здесь цветущие,
Соловьи поющие,
Звонкие качели,
Яркие капели,
Запахи шиповника,
Ягоды крыжовника.
Листья золотистые,
Облака пушистые,
Шелест листопада,
Мягкая прохлада.

Папа
У меня уехал папа
Далеко.
Мне прожить без папы
Нелегко.
Хорошо, что очень скоро
Будет он со мной,
Как пароль, твержу я снова:
Мой герой!
Папа мой хороший:
У него дела,
Хоть тысяча навалится,
Справится всегда.

Суп мне разогреет,
Хоть и сама могу,
Дракона одолеет,
Что по ночам в шкафу.

Приезжай скорее,
Я очень тебя жду.
Жизнь с тобой светлее.
Я тебя люблю!

В прошлом году мы со своими ребятами отметили юбилей – 10 лет нашему юношескому отделению городского Пушкинского клуба при МБОУ «СОШ № 5».
Ребята из Юношеского отделения городского Пушкинского Клуба при МБОУ СОШ № 5 г. Биробиджана заложили городскую традицию праздновать День рождения А.С. Пушкина 6 июня
О поэте осторожно
Начинаю, чуть дыша…
Так определяет свое отношение к Пушкину юная биробиджанка Антонова Влада, обладательница удостоверения Пушкинского Клуба.
Каким великим должно быть духовное влияние знаменитого русского поэта на чистую детскую душу, если и через двести с лишним лет, чуть дыша, открывают его книги, говорят о его судьбе, преклоняются перед его творчеством?
6 июня 2011 года. Город Биробиджан. Набережная. Чистый – до пронзительности – летний день. Солнце щедро заливает клумбы, беседки, стелы, решетку ограды, изящной вязью напоминающую ворота Летнего сада. Ветер раздувает паруса облаков, стремительно пикирует с воздушными змеями… и запутывается в длинных локонах совсем юных красавиц, собравшихся у скамьи Онегина. Что привело их именно сюда, а не в развлекательные центры?
Памятная дата – 211-я годовщина со дня рождения Александра Пушкина. И сегодня на набережной – излюбленном месте горожан, у скамьи Онегина – собрались участники летней интеллект-смены «Пушкинята» (руководитель Елена Лазарева, преподаватель МБОУ «СОШ № 5») прочесть свои первые стихи в честь первого поэта России.
Здесь их встречал председатель областного пушкинского клуба Роман Борисович Файн, удостоенный высокой правительственной награды «Медаль Пушкина» за особый вклад в дело сохранения культурного наследия.
И вот звучат над синей Бирой первые, не смелые еще, но такие проникновенные детские строки Антоновой Влады; озорное, как характер маленького Пушкина, стихотворение Маковеевой Александры; волнующее произведение Вероники Чечелевой и торжественный аккорд россиянки, славящей стихотворца, Амеличкиной Екатерины. Самый юный участник мероприятия Лев Лазарев (победитель городского конкурса «Золотое перышко»), вдохновленный образом ученого кота, что ходит по цепи кругом, прочел свое стихотворение про друга-кота, недюжинного ума.
К привлекающей внимание группе стали присоединяться прохожие, местные поэты, работники телевидения. Вдохновенно слушали они рассказы Романа Файна о детстве Пушкина, лицейских друзьях. Как много знает о Пушкине этот человек. С улыбкой смотрит он на ребят и называет их отделением Пушкинского клуба для совсем юных почитателей пушкинского творчества.
Стихи и проза участников моего Пушкинского клуба.
Меня зовут Аленушка.
Вы даже не представляете, сколько мне лет, и что со мною было.
Мне не хочется рассказывать об этом новой своей хозяйке, маленькой хрупкой девочке с длинной темной косой. Хотя, я думаю, она обо мне очень многое знает. Знает, потому что очень дружит со своей прабабушкой Варей.
Взрывной волной выбросило меня в окно вагона. Вокруг бегали испуганные люди, кричали, звали своих родных, потерявшихся в кромешном дыму полыхающих цистерн и товарняков. Какая-то женщина подбежала ко мне. Взглянула с надеждой…и громко заплакала. Видимо, перепутала во тьме меня, куклу, со своей дочкой. Долго эта мама еще металась по станции, искала свое дитя. Напрасно. Малютку завалило остатками крыши товарняка, когда женщина бегала на вокзал за кипятком. Война…Жесточе нету слова…
Знает, что меня нашла её бабушка, тогда ещё сама девчушка. Была я вся испачкана сажей, углем, без туфелек, в истоптанном платье. Как бережно восстанавливала меня Варенька. Словно раненого солдата к жизни возвращала.
Знает, что у меня под кукольным платьем, на животе, носили сообщения для партизан. И я слышала, как быстро-быстро стучало сердце моей маленькой хозяйки, когда навстречу шел немецкий патруль или полицаи.
Знает, что на моих кукольных глазах, когда я лежала в грязи, сожгли почти всю деревню. Осталась лишь несколько человек.
Меня спасли!
Много лет я была любимой игрушкой своих девочек.
Они любят меня, дорожат мной и памятью, которая связана со мной.
И я люблю своих «девочек».
Не теряйте меня, и тогда вы не потеряете свою память, свою историю, свое будущее.
Брылев Павел, 9Б

День рождения Пушкина
(6 июня)
Антонова Влада
О поэте осторожно
Начинаю, чуть дыша,
А иначе невозможно,
Ведь о Пушкине слова

Это мы теперь гордимся,
А царю он был не мил,
Злой судьбе не покорился,
О свободе возвестил.

И сегодня в каждом доме
Книги Пушкина прочтут,
Потому что во всём мире
Русского поэта чтут.

Страна Пушкина.
Маковеева Саша
Дочке мама говорила:
«Пушкин, доченька,- поэт.
Он в поэзии — светило,
Знаменитый на весь свет»

Дочка маме доверяет,
Берёт книжку со стола,
Листик первый открывает
А на нём… Вот чудеса:

И русалка, и царевна,
И Кощей, и Черномор.
Всех чудес не счесть, наверно,
Здесь фантазии простор!

Дочку книжка захватила:
О прогулке ни гу-гу,
Лучше я подружек милых
К Лукоморью позову.

Александр Пушкин – человек и самолет
В рамках предметной недели по русскому языку стараюсь организовать встречи с интересными людьми, поэтами, писателями. Одна из очередных встреч обучающихся 7Г, 7Д, 8А классов состоялась с председателем городского Пушкинского Клуба Романом Файном 20 марта в МБОУ СОШ №5.


В ходе встречи Роман Борисович рассказал об уникальных фактах из жизни А.С. Пушкина, собранных им в результате изучения жизни и творчества первого поэта России. Ребята узнали, что и сам председатель пишет стихи. Особенно понравилось им стихотворение об именном самолете «Александр Пушкин», построенном на собранные народом деньги, и отважном летчике, сражавшемся на нем в годы Великой Отечественной войны. Всего на данном самолете было совершено около 4000 вылетов и сбито 33 самолета противника!
Знаменитый А. Покрышкин возле именного самолета.
Легендарный летчик Юрий Иванович Горохов совершил на самолете «Александр Пушкин» около 400 боевых вылетов. Проведя более 70 воздушных боёв, сбил 23 вражеских самолёта лично и 10 в составе группы. 4.02.1944 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Погиб в бою.
На мероприятии прочитали стихи собственного сочинения и ученики школы. Наиболее отличившиеся на протяжении нескольких лет в творческих конкурсах, были приняты в члены юношеского отделения Пушкинского клуба и получили удостоверения из рук председателя.

О нашем Пушкинском клубе показывают ролики по ТВ, говорят на радио, пишут в газетах.
Стихи победителей конкурсов печатают на страницах газет, в книгах «Золотое перышко». Во всех книгах «Золотое перышко» есть работы победителей конкурса, участников нашего клуба.

Огромным стимулом для развития ребят являются встречи с замечательными людьми. Очень значимое событие в жизни нашего Пушкинского клуба – встреча с писателем, историком, преподавателем единственного в России Литературного института Александром Петровичем Торопцевым. Александр Петрович Торопцев дважды прилетал из Москвы и проводил встречи с нашими ребятами из Клуба.

Мастер-класс по стихосложению с преподавателем московского вуза,
настоящим писателем Александром Торопцевым

Столичный писатель проводит слушание: дети читают ему свои стихи, а преподаватель очень строго анализирует их. Работа идет, как со студентами Литературного института, г. Москва. Слезы тоже были. Но назвался поэтом – полезай в кузов. Зато результаты – победы в творческих конкурсах – не заставили себя ждать.
Благодарю за эти мастер-классы Тамару Сафарову, поэтессу, члена Союза писателей России.
Особая тема в творчестве юных поэтов – тема войны 1941-1945 гг.
Чайкина Яна, 8 кл, победитель конкурса «Золотое перышко»
— Мама, мне было страшно,
Когда загоралось небо
Над рванью выжженных пашен,
Прежде богатых хлебом.
Мама мне было страшно,
Когда оглушали взрывы
В близости слишком ясной,
Когда павшим рыли могилы.
Мама, мне было страшно,
Когда замелькали лица
В первом моем рукопашном:
Десять, пятнадцать, тридцать.
Мама, мне было страшно,
Когда умирали люди:
Товарищи, братья наши.
Сколько их еще будет?
Мама, мне было страшно,
Когда зацепила пуля,
Делая кожу влажной
Режущим поцелуем
Мама, мне было страшно,
Когда тяжелели веки,
А сердце сражалось отважно
За право не глохнуть навеки.
Мама, и ПУСТЬ было страшно
Лететь по последнему следу
Я думал о самом важном:
— За тебя! За Родину! За Победу!

Лазарев Лев, «Пушкинский клуб», постоянный победитель конкурсов

Как молоды вы были, мои деды,
Когда пошли дорогами войны!
Как трепетно желали вам победы
Глаза и губы преданной жены.

И молодость отчаянная ваша
Сгорела там, в огне больших боев,
Не дождалась Иванушку Дуняша:
Он не вернулся под родимый кров.

Другой мой дед… он наводил понтоны
Под бомбами, осколочным огнем.
Вода была кровавой и студеной
Пришел в Берлин, вернулся в отчий дом,

Где всю войну ждала жена и дети,
Где подросли деревья у крыльца.
От ран он умер – нет чудес на свете –
Девчата вырастали без отца.
Но в памяти вы те же, молодые,
Какими вы ушли когда-то в бой:
Отчаянные, добрые, родные,
Отчизну заслонившие собой!
Прежде чем написать такое стихотворение, пришлось несколько раз летать на родину дедов под Петербург. По крупицам собирать сведения об их ратных подвигах. Благодаря долгожительнице Валентине Ивановой, пережившей ужасы фашистской оккупации, это стало возможным.
Если бы Вы видели реакцию пожилой женщины, дочери этого солдата, прошедшего минометный огонь, студеную воду по пояс, когда внук ей читал свое стихотворение! Невозможно описать словами тот восторг, боль утраты, воспоминания о диком голоде военного детства, малолетнем труде в военном госпитале этой женщины. Вы представляете себе, что чувствовал внук при этом? Вот она СИЛА ПОЭЗИИ.
Небольшое стихотворение – великое воздействие на душу подростка.

Аникин Илья, победитель конкурса «Золотое перышко»
На окнах разорван тюль
От укусов фашистских пуль…
— Мама! – слышится детский плач, –
Ты от смерти меня спрячь!

Почему убивают нас?
Почему погибает Донбасс?
Нет вины нашей в этой войне,
Оттого обидно вдвойне.

Почему началась война,
Кому радость приносит она?
Кому слезы людей нужны?
Кому хочется жить во лжи?

-Ах, сынок! – как тебе объяснить…
Как же хочется долго жить!
Каждый день видеть мирный рассвет,
Взрывы бомб не слыхать вовек.

Только видит все Бог с небес.
Существует противовес:
Силы зла не погубят нас.
Нам помогут, спасут Донбасс. 2014 г.

«От личностно-значимых для ученика действий к научным знаниям»
При знакомстве с литературным произведением применяю принципы творческого подхода к развитию письменной и устной речи как формы самовыражения личности каждого ребенка. Здесь применяю как давно известные методы и формы работы, так и современные, которые очень нравятся ребятам: например, «Косплей» — перевоплощение в литературного героя, не только внешности, костюма, но и его речи, манер, мимики и движений.
Литературные гостиные «Русский мир». «Мой Пушкин».

И как же не объясниться в любви к родному городу:
Биробиджан…

Погожий день…
На окнах кружевная тень
Деревьев
В скверике твоем,
Где с мамой за руку вдвоем
Шагал,
Гордясь, что ты живешь
В том лучшем месте
на Земле,
Где воздух кажется вдвойне
И слаще, и дороже нет
Фонтанов,
Улиц и домов.
В заморском лике городов
Их точно не найдешь
Нигде,
Они лишь здесь, —
В твоей судьбе.
Л. Лазарев, г. Биробиджан

В.А. Сухомлинский писал: «Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребенок сказал свое слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своем интеллектуальном развитии». «Своим словом» в 5-6 классах становится сочинение сказок, рассказов по пословице, в 7-м – былин, стихотворений в прозе. Особенно хорошо эта работа идет в 5-м классе, потому что сказки – любимое чтение детей этого возраста; их жизнеутверждающий характер, оптимизм вызывает у них ответные чувства, желание сочинить сказку самому, а это – средство развития не только речи учащихся, но и литературно-творческих способностей:
Задание сочинить сказку самому предваряется подготовительной работой: наблюдением над построением сказок, характерными «сказочными» словами, оборотами, формулированием основной мысли сказок, изучаемых по программе. Сказка – одна из первых сфер творчества, доступных ребенку, нужно только поощрять хорошие работы, создавать ситуацию успеха, чтобы не пресекать творческую инициативу в самом начале.
Ярким примером сказанному могут служить сказки, сочиненные ребятами:

Мартовская сказка
Козлова Мария
Ночь в ожидании чуда… Тихо летел пушистый снег. В свете фонарей он плавно крупными хлопьями падал на землю.
Город спал, а зима готовила прощальную сказку.
Наконец наступает утро. Золотисто – огненное солнце поднимается над голубыми сопками. Взглянув на чудеса зимы, оно решило наполнить эту сказку своим чудесным светом. Вдохнуть в неё жизнь. Золотые лучи окрасили снежные макушки деревьев. Ёлочки в пушистых шубках.
Маленькая девочка очень рада этому зрелищу. Жаль, что это чудо скоро исчезнет. Но сколько нежности и красоты зима подарила людям!
Как известно, «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…». В слово вложен глубокий смысл и, если хотите, мотив и даже приказ к действию. Оно, как живое существо умеет восторгаться, действовать, подчиняться, увлекать синим буйным ветром к высотам небес и пространств. Отличить слово «добро» от слова «зло» помогает его лексическое значение. Наступает у подростков потребность развития умения работать с различными видами словарей. Особенно, когда не хватает ученику лексикона. И тем более при написании стихов. Приходит на помощь не только «Словарь синонимов». Есть редкий словарь, подаренный глубокоуважаемым человеком. Он так и называется «Словарь богатств русского языка».

Подготовку к ОГЭ и ЕГЭ начинаю уже с 6-7 класса. Работа с текстом так или иначе присутствует на каждом уроке русского языка или литературы. Отработав правило, обязательно проговариваю, как формулируется данное правило в КИМах. Любовь к слову, к его этимологии, лексическому значению формирует уверенное использование его в речи, повседневной жизни, и как результат — успешность молодого человека. Многое можно почерпнуть в систематической работе со словарем. А как стихосложение поможет на этом этапе работы? Существует «Словарь богатств русского языка» Харченко В.К. Благодаря ему из словарной статьи появляется строка: «Василек мой луговой – пуговник крылатый». Какой милый, дорогой сердцу образ возникает в сознании подростка. А это уже простор фантазии, полет творчества. Подумать только: «пуговник крылатый». Ассоциации не замедлят себя ждать. А это уже сильное начало для сочинения в форме ЕГЭ – эссе, рассуждение. Результаты ОГЭ в 9 классе, итоги ВПР, все внешние мониторинги основаны на читательской грамотности. Каждый учитель, на мой взгляд, стремится к совершенствованию методики подготовки к этим проверкам качества знаний наших учеников. Результаты ГИА, ЕГЭ моих учеников за 14 лет говорят лучше всего.
Хорошие результаты дают «Правила в стихах». Известно по словам ученых, что по окончании школы выпускник помнит лишь 10% из того материала, что изучил за 11 лет. На экзамене и этого можно не вспомнить. Стихи – замечательное подспорье в этом вопросе. Из них, как известно, слов не выбросить. Например: «Кое-, либо-, -то, -нибудь: про дефис не позабудь» или
Живет в Ростове Ростислав,
Растит ростки цветов и трав.
Он с этой отраслью знаком
и не слывет ростовщиком»
(Здесь собраны все слова-исключения из известного правила).
«Если лошадь долго гнать,
а потом ее держать,
то тогда ты будешь слышать,
как она будет дышать»
(Короткий стишок, и все глаголы-исключения навсегда в памяти).
Опыт в области проектной деятельности повышает читательскую грамотность ученика. Многие ученые, журналисты, студенты, школьники использовали данный метод для подготовки научных работ, исследовательских статей, рефератов, курсовых работ, докладов. Этот пример доказывает, что читательская грамотность, основа нашей культуры, которой мы гордимся, необходима в современной жизни.
Результаты итогового собеседования по русскому языку в 9 классе имеют положительную динамику в том случае, если учащиеся под руководством учителя готовятся к экзамену по текстам, которые тоже используются как задания по читательской грамотности. И лучше, если данные тексты будут с великой нравственной основой. Такая подготовка учащихся вошла в практику работы каждого учителя русского языка.
Мне остается только гордиться победами моих учеников. Все те, кто открыл в себе способность писать стихи, занимался стихосложением, признают, что изменились внутренне, чище, что ли, стали. Познакомились со словарями (нужно же было искать верное, звонкое слово синоним, понять его этимологию), подтянули грамматику, бережно стали относиться к сказанному. А главное, отмечают некий свет в душе. Кто как его называет: легкий синий ветер, серебряные лучи. Я улыбаюсь: «Это свет поэзии их освЕтил. А поэзия не только богом поцелованным дается. Все любят меткие выражения, поэтику русских сказок, мудрость и героизм былин, искрометность русских пословиц и стараются употребить в речи меткое словцо.
А я вспоминаю моего сенсея – Марию Константиновну Глебову, поэтессу и друга, которая обогрела мою иззябшую на январских морозах душу после известных Ошских погромов, так называемого майдана в другой стране. Вдохнула жизнь в остолбеневшую меня тогда от немыслимых поворотов судьбы, помогла выстоять, сохранить свою душу, любовь к людям, ученикам, всему живому. «Пишите стихи, Елена, – посоветовала она мне. – Полегчает».
А позже читала мне каждое из своих, только что написанных стихотворений. Мария Глебова, поэтесса от Бога, друг, посланный мне судьбой в дни тяжелых испытаний на стойкость, человечность, милосердие.

Когда приносят первые стихи,
Где вычеркнута половина строчек,
Где пробивает гору шелухи
Зеленый и неведомый росточек-
Беру листок, почти что не дыша
Боюсь вспугнуть чужое вдохновенье…

Люблю я первый топот малыша,
Люблю подростка гордое взросленье,
Все то, что под рукой моей растет,
(Известной женской логики основа),
А счастье возникает средь забот.
Как строчки из подаренного слова.

Мария Глебова

«Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью», – эти слова принадлежат выдающемуся человеку, педагогу В.А. Сухомлинскому. Они навсегда останутся значимыми, проникновенными, поскольку от нас, учителей, зависит, какими будут наши ученики, кем станут, какие принципы они будут защищать в своей жизни, что возьмут с собой и преумножат. «Все мы родом из детства».
И очень важно, если с нами рядом прекрасные люди с чистым сердцем и доброй душой. Выражаю огромную благодарность Оксане Владимировне Храмовой и всему коллективу Института развития образования ЕАО. За вдохновение. Без Вас мой опыт остался бы в ящике стола.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + шесть =