Урок русского языка по теме «Падежные формы имен существительных», 3 класс, УМК «Планета знаний»


Автор: Наталья Валерьевна Попова
Место работы:  МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с. Валдгейм»
Должность: учитель начальных классов


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

Предметные – сформировать первоначальное представление о падежных формах имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

Метапредметные – учить ставить цель на уроке, планировать свои действия, анализировать и сравнивать.

Личностные – контролировать свои действия на этапах достижения цели, развивать умение работать в группе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся определять падеж имен существительных, действуя по алгоритму.

Личностные: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий на уроке; планировать свое действие после его завершения, на основе учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от известного; классифицировать уже изученное об имени существительном; выстраивать логическую цепочку рассуждений; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (карточки), презентация по теме урока.

Технологии: технология развития критического мышления (ТРКМ), технология проблемного обучения, ИКТ.

Ход урока:

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности, целеполагание

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

— Давайте вспомним вчерашний урок русского языка, к какому выводу мы пришли? (зависимое слово в словосочетании изменяет свою форму в зависимости от вопроса, который задают от главного, и употребляется в такой форме, какую требует главное слово)

— Как называется такая связь слов с словосочетании?(Подчинительная)

— Проверим домашнее задание. (стр. 78, у. 103) Что нужно было сделать в домашнем задании?(образовать и записать словосочетания со словом сестра)

— Давайте проверим, что у вас получилось. Что можете сказать о слове сестра?

— Вы использовали это слово в начальной форме или изменяли его?

— Какой частью речи является повторяющееся слово?

— Как изменяется слово при изменении вопроса?

— Это однокоренные слова? (нет. формы слова)Почему?

— Зачем нам нужно менять форму слова?

— Где в жизни нам пригодится это умение?(общение, письмо)

— Какой вид связи слов в этих словосочетаниях?

3. Создание проблемной ситуации

— Можем ли мы изменить другое имя существительное по этим вопросам?

— Как бы вы назвали все то, что мы делали со словом сестра? (на доске появляется карточка «изменение по вопросам имен существительных»)

— Известно ли вам, как в русском языке называется такое изменение форм имен существительных по вопросам?

— Для этого обратимся к учебнику, с. 79. Прочтите первое предложение в рамке.

 

— Какое новое слово встретили? (падежи)

— Кто догадался над какой темой будем работать? Она звучит так «Падежные формы имен существительных»

— Какое изменение могу внести в запись на доске?

— Посмотрите на название темы урока. Какие слова вам понятны и знакомы? А о чем нам многое известно?(о существительном) Давайте повторим. «Интервью» с существительным (ученик с микрофоном в руках является именем существительным. Проходит по классу и «Собирает» ответы на вопрос «Что вам известно обо мне?»)

— Обратимся к нашей записи. Заменим фразу Изменение по вопросам- на фразу изменение по падежам.

— Давайте разберемся с новым для нас словом. На что похоже слово падеж? Слово падеж пришло к нам из греческого языка. Слово «Падеж» было взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Ученые Древней Греции сравнили падение кости и «падением», т.е. изменением существительного.

4. Постановка учебной задачи

— Какова цель урока? В достижении поставленной цели нам поможет маршрутный лист, он находится у вас на столах. Рассмотрите его.

Маршрутный лист

Результат

+ или —

1. Сколько падежей в русском языке?

 

2. Как называются падежи?

 

3. Как определить падеж имён существительных?

 

5. Открытие нового знания

— Давайте вернемся к домашнему заданию. Сколько форм слова сестра мы получили?

— Как вы думаете, можем ли мы образовать еще какую-либо форму?

— Как вы думаете, сколько падежей в русском языке?

— Проверим свои предположения, сверившись с правилом на стр. 79

— Верно ли мы ответили на вопрос? Вернемся к маршрутному листу и сделаем отметку о выполнении вопроса №1. (+).

— В разных языках существует разное количество падежей. (на слайде)

 

6. Физминутка

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.

— Продолжим нашу работу.

— Прочтите второй вопрос маршрутного листа. Можем ли на него ответить? В этом вопросе нам поможет разобраться Полина. Она будет сегодня моим помощником – младшим учителем. Она расскажет нам о падежах, почему падежи получили такие названия?

Хотите узнать? Послушайте сказку.

ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ

Он еще не родился, а уже думали: Кто он? Что он? Какое ему дать имя? Решили назвать – Именительным.

Ждали рождения (кого? чего?) его. Родился – стал Родительным.

Пока он был малышом, всё давали (кому? чему?) ему. И он тал Дательным.

Но он был и большим озорником, за (кого? что?) за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом он подрос, стал творить (кем? чем?) всем, что есть в природе. Стал называться Творительным.

Он всем предлагал свою помощь. Заговорили (о ком? о чём?) о нём. И назвали его Предложным.

— Теперь понятно, откуда произошли такие названия падежей?

— Вы их запомнили? Хорошо!

— Итак ребята, давайте рассмотрим таблицу в упр. 104.

— Как называются падежи?

— Сколько вопросов у каждого падежа? Почему два?

— Какие признаки падежей отмечены в таблице?

— А еще используют слова-помощники для легкости определения падежей.

— Подберите их к падежам. (на доске разбросаны слова, дети их соотносят с падежом и располагают на доске)

 

7. Физминутка

Игра «Жокеи и лошади» цель: найти себе пару. Каждый ребенок получает карточку и должен собраться падеж+ слово помощник + название падежа)

— Садитесь на места, продолжим нашу работу.

— Мы справились со вторым вопросам, продолжаем работу и переходим к третьему. Прочтите его.

Работа в парах

— Для того, чтобы правильно определить падеж нужно знать алгоритм его нахождения. Сейчас мы вместе с вами его составим. Мы будем работать в парах. Ваша задача – на предложенной карточке пронумеровать порядок выполнения действий, чтобы получился алгоритм. (дети получают карточку)

Как определить падеж имен существительных

Определить падеж с помощью таблицы или проверить с помощью вспомогательного слова.

Задать от него вопрос.

Найти слово, с которым имя существительное связано по смыслу.

(проверка, совместное чтение, отметить + в маршрутном листе)

8. Первичное закрепление нового способа действия

— А теперь давайте воспользуемся алгоритмом и поупражняемся в определении падежей у имен существительных. Для этого определите падеж у слова сестра в работе, выполненной дома.

(Совместное выполнение, проверка)

— Что мы сейчас делали с этим словом? Вернемся к правилу и прочтем последнее предложение. Какое изменение могу внести в запись на доске?(изменение по падежам – склонение) Что мы делали со словом сестра? (склоняли)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Вот и подошёл к концу наш урок.

— Давайте вспомним тему урока?

— Какие учебные задачи поставили для себя в начале урока? Достигли ли цели?

— Что нового вы узнали на уроке?

— И снова к нам приходит имя существительное («Интервью»)

Полина задает вопрос «Что нового вы обо мне узнали»?(изменяется по падежам)

— Как в русском языке называется изменение слов по вопросам. А изменения по падежам?

— Сколько падежей?

— Как их определить?

— Для чего нужно знать падежи?

Давайте закончим наш урок оцениванием. Переверните карточку и оцените свою работу на уроке.

 

Я знаю

Да

Нет

Не совсем

Что значит изменить слово по падежам

    

Шесть падежных форм

   

Я умею

   
Определять падеж имён существительных   

— А теперь я оценю работу детей. На следующих уроках мы продолжим работу по этой теме и вы узнаете еще много нового, интересного.

Домашнее задание: стр. 80 упр. 106. Учить падежи и вопросы к ним.

Спасибо за урок!

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 16 =