Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:
Предметные – сформировать первоначальное представление о падежных формах имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.
Метапредметные – учить ставить цель на уроке, планировать свои действия, анализировать и сравнивать.
Личностные – контролировать свои действия на этапах достижения цели, развивать умение работать в группе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся определять падеж имен существительных, действуя по алгоритму.
Личностные: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий на уроке; планировать свое действие после его завершения, на основе учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от известного; классифицировать уже изученное об имени существительном; выстраивать логическую цепочку рассуждений; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (карточки), презентация по теме урока.
Технологии: технология развития критического мышления (ТРКМ), технология проблемного обучения, ИКТ.
Ход урока:
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности, целеполагание
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
— Давайте вспомним вчерашний урок русского языка, к какому выводу мы пришли? (зависимое слово в словосочетании изменяет свою форму в зависимости от вопроса, который задают от главного, и употребляется в такой форме, какую требует главное слово)
— Как называется такая связь слов с словосочетании?(Подчинительная)
— Проверим домашнее задание. (стр. 78, у. 103) Что нужно было сделать в домашнем задании?(образовать и записать словосочетания со словом сестра)
— Давайте проверим, что у вас получилось. Что можете сказать о слове сестра?
— Вы использовали это слово в начальной форме или изменяли его?
— Какой частью речи является повторяющееся слово?
— Как изменяется слово при изменении вопроса?
— Это однокоренные слова? (нет. формы слова)Почему?
— Зачем нам нужно менять форму слова?
— Где в жизни нам пригодится это умение?(общение, письмо)
— Какой вид связи слов в этих словосочетаниях?
3. Создание проблемной ситуации
— Можем ли мы изменить другое имя существительное по этим вопросам?
— Как бы вы назвали все то, что мы делали со словом сестра? (на доске появляется карточка «изменение по вопросам имен существительных»)
— Известно ли вам, как в русском языке называется такое изменение форм имен существительных по вопросам?
— Для этого обратимся к учебнику, с. 79. Прочтите первое предложение в рамке.
— Какое новое слово встретили? (падежи)
— Кто догадался над какой темой будем работать? Она звучит так «Падежные формы имен существительных»
— Какое изменение могу внести в запись на доске?
— Посмотрите на название темы урока. Какие слова вам понятны и знакомы? А о чем нам многое известно?(о существительном) Давайте повторим. «Интервью» с существительным (ученик с микрофоном в руках является именем существительным. Проходит по классу и «Собирает» ответы на вопрос «Что вам известно обо мне?»)
— Обратимся к нашей записи. Заменим фразу Изменение по вопросам- на фразу изменение по падежам.
— Давайте разберемся с новым для нас словом. На что похоже слово падеж? Слово падеж пришло к нам из греческого языка. Слово «Падеж» было взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Ученые Древней Греции сравнили падение кости и «падением», т.е. изменением существительного.
4. Постановка учебной задачи
— Какова цель урока? В достижении поставленной цели нам поможет маршрутный лист, он находится у вас на столах. Рассмотрите его.
Маршрутный лист | Результат + или — |
1. Сколько падежей в русском языке? | |
2. Как называются падежи? | |
3. Как определить падеж имён существительных? |
5. Открытие нового знания
— Давайте вернемся к домашнему заданию. Сколько форм слова сестра мы получили?
— Как вы думаете, можем ли мы образовать еще какую-либо форму?
— Как вы думаете, сколько падежей в русском языке?
— Проверим свои предположения, сверившись с правилом на стр. 79
— Верно ли мы ответили на вопрос? Вернемся к маршрутному листу и сделаем отметку о выполнении вопроса №1. (+).
— В разных языках существует разное количество падежей. (на слайде)
6. Физминутка
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.
— Продолжим нашу работу.
— Прочтите второй вопрос маршрутного листа. Можем ли на него ответить? В этом вопросе нам поможет разобраться Полина. Она будет сегодня моим помощником – младшим учителем. Она расскажет нам о падежах, почему падежи получили такие названия?
Хотите узнать? Послушайте сказку.
ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ
Он еще не родился, а уже думали: Кто он? Что он? Какое ему дать имя? Решили назвать – Именительным.
Ждали рождения (кого? чего?) его. Родился – стал Родительным.
Пока он был малышом, всё давали (кому? чему?) ему. И он тал Дательным.
Но он был и большим озорником, за (кого? что?) за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом он подрос, стал творить (кем? чем?) всем, что есть в природе. Стал называться Творительным.
Он всем предлагал свою помощь. Заговорили (о ком? о чём?) о нём. И назвали его Предложным.
— Теперь понятно, откуда произошли такие названия падежей?
— Вы их запомнили? Хорошо!
— Итак ребята, давайте рассмотрим таблицу в упр. 104.
— Как называются падежи?
— Сколько вопросов у каждого падежа? Почему два?
— Какие признаки падежей отмечены в таблице?
— А еще используют слова-помощники для легкости определения падежей.
— Подберите их к падежам. (на доске разбросаны слова, дети их соотносят с падежом и располагают на доске)
7. Физминутка
Игра «Жокеи и лошади» цель: найти себе пару. Каждый ребенок получает карточку и должен собраться падеж+ слово помощник + название падежа)
— Садитесь на места, продолжим нашу работу.
— Мы справились со вторым вопросам, продолжаем работу и переходим к третьему. Прочтите его.
Работа в парах
— Для того, чтобы правильно определить падеж нужно знать алгоритм его нахождения. Сейчас мы вместе с вами его составим. Мы будем работать в парах. Ваша задача – на предложенной карточке пронумеровать порядок выполнения действий, чтобы получился алгоритм. (дети получают карточку)
Как определить падеж имен существительных
Определить падеж с помощью таблицы или проверить с помощью вспомогательного слова.
Задать от него вопрос.
Найти слово, с которым имя существительное связано по смыслу.
(проверка, совместное чтение, отметить + в маршрутном листе)
8. Первичное закрепление нового способа действия
— А теперь давайте воспользуемся алгоритмом и поупражняемся в определении падежей у имен существительных. Для этого определите падеж у слова сестра в работе, выполненной дома.
(Совместное выполнение, проверка)
— Что мы сейчас делали с этим словом? Вернемся к правилу и прочтем последнее предложение. Какое изменение могу внести в запись на доске?(изменение по падежам – склонение) Что мы делали со словом сестра? (склоняли)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
— Вот и подошёл к концу наш урок.
— Давайте вспомним тему урока?
— Какие учебные задачи поставили для себя в начале урока? Достигли ли цели?
— Что нового вы узнали на уроке?
— И снова к нам приходит имя существительное («Интервью»)
Полина задает вопрос «Что нового вы обо мне узнали»?(изменяется по падежам)
— Как в русском языке называется изменение слов по вопросам. А изменения по падежам?
— Сколько падежей?
— Как их определить?
— Для чего нужно знать падежи?
Давайте закончим наш урок оцениванием. Переверните карточку и оцените свою работу на уроке.
Я знаю | Да | Нет | Не совсем |
Что значит изменить слово по падежам | |||
Шесть падежных форм | |||
Я умею | |||
Определять падеж имён существительных |
— А теперь я оценю работу детей. На следующих уроках мы продолжим работу по этой теме и вы узнаете еще много нового, интересного.
Домашнее задание: стр. 80 упр. 106. Учить падежи и вопросы к ним.
– Спасибо за урок!